Урок русского языка в 5 классе по теме «Прямая речь»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе учителя Гуляевой Екатерины Витальевны
Тема |
Предложение с прямой речью |
||||
Цель |
дать преставление о предложениях с прямой речью, научить расставлять знаки препинания в таких предложениях, вспомнить расстановку знаков препинания в простом осложненном предложении, развивать орфографическую зоркость, навыки самостоятельной работы, умение анализировать |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Формировать УУД |
|||
Знать, что такое предложения с прямой речью, уметь расставлять знаки препинания в таких предложениях, научиться рисовать схемы предложений с прямой речью |
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь |
Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
||
Основные понятия |
Прямая речь, слова автора, предложение, знаки препинания |
||||
Межпредметные связи |
Окружающий мир, литература |
||||
Ресурсы: |
Методическое пособие, презентация, учебник Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3 ч. Ч.1/ С.И. Львова, В.В. Львов – М.: 2010 |
||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания. |
||||
Методы и приемы обучения |
Комментированное чтение, задания на установления соответствий, устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом, тест |
||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
|
I. Орг.момент Цель: Включение в деят-ть |
Доброе утро, ребята. Присаживайтесь. Откройте тетрадки и запишите число, классная работа. Хорошо. Посмотрите в окно. Снег, как ковер, устилает дорожки. Снежинки, словно кристаллики маленького счастья, ложатся на ладошки. |
Записывают число, классная работа, наблюдают за природой |
Включение в учебный процесс |
|
II. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока |
А теперь давайте вспомним те предложения, с которых я начала урок. Запишу их на доске. -Я все правильно записала? -Кто пойдет к доске и исправит мои ошибки? |
1.Доброе утро ребята. 2.Откройте тетрадки и запишите число. 3.Снег как ковер устилает дорожки. Снежинки словно кристаллики маленького счастья ложатся на ладошки.
Дети говорят, что нет знаков препинания Ученик расставляет запятые, комментируя. Не хватает предложения с вводным словам. Придумывает, записывает на доске. |
Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
|
III. Выявление места и причины затруднения |
А теперь обратим внимание на следующее предложение ПрисаживайтИсь сказал учитель. Вы можете расставить знаки препинания? Почему? |
Нет, потому что не знают правила Перед нами ПРОБЛЕМА
|
Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения . |
Итак, друзья мои, сложилась затруднительная ситуация. Как вы считаете, какова цель нашей дальнейшей работы? Правильно. А что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему? Давайте разберем предложение, в котором мы не смогли расставить знаки препинания. На какие 2 части мы можем поделить? Какая часть несет информацию, о чем речь, а какая – кто говорит? Присаживайтесь сказал учитель Прямая речь слова автора Умнички! Обратите внимание на следующие предложения. Где здесь прямая речь, а где слова автора? Попробуем построить схемы Проверка |
Найти решение данной проблемы Познакомиться с новым правилом, обратиться к учебнику Формулируют вопросы урока Разбирают фразу, делают вывод, что такое прямая речь, что такое слова автора, исправляют ошибку в окончании глагола(повел.накл.,мн.ч) Строят схемы, обращают внимание на знаки препинания Вырабатывают алгоритм, чтобы правильно расставить знаки препинания надо: -найти прямую речь -найти слова автора -определить их местоположение |
Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
|
V. Реализация построенного проекта |
Физ.минутка А теперь давайте отдохнем. Возьмем нашу книжку. Кто называет число сегодня? (брошюра «Физ.минутки на уроках») Молодцы, немножко отдохнули. Ребята, обратимся к нашему учебнику. П.30 с.170 Давайте закрепим наши знания. Упр. 461 (У) Мы теперь можем расставить знаки препинания в нашем предложении? «Присаживайтесь», - сказал учитель. Молодцы! А теперь посмотрим, как вы сможете найти в тексте предложения с прямой речью. Перед вами текст. О чем он? Ваша задача найти предложения с ПР и нарисовать в тетради схемы. Самопроверка. Можно вызвать к доске. Можно сначала найти все предложения, а потом начертить схемы |
Учащиеся читают текст параграфа, еще раз закрепляют материал Читают текст В.Осеевой, определяют основную мысль текста Чертят схемы. |
Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
|
VI. Самостоятельная работа Цель – тренировать способность к самоконтролю |
С заданием вы справились, расскажите мне еще раз, какие же знаки препинания ставятся в предложения с прямой речью. Предлагаю вам небольшой тест. |
Самопроверка обмениваются тетрадями |
Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
|
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание |
Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? Достигли поставленных целей? Ответили на вопросы? Предлагаю после ответов 2 учеников выйти к доске и начертить схемы, которые запомнили |
О предложения с ПР, знаках препинания, условиях их постановки, вспомнили про простое осложненное предложение. |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
|
VIII. Домашнее задание. |
П. 30 упр. 462 (у), упр. 465 или 466 |