Эколого-психологический тренинг «Остров Робинзонов»

9
0
Материал опубликован 26 June 2017 в группе

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка Детский сад № 1 «Колокольчик»

Психологическая служба

ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

«Остров Робинзонов»

Подготовил: педагог-психолог Харченко Н.В.

Адресат: педагоги-психологи ДОУ г.о.Краснознаменск

Краснознаменск, 2017

Эколого-психологический тренинг «Остров Робинзонов»

 Актуальность: 2017 год объявлен президентом РФ годом экологии. Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Но не менее важно уделить внимание тому, кто непосредственно обучает и воспитывает дошкольников, тех, кто прививает экологическую культуру нашим детям.

Решение глобальных экологических проблем рассматривается сегодня не только в плане технологических решений, но и глубоких социальных изменений, под которыми подразумевают смену системы ценностей человека, типа мышления, мировоззрения, перестройку сознания, «революцию в умах».

В этом случае проблема разрешения экологического кризиса рассматривается уже как проблема психолого-педагогическая. В центре ее лежит коррекция субъективного (личностного, эмоционального) отношения к природе.

Эколого-психологический тренинг - одна из новых технологий экологического образования и просвещения, находящийся на стыке педагогики, экологии и психологии. Несмотря на внешнюю простоту, тренинг представляет собой систему коррекционно-педагогических приемов, которые помогают развить субъективное, личностное отношение к природе. Тренинг, как форма работы, предназначен для взрослых и детей старше 10 лет, однако элементы тренинга могут быть использованы и в более раннем возрасте, особенно при работе с семьями.

Цель: Актуализация понимания тесной взаимосвязи человека и природы.

 Задачи тренинга:

Познакомить педагогов с понятием эколого-психологического тренинга как направления экологического просвещения педагогов и родителей, с методами, применяемыми в данном направлении работы;

Развитие чувства близости (эмпатии) человека с природой; закрепление навыков идентификации себя с природными объектами;

Формирование установки на соблюдение чистоты в природе и многоразовом использовании отслуживших свое первичное предназначение предметов;

Актуализация навыков умения совместной креативной работы, выдвижения идей; развитие воображения и навыков фантазирования;

Снятие психоэмоционального напряжения с использованием в работе природных материалов; закрепление стремления беречь и любить природу;

Воспитывать чувство близости и неразрывной связанности человека и природы.

Объект: педагоги-психологи дошкольных учреждений г.о.Краснознаменск.

Формы и методы работы: социально-экологический тренинг. В ходе тренинга используются приемы арт-терапии, песочной терапии, техники визуализации и идентификации, мозговой штурм.

Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши цветные, проигрыватель с музыкой «Голоса природы», «Шум моря», подготовленный мусор с крючками, удочки для мусора, световые кубы с песком и набором природных материалов, заготовка «Дерево ожиданий», памятка «Эколого-психологический тренинг и его приемы», список съедобных и несъедобных растений.

Ожидаемые результаты: а) Расширение психологических знаний педагогов по данному вопросу, б) расширение репертуара методов и приемов работы педагогов по экологическому воспитанию, в) закрепление у педагогов интереса и положительного настроя на работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Продолжительность семинара: 50-60 минут

Количество участников: 8-10 человек.

Ход тренинга:

Вступление. Актуальность проведения тренинга. Мотивационный настрой на работу. Упражнение «Дерево ожиданий». (10 минут)

Основная часть. (30 минут)

А) Теоретический блок. Ознакомление педагогов с понятием Эколого-психологический тренинг, его методами. (5 минут)

Б) Практический блок. Большая игра «Остров Робинзонов». Включает в себя упражнения: «Какая я?» (идентификация с природным явлением), «Собираем мусор» (снятие напряжения, формирование понимания необходимости вторичной переработки), «Многоразовое использование» (развитие воображения, навыков совместной творческой работы), «Съедобное-несъедобное» (развитие навыков групповой дискуссии), «SOS» (снятие напряжения), «Прощальный подарок» (релаксация с природными материалами). (25 минут)

Заключение. Подведение итогов, рефлексия. Упражнение «Дерево ожиданий». (10 минут).

Содержание тренинга.

Вступление.

