Анализ и самоанализ урока

9
0
Материал опубликован 8 April 2016

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучаемых. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучаемых, усвоения ими способов учения. Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики. Отбор методов, приемов и средств обучения и учения обучаемых. Дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучаемых и т.п.). Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучаемых развивающего типа). Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучаемых.

ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА Аспектный анализ. Примеры аспектов урока: реализация педагогом триединой задачи урока; использование интерактивных методов на уроке; изучение способов активизации познавательной деятельности обучаемых; формирование общих и профессиональных компетенций обучаемых; проверка и оценка знаний, умений и навыков обучаемых; организация проблемного обучения на уроке и т.п.

ЦЕЛИ АНАЛИЗА УРОКА Применение педагогических технологий. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков обучаемых. Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса. Выяснение причин успехов и неудач педагога, преодоление недостатков в его работе. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. Выявление системы работы педагога. Работа над целеполаганием.

УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Высший: прогнозирование способов перевода обучаемых к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с обучаемыми. Высокий: включение обучаемых в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока. Средний: выявление знаний и умений обучаемых и сообщение информации соответственно теме и задачам урока. Низкий: организация опроса обучаемых и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности обучаемых, направленной на получение положительного результата.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА На уроке профессионализм и педагогическое мастерство педагога оцениваются не через владение предметным содержанием (что является несомненным показателем квалификации педагога), а через умение организовывать и управлять учебной деятельностью обучаемых. В критериях заложен переход от знаний, умений и навыков к формированию компетенций (способности и готовности действовать в конкретной ситуации, применяя ЗУН ). От «школы памяти» к «школе мышления».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА 1. Интерес и мотивация обучаемых к началу урока - целенаправленно создается педагогом - не создается 2. Целеполагание урока - цель урока согласуется в обсуждении с обучаемыми - цель урока задается педагогом, как бы «спускается сверху» 3. Характер учебных заданий для обучаемых, вопросов, задач, упражнений и др. - проблемный, поисковый, творческий - репродуктивный, воспроизводящий по алгоритму 4. Время «говорения» обучаемых на уроке в сравнении с временем активного объяснения педагогом - сопоставимо - много меньше

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА 5. Активность обучаемого на уроке - высказывание своей точки зрения, своего отношения к изучаемому материалу; - участие в диалоге, дискуссии; - формулирование гипотезы; - предложение своего способа решения проблемы, задачи, проблемной ситуации; - задавание вопросов педагогу (другим обучаемым) по изучаемой теме; - ответы на вопросы педагога репродуктивного, воспроизводящего характера; 6. Преобладание на уроке стиля общения - диалогический; - монологический (со стороны педагога);

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА 7. Форма пространства учебной деятельности - урок-исследование; - урок-аукцион идей; - защита проекта; - игровой урок; - урок-конференция; - урок-дискуссия, диспут; - традиционный урок; 8. Психологический климат урока - положительное эмоциональное воздействие; - отсутствие положительного эмоционального климата; 9. Рефлексия урока (или отдельных частей урока) - присутствует; - отсутствует;

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА 10. Приемы, методики, технологии преподавания, используемые педагогом - наличие авторской методики, технологии, собственного оригинального методического приема; - наличие авторской учебной программы, экспериментальных разработок; - работа по типовым учебным планам, программам и методикам; 11. Отбор содержания урока - научность, логичность, системность, доступность, наглядность; - оптимальность объема содержания учебного материала; - отсутствие оптимальности объема учебного материала.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ. Задание: составьте программу наблюдения (предмет анализа) при заявленной цели. Цель: выявить уровень владения педагогом методикой активизации учебно-познавательной деятельности (УПД) каждого обучаемого. Исходные теоретические положения: Эффективно усваивается лишь то учебное содержание, которое стало предметом активных действий обучаемого. В качестве средств включения обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность выступают: учебное содержание, методы и приемы, способы организации УПД обучаемых. Все средства активизации должны выступать в единстве и использоваться с учетом задач конкретного этапа урока. Успешность активной УПД обучаемых зависит от сформированности у них знаний, специальных общеучебных умений и навыков.

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ 1. Выявить и оценить средства, которые использовал педагог для организации действий обучаемых по принятию дидактической цели урока и задач его этапов. 2. Какие средства активизации использовал педагог для подготовки обучаемых к активной деятельности по изучению нового учебного материала? Оценить. 3. Выделял ли педагог главное содержание, подлежащее усвоению? 4. Какие средства активизации использовал педагог для включения каждого обучаемого в овладение ведущими знаниями? 5. Оценить соответствие выбора средств активизации дидактической задаче урока и его этапов. 6. Оценить результаты обучения.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.