Психологический анализ урока

3
0
Материал опубликован 3 April 2016 в группе

Коми Пединститут

Факультет иностранных языков

Кафедра общей психологии


Психологический анализ урока

Мининой Вероники Андреевны в 3 «б» классе

 

Составила: Студентка 4465 группы Козлова Юлия

24.02.2014 г.

Научный руководитель: Доцент кафедры общей психологии к.п.н. Юшкова Г.М.

Сыктывкар, 2014 г.

 

1. Знания, умения и навыки учащихся на уроке

Так как основной задачей урока была целенаправленная тренировка нового грамматического материала (спряжение глагола с отделяемой приставкой aussehen), то на уроке дети использовали знания, усвоенные на прошлых уроках. Не стоит забывать об использовании на уроке знаний, касающихся лексического материала. Уровень знаний, касающихся лексики, довольно высок. А уровень знаний нового грамматического материала намного ниже, но на то и нужен этот урок с целенаправленной тренировкой этого материала, чтобы повысить уровень знаний.

Для формирования данного понятия Вероникой Андреевной был придуман целый сюжет урока, состоящий из ряда ситуаций, задач, при решении которых необходимо использование нового понятия. Сначала проходило овладение образцом такого преобразования материала, служащее общей основой решения любой задачи данного типа, то есть при спряжении глагола с отделяемой приставкой приставка всегда идет в конец предложения. Далее шла фиксация моделей, позволяющие изучать свойства данного понятия, то есть непосредственно спряжение глагола по лицам. Так, шаг за шагом, решались ситуации и задачи, при которых шла целенаправленная тренировка спряжения глагола.

На уроке учащиеся проявили произносительные, лексические и грамматические, речевые навыки. Так как навык – это автоматизированное действие, то уровень всех вышеперечисленных навыков высокий. Почти все дети справляются с такими задачами, как, например, выбор нужной лексической или грамматической единицы.

На уроке были проявлены такие умения, как умение говорить, читать. Все умения проявлялись при выполнении упражнений. При этом ученики знали, что они должны делать, какого результата добиться, они также осознавали свои ошибки и исправляли их.

Одним из важных психологических условий формирования умений и навыков являлось понимание, т.е. осознание, уяснение сущности содержания нового знания, приемов работы, состава осваиваемых действий, так как механическое запоминание без осмысливания не приводит к полноценному усвоению знаний. Другим психологическим условием усвоения умений и навыков выступала личностная мотивация - т.е. желание приобрести знания. При составлении конспекта урока были учтены возрастные особенности учащихся, поэтому им было очень интересно выполнять упражнения. При освоении навыка важное значение имели следующие условия: интерес к деятельности; знание о выполняемом действии и его цели; знание результата и анализ ошибок; выполнение действия по принципу «от простого к сложному»; медленный темп выполнения действий на вводном этапе; более частое повторение действий при тренировке материала.

 

2. Отношение учащихся к учебе и мотивы учебной работы на уроке

На уроке преобладало положительное отношение к учебной деятельности. Всем учащимся было интересно выполнять упражнения, они с удовольствием отвечали возле доски, отвечали с места, читали с книги. Не было такого ученика, который бы сидел и скучал, не зная чем заняться. Все ученики активно работали.

Побуждая детей к учебной работе, Вероника Андреевна использовала такие приемы, как привлечение учеников к оценочной деятельности, создание проблемных ситуаций, необычные формы упражнений. У большинства детей преобладают познавательные мотивы. Им интересно овладеть новыми знаниями. Также есть ученики с социальными мотивами. Некоторым важно одобрение учителя или родителей.


3. Познавательная деятельность учащихся на уроке

1 МЫШЛЕНИЕ

На уроке создавались проблемные ситуации, что и побуждало учеников к мыслительной деятельности. Например, чтобы вспомнить грамматический материал, дети должны были сказать комплименты их сказочному другу Людвигу, друг другу, сказать приятные слова Ксанаду и расколдовать текст, чтобы освободить Дору от чар Ксанады. После выполнения всех упражнений ребята освободили Дору.

На уроке ученики проявили такие приемы мыслительной деятельности как:

Анализ – ученики знают правило , что при спряжении глагола с отделяемой приставкой приставка всегда идет в конец предложения. На уроке был ряд упражнений для того, чтобы проспрягать форму глагола в каждом лице → переход от общего к частному;

Анализ и синтез неразрывно связанны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено.
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

Синтез также проявляется в упражнении, когда учащиеся должны рассказать цельный текст по ряду картинок. До этого была проговорена каждая картинка.

Сравнение можно было увидеть при чтении текста. В тексте были неверные предложения. Ученики должны были прочитать предложение и сказать правильный вариант предложения.

Конкретизация четко проявлялась в личностно-ориентированных упражнениях, где тренировалось спряжение глагола.

Проявились такие качества ума у детей как:

Самостоятельность мышления – Вероника Андреевна так составила сюжет урока, что дети должны были сами догадаться, с чем они должны будут работать на уроке, и это им удалось

Широта мышления – опять же видно в ряде упражнений с тренировкой спряжения глагола. Ни одна форма не была пропущена.

У некоторых детей можно было заметить такое качество ума как гибкость мысли. В некоторых упражнениях они отвечали не по образцу, а с использованием синонимов.

Быстрота ума – упражнения плавно переходили друг в друга, при этом создавались резко новые ситуации, где ученики должны были быстро разобраться, обдумать и принять правильное решение.

На уроке иностранного языка не требуется как такового контроля. Правильность решения проблемы учитель услышит при говорении или при выполнении письменного задания учащегося, то есть при ответе.

2 ПАМЯТЬ

Воспроизведением учебного материала младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. Поэтому ученики воспроизводили на уроке выученный дома наизусть грамматический материал. Само многократное повторение одного и того же материала, но в разных ситуациях требует его воспроизведения. Также при воспроизведении учащиеся пользовались текстом.

Забывание материала обнаруживалось при воспроизведении домашнего материала, которое возникало, наверняка, из-за его непрочного заучивания наизусть.

Как известно, учащиеся младшего школьного возраста нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу: запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами, и т. д. Однако эксперименты показывают, что если такая задача перед ними поставлена, то учащиеся справляются с ней. Поэтому Вероника Андреевна давала установки перед каждым упражнением. Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявлялся в том, что дети справились даже с таким трудным приемом запоминания, как соотнесение, деление на части текста, так как при этом была опора на наглядность,  на соответствующие иллюстрации.

 

3 ВООБРАЖЕНИЕ

Учениками были созданы такие образы как привидение Людвиг, доброе привидение Дора и злая ведьма Ксанаду. Для успешного выполнения всех упражнений, дети должны были представить, что они говорят комплименты Людвигу, Ксанаду и спасают Дору от злых чар Ксанады.

Было обнаружено, что у некоторых детей сформировался недостаточно верный образ. Видимо, они не очень хорошо поняли установку учителя, лексический или грамматический материал, вследствие чего они делали ошибки →недостатки формирования образов.

Одним из главных условий эффективности деятельности воображения было то, что весь урок проходил в форме игры. Дети могли разговаривать со сказочными персонажами, спасать их, говорить им комплименты.

4. Психические состояния учащихся на уроке

На уроке у всех детей было положительное психическое состояние. Хотя у них перед уроком была прогулка, они все были бодры, эмоционально возбуждены и физически немного уставшие, но на уроке они все были настолько активны, что удивилась даже их учительница. Они были рады видеть своих сказочных друзей. Оптимальное психическое состояние учащихся чувствовалось на всем протяжении урока, так как они успешно выполняли все упражнения, все хотели выйти к интерактивной доске, чтобы выполнить задание.

5. Деятельность и поведение учителя на уроке

Вероника Андреевна творчески и оригинально подошла к составлению конспекта урока и его проведению, что говорит о высоком уровне ее знаний, умений, навыков.

Как будущий учитель Вероника Андреевна обладает необходимыми педагогическими способностями:

Дидактические – Вероника Андреевна способна передавать учебный материал, делать его ясным и доступным;

Перцептивные – она способна проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние;

Речевые – Вероника Андреевна говорила четко, ясно;

Организаторские – учитель следит за своей мимикой, лицом, одеждой, умеет пользоваться наглядными средствами;

Коммуникативные – она способна общаться с детьми;

Креативные – Вероника Андреевна провела творческий урок с использованием ИКТ.

Такие черты характера Вероники Андреевны как любовь к детям, общительность, эмоциональность, справедливость, искренность, чувство эмпатии, оптимизм только содействовали успешному протеканию урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.