Доклад на тему «Психологическая подготовка к публичному выступлению как один из факторов формирования исполнительского мастерства»

3
0
Материал опубликован 3 September 2020

ВВЕДЕНИЕ

Эстрадное выступление впервые поднимает исполнителя на необходимый уровень высокого искусства, публичного «разговора» со слушателем, реализации как своего творческого потенциала, так и той огромной задачи, которая стоит перед ним – раскрытия художественной сущности музыкального сочинения, его образов и драматургии, глубинной художественной концепции, которую автор стремился воплотить в звуках.

Концертное выступление дарит исполнителю особое, наивысшее состояние духа – вдохновение, которое является специфическим явлением человеческой творческой деятельности, практически недостижимым вне эстрады. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей. Вместе с тем исполнитель испытывает на эстраде и сильнейшее волнение, непосредственно связанное с огромной сложностью и ответственностью решения художественно-исполнительских задач. Перед ним возникает непростая психологическая проблема преодоления: нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность и, напротив, необходимо утвердить себя как Артиста, несущего людям неисчерпаемую красоту искусства. Великие музыканты и педагоги считали обретение эстрадного опыта важнейшей задачей исполнителя, а степень владения состояниями переживания и волнения на концерте, умением их «перевода» в нужное, полезное русло – одним их важнейших критериев артистизма.

Эстрадное самочувствие является специфическим и весьма сложным состоянием музыканта-исполнителя. Артист во время концертного выступления не только находится в особом психофизиологическом и моральном состоянии, но и решает множество разнообразных художественно исполнительских задач.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.

Нередко исполнители и педагоги полагают, что для подготовки полноценного выступления вполне достаточно как можно тщательнее выучит сочинение. Однако ограничение задач лишь этим требованием далеко не всегда гарантирует успешность игры и творческое состояние на эстраде. Для достижения оптимальных результатов необходимо выполнить несколько важных условий.

1. Осуществить психологическую подготовку, включающую формирование механизмов защиты от стресса, создать максимальную психическую

устойчивость, сформировать навыки преобразования отрицательных факторов воздействия эстрады в положительные.

2. Создать резервы различных сторон исполнительской деятельности – художественный, технологический, психологический, «запасы» стабильности и мобильности процесса воссоздания произведения на эстраде.

3. Уметь доводить изучение произведения до стадии перехода в конечную («кодовую») форму.

4. Научится максимально реализовывать на эстраде свои порой глубоко скрытые творческие возможности и резервы.

Для лучшего самочувствия на эстраде необходимо приучать свой организм к оптимальной нагрузке во всех сферах деятельности. При этом каждый исполнитель обязан знать оптимальный уровень своего индивидуального эстрадного напряжения. У опытных исполнителей такой тонус должен быть выше, иначе не будет ярких художественных открытий; у малоопытных – ниже, ибо в противном случае под угрозой может оказаться устойчивость всего игрового процесса.

Большую роль в обретении благополучного самочувствия на эстраде играет как весь путь художественно-технологического развития, так и конкретное музыкальное произведение, которое он исполняет в данный момент. Игра непонятого произведения, оставшегося в немалой мере чуждым  индивидуальности исполнителя, опасна во многих отношениях, ибо вызывает чувство неудовлетворенности, а иногда неполноценности из-за невозможности до конца внутренне «включится» в художественный мир сочинения. Во-вторых, непонимание вынуждает молодого музыканта идти путем механического зазубривания текста, что психологически сильно суживает рамки выразительности, заставляет чувствовать себя скованным, несвободным. На эстраде повышенный уровень тревожности и напряженности заметнее ухудшает исполнение именно трудного сочинения (особенно если недостаточно ясны пути его воплощения), чем произведения более простого.

Распространено мнение, что истинно творческое настроение у исполнителя должно возникать на эстраде. Настроение на эстраде уточняется, и главное поднимается на определенную художественную ступень. Но готовится оно заранее, разворачивается постепенно и лишь завершается, достигает своего апогея на сцене. Музыкант должен быть всегда увлечен, жить музыкой, а не ожидать «прихода» вдохновения на эстраде.

Только полная отдача интеллектуальных, психических и физических сил во время домашних занятий и на уроке, максимальная концентрация внимания могут обеспечить такое же состояние и во время выступления.

Критерии готовности исполнителя к публичному выступлению можно разделить на две большие группы: готовность профессиональная и готовность психологическая. Критериями достижения профессиональной, художественно-технологической готовности можно считать следующие позиции:

1. Обретение качественного уровня игры в целом.

2. Появление особого ощущения мобильности в игровом состоянии: возникает чувство легкости, управляемости, что ведет к улучшению качества звучания, исполняемости виртуозных фрагментов.

3. Нарастание процесса стабилизации, сокращение времени «проигрывания» произведения внутренним слухом, а также прояснение архитектонической

картины целого.

4. Появление искомой художественной образности и выразительности игры.

По мере овладения подготавливаемой программой у исполнителя должна возрастать субъективная, психологическая сторона готовности к концертному

выступлению. Здесь можно выделить следующие моменты: 

  • заметно улучшается знание текста сочинения и ориентация в нем, достигается умение начинать его с любого места;
  • возрастает внутренняя эстетическая удовлетворенность результатами работы над сочинениями, появляется желание сыграть их на эстраде;
  • возникает психологическое представление о «лѐгкости» пьесы – она кажется доступной для публичного выступления;
  • постепенно исчезают психические состояния сомнения, неуверенности, тревоги, за судьбу предстоящего выступления, опасения по поводу благоприятного самочувствия на концерте;
  • текст пьесы все легче «проигрывается» внутренним слухом, возрастает яркость представлений о еѐ звучании;
  • контроль переносится на качественную сторону сыгранного; исполнитель начинает слушать себя как бы со стороны.

