Публикация «Благоприятный климат в классе, его значение и условия создания»

2
0
Материал опубликован 4 February 2022 в группе

Благоприятный климат в классе, его значение и условия создания.

Ребенок проводит в школе большую часть своего дня. Здесь он растет, развивается, учится. И, конечно, важным условием развития его личности является благоприятный психологический климат в классе. В такой атмосфере ребенку легче понять самого себя, разобраться в своих чувствах, уточнить свою оценку происходящего, сформулировать мнение о чем-либо, принять самостоятельное решение. И в то же время ему легче научиться прислушиваться к чужим мнениям, уважать точку зрения сверстника (безотносительно к его учебным успехам), окружающих взрослых и т.д. В такой атмосфере и взрослому легче уйти от стереотипов учительского поведения и мышления, стать более эффективным воспитателем. Дети учатся лучше, если им в школе уютно и комфортно.

Благоприятный климат, при котором в классе царит дружеская и доброжелательная  атмосфера, подразумевает  заботу и доверие между участниками. Данный вид климата говорит о том, что каждый участник уверен в себе. Ведь только при благоприятном климате можно чувствовать себя принятым в коллектив. В доброжелательном классе все участники знают свои достоинства и свободно выражают собственное мнение по какому-либо поводу.

Благоприятный климат на уроке дает заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем. Он определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Для создания благоприятного климата можно уважительно вести диалог с детьми, воспитывать добротой, объективно оценивать учащихся и категорически нельзя унижать личность, проявлять неприязнь к ученику, говорить повышенным тоном.

Психологический климат включает в себя такие важные понятия, как соблюдение всех прав и обязанностей коллектива, моральные ценности в данном коллективе, неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Такой доброжелательный климат, такая демократичная атмосфера не возникают в детской среде сами собой. Духовно-нравственные координаты, характеризующие атмосферу, психологический климат класса, зависят в первую очередь от учителя, его педагогического мастерства. Создание хорошего психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом и требует от учителя соответствующей творческой деятельности.

В классе с благоприятным климатом преобладает оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие. Дети активны, энергичны, они добиваются высоких показателей в учебной деятельности. Ученики сопереживают друг другу, вместе радуются и грустят, сотрудничают друг с другом.

Для неблагоприятного климата в классе характерно подавленное настроение, антипатия и соперничество ребят. Дети ведут себя обособленно, презрительно относятся к окружающим, часто конфликтуют друг с другом. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

От учителя в таком коллективе требуется максимум профессионализма и терпения. Умение находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела; формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах; создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися. Доброжелательная улыбка, смех, позитивный или спокойный тон высказываний, способность к сотрудничеству очень важны. В этой связи необходимы: дружеское единение в системе, проявление внутреннего уверенного спокойствия, постоянная бодрость детей, их готовность к действию, наличие чувства собственного достоинства, защищенность всех членов ученического коллектива (ни один обучающийся не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности), разумная и полезная деятельность всех на уроке, умение быть сдержанным в движениях, словах.

Необходимым условием создания благоприятного психологического климата на уроке является установление отношения доверия между:

учителем и классом,

между учащимися в группе.

На уроках иностранного языка очень важно создать такой благоприятный психологический климат. Он служит одним из показателей успешности его проведения: спокойное общение, создание ситуации успеха, возможность подумать при ответе на вопрос, эмоциональная мотивация в начале урока и спокойное завершение урока, комментирование домашнего задания – все это определяет позитивное воздействие на психологическое здоровье учащихся. На уроке ребенок должен максимально комфортно себя чувствовать, и это позволит повысить эффективность обучения. Учителю иностранного языка следует, прежде всего, формировать коммуникативную компетенцию, высокий уровень которой будет положительно влиять на самооценку и уровень комфортности ученика.

Если ребенок замкнут, если ему некомфортно на уроке, то это приведет к заниженной самооценке, к скованности. Скованность часто вызвана боязнью допустить ошибку, что отрицательно влияет на овладение языком.

В тонкой взаимосвязи с самооценкой, скованностью и раскованностью находится уровень тревожности при усвоении иностранного языка. Как высокий уровень тревожности, так и ее полное отсутствие может тормозить успешное усвоение иностранного языка. Кроме того, нужно стремиться вести урок только на иностранном языке, при этом учитывать, что все понимают, о чем идет речь.

Благоприятные условия для речевого общения нужно создавать с самого начала урока. Для этого целесообразно проведение речевых разминок, тематически связанных с изучаемым на уроке материалом. Будет уместно поинтересоваться настроением учащихся, при этом отрабатываются конструкции и лексика по теме «Как твои дела?». Комплименты в адрес друга тоже располагают на доброжелательный тон урока. Вопросы, обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту ребенка, вызывающие школьников на размышления, демонстрирующие заинтересованность взрослого мнением каждого. При этом взрослый может использовать широкий выбор интонаций: вопросительную, шутливую, восторга, удивления, сомнения, сочувствия, уверенности.

Поскольку атмосфера, психологический климат группы - это эмоциональный фон совместной жизни ее членов, то важно специально работать с эмоциями школьников. Учитель может увидеть:

какое настроение преобладает в классе;

есть ли в классе дети, чье настроение не совпадает с преобладающим;

кто из детей требует к себе особого внимания;

насколько одноклассники дружелюбны, внимательны, терпимы друг к другу;

эффективна ли его работа с коллективом.

