Психологический тренинг для педагогов «Сохрани себя»
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
|
Институт Педагогики и психологии
Кафедра Возрастной и педагогической психологии
Программа тренинга
«Сохрани себя»
Работу подготовила
студентка группы ЗМ – ППСО17
Кузнецова Ю. С.
Оренбург
2019 г
Пояснительная записка.
Вот уже столетие термин «эмоциональное выгорание» вызывает живой интерес не только исследователей-психологов. Бытует мнение, что эмоционально-психическое выгорание личности связано исключительно с излишним трудоголизмом и рвением в своей профессиональной деятельности, с не вполне адекватным желанием сделать карьеру во что бы то ни стало и любыми средствами. Однако же это очень неверное представление.
С тех пор, как ученые-психиатры из Америки С. Гинзбург и Г. Фрейденбергер в 1974 году дали определение понятию «эмоциональное выгорание», споры и расхождения в понимании этого термина ведутся до сих пор. Однако наиболее полное и верное определение принадлежит именно им, и все последующие попытки охарактеризовать эмоциональное выгорание человека лишь повторяют и дополняют первоисточник. В общем смысле эмоциональное выгорание связано с постепенно нарастающим эмоциональным и психологическим истощением.
Итак, эмоциональное выгорание (англ. burnout – «сгорел на работе») – это психологическое состояние людей, которые в силу своей профессиональной деятельности постоянно находятся в тесном, а зачастую и напряженном общении с клиентами или пациентами.
Уже позже, когда эмоциональное выгорание личности стало повсеместно изучаться, появились определения и описания симптомов выгорания, этапов развития, а также были выявлены факторы, влияющие на формирование и протекание выгорания. Все это будет подробно рассмотрено ниже.
На предприятиях проблема эмоционального выгорания особенно остра, если компания функционирует в сфере медицинских, психологических услуг, детского и школьного образования, сфере обслуживания, а также предоставления любых услуг и продажи товаров, где сотрудникам необходимо тратить основное время на помощь заказчикам, клиентам или пациентам.
Ухудшение работоспособности сотрудников, текучесть кадров, конфликты в коллективе, недовольство собой и своей работой, нежелание качественно выполнять обязанности – все это может быть следствием эмоционального выгорания.
В 1982 году проводились крупномасштабные исследования эмоционального выгорания. Огромную работу провели исследователи К. Маслач и С. Джексон, разработав целую концепцию выгорания, а также опросник по выявлению эмоционального выгорания у работников. Здесь же мы коснемся описанных ими трех компонентов, которые составляют синдром эмоционального выгорания. В совокупности эти компоненты и их описание называют моделью Маслач.
Первый компонент – эмоциональное и физическое истощение
Проявление может быть различно на разных стадиях развития эмоционального выгорания, но в общем случае к первому компоненту относятся раздражение, равнодушие, опустошенность, эмоциональное и психическое пресыщение, на физическом уровне может возникать даже чувство тошноты. В данном случае человек, ранее с огромным энтузиазмом относившийся к своим обязанностям, коллегам и рабочему месту понимает, что работа уже не вызывает подобных эмоций и воодушевления. Эмоциональные ресурсы исчерпаны, наступает апатия, отторжение своего профессионального «я».
Второй компонент модели Маслач – деперсонализация
Деперсонализацию можно охарактеризовать, прежде всего, как искажение и разрушение взаимоотношений «выгорающей» личности с другими людьми. Появляется негатив к клиентам, коллегам, подчиненным, пациентам. Человек перестает видеть за каждым новым контактом личность, приходит равнодушие, формализм, отношение к людям, как к «пушечному мясу». В начале растущего эмоционального выгорания подобное поведение и переживания могут быть скрыты, но в процессе развития истощения все выходит на поверхность и зачастую приводит к конфликтам в семье и на работе, проявлениям цинизма, раздражительному общениию с другими людьми.
Третий компонент рассматриваемой модели – снижение профессиональной продуктивности
Человек редуцирует собственные достижения, негативно или равнодушно оценивает себя как профессионала своего дела даже при наличии крупных успехов в работе, говорит о недостаточности своих возможностей, умений и знаний, занижая тем самым свою самооценку, старается отгородиться от работы, снять с себя ответственность и переложить ее на чужие плечи.
