12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гришина Наталья Алексеевна129
Россия, Краснодарский край, Тихорецк

Гришина Наталья Алексеевна

преподаватель высшей категории, Россия, город Тихорецк

Семья – психологическое здоровье ребёнка.

Аннотация.

Данная статья рассматривает аспекты влияния семьи на формирование психологического здоровья ребенка и как следствие, безопасного поведения в обществе. Ведь именно родительская любовь и правильное воспитание становятся для человека опорой на всю жизнь.

Ключевые слова: семья, родители, дети, воспитание, психологическое здоровье.

Семьи всегда разные, как человеческие лица – нет двух абсолютно одинаковых. При этом какой бы ни была семья, она всегда остается крошечной ячейкой нашего общества, неотъемлемой его частью, хоть и со своим укладом, порядками, особым микроклиматом. Как правило, родители искренне хотят, чтобы дети и сами были лучше, и жили лучше, интересней. Ведь не скажет же никто, что хочет видеть своего ребенка черствым эгоистом, ханжой, циником, пустым бездельником.

Почему же ходят по нашей земле и эгоизм, и ложь, и жестокость? Вот и задумаемся, какая же почва их питает, какая среда растит.

Уже в раннем возрасте наши дети обладают обширным кругозором знаний об окружающем мире. Неизмерим поток разнообразной информации, обрушивающийся на неустойчивое сознание и психику ребенка. Телевидение, радио, книги, интернет, яркие наклейки и этикетки – все это увлекает, развлекает, а порой незаметно развращает юное существо с распахнутыми глазами и ушами. Они быстрее и активнее развиваются, раньше формируются их интересы и стремления. К сожалению, от этого процесса отстает формирование мировоззренческих основ личности, рост гражданского сознания.

Если малыш узнавал, что хорошо, а что плохо, от матери и отца, то подросток начинает вырабатывать самостоятельные оценки. Он начинает ощущать себя человеком, личностью, требующей уважения.

Требование это совершенно естественно, и для семьи, где царит атмосфера взаимного уважения, оно словно сигнал – вот и начал ребенок взрослеть! Бесплодными окажутся попытки подавить это стремление и заставить слепо подчиняться указаниям взрослых. Капризы и упрямство шести - семилетнего ребенка демонстрировали его собственное «я», у подростка же это демонстрация именно взрослости. В этот период могут легко сломаться добрые отношения между родителями и детьми. Не допускайте разрыва – это целиком в вашей власти. Не ожесточиться, а понять – вот ваш долг.

Ведь именно родительская любовь и правильное воспитание становятся для человека опорой на всю жизнь. В трудные минуты они дадут ему силу, помогут выстоять в столкновении с бедой или обидой, от которых родители при всем их старании уберечь не в состоянии. Задача родителей в другом – подготовить к преодолению житейских невзгод и трудностей.

Сложный внутренний мир подростка, неустойчивость его психики, подверженность ее влиянию факторов, порой взаимно исключающих друг друга, требуют вдумчивого отношения родителей к малейшим проявлениям нервозности, беспокойства ребенка. Необходимо понять и отнестись с уважением к мыслям, мечтам и желаниям собственного сына или дочери. Увидеть в малыше человека, равного вам, родителю. Дать волю его самостоятельному мышлению, подсказать, но не подавить. Своевременно представить во всей полноте, как отразиться в его характере и взглядах ваш характер, ваши мысли и суждения.

Когда мы порой в ужасе или отчаянии хватаемся за голову и вопрошаем: «Откуда они такие?» - не на себя ли следует посмотреть прежде всего?

Стремясь расположить к себе ребенка, отцы и матери, а то и бабушки с дедушками иногда настраивают малолетних против тех, кого им хочется представить менее достойными уважения и любви, нежели они сами. Так бывает не только в случаях, когда родственники враждуют. Случается, что просто из ревности кое – кто прибегает к некрасивым маневрам хитрости в угоду своему мелкому самолюбию.

Грубейшую ошибку совершают и родители, сами честные, активные граждане, когда пытаются противопоставить свою дружную «хорошую» семью вне ее существующему «дурному» миру, то есть возвышают свой авторитет, противопоставляя себя чужим, пусть даже действительно плохим людям. Крайне порочно строить взаимоотношения между детьми и родителями не на основе уважения ко всем окружающим. Ведь иногда растет человек, который, относясь с уважением к своим родителям, высокомерно ведет себя с другими людьми, в сущности, не уважая общество в целом. Семья, как ячейка общества, не существует обособленно, да она никогда и не в силах справиться успешно с разносторонней подготовкой детей к самостоятельной жизни. И самые первые помощники в этом деле родителям, конечно, учителя.

Однако случаются и в школе конфликты между учителями и детьми. На чью же сторону становятся родители? Иные бросаются на защиту своего чада, не разобравшись в сущности дела. Бывают в школьных конфликтах виноваты и учителя. Родители в такой ситуации иногда громко торжествуют свою победу и во всеуслышание посрамляют «врага» своего ребенка. Я не призываю безоговорочно поддерживать поколебленный самим учителем его авторитет, когда это случается. Однако всякий раз важно учить детей анализировать факты с проникновением в противоречивую их сложность, чтобы дети приучались размышлять глубоко и объективно, не теряя ни уважения к старшим, ни веры в справедливость. Нужно, чтобы ни на секунду не прекращалась у них – в любом возрасте! – животворная работа души.

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». Так сказал К.Д.Ушинский об учителях, преподающих какой – нибудь предмет, но это высказывание целиком и полностью может быть отнесено и к родителям.

Важная роль и прямой долг родителей заключается в том, чтобы сделать все необходимое для всестороннего развития подростков, для формирования в их сознании высоких идеалов, достойных звания человека, понимания своей самостоятельности и ответственности за ее осуществление.

Возложенный на отца и мать долг имеет не только нравственный, но и юридический характер. Люди, которые дали жизнь ребенку, ответственны перед государством и обществом за его воспитание, за создание условий, способствующих выработке у подростка такой самостоятельности в помыслах и поступках, которая исключала бы проявления эгоизма и себялюбия, своекорыстия и равнодушия к интересам окружающих.

Невыполнение родительских обязанностей по формированию самостоятельности подрастающего поколения является одной из причин неблагополучия в молодых семьях или их распада.

Да, человека нужно готовить к самостоятельной жизни с малых лет, но по достижении им поры зрелости родительское внимание, забота доброжелательная поддержка со стороны близких не только желательны, но и необходимы. Именно так и должна влиять семья на формирование психологического здоровья ребенка.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.