Урок русского языка в 8 классе «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

0
0
Материал опубликован 10 June 2016

Пояснительная записка к презентации

Разработка урока русского языка в 8 классе.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Подготовила учитель русского языка и литературы Хусаинова Оксана Ивановна (Саратов).

Цели урока:

1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах.

2. Познакомиться с понятием «чужая речь».

3. Рассмотреть понятие «косвенная речь».

4. Сформировать умение различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

 

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Здравствуйте ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к уроку, проверьте, у всех ли есть ручки, тетради, учебники? Садитесь, пожалуйста, на свои места. На прошлом уроке мы говорили о пунктуационном и синтаксическом разборе предложения. Дома вам нужно было разобрать два предложения. Давайте посмотрим, как у вас это получилось. Все ли справились с домашним заданием? Какие трудности возникли?

 

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Запишем число и тему урока. Перед вами предложение. (Слайд 1). Давайте его прочитаем. Чем оно необычно? Чьи слова, чья речь в нем содержится? Кроме слов автора в нем содержится еще и речь другого человека, чужая речь. Мы часто говорим о том, что нам рассказывают другие люди, вспоминаем о том, что прочитали в книгах, услышали по радио и по телевизору. Когда мы передаем чужие слова, чужую речь в нашей устной речи, у нас это не вызывает затруднений. Но когда нужно передать чужую речь письменно, мы не всегда можем ее правильно оформить. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Конечно, о том, как в русском языке говорящий и пишущий может передавать чужую речь. Давайте запишем тему урока. Слайд 2. Какие цели мы можем перед собой поставить? Слайд 3.

 

III. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Итак, что же такое чужая речь? Слайд 4. Под наименованием «чужая речь» понимают высказывания других лиц, а иногда и свои собственные. Это слова, которые мы когда-то произнесли, мысли, о которых хотим рассказать. Какие способы передачи чужой речи есть в синтаксисе русского языка? Сегодня мы поговорим о двух из них. Слайд 5.

Вспомните, пожалуйста, что такое прямая речь? Давайте вспомним, как называется лицо, которое передает прямую речь? Слайд 6.

Из каких частей состоит прямая речь? Слайд 7.

Давайте вспомним, в чем особенность этого способа передачи чужой речи?

Действительно, это самый точный способ передачи чужой речи, при помощи которого мы можем сохранить чужое высказывание дословно, не искажая его, сохраняя все, что свойственно непосредственному общению собеседников: междометия, обращения, вводные слова.

Теперь давайте более подробно рассмотрим оформление прямой речи на письме. Слайд 8. Как могут располагаться прямая речь и слова автора в предложениях?

 

IV. Упражнения.

Давайте поработаем с конкретными примерами. Слайд 9. Задание категории С, то есть задание минимального уровня сложности. Найдите предложения с прямой речью и прочитайте их. Запишите и расставьте знаки препинания. Что у вас получилось?

А теперь проверьте себя (Слайд 10).

Слайд 11. Вам предлагается более сложное задание. Нужно самостоятельно расставить знаки препинания в предложениях.

Слайд 12. (Взаимопроверка). Поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте друг друга.

Слайд 13. Задание повышенной сложности. Какая схема соответствует предложению? Почему 1 и 3 не подходят? Что вы можете сказать о схеме № 3? Где допущены ошибки при составлении этой схемы?

 

V. Введение нового понятия

Слайд 14. Сегодня мы начнем знакомиться с понятием «косвенная речь». Этот способ помогает нам передать общее содержание чужого высказывания, но не дословно, а с некоторыми искажениями. Косвенная речь не так точно передает чужую речь, как прямая. Она представляет собой сложноподчиненное предложение, образованное с помощью союзов и союзных слов. Причем при замене прямой речи косвенной местоимения и личные формы глагола передаются от лица автора, а не от лица говорящего. Слайд 15.

Обратимся к таблице и понаблюдаем, что происходит с предложениями при переводе прямой речи в косвенную. Слайд 16.

А теперь давайте попробуем сами заменить прямую речь косвенной. Что у нас получится? Слайд 17.

 

VI. Итоги.

Подведем итоги. Ребята, вы сегодня хорошо поработали, многое вспомнили и, наверное, узнали что-то новое. Что вы сегодня для себя открыли? Что показалось трудным? Как вы оцениваете свою работу?

