12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Павловна Колесова1198
Я - школьный логопед, психолог, друг и наставник.
Россия, Алтайский край, Целинный район с. Воеводское
Психологический тренинг для педагогов «В гармонии с собой и с миром»

Психологический тренинг для педагогов «В гармонии с собой и с миром»

Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить педагогов школы навыкам психологической саморегуляции.

Задачи:

  • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; 
  • повысить групповую сплоченность; 
  • снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов; 
  • улучшить эмоциональное состояние педагогов. 

 

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Время проведения: 1ч10 мин

Количество участников: 6 человек

 

Оборудование: макет "сердца группы"; шляпа с веселым дизайном, карточки с ситуациями; рефлексивный кубик, магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, веселой музыки, нарезки музыки; удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации.

Ход тренинга

Звучит веселая музыка педагоги занимают свои места в кабинете.

Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

Вступительный этап:

 

Упражнение № 1 "Давайте поздороваемся" (3 минуты)

Цель: поднятие эмоционального фона, раскрепощение, сплочение педагогов.

Инструкция:

Педагоги образуют два круга, внутренний и внешний. По сигналу психолога внутренний круг начинает двигаться по часовой стрелке, в внешний против часовой. Педагоги здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

       1 хлопок - здороваемся за руку;

       2 хлопка - здороваемся плечами;

      3 хлопка - здороваемся спинами

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

 

 

Психолог: «Как приятно видеть Вас в хорошем настроении! Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Лечебная сила смеха известна всем, но наша жизнь состоит не только из светлых полос, бывают и такие моменты, когда смех сменяет стресс и эмоциональное напряжение. Сейчас мы попробуем его снять при помощи упражнения «Тесная компания».

 

Упражнение № 2 «Тесная компания» (7 минут)

Цель: сплочение участников, танцевальная терапия

Инструкция:

Все участники вытягивают цветные карточки, на которых изображена обувь. Участники, имеющие одинаковые карточки, объединяются в команды. Когда пары созданы,  их задача – придумать девиз своей команды, а затем исполнить танец, который указан на оборотной стороне карточки.

Комнатные тапочки – лезгинка, галоши – цыганочка, детские сандалики – латина, лапти – ламбада, валенки – современный танец.

Обсуждение: Что было легко, а что сложно? Ваши впечатления от упражнения. Что нам удалось достичь?

 

Психолог: коллеги, а давно ли вы были в зоопарке? Сегодня у нас есть отличная возможность там побывать! Следующее упражнение «Веселый зоопарк».

 

Упражнение № 3 «Веселый зоопарк» (5 минут)

Цель: раскрепощение участников, поднятие эмоционального фона участников, сплочение.

Инструкция: педагоги получают карточки с названием животного, после чего под веселую музыку они по очереди должны показать пантомиму на этого животного. Остальные участники угадывают показанное животное.

Обсуждение: Что было легко, а что сложно? Ваши впечатления от упражнения. Что нам удалось достичь?

 Психолог: друзья, а знаете ли вы, что творческий успех, который обязательно должен присутствовать в работе педагога зависит от собственного ощущения счастья и в целом вашего позитивного настроя? Следующее упражнение позволит вам окунуться в ситуацию полного позитива и безмятежности.

 

                                                           Основной этап:

Упражнение № 4 «Волшебная шляпа» (10 мин.)

Цель: развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «Волшебная шляпа» (игровой элемент, обычная шляпа веселого дизайна), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная шляпа». Человек, который надевает эту шляпу, становится самым счастливым человеком. Шляпа исполняет все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам одеть эту шляпу и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «Волшебную шляпу», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

 

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Волшебная шляпа»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.
  • Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
  •  

Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.
  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
  • Больше времени на хобби.
  •  

Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
  • Новый коллектив, новые перспективы.

 

Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик)

  • Трудно ли вам было отвечать?
  • Было ли для вас что-то новое?
  • Считаете ли вы полезным упражнение?
  • Открыли ли вы что-то новое для себя?
  • Как вы себя сейчас чувствуете?
  • Какие у вас сейчас ощущения?

Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.

Психолог: друзья, мы знаем, что в нашей работе много эмоционального напряжения и иногда хочется все бросить, опустить руки, взять узелок и уйти далеко, далеко. Но, мы не ищем легких путей, и поэтому остаемся с вами здесь и продолжаем работать – учить детей. Есть особые психологические приемы расслабления – приемы релаксации, которые отлично помогают в момент напряжения и эмоциональной нагрузки.

 

Упражнение № 5 «Приемы релаксации» (10 минут)

Цель:  научить педагогов приемам расслабления, саморегуляции.

1. Приемы релаксации, связанные с дыханием.

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е.релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Прием 1.

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета проводится задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

Прием 2.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

2. Прием релаксации, связанный с управлением тонусом мышц, движением.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Поскольку добиться полного расслабления всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

 

Упражнение-медитация № 6«Сад моей души» (20 мин.)

1-я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация.

Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.

Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации. Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.

После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

 

Текст к упражнению «Сад моей души»

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.

Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.

А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.

Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик)

  • Трудно ли вам было отвечать?
  • Было ли для вас что-то новое?
  • Считаете ли вы полезным упражнение?
  • Открыли ли вы что-то новое для себя?
  • Как вы себя сейчас чувствуете?
  • Какие у вас сейчас ощущения?

Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.


Заключительный этап:

Упражнение № 7 "Сердце коллектива"  (5 минут)

Цель: сплочение коллектива

Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес участников. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

Рефлексия. (10 минут)

  • Понравилось ли вам занятие?
  • Какие упражнения вам больше всего понравились?
  • Было ли для вас что-то новое?
  • Считаете ли вы полезным упражнение
  • Как вы себя сейчас чувствуете?
  • Какие у вас сейчас ощущения?

Источники: https://infourok.ru/trening-dlya-pedagogov-iskusstvo-relaksacii-522801.html

 http://oqu- zaman.kz /?p=14073

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.