Статья «Особенности подготовки к публичному выступлению на конкурсных мероприятиях»

1
0
Материал опубликован 24 December 2018

Особенности подготовки к публичному выступлению

на конкурсных мероприятиях.

Харитонова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №33» г. Энгельса Саратовской области

Цель занятия: изучение основных аспектов красноречия как необходимой составляющей современного ученика, представляющего результат своей работы

Задачи:

обучающие:

сформировать умение распознавать и устранять проблемы, возникающие во время выступления перед аудиторией

знать основные способы построения начальной фазы выступления

знать различные способы визуализации текста

формировать умения пользоваться риторическими знаниями

развивающие:

сформировать умения анализировать, сопоставлять, классифицировать, работать с текстом, извлекать и преобразовывать информацию

развить коммуникативные умения

воспитательные:

воспитывать глубокое уважение, бережную любовь и восхищение родным языком

Форма проведения: лекция учителя и выступления учеников

Методы: практические – конспект, тезисы, план-конспект; обучение как исследование – определение терминов, организация познавательной деятельности путем постановки познавательных задач; методы логического мышления – анализ и сопоставление

Оборудование: мультимедиапроектор, ПК

Ход выступления

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие.

«Ораторство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других»,- говорит Н. Ф. Кошанский в книге «Частная риторика».

Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих выступающих – наших учеников - это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

Сегодня мы рассмотрим несколько вопросов, связанных с подготовкой к выступлению.

Часть 1. Как удачно выступить с защитой проекта?

Случалось ли у вас такое, что вам хочется поделиться интересными мыслями, а тут еще как нельзя кстати просят выступить с докладом или нужно представить результат своей интересной работы, вы начинаете говорить – и ваши мысли уже не кажутся уже столь интересными, более того, они спутались в клубок, который катится в непонятном направлении?

Поверьте, эта проблема касается даже самых эрудированных и уверенных в себе людей. Ведь выступление на публике – это искусство.

Древние греки называли красноречие пафосом, и тогда это означало умение запустить энергетику, включить механизм личной заинтересованности и заразить своей идеей окружающих.

Если у нас проблема с устным выступлением, тому виной, как правило, одна из трех причин:

«Правдивость речи хороша и гладкость, но как прекрасна слов правдивых краткость!» - сказал как-то Наваи. Это я к тому, что многие ошибочно полагают, что красивая речь – это длинные предложения, наполненные эпитетами и определениями, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями… Нет! Такой речь имеет право быть только на письме: читать это приятно, слушать – тяжело.

Вторая причина отсутствия пафоса – информация не увлекает самого рассказчика. А должна увлекать! Желание сказать всегда вызывает желание услышать.

Третья причина – это скудный словарный запас и, как следствие, повторы, тавтология, слова-паразиты…

Теперь давайте поговорим о том, как с этим бороться.

Краткость. Считается, что человек принимает на слух предложение длиной не более 20 слов. Идеальное предложение для речи – примерно 12 слов. Запишите свою речь и разбейте на относительно короткие предложения, уберите все сложные обороты. Чем проще и короче наши строки, тем легче и конкретнее наша речь. Помните: краткость – сестра таланта!

Личный интерес. Когда у вас есть цель призвать кого-то к чему-то, то представьте, что у вас в этом есть личный интерес. Например, вы зовете своих близких людей на вечеринку, которую давно хотели посетить, но без них вам там делать нечего. Какова будет ваша личная заинтересованность? Высокая. Подумайте о ней, но включите ее как бы между строк той речи, что произносите сейчас. Есть отличное упражнение: «Диего и Родриго Фламандригосы куадрильо пикадоры матадоры тореадоры победители позапрошлогоднего конкурса бриллиантовая тарантелла». Слышите, как я призываю? Это набор ничего не обозначающих слов, но я заложила под них свой интерес, и он так неистово силен, что уже неважно, какие слова я говорю. Люди реагируют.

Для того, чтобы избежать повторения и тавтологии, можно написать слово и подбирать к нему различные синонимы. Это очень действенное упражнение. Обязательно нужно уделять много времени орфоэпии и орфографии. Одним неверным словом можно вызвать раздражение у грамотного человека. Будет здорово, если ваше желание стать красноречивым человеком, подарит вам еще одну полезную привычку: каждый день узнавать значение одного ранее неизвестного слова. В дополнение к красноречию это сделает вас эрудированнее и образованнее

 

 

Часть 2. Четыре правила первой фразы

(выступление ученика)

Вы замечали, что когда мы беремся за что-то важное, ответственное, волнительное, мы думаем: «С чего бы этот процесс начать?» Начать писать сочинение, начать оформление научной работы, начать выразительно читать стихотворение или просто начать говорить… Мы даже сами себе говорим: «Так, с чего бы начать?»

Так вот, что касается нашей речи – начать – это самое главное. Как говорят ведущие на телевидении: вход и выход из коммуникации – это самое главное!

Почему так важна первая фраза? Первые 5 – 10 секунд слушатель как бы приглядывается к выступающему и как бы считывает, что он может получить от выступающего, интересна ли ему подача материала.

Существуют четыре правила эффективной первой фразы:

Первое правило относится к любой информации и применимо к любой ситуации: первая фраза не может состоять из длинных или сложных предложений, высокопарная речь провоцирует мысль: «Ты что, самый умный, что ли?» - в результате слушатель выпускает колючки.

Видео: Полагаю, коллеги, вы знаете многое по теме сегодняшнего выступления, но не все, ибо все знать невозможно. Как раз пробелы мы и постараемся заполнить.

Второе правило подходит тем, кто хочет вызвать симпатию у аудитории и создать непринужденную атмосферу, показать себя уверенным (но не самоуверенным!) человеком. Для этого можно начать речь с самоиронии

Видео: Человеческий мозг – удивительная штука. Мой, например, работал до той самой секунды, пока я не оказался перед вами…

Это очень действенное средство, потому что вы убиваете в себе страх показаться смешным. Вы демонстрируете уверенность, а это вызывает доверие

Третье правило: если симпатию вызывать не нужно, а нужно сразу зацепить аудиторию, то первую фразу лучше всего начать с неожиданного или шокирующего сообщения, либо с неординарной подачи материала: спеть фразу, станцевать все, что угодно - лишь бы это было в тему, а не просто голый эпатаж

Видео: «Соловей, соловей - пташечка! Канареечка жалобно поет!» - поется в известной песне. А вот мне кажется, что Илья Муромец был бы не совсем согласен с этим...

Четвертое правило. Если сразу хочется выстроить механизм сомыслия, то лучше начать с цитаты. Цитаты есть на все случаи жизни, а слушателю это подсознательно дает понимание, что он заодно с великим мыслителем

Видео: Мне кажется, что К. Вебер, который сказал, что «книга, которую не хочется прочитать еще раз, совершенно не стоит того, чтобы быть прочитанной», был совершенно прав, поэтому перечитаем еще раз одно из величайших произведений Льва Толстого…

Овладеть вниманием публики в первые же минуты общения – задача любого оратора, но если вы хотите, чтобы ваша речь была еще и эффектной, запоминающейся, то лучше выстроить ее в едином стиле – закольцевать, создать форму рондо. Например, если вы начали выступление с цитаты, то и закончить его лучше также обращаясь к словам какого-нибудь великого человека


 

Часть 3. Как вдохновить своей идеей людей

(выступление ученика)

Вам приходилось бывать в ситуации, когда вы делитесь идеей своего нового гениального проекта или хотите всех заразить своей любовью к творчеству известного автора на мероприятии, которое может изменить отношение к жизни ваших собеседников, - а публика абсолютно не впечатлена. Некоторые зрители слушают вас так, будто вы перечисляете список продуктов, которые вас попросила купить мама? Что же не так? Ваш рассказ или стихотворение интересны только вам одному? Дело вовсе не в этом.