Как мы видим, эмоциональное выгорание очень негативно влияет на личность в целом и на профессиональную деятельность в частности. Выгорание не появляется внезапно, это процесс, проходящий несколько стадий, каждая из которых характеризуется своими собственными симптомами. Есть несколько классификаций фаз эмоционального выгорания от разных авторов. Самый адекватный и полный перечень фаз, на мой взгляд, принадлежит американскому профессору Дж. Гринбергу, выделившему пять стадий течения эмоционального выгорания. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Первая стадия профессионального выгорания – «медовый месяц». На этом этапе сотрудник доволен своей работой, с удовольствием, наслаждением и энтузиазмом выполняет свои должностные обязанности. Тем не менее, постепенно такое трепетное отношение к работе начинает затухать, человек получает один за другим рабочие стрессы, деятельность, которая приносила столько позитива и выполнялась с огромным зарядом энергии, перестает радовать и приносить положительные эмоции.
Вторая стадия по Дж. Гринбергу – «недостаток топлива». У работника еще есть внутренне ресурсы для продолжения работы с энтузиазмом, однако лишь в случае высокой мотивации, но в ущерб собственному здоровью. Если же этой мотивации нет, то начинает возникать усталость (с риском перехода ее в хроническую), апатия и вялость, на физическом уровне – бессонница. Если работник не получает, как было сказано выше, никакого стимулирования, то интерес к компании и к своей работе в ней стремительно снижается. Продуктивности нет, возможны нарушения трудовой дисциплины, невыходы на работу, небрежность в работе.
Третья стадия эмоционального выгорания – «хронические симптомы». Истощение переходит на физический уровень. Работа без отдыха и желания, на износ приводит к заболеваниям, снижению иммунитета, злости на себя и окружающих, раздражительности. У человека появляется ощущение безысходности, невозможности что-то изменить, приходит чувство пустоты, отсутствия времени и кажется, что подобное состояние продлится вечно.
Четвертая стадия выгорания – «кризис». Название стадии говорит само за себя: человек переживает кризис профессиональной деятельности и эмоциональных переживаний на этот счет. Появляется недовольство собой, своей работой, качеством жизни. Человек постепенно утрачивает трудоспособность, болеет.
Пятая стадия выгорания – «пробивание стены». Человек в прямом смысле упирается в стену своей профессиональной деятельности. Возникает угроза – сможет ли человек вообще продолжать работу. Развиваются серьезные болезни и проблемы как на физическом уровне, так и в психологической сфере.
Эмоциональному выгоранию подвержены, конечно же, не сто процентов работников компаний и учреждений. Не раз учеными проводились исследования, где было выявлено несколько факторов, которые оказывают влияние на эмоциональное выгорание. Как правило, существуют личностный и организационный факторы, которые помогают выявить, кто в большей мере подвержен эмоциональному выгоранию. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Личностные характеристики
Как правило, профессиональному выгоранию подвержены люди, имеющие заниженную неадекватную самооценку, чрезмерно мягкие, гуманные, с развитой эмпатией, идеализированными представлениями о мире, это люди-интроверты, которым постоянно угрожает напряжение даже в, казалось бы, обыденных рабочих ситуациях. В противоположность описанным можно выделить и такие черты, как авторитарность, трудоголизм, перфекционизм, жесткость по отношению к другим и себе. И в первом и во втором случае мы видим людей с повышенной эмоциональностью, желанием быть «избранными», поощренными. Подобные черты многие ученые связывают не только с постепенным развитием личности, но и с генетикой.
Организационные характеристики
Наиболее способствует эмоциональному выгоранию сотрудников длинный ненормированный рабочий день, отсутствие выходных, необходимость работать во внеурочное время, брать работу на дом, неадекватность и завышенность требований вышестоящего руководства, недостаток или, напротив, излишек личной ответственности, непомерный объем работы, сжатые, нереальные сроки ее выполнения, монотонность обязанностей, нехватка положительной оценки работы, отсутствие перспективы карьерного, материального и профессионального развития, поддержки коллег и начальства.
Можно с уверенностью утверждать, что именно наиболее ответственные, «качественные» сотрудники компании подвержены эмоциональному выгоранию больше всех остальных.
Чтобы говорить о выявлении и предотвращении эмоционального выгорания на ранних стадиях его развития, необходимо четко знать сопутствующие ему симптомы. Так, существует несколько категорий симптоматики эмоционального выгорания. Как правило, все симптомы делят на психологические, поведенческие и психосоматические.