Исследования психологов показали, что эстрадное волнение обычно начинается за три дня до выступления и сохраняется еще сутки после него. Именно за это время нужно выйти на «пик» своей формы, не растеряв преждевременно нервную, физическую, да и художественную энергию (как говорят спортсмены, «не перегореть»). Многие выдающиеся музыканты-исполнители считают, что за несколько дней до концерта нецелесообразно увеличивать количество занятий, изменять их содержание. Попытка работать над программами до самого выступления чаще всего способствует усилению волнения, так как в данном случае не создаются нужные условия для сохранения необходимой исполнителю психической и физической энергии.

Одним из наиболее эффективных методов предконцертной подготовки считается метод мыленного проигрывания произведения. Другим эффективным способом предконцертной подготовки является так называемый «метод экспериментальной записи» своей игры. Сделанную таким образом запись следует специально слушать, ощущая себя в зале в качестве слушателя, воспринимающего игру другого. В предконцертный период входит и репетиция. Здесь также необходимо соблюдать определенные психологические условия. Следует отдавать себе полный отчет о том как репетировать, когда репетировать, что (какую пользу) нужно извлекать из репетиции. Надо учитывать, что на репетиции исполнитель играет не лучше или хуже, чем на концерте, а по-другому. Репетиция не должна быть ни еще одним, пусть и важным, уроком, ни концертом. На репетиции надо именно «репетировать» главные моменты целостного процесса интерпретации произведения, а так же вживаться в ряд неизбежных психологических состояний: самочувствие в ситуации одиночества, отдаленность от педагога и привычной обстановки.

Еще одним приемом непосредственной подготовки к концерту является выработка психологической и профессиональной устойчивости исполнителя к случайным ошибкам на эстраде. Она достигается путем осмысления самого механизма возникновения ошибки, а также анализа психофизиологического состояния и работы игрового аппарата в этот момент. Умение ошибаться, точнее способность успешно справляться с внезапно возникшей «ситуацией ошибки» во много снимает психологический страх срезаться. Особое волнение, достигающее апогея, ожидает исполнителя в день исполнения.

Если обобщить нормы поведения в этот ответственный день, можно отметить, что режим концертного дня во многом схож у большинства исполнителей. Они рекомендуют следующее. Вставать не очень рано, чтобы не растягивать игровой день и беречь энергию. Завтрак необходим, именно он дает достаточный запас энергии на целый день, не есть в день концерта недопустимо, ибо это приводит не только к недостатку сил, но и усилению спазмов голодного желудка, отражающихся на состоянии всей двигательной системы.

Занятия на инструменте не должны быть слишком интенсивными. Исполнителю желательно приехать в зал заранее, почувствовать его атмосферу, немного поиграть там, при этом желательно исполнять только начала произведений. Нельзя недооценивать роль, которую играют в создании необходимого психологического состояния различные внешние средства – привычки, амулеты, приемы аутогенной тренировки. Они как бы «оттягивают» на себя груз изменений ответственности, являются некой психологической гарантией успеха исполнителя, помогают вспомнить прежние удачные выступления, снижают чувство одиночества на эстраде, служат символом веры в позитивный исход всей ситуации. Важно учитывать и индивидуальные привычки исполнителя: сохранение привычного распорядка дня, выбор привычной еды. Серьезным моментов подготовки к выступлению являются различные методы самовнушения, самопрограммирования, которые способствуют снятию тревоги, переводу волнения в творческое чувство. Иногда очень полезным бывают воспоминания удачных артистических успехов, что способствует переключению внимания со своего собственного состояния на содержательную сторону игры, вызывая радость общения с музыкой и слушателем. Не случайно в одной из артистической Петербургской филармонии висел плакат: «Волнуйся не за себя, а за композитора».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выступление на эстраде – специфическая форма исполнительской деятельности, выводящая исполнителя на высший уровень художественного творчества. Радость творчества в процессе удачного публичного выступления достигается огромным предшествующим трудом, стрессовым состоянием, колоссальным напряжением духовных и физических сил. Приобретение положительного опыта концертного музицирования связано с умением верно оценивать свои возможности, идти по пути достижения в поисках собственного стиля.

Публичное выступление многому учит музыканта-исполнителя, который должен замечать и сохранять то, что получается, и изменять то, что, несмотря на приложенные усилия, не достигает концертного виртуозного уровня. Это касается и элементов внешнего поведения артиста и ансамбля солирующего инструмента с аккомпанементом и поиска эффективных механизмов воздействия на слушателей. Определившая и устойчивая форма исполнения и поведения музыканта- исполнителя на эстраде является наилучшим критерием полноценности его творческой жизни, его прогрессирующего концертного уровня.

Эстрада требует от музыканта-исполнителя максимальной концентрации душевных и физических сил, включенности творческого внимания и воли.

Публичное выступление часто является лучшим учителем исполнителя. Оно позволяет ему стать экспериментатором, исследователем своего таланта, своих возможностей, интуитивно постигать во многом еще непознанные секреты исполнительского мастерства, тайну воздействия на слушательскую аудиторию, постигать свой внутренний мир, что откроет ему путь к душам других людей и стать настоящим Музыкантом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Благой Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов-исполнителей. В сб. Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. – М., 1979 (65с)

2.Бочкарев Л. Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к концерту. В сб. Проблемы высшего музыкального образования. – М., 1975 (73с)

3. Готсдинер А. Подготовка учащихся к концертным выступлениям: К вопросу об эстрадном волнении. В сб. Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3. – М., 1991 (107с)

4. Петрушин В. Музыкальная психология: пособие для учащихся и студентов в средних и высших музыкальных учебных заведений. – М., 1993 (263с)

5.Суворова В. Психофизиология стресса. – М., 1975 (208с)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации