Статья «Изучение воинских ритуалов как один из факторов патриотического воспитания кадет»

2
0
Материал опубликован 11 October 2019

Степанов Владимир Николаевич,

воспитатель учебного курса

ФГКОУ «Оренбургское ПКУ»,

Россия, г. Оренбург, stepanоvvn97@yandex.ru

Изучение воинских ритуалов как один из факторов патриотического воспитания кадет

(на примере Оренбургского президентского кадетского училища)

Аннотация: статья посвящена одной из самых актуальных проблем современного российского образования и воспитания в новых образовательных кадетских учреждениях закрытого типа, а именно наболевшей проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения - кадет. В нашей статье говорится о современной системе кадетского образования, которая представляет собой разумное сочетание Федерального государственного общеобразовательного стандарта с профессионально направленными дисциплинами военного цикла и специально организованной воспитательной работой, обеспечивающих профессиональную ориентацию и интерес подростков, в данном случае кадет, на военную (гражданскую) службу и подготовку к жизни.

Ключевые слова: кадетское воспитание, патриотическое воспитание воинские ритуалы, воинские традиции.

В современном мире в условиях активных преобразований в России, изменений ее социальной, общественной и политической жизни остро ощущается вопрос о необходимости укрепления государственности и обороноспособности страны. Успешное проведение реформирования Вооружённых Сил РФ во многом, даже можно сказать в основном, зависит от воспитания в подрастающем поколении активной гражданской позиции и чувства патриотизма, привитие нравственных, духовных, моральных качеств и ценностных ориентаций, которые имели бы в будущем отражение в их профессиональной деятельности. Таким образом, все большую актуальность в системе подготовки военных кадров в России приобретает суворовское и кадетское образование, так называемая военная школа, которая является в последнее время самой успешной и признанной в системе основного общего образования, активно направленное на патриотического воспитания вот уже на протяжении трех столетий российской истории, в основе которого всегда лежали понятия «Отчество», «Отчизна», «Родина», «Честь», «Достоинство», «Долг» и др.

Совокупность культурного, духовно-нравственного и социального наследия кадетского воспитания и образования строго согласованны с общими началами российского государственного устройства. Система формирования и развития личности обучающихся в кадетском училище направлена, прежде всего, на «подготовку к служению родному Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому из учащихся тех главных верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой, фундаментом чувству непоколебимого долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, осуществляемое специально подготовленными офицерам-воспитателями, классными руководителями и начальниками в условиях образовательного учреждения закрытого типа с военным укладом жизнедеятельности» [1].

Современная система кадетского образования и воспитания представляет собой разумное сочетание Федерального государственного образовательного стандарта с профессионально ориентирующими предметами и дисциплинами военного направления и специально организованной воспитательной работой, обеспечивающих профессиональную ориентацию подростков на военную или гражданскую службу и подготовку к жизни в условиях военного училища, которые основаны на исторически сложившихся правилах и традициях.

Под кадетским воспитанием, мы понимаем такое воспитание, получаемое учащимися в процессе обучения в образовательных учреждениях кадетского типа, которое основано на основных моральных, нравственных принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству и призванное:

формировать ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию кадет;

давать обучающимся государственническую патриотическую социализацию;

вырабатывать устойчивую нравственную позицию и способность различения добра и зла;

ориентировать участников образовательного процесса на необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества;

вырабатывать навыки жизни в коллективе и обществе, а также уважение к людям, труду, культуре и знаниям [2].

Воспитание патриотических чувств кадет, прежде всего, направлено на повышение статуса данного вида высших чувств в иерархической системе эмоциональной сферы личности.

Чтобы определить уровень сформированности патриотических чувств кадет, обучающихся в образовательных кадетских учреждениях закрытого типа, можно использовать следующие показатели:

- уровень освоения и усвоения кадетами социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечества;

- степень принятия патриотических ценностей (устойчивость и глубина ассоциативных связей индивидуального и социокультурных контекстов);

- уровень адекватности субъективного восприятия кадетами ситуаций объективно имеющих свое патриотическое значение.

Система кадетского образования и воспитания на протяжении нескольких исторических эпох доказала эффективность воспитательных воздействий на эмоционально-чувственную сферу личности, воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения, желание служить Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще через привнесение в жизнь их государственной символики, элементов военно-исторических традиций, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, обращение к православным традициям.

В Оренбургском президентском кадетском училище особое место в системе патриотического воспитания отводится соблюдению воинских ритуалов. Все торжественные мероприятия сопровождаются выносом Государственного флага Российской Федерации, Флага Министерства обороны Российской Федерации, Флага Оренбургского президентского кадетского училища. Знаменная группа училища участвует в Парадах Победы 9 мая, показательных выступлениях на конкурсах строя и песни, празднованиях годовщин памятных дней воинской славы и др. Состоять в Знаменной группе училища могут только лучшие кадеты из числа старшеклассников, имеющие выдающиеся успехи как в учебе и спорте, так и по строевой подготовке.

Строевая подготовка кадет Оренбургского президентского кадетского училища начинается с 5-х классов, предусматривающая регулярное систематическое (2 раза в неделю) проведение учебных и практических занятий по строевому шагу, технике движения в строю, повороты на месте и в движении, выполнения воинского приветствия и др. Основной целью строевой подготовки, является оказание влияния на все стороны жизни и деятельности обучающихся: она закаляет волю кадет, способствует со­блюдению воинского порядка и укреплению служебной дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает наблюдатель­ность, чувство коллективизма и исполнитель­ность, а также направлено на глубокое понимание, осмысление таких понятий как долг и честь военного человека. Однако, без правильно и четко поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий кадетов в различных условиях.

Основой подготовки личного состава под­разделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у кадет способность быстро, точно и единодушно ис­полнять волю командира. Строевая подготов­ка основана на глубоком понимании обучаемыми необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении прие­мов в составе подразделения.

Задачами строевой подготовки, являются:

- приобретение строевой выучки;

- дисциплинированность кадетов;

- выработка у курсантов быстроты и четкости действий;

- приобретение на­выков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготов­ке и по другим предметам обучения.

С участниками Знаменной группы проводятся дополнительные занятия по Программе подготовки Знаменной группы Оренбургского президентского училища, которая имеет ряд отличительных особенностей:

Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших, и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей.

Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста воспитанники привыкают к четкой организации своей деятельности.

Использование ритуалов общения, принятые в военной среде;

Наличие специализированного кабинета профессиональной военной подготовки;

Наличие школьного тира, музея;

Реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку;

Проведение практических полевых занятий для кадет 5 – 11 классов (по окончанию учебного года).

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы.

1. Традиционные мероприятия Оренбургского президентского кадетского училища обеспечивают возможность комплексного и полноценного использования символики в процессе воспитания кадет.

2. Приобщение к государственной символике, символам Вооруженных Сил РФ. (восприятие, понимание, осознание и применение в дальнейшем).

3. Подготовка к мероприятиям, использованием воинских ритуалов создают традиционность, способствуют преемственности поколений кадет Оренбургского президентского кадетского училища.

Список использованной литературы:

Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования. Исторический аспект/ - М.: Мысль, 1995. – 364 с.

В.Г. Петреченко «Азбука кадетской жизни» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php 

Е.Ю. Коркунова «История кадетского движения» http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php 

Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3. 

Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г. 

Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России / Воспитание школьников. 2006 г. № 3. 

Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2. 

Министерство образования РФ письмо от 1 марта 2002г. №30-51-131/16  «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г. 

Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.

http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm. – [Дата обращения 16.12.2018]

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации