|
Тема занятия
|
Цели и задачи занятия
|
Наименование форм работы и упражнений с описаниями
|
|
Занятие 1.
«Мои ресурсы»
|
Снятие нервно-психического напряжения.
Развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.
Обучение методам нервно-мышечной релаксации.
Формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
|
Упражнение «Приветственное письмо»
Инструкция. «Я предлагаю вам написать свои приветствия и пожелания на листочках бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече».
Рефлексия. Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?
Дискуссионный клуб «Мои ресурсы»
Материал: 4 листа А4, фломастеры, ручки.
Инструкция: Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться на 4 малые группы (способ деления по принципу 1й,,2й, 3й, 4й используя время суток: утро, день, вечер, ночь).
Ведущий объясняет группе значение понятия "мозговой штурм" и его принципы:
— Выработайте как можно больше идей.
— Все идеи записываются.
— Ни одна идея не отрицается.
Затем спикеров просят доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам.
На работу вам дается 4 минуты. Предлагаю вам задания для обсуждения.
Задание 1-й группе: выберите и предложите эффективные способы снятия нервно-психического напряжения;
Когда Вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзаменам, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально.
спортивные занятия, контрастный душ, мытье посуды, пальчиковое рисование, скомкать, порвать и выбросить газету, закрасить разворот газеты, громко спеть любимую песню, потанцевать под музыку, смотреть на горящую свечу, вдохнуть глубоко 10 раз, погулять в лесу, покричать, посчитать зубы языком с внутренней стороны
выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды)
заняться какой-нибудь деятельностью, все равно какой. Секрет этого способа прост: любая деятельность, особенно физический труд, в стрессовой ситуации служит в роли громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения
свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить в ведро. Из другой газеты слепить свое настроение, погулять в тихом месте на природе, покричать то громко, то тихо
противострессовое дыхание: медленно сделайте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Постараться представить, как с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом происходит частичное освобождение от стрессового напряжения.
- Какие способы вы хотели бы использовать?
Задание 2-й группе: 7 важных моментов в организации режима дня в период подготовки к экзаменам. Запишите 7 рекомендаций по организации режима дня.
Режим дня
Раздели день на три части:
— готовься к экзаменам 8 часов в день;
— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
4. Минимум телевизионных передач!
Задание 3-й группе: формулы самопрограммирования для достижения цели. Дополните до 10 формул самопрограммирования.
Формулы самопрограммирования для достижения цели:
Я могу наслаждаться каждым днем своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен. Экзамен – лишь только часть моей жизни.
Я могу управлять своими эмоциями.
Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
Я твердо уверен(а), что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.
Задание 4-й группе: нарисуйте 2 портрета: учащегося 9-го класса готового к экзамену и учащегося 9-го класса не готового к экзамену. Опишите основные психологические особенности каждого из этих школьников.
Выступления групп.
Рефлексия
|
|
Занятие 2.
«Уверенность живёт во мне»
|
Отработка навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
|
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.
Упражнение «Эксперимент» Инструкция. Я вам раздам карточки, на которых написан текст с хаотичным, на первый взгляд, набором букв. Вам нужно прочитать его про себя за 30 секунд.
КАЖДЫЙУЧАСТНИКИТОГОВОЙГОСУДАР СТВЕННОЙАТТЕСТАЦИИ
ИсПЫТЫваетНеРвно-псиХИЧесКОЕНАПрЯЖЕНие, СКоТоРымнуЖНоуМЕть
СпРАВЛяТЬСя.суЩес тВУЮтэфФекТи вные сПос ОБыеГ оснЯТия.
Рефлексия. Трудно было читать текст? Что понадобилось вам для быстрого выполнения этого задания? (умение концентрироваться, быть внимательным).
|
|
|
|
Упражнение «Самое трудное». Психолог показывает детям игрушку и предлагает следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается эта игрушка, должен продолжить фразу: "Самое трудное на экзамене — это..." — и бросить игрушку любому другому человеку. Нельзя бросать игрушку одному и тому же человеку больше одного раза».
Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»
Участникам сообщается следующее: "А теперь давайте похвалим себя за что-нибудь. Сейчас наступил период, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! Итак, продолжите фразу "Я хвалю себя за то, что..."
Рефлексия. Трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытали при этом?
Рефлексия
|
|
Занятие 3.
«Мне это может помочь на экзамене»
|
отработка навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение
уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
|
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.
Упражнение «Состояние тревоги и покоя». Предложите детям закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить себе ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как дети ощущают себя в ситуации тревоги. Затем предложите вспомнить ситуацию, в которой дети чувствуют себя уверенно, и снова обратить внимание на физическое самочувствие. По завершении упражнения обсудите его результаты и составьте «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Обратите особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие - расслабленностью.
Упражнение «Мои ресурсы» Учащимся раздаётся по два листочка. На одном они пишут о том, «Чем я могу похвастаться», на втором – «Чем это может мне помочь на экзамене». Затем, организуются виртуальные островки №1 и №2. Листочки перемешиваются. Далее обучающиеся выбирают случайным образом по листочку из каждого островка и примеряют их на себя. Обсуждение.
Рефлексия
|
|
Занятие 4.
«Запомнить всё и сдать ОГЭ»
|
отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
|
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.
Упражнение «Приёмы памяти»
Что такое «память»? Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.
Приемы работы с запоминаемым материалом:
Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и др.).
Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).
План – совокупность опорных пунктов.
Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
Структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
Схематизация (построение графических схем) – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
Серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве.
Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Работа с текстом
Необходимо подготовить несколько небольших текстов (1-2 стр.): рассказы, биографии, научные статьи об открытиях или природных явлениях (можно взять из школьных учебников, детской энциклопедии). Учащимся могут потребоваться большие листы бумаги, фломастеры, например, для изображения схем.
Ведущий. каждой группе будет предложен текст, который необходимо организовать таким образом, чтобы его можно было запомнить с помощью определенного приема (группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование, схематизация, ассоциации). Когда задание будет выполнено, результат нужно продемонстрировать всей группе. На выполнение задания вам дается 15 минут.
Обсуждение
Что вызывало трудности и как их можно преодолеть? Какой прием оказался наиболее оптимальным и почему? Какие приемы, на ваш взгляд, больше подходят для работы с текстами: по математике, литературе, русскому языку, биологии, географии и т.п.?
Рефлексия
|
|
Занятие 5.
«Азбука ОГЭ»
|
ознакомление с техниками запоминания, основанными на чувственном опыте.
снятие напряжения и усталости.
|
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.
Упражнение «Коды». Некоторым из нас при запоминании числовой информации помогают опоры, или коды. К ним можно отнести:
1. Вербальный код. Люди с преобладанием вербальной (словесной, слуховой) памяти более восприимчивы к звуковой стороне слова. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, каламбуры и т.п. Им может оказаться полезным запоминание перечня примерно такого типа:
ноль – моль,
один – блондин,
два – дрова,
три – осетрина,
четыре – черт в тире,
пять – пятка,
шесть – шерсть,
семь – семья,
восемь – осень,
девять – дева,
десять – деспот.
2. Визуальный (зрительный) код. Он может быть таким:
ноль – круг или овал,
один – столб (свеча, кол),
два – близнецы (пара ботинок),
три – треугольник (трехколесный велосипед),
четыре – квадрат (4 лапы животного),
пять – пальцы руки,
шесть – шестигранная игральная кость,
семь – подсвечник на семь свечей,
восемь – песочные часы,
девять – улитка (ушная раковина),
десять – пальцы обеих рук,
одиннадцать – футбольная команда,
двенадцать – часовая стрелка в полдень.
3. Кодирование информации по зрительному сходству. В этой системе цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею.
0 = О
1 = Т или Г (главный элемент – вертикальная палочка)
2 = П (буква на двух ножках)
3 = З
4 = Ч
5 = Б
6 = С
7 = У
8 = В
9 = Р
Чтобы запомнить число, нужно превратить цифры в буквы, а с них будут начинаться слова, из которых мы составим легко запоминающуюся фразу.
