Урок русского языка в 5 классе по теме «Прямая речь»

2
0
Материал опубликован 27 September 2016 в группе

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе учителя Гуляевой Екатерины Витальевны

Тема

Предложение с прямой речью

Цель

дать преставление о предложениях с прямой речью, научить расставлять знаки препинания в таких предложениях, вспомнить расстановку знаков препинания в простом осложненном предложении,

развивать орфографическую зоркость, навыки самостоятельной работы, умение анализировать

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать, что такое предложения с прямой речью, уметь расставлять знаки препинания в таких предложениях, научиться рисовать схемы предложений с прямой речью

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Прямая речь, слова автора, предложение, знаки препинания

Межпредметные связи

Окружающий мир, литература

Ресурсы:

Методическое пособие, презентация, учебник Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3 ч. Ч.1/ С.И. Львова, В.В. Львов – М.: 2010

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Методы и приемы обучения

Комментированное чтение, задания на установления соответствий, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом, тест

   

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель: Включение в деят-ть

Доброе утро, ребята. Присаживайтесь. Откройте тетрадки и запишите число, классная работа. Хорошо. Посмотрите в окно. Снег, как ковер, устилает дорожки. Снежинки, словно кристаллики маленького счастья, ложатся на ладошки.

Записывают число, классная работа, наблюдают за природой

Включение в учебный процесс

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока

А теперь давайте вспомним те предложения, с которых я начала урок. Запишу их на доске.

-Я все правильно записала?

-Кто пойдет к доске и исправит мои ошибки?

1.Доброе утро ребята.

2.Откройте тетрадки и запишите число.

3.Снег как ковер устилает дорожки. Снежинки словно кристаллики маленького счастья ложатся на ладошки.


 

Дети говорят, что нет знаков препинания

Ученик расставляет запятые, комментируя. Не хватает предложения с вводным словам. Придумывает, записывает на доске.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

III. Выявление места и причины затруднения

А теперь обратим внимание на следующее предложение

ПрисаживайтИсь сказал учитель.

Вы можете расставить знаки препинания?

Почему?


 

Нет, потому что не знают правила

Перед нами ПРОБЛЕМА

 

Познавательные

УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Построение проекта выхода из затруднения

.

Итак, друзья мои, сложилась затруднительная ситуация. Как вы считаете, какова цель нашей дальнейшей работы?

Правильно. А что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему?

Давайте разберем предложение, в котором мы не смогли расставить знаки препинания.

На какие 2 части мы можем поделить? Какая часть несет информацию, о чем речь, а какая – кто говорит?

Присаживайтесь сказал учитель

Прямая речь слова автора

Умнички! Обратите внимание на следующие предложения. Где здесь прямая речь, а где слова автора?

Попробуем построить схемы

Проверка

Найти решение данной проблемы

Познакомиться с новым правилом, обратиться к учебнику

Формулируют вопросы урока

Разбирают фразу, делают вывод, что такое прямая речь, что такое слова автора, исправляют ошибку в окончании глагола(повел.накл.,мн.ч)

Строят схемы, обращают внимание на знаки препинания

Вырабатывают алгоритм, чтобы правильно расставить знаки препинания надо:

-найти прямую речь

-найти слова автора

-определить их местоположение

Познавательные

УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

V. Реализация построенного проекта

Физ.минутка

А теперь давайте отдохнем. Возьмем нашу книжку. Кто называет число сегодня? (брошюра «Физ.минутки на уроках»)

Молодцы, немножко отдохнули.

Ребята, обратимся к нашему учебнику. П.30 с.170

Давайте закрепим наши знания. Упр. 461 (У)

Мы теперь можем расставить знаки препинания в нашем предложении?

«Присаживайтесь», - сказал учитель.

Молодцы! А теперь посмотрим, как вы сможете найти в тексте предложения с прямой речью.

Перед вами текст. О чем он? Ваша задача найти предложения с ПР и нарисовать в тетради схемы.

Самопроверка. Можно вызвать к доске. Можно сначала найти все предложения, а потом начертить схемы

Учащиеся читают текст параграфа, еще раз закрепляют материал

Читают текст В.Осеевой, определяют основную мысль текста

Чертят схемы.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа

Цель – тренировать способность к самоконтролю

С заданием вы справились, расскажите мне еще раз, какие же знаки препинания ставятся в предложения с прямой речью.

Предлагаю вам небольшой тест.

Самопроверка обмениваются тетрадями

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? Достигли поставленных целей? Ответили на вопросы?

Предлагаю после ответов 2 учеников выйти к доске и начертить схемы, которые запомнили

О предложения с ПР, знаках препинания, условиях их постановки, вспомнили про простое осложненное предложение.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

П. 30 упр. 462 (у), упр. 465 или 466

   
Комментарии
Комментариев пока нет.