12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гуляева Екатерина Витальевна Аккаунт удалён Россия, Курская обл., Курск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок по теме «Прямая речь»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе учителя Гуляевой Екатерины Витальевны
Тема | Предложение с прямой речью | ||||
Цель | дать преставление о предложениях с прямой речью, научить расставлять знаки препинания в таких предложениях, вспомнить расстановку знаков препинания в простом осложненном предложении, развивать орфографическую зоркость, навыки самостоятельной работы, умение анализировать | ||||
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД | |||
Знать, что такое предложения с прямой речью, уметь расставлять знаки препинания в таких предложениях, научиться рисовать схемы предложений с прямой речью | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках | ||
Основные понятия | Прямая речь, слова автора, предложение, знаки препинания | ||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, литература | ||||
Ресурсы: | Методическое пособие, презентация, учебник Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3 ч. Ч.1/ С.И. Львова, В.В. Львов – М.: 2010 | ||||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | ||||
Методы и приемы обучения | Комментированное чтение, задания на установления соответствий, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом, тест | ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты | |
I. Орг.момент Цель: Включение в деят-ть | Доброе утро, ребята. Присаживайтесь. Откройте тетрадки и запишите число, классная работа. Хорошо. Посмотрите в окно. Снег, как ковер, устилает дорожки. Снежинки, словно кристаллики маленького счастья, ложатся на ладошки. | Записывают число, классная работа, наблюдают за природой | Включение в учебный процесс | |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока | А теперь давайте вспомним те предложения, с которых я начала урок. Запишу их на доске. -Я все правильно записала? -Кто пойдет к доске и исправит мои ошибки? | 1.Доброе утро ребята. 2.Откройте тетрадки и запишите число. 3.Снег как ковер устилает дорожки. Снежинки словно кристаллики маленького счастья ложатся на ладошки.
Дети говорят, что нет знаков препинания Ученик расставляет запятые, комментируя. Не хватает предложения с вводным словам. Придумывает, записывает на доске. | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
III. Выявление места и причины затруднения | А теперь обратим внимание на следующее предложение ПрисаживайтИсь сказал учитель. Вы можете расставить знаки препинания? Почему? |
Нет, потому что не знают правила Перед нами ПРОБЛЕМА
| Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения . | Итак, друзья мои, сложилась затруднительная ситуация. Как вы считаете, какова цель нашей дальнейшей работы? Правильно. А что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему? Давайте разберем предложение, в котором мы не смогли расставить знаки препинания. На какие 2 части мы можем поделить? Какая часть несет информацию, о чем речь, а какая – кто говорит? Присаживайтесь сказал учитель Прямая речь слова автора Умнички! Обратите внимание на следующие предложения. Где здесь прямая речь, а где слова автора? Попробуем построить схемы Проверка | Найти решение данной проблемы Познакомиться с новым правилом, обратиться к учебнику Формулируют вопросы урока Разбирают фразу, делают вывод, что такое прямая речь, что такое слова автора, исправляют ошибку в окончании глагола(повел.накл.,мн.ч) Строят схемы, обращают внимание на знаки препинания Вырабатывают алгоритм, чтобы правильно расставить знаки препинания надо: -найти прямую речь -найти слова автора -определить их местоположение | Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; | |
V. Реализация построенного проекта | Физ.минутка А теперь давайте отдохнем. Возьмем нашу книжку. Кто называет число сегодня? (брошюра «Физ.минутки на уроках») Молодцы, немножко отдохнули. Ребята, обратимся к нашему учебнику. П.30 с.170 Давайте закрепим наши знания. Упр. 461 (У) Мы теперь можем расставить знаки препинания в нашем предложении? «Присаживайтесь», - сказал учитель. Молодцы! А теперь посмотрим, как вы сможете найти в тексте предложения с прямой речью. Перед вами текст. О чем он? Ваша задача найти предложения с ПР и нарисовать в тетради схемы. Самопроверка. Можно вызвать к доске. Можно сначала найти все предложения, а потом начертить схемы | Учащиеся читают текст параграфа, еще раз закрепляют материал Читают текст В.Осеевой, определяют основную мысль текста Чертят схемы. | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; | |
VI. Самостоятельная работа Цель – тренировать способность к самоконтролю | С заданием вы справились, расскажите мне еще раз, какие же знаки препинания ставятся в предложения с прямой речью. Предлагаю вам небольшой тест. | Самопроверка обмениваются тетрадями | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание | Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? Достигли поставленных целей? Ответили на вопросы? Предлагаю после ответов 2 учеников выйти к доске и начертить схемы, которые запомнили | О предложения с ПР, знаках препинания, условиях их постановки, вспомнили про простое осложненное предложение. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. | |
VIII. Домашнее задание. | П. 30 упр. 462 (у), упр. 465 или 466 |