Далее участники делятся на три группы. 1 группа кодирует информацию, которая на карточке, с помощью вербального кода, 2 группа – с помощью визуального кода, 3 группа – с помощью зрительного сходства.
Выступление групп.
Упражнение 5. «Снежки». Комната делится на две равные части, а группа делится на две команды, рассчитавшись на первый-второй.
Бумажные листы надо скомкать в «снежки». По сигналу ведущего команды бросают снежки на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала «Стоп!» окажется меньше снежков.
Рефлексия
|
|
Занятие 6.
«Учимся держать себя в руках и расслабляться»
|
обучение приемам нервно-мышечной релаксации.
научить избавляться от мешающих и неприятных эмоций.
|
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.
Упражнение «Мышечная релаксация»
Инструкция
Сядьте на удобный стул, не скрещивая ног, ступни на полу. Расстегните слишком тугую одежду и не напрягайте ноги.
Вытяните пальцы ног вперед, напрягая мышцы стоп и икр. Сохраняйте такое положение 10 секунд, затем снимите напряжение с мышц (мгновенно расслабьтесь). Сосредоточьтесь на приятном чувстве расслабления после снятия напряжения. Повторите 3-5 раз.
Опираясь пятками на пол, отгибайте пальцы ног вверх, напрягая мышцы ступней и голеней. Выдержите так 10 секунд, а затем на 10 секунд расслабьтесь. Повторите 3-5 раз. Попытайтесь почувствовать приятные ощущения от расслабления.
Поднимите ноги сантиметров на 10 над полом, отгибая пальцы ног к себе (как вы это делали с пятками на полу). Теперь будет включена новая группа мышц – мышцы бедра. Оставайтесь в таком положении 10 секунд, а затем расслабьтесь, позволяя ногам упасть. Повторите 3-5 раз. Ваши ступни, голени и бедра должны согреваться при расслаблении, и вы испытаете приятные ощущения.
Обсуждение: Что получилось? Что вызывало трудности? Кому из вас это упражнение подошло?
Упражнение 5. «Стряхни» Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?» Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода.
Потом отряхните свои ноги – с носков до бедер.
А затем потрясите головой.
Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-то звуки...
Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее.
Обсуждение: Как изменилось ваше самочувствие после выполнения задания?
Рефлексия
|
|
Занятие 7.
«Тайм-менеджмент»
|
Формирование умения правильно планировать своё время.
Развитие гибкости мышления.
|
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.
Упражнение «Моя рабочая неделя» Учащимся раздаются бланки «Моя рабочая неделя»
День недели
|
Утро
|
День
|
Вечер
|
Понедельник
|
|
|
|
Вторник
|
|
|
|
Среда
|
|
|
|
Четверг
|
|
|
|
Пятница
|
|
|
|
Суббота
|
|
|
|
Воскресенье
|
|
|
|
На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами: красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым – со средней, зеленым – с отдыхами и развлечениями. Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня.
Обсуждение: в какое время может возникнуть стресс, напряжение.
Упражнение «Оценка внутреннего будильника». Все становятся перед стулом, закрывают глаза. Тренер дает команду. задание молча стоять с закрытыми глазами в течение одной минуты. Считать про себя нельзя. Когда минута завершиться молча откройте глаза и так же молча сядьте на свое место.
Анализ, у кого внутренние часы идут точно, у кого спешат, у кого отстают, что это значит.
Упражнение «Найди общее» Вначале можно составить список из пар слов (5–6 пар), затем, поочередно в каждой стараться находить общее. Например, «крокодил» и «линейка». Что между ними общего? Как вариант, — то, что они оба могут быть зеленого цвета.
Рефлексия
|
|
Занятие 8.
«Две стороны медали ОГЭ»
|
изучение эмоционального состояния человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
изучение отношения учащихся к ОГЭ; осознание учащимися «-» и «+» сторон тестирования
|
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.
Упражнение «Эмоциональные сферы». Всем известно, что вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то аурой, мы же называем ее сферой. Каждый из нас представляет эту сферу по-своему. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и ластик, где это необходимо. Величина сферы, ее расположение, используемая цветовая гамма произвольны и индивидуальны. Обсуждение.