Психологические симптомы эмоционального выгорания:
низкая самооценка;
апатия;
беспомощность;
страхи;
депрессия;
резкие перемены настроения;
безынициативность;
полный отказ от увлечений.
Психосоматические симптомы выгорания:
бессонница;
алкогольная, никотиновая зависимость;
сексуальные проблемы;
мигрень;
проблемы пищеварения;
снижение иммунитета.
Поведенческие симптомы:
неспособность к компромиссному поведению;
цинизм;
конфликтность;
безразличие;
принятие обвинительной позиции;
нарушение трудовой дисциплины;
нежелание выполнять работу;
избегание ответственности.
Таким образом, можно говорить, что эмоциональное выгорание – это истощение, которое чаще всего испытывают люди, профессионально связанные с постоянной необходимостью общаться, помогать клиентам, пациентам, коллегам – вовлеченные в непрекращающиеся межличностные коммуникации.
Профессиональное выгорание как ничто иное показывает плачевное состояние таких сфер в компании, как мотивация, стиль управления, организационная структура. Однако с выгоранием можно и нужно бороться. Но как?
Существует несколько способов работы с персоналом для профилактики и снижения профессионального выгорания:
игра;
обучение;
оценка;
новизна;
управление конфликтами;
оптимизация объемов работы;
профессиональная гигиена.
Рассмотрим каждый метод.
Игры предполагают периодические «вылазки» на разного рода тимбилдинги, проведение деловых игр, рассмотрение и разбор кейсов, ролевые игры, тренинги командообразования и пр. Этот метод давно и прочно обосновался в российских корпорациях, руководство которых регулярно устраивает подобные мероприятия как для сплочения коллектива, так и для его оценки и выявления сотрудников-«звезд».
Обучение, на мой взгляд, один из важнейших способов борьбы с эмоциональным выгоранием. Человек осваивает новые знания, применяет их на практике, переходит на новый уровень профессионального развития, растет морально, строит карьеру. Именно этого зачастую не хватает сотруднику, дабы избежать профессионального выгорания и чувства опустошенности.
Оценка не менее важна. Однако руководству всегда следует иметь в виду, что оценка любого сотрудника и любой работы должна быть грамотной и конструктивной. Мы недалеко ушли в своем эмоциональном развитии от маленьких детей, и нам, как и им, необходимы так называемые социальные «поглаживания». Стремление сделать работу хорошо неразрывно связано с желанием получить хорошую оценку со стороны начальства. Таким образом, тестирование, оценка персонала – прекрасный способ существенно повлиять на искоренение такого феномена, как эмоциональное выгорание личности.
Новшества есть движение, изменение, а именно это является неизменным атрибутом развития не только отдельно взятой личности, но и всей компании. Всем хорошо известно, что природой предопределено негативное отношение и страх перед любыми изменениями. Но где страх, там и развитие! Новые программы, новые обязанности, смена офиса, места жительства, ротация сотрудников – сильно помогут с преодолением выгорания в коллективе. Однако стоит отметить, что изменения должны быть продуманы, позитивны и направлены на благополучие компании и сотрудников.
Владение знаниями по конфликтологии, в свою очередь, могут не раз и не два уберечь руководство и всю компанию от краха или больших проблем. Психология конфликта может помочь разобраться в межличностных хитросплетениях отношений в коллективе и предложить методы решения проблем.
Объемы работ, выполняемых персоналом компании, должны быть адекватны, это знает каждый хороший управленец. Максимально важно не только работнику уметь распределять свой труд во времени, но и руководству ставить четкие, выполнимые задачи на вменяемые сроки, не доводя до ежемесячных и еженедельных дедлайнов.
И наконец, наиболее, как может показаться, очевидный фактор борьбы с выгоранием (но почему-то из года в год и из организации в организацию его исполнение сильно хромает) – профессиональная гигиена, которая может исправить много негатива, имеющего свойство накапливаться в коллективе, по отношению к руководству. Банально – комфортные условия труда, освещения, питания могут существенно улучшить атмосферу в компании. Чтобы сотрудники чувствовали заботу о себе, приходя в комфортные, светлые кабинеты, – первейшая задача руководителя.
