Психологический климат классного коллектива – лестница успеха ребёнка в будущем

6
0
Материал опубликован 27 February 2022 в группе

Сведения об авторе:

Цыдыпова Туяна Баторовна,

учитель географии Улан-Баторского филиала

РЭУ им. Г.В. Плеханова,

Монголия


Название статьи: «Психологический климат классного коллектива –

лестница успеха ребёнка в будущем»

Аннотация: В статье описаны способы создания психологического климата в классе.

Вводная часть.

Формирование классного коллектива происходит в 1 классе. Много зависит от личности первого учителя. По многолетним наблюдениям за учителями начальных классов можно сделать выводы: у одного учителя получаются дружные классы, у другого наоборот. Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Коренным образом меняются условия обучения: переход от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя - предметники. Кроме того, пятиклассники вынуждены приспосабливаться не только к стилю преподавания различных предметов, но и привыкать к новому классному руководителю, который принимает или разрушает традиции, созданные вместе с первым учителем. Один из принципов преемственности предполагает, что при назначении классного руководителя в 5 классе администрации школы следует учитывать личные особенности учителя начальной школы и будущего классного руководителя. Учитывая тот момент, что для эффективности процессов воспитания, обучения и развития учащихся важен психологический климат детского коллектива.

Основная часть.

Комфортный климат в классе - один из ключевых компонентов, который способствует и лучшему усвоению учебного материала учащимся и полноценному развитию его личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои способности и задатки, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Поэтому, создание благоприятного психологического климата в классе является важной составляющей педагогической работы, так как психологически здоровые, творческие, уверенные в себе люди представляют особую ценность современного общества.

Таким образом, практической задачей классного руководителя, работающего с пятиклассниками можно считать дальнейшее формирование и совершенствование социально-психологического климата классного коллектива, требующего понимания психологии младших школьников, их эмоционального состояния, настроения и отношений друг с другом. Эффективное влияние классного руководителя на психологический климат в коллективе определяется: профессиональными и личностными качествами, как открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим. Важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу: - создание эмоционального комфорта школьников, поощрение открытости и доброжелательности, конструктивное или компромиссное решение конфликтных ситуаций. Существуют важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые определяются классным руководителем:

общие интересы, которые бы объединили учащихся класса;

условия для организации совместной деятельности;

традиции класса и участие коллектива в общешкольных мероприятиях;

совместные походы в кинотеатр, выставку, кинотеатр, музей и т.п.

правила своего класса, по которым функционирует класс;

поощрение активности, инициативы, креативности;

развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества;

воспитание атмосферы взаимного уважения, тактичности по отношению друг к другу.

Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. Для того чтобы класс стал местом, где дети чувствуют себя как дома уютно и комфортно, классный руководитель должен правильно строит свои взаимоотношения с учащимися и их родителями. Всегда проявлять доброжелательность и приветливость по отношению своим ученикам, уважать достоинство ребенка, не критиковать и отчитывать прилюдно. Учиться распознавать индивидуальные особенности школьника и признаваться в своих ошибках. Стараться выслушать ребенка во время каких-либо неприятностей или недоразумений. Уметь хранить «секреты», и вести доверительные беседы «по душам». Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

Важным фактором психологического климата является степень сплоченности классного коллектива - группа детей одного возраста, воспитание которых осуществляется классным руководителем через организацию внеучебной деятельности, вовлечение в общешкольные мероприятия, через межличностных отношений детей, обучающихся класса, и их учителей, через связи с родителями. Существует много факторов, способствующих созданию сплоченного и дружного классного коллектива; среди них есть как объективные, так и субъективные, связанные с личностью классного руководителя.

