Урок русского языка в 8 классе «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Урок русского языка в 8 классе. Подготовила учитель русского языка и литературы Хусаинова Оксана Ивановна
Двадцать седьмое апреля . Классная работа. Подумав немного, капитан сказал: «Кажется, все рассчитано, взвешено и оценено». «Ему, однако, не стоит терять время по-пустому», - заметил отец.
Тема урока Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Цели урока: 1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах. 2. Познакомиться с понятием «чужая речь». 3. Рассмотреть понятие «косвенная речь». 4. Сформировать умение различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
Что такое чужая речь? Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование.
Способы передачи чужой речи: 1. Прямая речь 2. Косвенная речь
Что такое прямая речь? Прямая речь – это точная передача чужого высказывания.
Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно чужой речи Пример: «Далече ли до крепости?» -спросил я у своего ямщика.
Оформление прямой речи на письме А: "П". А: "П?" А: "П!" А: "П..." "П", - а. "П?" - а. "П!" - а. "П..." - а. "П, - а, - п". "П, - а. - П". "П? - а. - П". "П! - а. - П". Пример: П. И. Чайковский писал: «Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых».
Задание категории С Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. 1. А ведь ш..нель-то моя сказал один из них гр..мовым голосом. 2. Пожар по словам Леонтьева шел стороной. 3. Люди говорили что если бы одеть его в новый жупан то заткнул бы он за пояс всех парубков. 4. И ты смел меня обманывать ск..зал он ему 5. Я пр..рвал его реч(?) вопросом сколько у меня всего-навсего денег
Проверка 1. «А ведь шинель-то моя!» - сказал один из них громовым голосом. 2. «И ты смел меня обманывать!» – сказал он ему. 3. Я прервал его речь вопросом: «Сколько у меня всего-навсего денег?»
Задание категории В Расставьте знаки препинания в предложениях, вставьте пропущенные буквы. 1). Что это мой батюшка сказала ему жена кушанье давным-давно подано а тебя не дозовеш(?)ся 2) Я слышал сказал я довольно некстати что на вашу крепость соб..раются напасть башкирцы. 3) Ты бледна Маша заметил ей отец тебя п..р..пугали
Проверка: 1). «Что это, мой батюшка? - сказала ему жена. - Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовешься». 2) «Я слышал, - сказал я довольно некстати, - что на вашу крепость собираются напасть башкирцы». 3) «Ты бледна, Маша, - заметил ей отец, - тебя перепугали».
Задание категории А Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены) Скорее соглашусь умереть сказал я в бешенстве нежели уступить ее Швабрину 1) «П!- а.- П!» 2) «П,- а,- п!» 3) «П»,- а,- «п!»
Косвенная речь Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Пример: Он рассказывал, будто видел в лесу живого медведя.
Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, в которых первая часть – это слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение). Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.
Косвенная речь [ ], ( ). Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью 1) Он сказал: «Я принесу эту книгу завтра». 1) [Он сказал], ( что принесёт эту книгу завтра). 2) Он сказал мне: «Принеси эту книгу завтра». 2) [Он сказал мне], ( чтобы я принёс эту книгу завтра). /Косвенное побуждение/ 3) Он спросил: «Когда ты принесёшь эту книгу?» 3) [Он спросил], ( когда я принесу эту книгу). /Косвенный вопрос/ 4) Он спросил: «Ты принесёшь эту книгу завтра?» 4) [Он спросил], (принесу ли я эту книгу завтра). /Косвенный вопрос/ Сравните:
Замените прямую речь косвенной 1. Диктор сообщил: «Завтра ожидается похолодание». 2. «Это лошадь моего отца», - сказала Бэла. (М.Ю. Лермонтов). 3. «Давненько я не брал в руки шашек!» – говорил Чичиков. (Н. В. Гоголь). 4. «Все в порядке. Можно входить», - сказал Гаврик.(В. Катаев).
Подведем итоги Что вспомнили? Что узнали нового? Что показалось трудным? Как оцениваете свою работу?