Конечно, все сказанное о методах исправления ситуации с эмоциональным выгоранием может показаться очевидным и простым в исполнении. Тем не менее, это не всегда так. Необходимо понимать, что очень многие люди подвержены эмоциональному выгоранию, а борьбу с ним стоит вести только конструктивными методами и при первых же его симптомах.
Многочисленные исследования позволили определить причины
возникновения этого синдрома.
Основная причина – это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями;
Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
Несоответствие результатов затраченным силам;
Ограниченность времени для реализации поставленных целей;
Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
Большие нагрузки;
Ответственность перед начальством, родителями;
Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жёсткой регламентацией деятельности со стороны
администрации.
Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива,
возникновению чувства несправедливости и, соответственно к выгоранию.
Возникновение несоответствия между собственными этическими принципами, ценностями и требованиями, которые предъявляет работа.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
В работе И.В. грозы под названием «Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание» выборку составили 25 педагогов с диапазоном стажа от 1 года до 20 лет, возраст педагогов от 22 лет до 45.
В результате исследования по методике В.В. Бойковская выборка педагогов была разделена на пять групп по стажу педагогической деятельности.
1 группа. Стаж работы от 0 до 5 лет. Вошли 44% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального выгорания сформировался, у 12% синдром находится в стадии формирования и у 24% синдром не сформирован.
2 группа. Стаж работы от 5 до 10 лет. Вошли 20% педагога. Из них у 4% синдром эмоционального выгорания сформировался и у 16% синдром не сформировался.
3 группа. Стаж работы от 10 до 15 лет. Вошли 24% педагога. Из них у 8% синдром эмоционального выгорания сформировался, у 8% синдром находится в стадии формирования и у 8% синдром не сформирован.
4 группа. Стаж работы от 15 до 20 лет. Вошли 8% педагога. Из них у 4% синдром эмоционального выгорания сформировался и у 8% синдром не сформирован.
5 группа. Стаж работы более 20 лет. В группу вошло 4% педагогов со сформировавшимся синдромом выгорания.
Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам - психологам.
Актуальность. Синдром хронической усталости (хроническая усталость) — это вовсе не та усталость, при которой человеку достаточно продолжительного отдыха, сна и отпуска, чтобы прийти в должное состояние и почувствовать себя бодрым и счастливым.
Хроническая усталость (неврастения) — это психоэмоциональное переутомление (напряжение), сопровождающееся ослаблением нервной системы — нервное истощение. И это то, с чем можно и обязательно важно справляться, и делать это как можно скорее, чтобы вы могли полноценно жить. Ведь чем дальше, тем все будет только усугубляться.
Профессиональная хроническая усталость – это, прежде всего усталость от другого человека. Это специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей. Утомление снижает работоспособность человека и эффективность его труда, что создает постоянную психотравмирующую ситуацию в виде ощущения собственной несостоятельности, что может привести к невротическому срыву. Наиболее частым симптомом является раздражительность, которая проявляется в повышенной возбудимости, нетерпеливости, обидчивости, несдержанности. Вспышки раздражительности сменяются раскаянием и извинениями перед окружающими, ощущениями вялости, усталости, а также плохой сон, рассеянность, тревожность, неустойчивость настроения, головные боли.
В основе этого расстройства лежит психическое истощение, которое приводит к сбоям нервной системы. И на первых порах хроническая усталость не сразу проявляет себя и какое-то время протекает почти не заметно, потому что организм компенсирует локальные сбои за счет других своих возможностей, и сам пытается восстановиться. Но эти запасы не беспредельны, они растрачиваются, и в какой-то момент человек понимает, что он устал и не просто устал, а очень сильно устал.
При этом расстройстве мозг перестает выполнять свои защитные функции и постепенно иссушается от перегрузок, утрачивает возможность правильно воспринимать происходящее, размышлять, фокусироваться, делать верные выводы и т.д. Вроде бы и понимаешь, но додумать и что-то решить до конца не можешь. В голове может быть много хороших идей, но все думается только на половину и до логического конца ничего, по большому счету, не доходит.
Когда человек какое-то время живет в таком состоянии, у него ухудшается концентрация внимания, появляются необоснованные страхи - такова психология. Могут наблюдаться нарушения сна, снижение аппетита, раздражительность.
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья.
Результат для заказчика/участника:
Укрепить психическое здоровье.
