12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья45
Башкирская респ.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Аннотация: в данной статье поднимается проблема влияния психологического климата семьи на воспитание ребенка. Рассматриваются функции семьи, отношения в ней и способы создания благоприятного климата для успешного формирования личности ребенка. Приводится теоретическое обоснование значимости психологического климата семьи и его влияния на воспитание подрастающего поколения.

Ключевые слова: семья, социализация, воспитание, развитие личности, психологический климат.

Семья является отправной точкой в социализации и воспитании личности. Поэтому семья во все времена по- стоянно находилась в центре внимания передовой обществен- ной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными учеными и практиками.Первые навыки общения, нормы жизни прививаются именно в семье. Для благополучного развития когнитивных процессов и психологического становления ребенка родителям необходимо создать такие условия ,которые будут способствовать этому развитию. В трудах И.И.Друкарова утверждается, что постоянные конфликты между родителями могут стать причиной детской преступности, а по данным, до 70-75% малолетних преступников росли именно в таких семьях. Поэтому эта проблема не теряет своей актуальности и требует более детального рассмотрения.

Семья выполняет различные функции: репродуктивную, хозяйственную, экономическую, обучающую, эмоциональную. По мнению некоторых специалистов важнейшими являются следующие функции: воспитательная и социальная. Они осуществляются благодаря деятельности представителей старшего поколения в отношении младших членов семьи.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что определяется объективная закономерность, которая выражается в зависимости успешного формирования и развития личности ребенка и характера воспитательного влияния семьи. Данная закономерность имеет очень важное значение, выступая социальным институтом воспитания подрастающих поколений, семья определяет поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности. Также важно отметить, что социальная сторона определяет характер общественной жизни и историческую судьбу целого общества [2, c. 133].

Психологический климат, или психологическая атмосфера,— это преобладающий в группе или коллективе эмоциональный настрой. Он является достаточно устойчивым образованием и определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Существует ряд критериев, с помощью которых можно отличить благоприятный психологический климат в семье от неблагоприятного. Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов, царит взаимоуважение, преобладает дух товарищества, сплоченности и др.

По мнению некоторых российских психологов - семья включает в себя целую палитру различных стимуляторов психосоциального развития ребенка, особое место из которых занимают - богатство и интенсивность общения со взрослыми, стойкие и интимные эмоциональные контакты с постоянными лицами (отец, мать, др. члены семьи), забота родителей и их любовь. Все это относится к естественным стимуляторам, которые наиболее полно отвечают всем потребностям развития ребенка, его эмоциональной культуры и мира, богатого спектра высших человеческих чувств.

Неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность и на речевое развитие ребенка – это описывала в своих работах Л.М.Сазонова. Также существует закономерность, которая гласит, что дети, воспитывающиеся в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными к семейной жизни в будущем и не умеют выстраивать отношения с противоположным полом [3, c.224].

В своих исследованиях А. Ю. Тавит доказал, что конфликтные отношения в семье создают условия для ранней половой жизни. Все это позволяет сделать вывод, что патология семейных отношений проектирует чрезвычайно широкий спектр аномалий [1, c. 91].

Таким образом, именно воспитание в семье влияет на становление всех сторон личности. Гармоничное развитие ребенка возможно лишь тогда, когда в семье созданы благоприятные условия для формирования познавательной, моральной и других сторон личности младшего школьника. Именно в этом возрасте необходима должная поддержка и понимание со стороны родителей, потому что данный период характеризуется кризисом 7 лет и сменой ведущего вида деятельности. В этот период ребенок попадает в новый коллектив, у него появляется ряд обязанностей, и если ко всему этому добавится невнимание и нежелание родителей помочь ему адаптироваться в новых условиях возможно долгое привыкание, замыкание в себе и замедление развития в интеллектуальной и эмоциональных сферах [4, c.181]

Существуют разные способы влияния психологического климата семьи на воспитание детей. Для того, чтобы помочь родителям в формировании необходимого психологического климата организуются встречи с опытными психологами, издаются научно – популярные пособия, которые могут помочь в этом вопросе. Для наиболее правильного создания условий воспитания нужно учитывать не только возрастные особенности и уровень интеллектуального развития ребенка, но и его индивидуальные качества.

Вот несколько советов, которые помогут выстроить доверительные отношения с ребенком и создать необходимый для его успешного развития климат в семье:

1.Очень важно разговаривать со своим ребенком– как можно чаще. Ваши разговоры не должны сводиться только к наставлениям, поучениям и замечаниям. Необходимо обсуждать все, что интересно малышу, находить общие темы. Общение – это основа создания доверительного отношения.

2.Важно уметь не только говорить что-то, но и слушать своего ребенка с вниманием и интересом. Очень часто родители не считают проблемы ребенка важными и не обсуждают их. Необходимо помнить, что для взрослого мелкая неприятность, для ребенка может быть глобальной проблемой.

3.Старайтесь быть искренним со своим ребенком. Расскажите ему о своем детстве, о том как вы взрослели.

4.Выполняйте все, что обещали. Только тогда ребенок будет беспрекословно вам доверять.

5.Используйте только конструктивную критику. Если хотите указать на какой-либо недостаток нужно начать с положительной стороны и лишь потом корректно объяснить, что нужно исправить.

6.Если ребенок делится с вами каким-то секретом не нужно рассказывать об этом кому-то еще. То, что для вас кажется пустяком, для ребенка – сокровенная тайна.

7.Психологический климат семьи укрепляется при совместном времяпровождении. Заведите традицию два вечера в неделю проводить только в кругу своей семьи. Занимайтесь тем, что любит ваш ребенок: рисование, аппликации, спорт.

8.Даже если вы очень заняты важной работой уделите несколько минут своего времени ребенку. Дети должны быть уверены, что могут в любой момент обратиться к родителям и те, в свою очередь не откажут им в помощи.

9.Уважительно относиться к своему ребенку. Осознавать, что он тоже имеет право на личное пространство, у него могут быть секреты с друзьями, которые вы не знаете.

Для построения доверительных отношений с ребенком и создания атмосферы защищенности необходимо соблюдать эти простые правила.

Отсюда следует, что семья – один из тех социальных институтов, который оказывает огромное влияние на становление личности ребенка и помогает приобрести необходимые в дальнейшем навыки коммуникации. Благоприятный психологический климат, созданный в семье помогает ребенку быстрее социализироваться и учит правильно расставлять приоритеты в жизни.





























Литература:

1. Амбалова, С.А. Семья как ведущий фактор становления личности [Текст]: монография / С.А Амбалова // Вестник северо-осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хутагурова : научно-теоретический журнал. – 2015. – № 4. – С.90-93.



2.



3. Ребенок в пространстве семьи [Текст]: монография /Писаренко И.А, Александрова Т.В., Алексеева Е.Е., Буркова С.А., Костина Л.М., Николаева Е.И., Сорокина А.Ю. – Санкт–Петербург: Изд-во Политехника-сервис, 2016 – 133с.

4. Современная семья и её проблемы [Текст]: монография / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - Москва, 2005 – 224с.

5. Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст]: монография В.В. Чукреева/ Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 180-183.



Опубликовано


Комментарии (1)

Фролова Надежда Михайловна, 04.02.20 в 17:15 1Ответить Пожаловаться
источник 3 - стр 133,указана стр.234
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.