12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хусаинова О.И.25
0

Урок русского языка в 8 классе. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь



Разработка урока русского языка в 8 классе.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

Подготовила учитель русского языка и литературы Хусаинова Оксана Ивановна (Саратов).

Цели урока:

1. Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах.

2. Познакомиться с понятием «чужая речь».

3. Рассмотреть понятие «косвенная речь».

4. Сформировать умение различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

 

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Здравствуйте ребята! Приготовьтесь, пожалуйста, к уроку, проверьте, у всех ли есть ручки, тетради, учебники? Садитесь, пожалуйста, на свои места. На прошлом уроке мы говорили о пунктуационном и синтаксическом разборе предложения. Дома вам нужно было разобрать два предложения. Давайте посмотрим, как у вас это получилось. Все ли справились с домашним заданием? Какие трудности возникли?

 

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Запишем число и тему урока. Перед вами предложение. (Слайд 1). Давайте его прочитаем. Чем оно необычно? Чьи слова, чья речь в нем содержится? Кроме слов автора в нем содержится еще и речь другого человека, чужая речь. Мы часто говорим о том, что нам рассказывают другие люди, вспоминаем о том, что прочитали в книгах, услышали по радио и по телевизору. Когда мы передаем чужие слова, чужую речь в нашей устной речи, у нас это не вызывает затруднений. Но когда нужно передать чужую речь письменно, мы не всегда можем ее правильно оформить. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Конечно, о том, как в русском языке говорящий и пишущий может передавать чужую речь. Давайте запишем тему урока. Слайд 2. Какие цели мы можем перед собой поставить? Слайд 3.

 

III. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Итак, что же такое чужая речь? Слайд 4. Под наименованием «чужая речь» понимают высказывания других лиц, а иногда и свои собственные. Это слова, которые мы когда-то произнесли, мысли, о которых хотим рассказать. Какие способы передачи чужой речи есть в синтаксисе русского языка? Сегодня мы поговорим о двух из них. Слайд 5.

Вспомните, пожалуйста, что такое прямая речь? Давайте вспомним, как называется лицо, которое передает прямую речь? Слайд 6.

Из каких частей состоит прямая речь? Слайд 7.

Давайте вспомним, в чем особенность этого способа передачи чужой речи?

Действительно, это самый точный способ передачи чужой речи, при помощи которого мы можем сохранить чужое высказывание дословно, не искажая его, сохраняя все, что свойственно непосредственному общению собеседников: междометия, обращения, вводные слова.

Теперь давайте более подробно рассмотрим оформление прямой речи на письме. Слайд 8. Как могут располагаться прямая речь и слова автора в предложениях?

 

IV. Упражнения.

Давайте поработаем с конкретными примерами. Слайд 9. Задание категории С, то есть задание минимального уровня сложности. Найдите предложения с прямой речью и прочитайте их. Запишите и расставьте знаки препинания. Что у вас получилось?

А теперь проверьте себя (Слайд 10).

Слайд 11. Вам предлагается более сложное задание. Нужно самостоятельно расставить знаки препинания в предложениях.

Слайд 12. (Взаимопроверка). Поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте друг друга.

Слайд 13. Задание повышенной сложности. Какая схема соответствует предложению? Почему 1 и 3 не подходят? Что вы можете сказать о схеме № 3? Где допущены ошибки при составлении этой схемы?

 

V. Введение нового понятия

Слайд 14. Сегодня мы начнем знакомиться с понятием «косвенная речь». Этот способ помогает нам передать общее содержание чужого высказывания, но не дословно, а с некоторыми искажениями. Косвенная речь не так точно передает чужую речь, как прямая. Она представляет собой сложноподчиненное предложение, образованное с помощью союзов и союзных слов. Причем при замене прямой речи косвенной местоимения и личные формы глагола передаются от лица автора, а не от лица говорящего. Слайд 15.

Обратимся к таблице и понаблюдаем, что происходит с предложениями при переводе прямой речи в косвенную. Слайд 16.

А теперь давайте попробуем сами заменить прямую речь косвенной. Что у нас получится? Слайд 17.

 

VI. Итоги.

Подведем итоги. Ребята, вы сегодня хорошо поработали, многое вспомнили и, наверное, узнали что-то новое. Что вы сегодня для себя открыли? Что показалось трудным? Как вы оцениваете свою работу?

 

VII. Оценки за урок.

 

VIII. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание. Составьте 5 предложений с прямой речью, а затем замените прямую речь косвенной. У вас должно получиться 10 предложений.

/data/edu/files/a1465553746.pptx (Презентация к уроку. Прямая и косвенная речь.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.