Сформированность начальных навыков рефлексии
Внутренняя душевная гармония.
Все техники можно использовать самостоятельно.
Результат для тренера:
Саморазвитие в вопросе понимания запроса аудитории по каждой сфере жизни человека.
Возможность сформировать/разработать мини-тренинги по каждому из направлений.
Возможность увеличить аудиторию.
Задачи:
Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками.
Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
Создание условий, способствующих профилактике синдрома профессионального «выгорания».
Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
Ожидаемые результаты:
Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;
Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний;
Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога;
Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.
Форма проведения тренинга – групповая (по кругу у столов, свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела).
Организация тренинг: группа педагогов 10 -15 человек.
Длительность тренинга: 8,5 – 9 часов
Материалы и оборудование: доска, стикеры, маркеры, макет дерева разноцветные листы бумаги, салфетки, ручки, листы А4, веревка, таблички с надписями, карандаши фломастеры, белый картон, мяч, фонограмма.
Этапы тренинга:
Первый (вводный) направлен на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга
Второй (основной) направлен на знакомство и освоение навыков эмоциональной саморегуляции.
Третий (заключительный) – направлен на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
Этап | Содержание | Инструментарий | Время | Примечания |
I этап. Вводный 1.Знакомство | Вводное слово психолога. Установление правил группы | доска, стикеры, маркеры. | 30 минут | |
| Игра – вступление «Укрась дерево» | макет дерева, цветные листочки | 15 минут | |
| Упражнение «Возьми салфетку» | салфетки | 20 минут | |
| Упражнение «Наши ожидания» | ручки, листы А4 | 15 минут | |
| Упражнение «Карусель общения» | | 15 минут | |
КОФЕ-БРЕЙК 15 минут | ||||
2.Сплочение группы, формирование доверия | Упражнение «Порядковый счёт» | | 10 минут | |
| Упражнение «Фигуры» | веревка | 25 минут | |
| Упражнение «Арифметические действия» | | 20 минут | |
| Упражнение «Промежуточная рефлексия» | | 15 минут | |
ПЕРЕРЫВ 10 минут | ||||
II этап. Основной. 3.Осознание и принятие своих чувств | Упражнение «Мозговой штурм» | | 20 минут | |
| Мини - лекция | | 20 минут | |
| Упражнение «Выбор» | таблички с надписями | 25 минут | |
| Упражнение «Чувство» | листы А4 | 20 минут | |
ОБЕД 45 минут | ||||
4. Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния. | Упражнение «Совместный рисунок» | карандаши, фломастеры, белый картон | 30 минут | |
| Упражнение «Мышечная энергия» | | 20 минут | |
| Упражнение «Я учусь у тебя..» | мяч | 20 минут | |
| Упражнение «Я хвалю себя за…» | мяч | 20 минут | |
| Упражнение «Полное дыхание» | | 10 минут | |
Кофе-брейк 15 минут | ||||
III Этап. Заключительный.5. Развитие чувства собственной значимости. | Упражнение «Кинопроба» | | 25 минут | |
6. Установление обратной связи, анализ полученного в группе. | Упражнение «Пожелание по кругу» | | 15 минут | |
| Упражнение «Мне сегодня…» | | 30 минут | |
| Пожелания тренера. | | 10 минут | |
Ход тренинга:
I этап. Вводный.
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.
1.Знакомство.
Вводное слово психолога, разминка.
Тренер приветствует собравшихся, и сообщает информацию о себе: своем опыте и деятельности. Коротко сообщает о целях тренинга, задачах, формах взаимодействия, организационную информацию.
Тренер: Тренинг – это безопасное пространство для обучения. Важным фактором безопасности являются доверительная атмосфера, а также понятность всего происходящего. Для этого нам и нужны правила, которые позволяют задать формат, регламентировать и контролировать внутригрупповые процессы, происходящие во время тренинга. В каждой тренинговой группе могут устанавливаться свои особые правила, однако существует ряд базовых правил, которых необходимо придерживаться во время проведения тренинга. Сейчас я перечислю вам самые важные из них:
Первое правило - Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предлагаю обращаться друг к другу на “ты”, включая и меня.
Второе правило - Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует вас именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с вами в группе.
Третье правило - Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.
Четвертое правило - Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении.
Пятое правило -Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
Шестое правило - «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.
После того как вы услышали все правила, прошу вас рассаживайтесь поудобнее.