Уважаемые коллеги! 2017 год объявлен президентом РФ годом экологии. Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения. Но не менее важно уделить внимание тому, кто непосредственно обучает и воспитывает дошкольников, тех, кто прививает экологическую культуру нашим детям. Методом экологического воспитания в этом случае может являться эколого-психологический тренинг.

Эколого-психологический тренинг – новый формат работы, поэтому в начале нашего тренинга я предлагаю оформить вот такое «дерево ожиданий» (вносится лист с нарисованным деревом). Я вам раздам вот такие зеленые листочки, а вы напишете на них то, что вы ожидаете от данного тренинга? Что вы хотели бы на нем узнать? Каковы ваши ожидания? И прикрепите ваши листочки на наше дерево. Оно останется у нас до конца тренинга. Спасибо!

Основная часть. Теоретический блок.

Эколого-психологический тренинг - одна из новых технологий экологического образования и просвещения, находящийся на стыке педагогики, экологии и психологии. Несмотря на внешнюю простоту, тренинг представляет собой систему коррекционно-педагогических приемов, которые помогают развить субъективное, личностное отношение к природе.

Тренинг может проводиться в группах из 8-12 человек под руководством ведущего – тренера. Данный тренинг предназначен для взрослых: педагогов и родителей. Тренинг как система воздействий может применяться для детей с 10-12 лет. Однако в определенных модификациях может использоваться и для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особенно эффективно проведение тренинга в группах, состоящих из нескольких семей (3-4), где дети и родители вместе выполняют упражнения.

Система тренинга построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Большинство упражнений не требует специального технического оборудования и может, в принципе, проводиться в самых обычных условиях.

В коррекции субъективного отношения к природе используются такие методы:

Метод экологических ассоциаций (от лат .- соединение) – установление определенной аналогии, ассоциативных связей между образами природных объектов и образами социальной жизни.

Метод экологической лабилизации (от лат. – неустойчивый) - такое воздействие на личность, в результате которого возникает психологический дискомфорт от понимания неэффективности сложившихся стратегий индивидуальной экологической деятельности.

Метод художественной репрезентации природных объектов (от франц.- представительство) – актуализация художественных компонентов восприятия мира природы с помощью литературных произведений, изобразительного искусства, музыки.

Метод экологической идентификации (от лат.- отождествлять) - постановка личностью себя на место того или иного природного объекта, погружение в ситуацию, пространство, обстоятельства, в которых объект находится, психологическое моделирование состояния природного объекта.

Метод экологической эмпатии – (от греч. - сопереживание) - сопереживание личностью состояния природного объекта, сочувствия ему через отождествление с ним, а также переживание собственных чувств и эмоций по поводу природных объектов.

Метод экологической рефлексии (от лат. - обращение назад)- анализ личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности, осознание личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.

Метод экологической экспектаций (от англ. – ожидание) - актуализация эмоциональных ожиданий будущих контактов личности с миром природы.

Метод ритуализации экологической деятельности - организация ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы.

Метод экологической заботы - актуализация экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействия благу природных объектов, проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, т.е. деятельного участия в жизненной ситуации природных объектов.

Практический блок. Большая игра «Остров Робинзонов».

Представьте себе, что вы выиграли в лотерею путевку на отдых на острове в Тихом океане. Вас ожидают белоснежные пляжи, жаркое солнце, соленый запах моря, крики чаек, спокойный отдых. Вы собрались в отпуск и купили билет на самолет. Пройдя все таможенные испытания и оставив позади аэропорт города Москвы, вы наконец оказались в кресле самолета. Ваше место рядом с иллюминатором. Полет предстоит долгий, но вы от волнения или от любопытства наблюдаете пейзажи, проплывающие за иллюминатором.

Перед вами проплывают поля (видеопрезентация, слайды 2-31) - темно-зеленые, светло-зеленые, коричневые, похожие на лоскутные одеяла; высятся мощные горы – одинокие и целые горные массивы, также можно наблюдать реки – большие и маленькие – и озера, моря и океаны. Полет достаточно длительный, поэтому вы можете наблюдать и рассвет, и закат, а также просто облака и чудесное небо самых разнообразных окрасок.

И вот сидя в кресле самолеты вы задумались, а каким бы природным объектом или явлением вы могли бы быть, какое из них наиболее точно передает ваш характер, ваши жизненные приоритеты. Представьте себе это (объект или явление), возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте. (звучит музыка природы, на рисунок дается 5 минут). А теперь давайте представимся, познакомимся друг с другом как с природными объектами (явлениями). Расскажите, кто вы и почему? Так много разнообразных природных явлений, каждый человек может найти что-то свое.

Вот мы с вами и познакомились поближе. Но что это? (слайд 32) Самолет попал в зону турбулентности, нас ожидает трудная посадка на воду, потому что мы с вами находимся посреди Тихого океана. К сожалению, во время посадки самолет получил серьезные повреждения и развалился, но мы все живы, в спасательных жилетах нам удалось доплыть до небольшого тропического островка. Мы твердо уверены, что нас скоро спасут, так как пилот успел передать сигнал SOS и наши координаты, но какое-то время нам все же придется пожить на этом самом острове. (слайд 33)

Все что у нас с вами есть – это то, что одето на нас и то, что волнами прибивает к берегу острова, обломки самолета, какой-то мусор. Сделав удочки из палок мы сейчас с вами попытаемся достать как можно больше: что-то нам обязательно сможет пригодится для пребывания на этом острове. Удочек только 2, поэтому мы будем по очереди вылавливать предметы, передавая удочку по кругу. (игра «Собираем мусор». На пол в круг вываливается куча мусора (с крючками), каждый участник вылавливает один предмет при помощи удочки и оставляет его себе, передает удочку следующему участнику, и т.д., пока не выловят все предметы).

Посмотрите, какие мы молодцы! Мы очистили море от мусора и приобрели целую кучу предметов, которые могут нам пригодится. У меня в коробочке есть несколько предметов, я предлагаю вам выбрать каждому по одному. (В коробочке находятся 2 камушка, 2 веточки, 2 ракушки, 2 орешка). А теперь разобьёмся парами (по принципу одинаково вытянутых предметов), вместе со своим мусором и в парах постараемся придумать, каким же образом можно использовать то, что вы насобирали из моря. Постарайтесь придумать как можно больше вариантов использования этих вещей, так как вы не знаете сколько времени вам придется провести на острове. У вас есть листы и карандаши. (Звучит шум моря, на выполнение упражнения дается 5 минут). А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. В обычных условиях это обычный мусор, но сколько же можно придумать идей, как его еще использовать!

Несколько дней на острове нам надо чем-то питаться. На острове много растений, но какие же из них можно есть? Благодаря чьим-то заботам возле многих растений есть таблички с названиями. Посмотрите, что удалось найти. Как вы думаете, что из этого можно употреблять в пищу, а что категорически нельзя? Вам предстоит коллективно решить этот вопрос. Необходимо рассмотреть все позиции названий растений в списке и единогласным решением выбрать, что можно есть, а что нельзя. (Коллективное обсуждение).

Что ж, как выжить несколько дней на острове мы с вами придумали. Но нам надо придумать еще и способ, каким мы с вами сможем подать сигнал о нашем местонахождении проплывающим кораблям. Предлагаю устроить шумовую волну, чтоб нас услышали. Мы будем с вами повторять за мной хлопки, сначала тихо, затем громче и еще громче. Чтоб нас наверняка заметили, мы должны действовать дружно и слаженно. Начали! (хлопки от тихого к громкому)

Ура! Нас заметили! (слайд 34). К нам приближается корабль. И скоро, совсем скоро мы покинем этот остров. И нам немного грустно, так как несмотря на определенные обстоятельства, нам было хорошо на этом маленьком приветливом острове, мы успели к нему немного привязаться. В нашей душе и в нашем сердце останется приятное воспоминание о нем. Поэтому мы свами сейчас сидим на пляже, перебираем песок руками. И очень хочется оставить острову частичку себя. Давайте постараемся передать острову частичку себя через картину, используя песок и природные материалы. (Звучит шум моря, на упражнение дается 5 минут, хотя время четко не регламентируется).

Заключение. Ну вот и подошло к концу наше путешествие на остров Робинзонов (слайд 35) – так называлась наша игра. Как вам понравилось в нашем путешествии? Совпали ли ваши ожидания относительно тренинга? И если совпали, то я порошу вас забрать свой листик с дерева ожиданий.

Спасибо за игру!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.