 

VII. Оценки за урок.

 

VIII. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание. Составьте 5 предложений с прямой речью, а затем замените прямую речь косвенной. У вас должно получиться 10 предложений.

/data/edu/files/a1465553746.pptx (Презентация к уроку. Прямая и косвенная речь.)

Предварительный просмотр презентации

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Урок русского языка в 8 классе. Подготовила учитель русского языка и литературы Хусаинова Оксана Ивановна

Двадцать седьмое апреля . Классная работа. Подумав немного, капитан сказал: «Кажется, все рассчитано, взвешено и оценено». «Ему, однако, не стоит терять время по-пустому», - заметил отец.

Тема урока Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Цели урока: 1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах. 2. Познакомиться с понятием «чужая речь». 3. Рассмотреть понятие «косвенная речь». 4. Сформировать умение различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Что такое чужая речь? Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование.

Способы передачи чужой речи: 1. Прямая речь 2. Косвенная речь

Что такое прямая речь? Прямая речь – это точная передача чужого высказывания.

Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно чужой речи Пример: «Далече ли до крепости?» -спросил я у своего ямщика.

Оформление прямой речи на письме А: "П". А: "П?" А: "П!" А: "П..." "П", - а. "П?" - а. "П!" - а. "П..." - а. "П, - а, - п". "П, - а. - П". "П? - а. - П". "П! - а. - П". Пример: П. И. Чайковский писал: «Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых».

Задание категории С Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. 1. А ведь ш..нель-то моя сказал один из них гр..мовым голосом. 2. Пожар по словам Леонтьева шел стороной. 3. Люди говорили что если бы одеть его в новый жупан то заткнул бы он за пояс всех парубков. 4. И ты смел меня обманывать ск..зал он ему 5. Я пр..рвал его реч(?) вопросом сколько у меня всего-навсего денег

Проверка 1. «А ведь шинель-то моя!» - сказал один из них громовым голосом. 2. «И ты смел меня обманывать!» – сказал он ему. 3. Я прервал его речь вопросом: «Сколько у меня всего-навсего денег?»

Задание категории В Расставьте знаки препинания в предложениях, вставьте пропущенные буквы. 1). Что это мой батюшка сказала ему жена кушанье давным-давно подано а тебя не дозовеш(?)ся 2) Я слышал сказал я довольно некстати что на вашу крепость соб..раются напасть башкирцы. 3) Ты бледна Маша заметил ей отец тебя п..р..пугали

Проверка: 1). «Что это, мой батюшка? - сказала ему жена. - Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовешься». 2) «Я слышал, - сказал я довольно некстати, - что на вашу крепость собираются напасть башкирцы». 3) «Ты бледна, Маша, - заметил ей отец, - тебя перепугали».

Задание категории А Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены) Скорее соглашусь умереть сказал я в бешенстве нежели уступить ее Швабрину 1) «П!- а.- П!» 2) «П,- а,- п!» 3) «П»,- а,- «п!»

Косвенная речь Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Пример: Он рассказывал, будто видел в лесу живого медведя.

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, в которых первая часть – это слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение). Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.

Косвенная речь [ ], ( ). Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью 1) Он сказал: «Я принесу эту книгу завтра». 1) [Он сказал], ( что принесёт эту книгу завтра). 2) Он сказал мне: «Принеси эту книгу завтра». 2) [Он сказал мне], ( чтобы я принёс эту книгу завтра). /Косвенное побуждение/ 3) Он спросил: «Когда ты принесёшь эту книгу?» 3) [Он спросил], ( когда я принесу эту книгу). /Косвенный вопрос/ 4) Он спросил: «Ты принесёшь эту книгу завтра?» 4) [Он спросил], (принесу ли я эту книгу завтра). /Косвенный вопрос/ Сравните:

Замените прямую речь косвенной 1. Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание». 2. «Это лошадь моего отца», - сказала Бэла. (М.Ю. Лермонтов). 3. «Давненько я не брал в руки шашек!» – говорил Чичиков. (Н. В. Гоголь). 4. «Все в порядке. Можно входить», - сказал Гаврик.(В. Катаев).

Подведем итоги Что вспомнили? Что узнали нового? Что показалось трудным? Как оцениваете свою работу?

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.