Игра – вступление «Укрась дерево»
Тренер: В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же на миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.
– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?
– Или Вы чувствуете усталость?
– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?
Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
Чтобы начать плодотворную работу, давайте посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я прошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Первым может начать любой желающий.
(После того как все участники приклеят листочки к дереву тренер комментирует значение выбранного цвета).
Тренер: Теперь, когда все участники приклеили листочки, я вам прокомментирую значение цвета, который каждый из Вас выбрал.
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Но главное помните, что красота дерева зависит от вас, от ваших стремлений и ожиданий. Все в ваших руках!
Упражнение «Возьми салфетки»
Тренер: А сейчас давайте мы познакомимся с вами поближе.
Сейчас я передам по кругу пачку бумажных салфеток на тот случай, если вдруг потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного.
Тренер: У всех в руках салфетки? Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу вас представиться, называя себя только по имени, и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках.
Замечательно! А сейчас напишите свои имена на бейджиках и прикрепите.
Упражнение “Наши ожидания”
Тренер: Итак, теперь, когда мы познакомились, давайте обратимся к основной цели нашего сегодняшнего занятия.
Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в левой колонке на листке)
Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)
(Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад).
То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
Упражнение “Карусель общения”
Теперь мы знаем не только имя каждого участника, но и его ожидания от нашего занятия. Теперь самое время узнать, что любит и чес гордиться каждый участник.
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.
“Я люблю…”
“Меня радует…”
“Мне грустно когда…”
“Я сержусь, когда… ”
“Я горжусь собой, когда…”
(Итого 5 кругов).
Рефлексия:
Какие ваши ощущения до и после упражнения?
Какую фразу было сложнее всего продолжить?
2. Сплочение группы, формирование доверия
Упражнение “Порядковый счет”
Тренер: А сейчас давайте немного расслабимся, поиграем и проверим насколько участники доверительно относятся друг к другу.
Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого. Итак, пока счет не дойдет до 30.
Рефлексия:
Легко ли было установить зрительный контакт?
Как вы думаете человек, к которому вы передавали счет легко вас понимал?
Упражнение «Фигуры»
Тренер: Зрительный контакт мы установили. А сейчас мы проведем эксперимент, и узнаем умеем ли мы друг друга слушать.
Вся группа должна встать в круг. Берем в руки веревку и встаем так чтобы образовался правильный круг. Теперь закрывайте глаза и не подглядывайте. Постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать.
Тренер: Задание выполнено? Открывайте глаза. Как вы считаете вам удалось выполнить задание? (Выслушиваем ответы, но не комментируем их). Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.
Рефлексия:
Вы довольны результатом группы?
Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?
На какие из этих факторов вы могли повлиять?
Какие выводы вы сделает из упражнения?
Упражнение «Арифметические действия»
Тренер: Сейчас я хочу вам показать плюсы партнерских отношений, сплоченной команды.
Встаем в круг. Я встаю вместе с вами. Все мы учились в школе и помним, что такое арифметические действия. Суть упражнения заключается в том, что нам нужно будет по кругу делать арифметические действия, т.е. первый участник, например, я называю какое-либо число. Следующий по кругу должен назвать одно из четырех арифметических действий: мину, плюс, умножить, разделить.
Следующий ха ним участник должен назвать какое – либо число. Следующий участник должен в уме посчитать результат и к получившемуся числу применить какое-либо арифметическое действие. Упражнение идет по кругу до тех пор, пока я не остановлю кого – нибудь и не спрошу: «Какое число получилось в результате всех предыдущих действий?» Начнем.
Рефлексия:
Скажите легко ли для вас прошло это упражнение? Почему?
Как вы думаете участники старались облегчить задачу друг другу?
А для чего это делалось
Значит ли это, что из нас получилась неплохая команда?
Упражнение “Промежуточная рефлексия”
Тренер: Представьте себя каким–нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.
Участники по кругу описывают свои предметы.
КОФЕ-БРЕЙК
II этап. Основной
Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
3.Осознание и принятие своих чувств.
Упражнение «Мозговой штурм»
Тренер: Уважаемые участники, предлагаю Вам подумать и ответить на вопрос «Что нас всех объединяет?» (ответы участников тренинга)
Тренер: Действительно, все, что вы назвали, нас объединяет, но самое главное, что есть общего у нас это наша работа. А какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”? (ответы участников)
Тренер: Действительно, в коллективе есть педагоги, у которых эмоциональное состояние подходит к критической точке.
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Простыми словами: Много работал, заболел и умер (умер не физически, а умер эмоционально).
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют некоторые известные вам признаки. Как в области чувств, так и в области мысли и действий.
Предлагаю вам в течении 15 минут поработать в группах и самим определить, что происходит с чувствами человека, когда происходит выгорание, что в мыслях человека, какие действия совершает человек, которому присуще эмоциональное выгорание. (Работа в микрогруппах).
Тренер: Мы с вами определили, что происходит с чувствами, мыслями и действиями человека, находящегося в состоянии эмоционального выгорания.
Этому феномену чаще подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека. Давайте сейчас и мы с вами пройдет тест на определение индекса психоэнергетической опустошённости.
(Тест «Индекс психоэнергетической опустошённости» Приложение №1)
Тренер: Обведите кружком цифру, соответствующую вашему отношению к каждому из высказываний. Подсчитайте количество набранных баллов.
Я вижу, что с тестом все закончили, посчитали свои балы, посмотрели внимательно интерпретацию.
Были ли вопросы, на которые вам сложно было ответить или наоборот, у вас нестабильное состояние, а здесь вы увидели ответ, почему это с вами происходит. Поделитесь с нами. (Высказывания участников).
Тренер: Вы поняли, что вас беспокоит. И вам срочно нужна помощь в преодолении стресса.
В ситуации стресса, человек внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс, дыхание, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. И «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах образуются участки «застывшего» напряжения. Возникают мышечные зажимы. И как следствие, у человека наблюдается усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна и сексуальной потенции, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колиты и др.»
Эмоциональная опустошенность – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
И сегодня я хочу вам предложить несколько методик и техник на снятие психоэмоционального напряжения и управления своим внутренним состоянием.
Но сначала посмотрим на вашу реакцию на мелкую неудачу и больше узнаем о себе любимых.
Упражнение «Выбор»
Тренер: Представьте, что вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Кто определился с ответом на вопрос, попрошу занять свои места рядом с соответствующими надписями.
Интерпретация:
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы - то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Каждый по - разному воспринял ситуацию с пончиком. Сейчас давайте посмотрим осознаете ли вы свои чувства, принимаете ли их?
Упражнение “Чувство”
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Рефлексия:
Воспринимали ли вас адекватно?
Почему возникали затруднения в определении чувства?
Расскажите о своих впечатлениях.
4.Освоение способов саморегуляции эмоционального состояния.
Тренер: Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:
С управлением дыхания
С управлением тонусов мышц, движением
С воздействием слова
С использованием образов
Существуют различные 3 вида способов саморегуляции:
Сейчас мы остановимся на естественных способах регуляции организма.
длительный сон,
вкусная еда,
общение с природой и животными,
движение,
танцы,
музыка,
рисование,
баня, сауна, массаж;
горячая ванна с пеной;
SPA-процедуры.
Сейчас мы воспользуемся одним из этих способов – рисованием.
Рисование красками, карандашами, фломастерами, которые дают полноценный, насыщенный цвет, помогает избавиться от неприятных переживаний, особенно депрессии, тревоги, страха. В последних случаях рекомендуют рисовать левой рукой (правшам). При этом важно не наличие умения рисовать, а способность выразить свою эмоцию в абстрактной форме, через цвет и линию.
Упражнение «Совместный рисунок»
Тренер: Каждый участник берет лист бумаги, подписывает его с обратной стороны и по сигналу ведущего начинает рисовать любую картинку (30 сек.) По новому сигналу начатые рисунки передаются следующему участнику по кругу, все продолжают рисовать на чужих листах. Через 30 секунд происходит новый обмен листками по кругу, таким образом, рисунки проходят полный круг и возвращаются к владельцам.
Каждый участник получил свой рисунок обратно.
Рефлексия:
А теперь подумайте и скажите: Узнали ли вы свой рисунок?
Нравится ли вам рисунок, который получился в итоге?
Хочется ли вам его изменить? Почему?
На что вы ориентировались, дорисовывая чужие рисунки?
Пытались определить и сохранить замысел предыдущего художника, воплощали собственные желания, не задумывались. (обсуждения).