Работая в условиях русской школы за рубежом с учащимися иностранцами, невольно сравниваешь монгольских и российских школьников. У детей монголов ярко выражена гражданская и этническая идентичность, которая связана с высокой традиционностью монгольской культуры, также характерна высокая осведомленность большинства учеников об истории Монголии. И, каждый ребёнок испытывают гордость от осознания своей принадлежности к великому предку и великой истории. У монголов существует культ старших, культ матери и культ учителя. Профессия учителя в рейтингах и опросах учеников стоит на одном из первых мест. Уважительное отношение учеников и родителей приводит тесному сотрудничеству семьи и школы. Основной проблемой диалога, становится низкий уровень владения русским языком родителей учеников, что затрудняет общение, которое требует присутствие переводчика. Поэтому воспитательную работу в новом классе начинаю с заочного знакомства. Задолго до нашей встречи в предстоящем учебном году, стараюсь заранее узнать о жизни каждого ученика, его увлечениях, интересах и рисую мысленно портрет каждого ребёнка. Затем постепенно вовлекая учеников и родителей, создаю в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Поэтому связь с родителями и установление партнерских отношений с ними - это важное звено в моей работе классного руководителя. Работа классного руководителя по созданию дружного коллектива невозможна без их поддержки, поэтому необходимо найти общий язык с ними и завоевать доверие. При переходе на дистанционную форму обучения, при сложившихся реалиях современной жизни, контакт с родителями происходит через социальную сеть Фейсбук и платформу Zoom. Родительские собрания сближают учителя и родителей учеников, помогают определить наиболее конструктивные пути взаимодействия в воспитательном процессе.

Одним очень значимым может быть КТД. Это форма воспитательной работы, ориентированная на развитие фантазии и творческих способностей детей, которая предполагает участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов.

В основе этой формы три основные идеи:

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей);

2.Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых);

3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Воспитательная эффективность коллективных творческих через деятельные, групповые, ролевые, рефлексивные и прочие актуальные сегодняшнему дню формы воспитания, активизируют и мотивируют интерес ребёнка.

Мои ученики, которые в 2018-2019 учебном году были пятиклассниками, теперь уже заканчивают 8 класс. Могу сказать, что за эти годы мы столкнулись с пандемией COVID 19, карантином и дистанционным форматом обучения с января 2020 года по сентябрь 2021 года. Но всё же нам удавалось реализовывать наши идеи и задумки, что позволило сохранить там благоприятный психологический климат. В классе на протяжении 4 лет работает один из методов воспитания, основанном на педагогике сотрудничества – самоуправление, как фактор формирования общественной активности, позволяющего ученикам реализовать свое право на участие в управлении классным коллективов в образовательном учреждении. Основная цель самоуправления – подготовка обучающихся к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Наш 5-й класс был годом походов, поездок, посещение музеев, игровых площадок, музыкальных фестивалей. В 6 классе мы реализовали проект «Новогодняя ёлочка своими руками». В 7 классе приняли участие в общешкольном онлайн-марафоне «И танцуем, и поем». Традиционно ежегодно чествуем именинников и встречаем Цаган Цар (Новый год по-монгольски по лунному календарю). Уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа — обязательное условие нормального общения. Это хороший повод, для того чтобы привлечь родителей, бабушек и дедушек к участию в жизни класса, что создаёт условия для комфортного психологического климата в классе.



Заключительная часть.

В заключении хочется отметить, что психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников, питание и здоровье учащихся, их обучаемость и способности. В итоге хочется сказать, что быть хорошим классным руководителем – это талант. И, приятно слышать, когда повзрослевшие дети говорят: «У меня были самые лучшие годы – это школьные годы!».



Литература:

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989

Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.

Некрасова Ю.Б. Учитель и психологический климат в классе./ https://psy.su/feed/9630/

УГ - Москва, №02 от 12 января 2021. Формируем дружный детский коллектив./ https://ug.ru/formiruem-druzhnyj-detskij-kollektiv/

Егорова О.А. Дружный класс - это реально!/ http://aneks.spb.ru/raznoe/druzhnyi-klass-eto-realno.html

Водопьянова М.А. Преемственность при переходе из начального звена в среднее звено./ https://infourok.ru/preemstvennost-pri-perehode-iz-nachalnogo-v-srednee-zveno-823917.html

Терентьев В. И. «Нутаг» как понимание образа малой родины у современных монголов // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2018. № 2(20).

Кривонос А.В. Применение коллективно творческих дел в воспитательном процессе школьников./ https://nsportal.ru/shkola/vneklassnayarabota/library/2019/04/03/primenenie-kollektivno-tvorcheskih-del-v-vospitatelnom













Приложение 1. Фотоотчет об отдельных мероприятиях, проведённых в 2019-2022 г.г.



t1645961342aa.png



t1645961342ab.png



t1645961342ac.png





t1645961342ad.png





t1645961342ae.png





t1645961342af.png





t1645961342ag.png



t1645961342ah.png





t1645961342ai.png





t1645961342aj.png





t1645961342ak.png





t1645961342al.png

Приложение 2. Структура самоупраления

t1645961342am.png



t1645961342an.png





t1645961342ao.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.