Когда перед нами стоит задача донести до человека информацию во всех подробностях, чтобы она произвела тот самый эффект, который вы планировали, нам нужно научиться ее визуализировать. Если у вас не развита визуализация, то никакая интересная информация не спасет выступление.

Визуализация – это технология передачи картинки в речи. По сути это хорошо развитое воображение, но трезвое – без добавления фантазии.

Для того, чтобы научиться этой технологии, нужно суметь представить полную картину в своей голове: чем полнее она у нас – тем полнее она и у слушателя. Для эксперимента нарисуйте, пожалуйста, каждый девушку в красивом красном платье.

Выполняется задание 1-2 минуты

Нарисовали? Покажите, пожалуйста, рисунки друг другу. Посмотрите, каждый нарисовал нечто свое: все девушки и платья – разные. Но мне хочется, чтобы все представили именно мою героиню: стройную, высокую, в летящем воздушном платье на тонких лямках, цвета мака, сквозь которое проникает солнечный свет от окна… Согласитесь, что после такой формулировки рисунки у всех будут гораздо более схожими.

Также, чем незнакомее и новее тема для публики, тем больше воображения, визуализации мы должны включить. Если хорошо отточить технологию визуализации, то человеку можно передавать целые картины – цветные и яркие.

Сейчас вы посмотрите и прослушаете историю про курицу с цыплятами, которым неразумная мама указала на ядовитую гусеницу, и они чуть не отравились

Произведение Л. Петрушевской «Пуськи бятые»

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!


 

Вы обратили внимание: ни слова о курице, ни слова о цыплятах – но вы все поняли! Просто я постаралась четко представить картину, которую описывала, и полностью передала ее вам. Слова оказались неважны. Это очень хорошее упражнение для развития визуализации, то есть нашего воображения. Это произведение Л. Петрашевской «Пуськи бятые», но вы можете взять любое другое произведение этого же автора, «перевести» его для себя, визуализировать и рассказывать.

В качестве первичной тренировки можно помогать себе руками. Сначала очень подробно и точно представили то, о чем вы будете говорить, а потом начинает рассказывать и рисовать в воздухе процесс движения мысли. Сейчас вы поймете меня как преподаватели: можно пять лет объяснять одно и то же, а у детей будет влетать в одно ухо и вылетать из другого, а можно один раз подобрать слова (а главное – образы), и одного раза будет достаточно.

И еще один очень важный момент – не забывайте о ключевых словах вашего текста. Иногда основные положения сообщения доносятся вами неправильно, соответственно, и понимаются неверно.

Я покажу нехитрый фокус: вытяните руки вперед ладонями наружу, правую кладем на левую, соединяем пальчики, выворачиваем руки, чуть приподняли указательные пальцы, положили в эту галочку нос и разъединили пальцы… у меня получилось, у вас - нет. А все потому, что я не сказала о большом пальце левой руки – он должен был находиться снизу.

Когда вы будете делиться информацией, в которой вы ориентируетесь как рыба в воде, не упускайте ни одной детали, ни одного уточнения и мелочи. То, что для вас само собой разумеющееся, для кого-то тайна за семью печатями. Этот фокус – хорошая иллюстрация того, как без одной маленькой детали рушится вся конструкция повествования. Проделав его однажды, вы будете вспоминать о нем всегда, произнося речь.

В конце нашего занятия мне хотелось бы показать, как работает прием визуализации в реальности на примере прочтения стихотворения Давида Самойлова «Дописывая этот стих…».

Чтение стихотворения

(Учитель)

На этом наше занятие окончено. Надеюсь, что знания, полученные вами сегодня, помогут сделать выступления ваших детей яркими, неординарными и легкими для восприятия. Спасибо за внимание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.