Урок будет неполноценен, если на нем не было эмоционально – смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток.

Верный сигнал вашей доброжелательности – добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает, если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете внимательно и заинтересованно слушать учащихся. Очень важна в создании благоприятного климата оценка работы ученика. Многие учатся только ради нее. Педагогическая оценка предполагает оценивание выполненной на уроке работы. Иногда можно поставить оценку в виде поощрения. Сложно бывает провести устный опрос, когда ученик воспринимает его как заведомо сложный для одного и легкий для другого. В этом случае очень помогает тестовая система проверки, когда задания одинаковы для всех, и оцениваются работы по общим критериям.

Поддержанию, укреплению доброжелательного климата в группе помогает, в частности, внедрение диалоговых, дискуссионных форм общения и деятельности. Действительно, организовать диалог, а тем более групповую дискуссию, т.е. научить школьников включаться в коллективное обсуждение, корректировать свою позицию, приходить к общему решению, непросто. Но во время диалога необходимо научить вести себя корректно, не перебивать, уважать другое мнение или точку зрения, принимать идеи другого человека, приходить к общему решению.

Учитель вводит в лексикон детей специальные фразы, которые позволяют ребенку переспросить, уточнить, попросить повторить и не бояться порицания или насмешек. Нужно организовать работу в парах, маленьких группах, учитывая уровень знаний участников каждой группы и их психологическую совместимость. На индивидуальном уровне выяснилось, что с уменьшением чувства одиночества в школьном коллективе успеваемость ребенка растет. То есть чувство принадлежности к школе, ощущение поддержки повышает желание учиться. Высокие требования со стороны преподавателей формируют самооценку школьников, степень их уверенности в себе и желание двигаться вперед.  Одно из важнейших условий поддержания такого климата в детской среде — деликатность взрослых, признание за детьми права не только на собственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым, но и на личную тайну, на неприкосновенность своего внутреннего мира.

Хорошие отношения между учеником и учителем – залог успешного образовательного и воспитательного процесса. Формирование безопасного пространства имеет решающее значение. Ученик будет стараться развиваться дальше, если будет уверен , что его принимают как личность. Нужно дать возможность ученикам самим находить ошибки и корригировать их.

Ученики лучше учатся у тех учителей, которые ценят их усилия. Сострадание формирует доверие. Чем уютнее детям в школе, тем выше их результаты. Благоприятный климат в детском коллективе – важный показатель успешного общения. Наличие любимых учеников в классе вредит доверию, нужно стремиться относиться одинаково ко всем ученикам. Открытость учителя учит детей рассказывать о себе.

Для создания благоприятного психологического климата на уроке иностранного языка языка предлагается использовать следующие методики.

1. Внушить ребенку веру в себя.

2. Учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: повторить слова темы, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем еще раз разобрать сложные места работы и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3. На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда затормаживает и ослабевает. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Слабое место этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность.

4. Создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Необходимым условием также является создание учителем климата доброжелательности каждого участника учебного процесса ко всем остальным участникам. Очень важно, как и каким образом, тоном, способом фиксируются ошибки речи, и, как они исправляются. Исправление ошибок, либо благоприятно влияет на ученика, помогает его речевой деятельности, либо заставляет его замыкаться в раковину, порождает боязнь ошибок. Неправильный подход к одному из учеников может сразу же изменить психологический климат для всей группы, породить боязнь ошибок и резко снизить уровень мотивации.

Поэтому, разрабатывая урок, учитель обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, его коммуникабельность (т.е. как он вступает в речевое общение, прежде всего на родном языке, в каких случаях он лучше всего идет на разговор – когда речь заходит о нем, о его близких или о посторонних людях, какие ситуации он склонен обсуждать). Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроением и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель; ему вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме. Необходимо помнить, что любое эмоциональное состояние можно выразить в деликатной форме. Необходимо хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать ту или иную ситуацию на уроке. Осуществляя дифференцированный подход к обучению, учитель должен режиссировать урок и распределять роли между учениками, учитывая уровень знаний и психологию каждого ученика.

Таким образом, учитель имеет возможность выбрать не только методику, но и инструменты преподавания. Основным фактором создания благоприятного психологического климата на уроках английского языка является правильная, хорошо продуманная организация урока. Для этого педагог должен быть сам подготовлен к проведению занятий. Любая методика может не дать результата, если педагог сам до конца не понимает, что он делает, зачем, какой результат планирует получить, мало времени уделяет подготовке к занятиям, сам психологически не готов быть лидером при проведении занятия.

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно поднимает его статус. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной. После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

В начале урока учитель устанавливает контакт со своими учениками, вводит в атмосферу иностранной речи, дает настрой на творческую деятельность. Деятельность учителя иностранного языка должна стремиться к формированию ситуации успеха у учащихся. Ученик при обучении иностранному языку испытывает положительные эмоции. Поэтому, задания должны быть посильны, в необходимом объеме и учитывать возрастные особенности. Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества.

Перед началом урока лучше забыть про свое плохое настроение.

Самый приятный звук для  человека –  это его имя.

Не сравнивайте успехи отдельных учащихся.

Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя.

Благоприятный психологический климат на уроке способствует: повышению эффективности учебной деятельности, раскрытию творческих возможностей учащихся, предупреждению утомления учащихся, внутреннему освобождению ребенка от нежелательных психологических барьеров, стимулированию и развитию коммуникативных навыков в учебном процессе, сохранению психического здоровья.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.