Упражнение «Две стороны медали». Первый этап выполняйте индивидуально: разделите лист на две части: левая «—», правая «+». В левой части листа необходимо, продумав, написать все плохое, связанное с ОГЭ, а в правой все хорошее. Извлеките выгоду из ситуации.
Второй этап: групповая работа. Объединитесь в «тройки» и, сравнив ответы, оставьте только совпадения.
Ответы зачитываются представителями групп. Происходит обсуждение: каковы впечатления от выполнения? Что нового для себя узнали? Чему научились?
Рефлексия
|
|
Занятие 9.
«Откровенно говоря…»
|
эмоциональная поддержка учащихся перед ОГЭ; раскрытие ресурсов и потенциалов личности учащегося.
побудить участников к откровенному разговору по поводу предстоящих экзаменов.
|
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.
Упражнение «Образы».
1) у каждого из вас есть какое-то эмоциональное отношение к предстоящим экзаменам. Подумайте, пожалуйста, что это за отношение и попробуйте определить его одним или несколькими чувствами. Запишите эти чувства на листе. Попробуйте придумать образ, который бы наиболее полно и ярко отражал эти чувства, образ, в который могут воплотиться эти чувства. Это может быть все что угодно: существо, предмет, живое, неживое и пр.;
2) объединитесь в «двойки» и расскажите друг другу об этом существе: как его зовут; где оно живет; с кем оно живет; с кем общается; есть ли у него друзья; чем питается; как поддерживает свое существование; что оно умеет делать; чего оно хочет; что оно делает для своего хозяина или обладателя (того, кто рисовал рисунок). Обсудите, что полезного для вас может сделать это существо, и как вы им можете пользоваться;
3) в общем кругу поделитесь впечатлениями, эмоциями, тем что у вас получилось.
Упражнение "Откровенно говоря". Участникам говорят: "Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними".
Содержание карточек:
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах...
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам...
Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем экзаменационном стрессе...
Откровенно говоря, когда я прихожу домой...
Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов...
Откровенно говоря, когда у меня свободное время...
Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку...
Откровенно говоря, когда я волнуюсь...
Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями...
Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах...
Откровенно говоря, когда я прихожу на консультацию...
Откровенно говоря, когда я участвую в тренинге...
Обсуждение: Трудно ли было заканчивать предложенные фразы? Каковы ваши жизненные важнейшие цели на настоящий момент?
Упражнение «Корзина с тревогой». На листочках (чем больше формат, тем лучше) напишите все свои негативнее эмоции, которые вы сейчас переживаете. Затем скомкайте как можно активнее и с чувством освобождения от ненужного, выбросите в корзину. -Я предложила вам всего лишь один способ борьбы с тревогой. Подумайте и обсудите, какие бы вы посоветовали друг другу способы успокоения, снятия напряжения, тревоги.
Рефлексия
|
|
Занятие 10.
«Вместе – мы сила!»
|
Сплочение обучающихся, преодоление тревожности перед экзаменами.
Подведение итогов.
|
Ритуал приветствия. Из набора метафорических карт подросток выбирает карту, отражающую его настроение сегодня, делится чувствами и эмоциями.
Упражнение «Образ уверенности»
Попросите учеников закрыть глаза, немного расслабиться и представить, какой образ мог бы для них символизировать состояние уверенности. Когда они представят этот образ или символ, попросите их нарисовать его. Во время выполнения этого упражнения хорошо использовать запись медитативной музыки.
После окончания работы попросите участников показать рисунки окружающим и кратко рассказать о них. Скажите детям о том, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.
Представив этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.
Вы можете еще раз дома, в спокойной обстановке вспомнить способы снятия стресса, о которых мы сегодня говорили, и выбрать наиболее для вас подходящий.
Упражнение «Талисман ОГЭ». Вся группа участников на большом листе создаёт общий талисман ОГЭ. Обучающимся разрешается его повесить у себя в классе.
Рефлексия
|