Спасибо что поделились своими впечатлениями.
Тренер: Следующий способ саморегуляции – это физиологическая саморегуляция.
«Болезни души неотделимы от болезней тела». Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» - он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс. Способы физиологической саморегуляции:
Различные движения потягивания и расслабления мышц
Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
Сейчас мы с вами постараемся снять психическое напряжение и окунуться в мир объятий.
=
Упражнение «Мышечная энергия»
Тренер: Мы будем учиться полностью расслаблять свои мышца. Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А, указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение. Расслабьтесь полностью, расслабьтесь так как будто чувствуете, как вас качает ветром.
Теперь встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.
Заканчиваем и присаживаемся.
Рефлексия:
Что происходило с вашим телом?
Тяжело ли было расслабляться?
Какие ваши ощущения после выполнения данных упражнений?
Тренер: И последний способ саморегуляции это - эмоциональная саморегуляция.
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Занятие любимым делом - хобби.
И чтобы понять, как работает этот способ мы встанем с вами в круг.
Упражнение «Я учусь у тебя»
Тренер: И один из участников бросает следующему участнику мяч со словами «Я учусь у тебя …». Участники называют профессиональное или личностное качество человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу научить …». Затем он бросает мяч другому участнику. (Например, Юлия Сергеевна, я учусь у Вас доброжелательности.
Юлия Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».)
И так пока круг не дойдет до первого участника.
Спасибо всем за участие, можете присесть на свои места.
Рефлексия:
Давайте подумаем, а легко ли Вам было подобрать качества, которым Вы хотели бы научиться?
Как вы думаете почему вам не хватает именно этого качества?
Тренер: Теперь, когда все высказались, хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. И люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты».
Следующий способ – это самовнушение и самопоощрение.
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
Дарите себе подарочки и милые безделушки.
Тренер: «И сейчас уважаемые педагоги мы будем хвалить себя.
Упражнение «Я хвалю себя за то, что…»
Тренер: Встаем в круг и бросаем соседнему участнику мяч со словами «Я хвалю себя за то, что …» Итак пока мяч не вернется первому участнику. Кто желает начать?
Рефлексия:
Легко ли было подобрать качество, за которое вы себя можете похвалить?
Понравилось ли вам это делать?
Все, кто желал высказались.
Тренер: Теперь я порошу вас занять свои места, сесть, успокоится, выдохнуть. Ведь не зря же во всех приемах на снятие эмоционального напряжения особое внимание уделяется своему дыханию.
Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Каждому человеку необходимо овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».
Упражнение «Полное дыхание»
Тренер: Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие.
Задержите дыхание.
Выдох. Медленно через нос, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух.
Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.
Повторяем упражнение пять раз.
Закончили. Скажите одним словом, что вы почувствовали, выполнив дыхательное упражнение. (Участники высказываются по кругу).
Тренер: Действительно, медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения. Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики!
III часть
Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими
5. Развитие чувства собственной значимости.
Упражнение «Кинопроба»
Тренер: Все мы обращаем внимание на то что думают о нас другие. Но никогда не задумываемся, а что мы сами для себя значим? Давайте попробуем перечислить пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь. Затем выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.
Рефлексия:
Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?
6. Установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Упражнение «Пожелание по кругу»
Все сидят в кругу, и каждый по кругу высказывает свои пожелания сначала одному, затем другому и так всем участникам тренинга.
Рефлексия «Мне сегодня...»
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”, оправдались ли ваши ожидания?
Тренер: Сейчас я хотела бы чтобы вы все посмотрели на меня внимательно, я возьму стеклянную банку и наполню её камнями. Скажите, пожалуйста, полна ли банка? (Ответили: да, полна) Сейчас я возьму банку гороха и высыплю её содержимое в большую банку, немного потрясу её. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка? (Ответили: да, полна.)
Тогда я взяла коробку, наполненную песком, и насыпала его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Полна ли банка? (Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.) Тогда из-под стола я достала кружку с водой и вылила её в банку до последней капли, размачивая песок.
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.
Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.
Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.
Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Вы спросите, какое значение имеет вода? Я это сделала просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
(Пожелание).
И на последок хотелось бы сказать, что в сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру и тогда гармония будет внутри вас. И не наступит эмоционального выгорания.
Берегите себя для себя! Благодарю всех за работу!
28