Психологический тренинг для педагогов «В гармонии с собой и с миром»
Психологический тренинг для педагогов «В гармонии с собой и с миром»
Цель: познакомиться с понятием релаксация, обучить педагогов школы навыкам психологической саморегуляции.
Задачи:
- способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
- повысить групповую сплоченность;
- снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;
- улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.
Время проведения: 1ч10 мин
Количество участников: 6 человек
Оборудование: макет "сердца группы"; шляпа с веселым дизайном, карточки с ситуациями; рефлексивный кубик, магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, веселой музыки, нарезки музыки; удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации.
Ход тренинга
Звучит веселая музыка педагоги занимают свои места в кабинете.
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.
Вступительный этап:
Упражнение № 1 "Давайте поздороваемся" (3 минуты)
Цель: поднятие эмоционального фона, раскрепощение, сплочение педагогов.
Инструкция:
Педагоги образуют два круга, внутренний и внешний. По сигналу психолога внутренний круг начинает двигаться по часовой стрелке, в внешний против часовой. Педагоги здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечами;
3 хлопка - здороваемся спинами
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Психолог: «Как приятно видеть Вас в хорошем настроении! Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».
Лечебная сила смеха известна всем, но наша жизнь состоит не только из светлых полос, бывают и такие моменты, когда смех сменяет стресс и эмоциональное напряжение. Сейчас мы попробуем его снять при помощи упражнения «Тесная компания».
Упражнение № 2 «Тесная компания» (7 минут)
Цель: сплочение участников, танцевальная терапия
Инструкция:
Все участники вытягивают цветные карточки, на которых изображена обувь. Участники, имеющие одинаковые карточки, объединяются в команды. Когда пары созданы, их задача – придумать девиз своей команды, а затем исполнить танец, который указан на оборотной стороне карточки.
Комнатные тапочки – лезгинка, галоши – цыганочка, детские сандалики – латина, лапти – ламбада, валенки – современный танец.
Обсуждение: Что было легко, а что сложно? Ваши впечатления от упражнения. Что нам удалось достичь?
Психолог: коллеги, а давно ли вы были в зоопарке? Сегодня у нас есть отличная возможность там побывать! Следующее упражнение «Веселый зоопарк».
Упражнение № 3 «Веселый зоопарк» (5 минут)
Цель: раскрепощение участников, поднятие эмоционального фона участников, сплочение.
Инструкция: педагоги получают карточки с названием животного, после чего под веселую музыку они по очереди должны показать пантомиму на этого животного. Остальные участники угадывают показанное животное.
Обсуждение: Что было легко, а что сложно? Ваши впечатления от упражнения. Что нам удалось достичь?
Психолог: друзья, а знаете ли вы, что творческий успех, который обязательно должен присутствовать в работе педагога зависит от собственного ощущения счастья и в целом вашего позитивного настроя? Следующее упражнение позволит вам окунуться в ситуацию полного позитива и безмятежности.
Основной этап:
Упражнение № 4 «Волшебная шляпа» (10 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов.
Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «Волшебная шляпа» (игровой элемент, обычная шляпа веселого дизайна), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик
Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная шляпа». Человек, который надевает эту шляпу, становится самым счастливым человеком. Шляпа исполняет все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам одеть эту шляпу и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «Волшебную шляпу», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Волшебная шляпа»
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
- Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
- В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
- Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
- Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
- Можно сэкономить на чем-то.
- Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
- Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
- Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
- Хороший повод отдохнуть.
- Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
- Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
- Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
- Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
- Новый коллектив, новые перспективы.
Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик)
- Трудно ли вам было отвечать?
- Было ли для вас что-то новое?
- Считаете ли вы полезным упражнение?
- Открыли ли вы что-то новое для себя?
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Какие у вас сейчас ощущения?
Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.
Психолог: друзья, мы знаем, что в нашей работе много эмоционального напряжения и иногда хочется все бросить, опустить руки, взять узелок и уйти далеко, далеко. Но, мы не ищем легких путей, и поэтому остаемся с вами здесь и продолжаем работать – учить детей. Есть особые психологические приемы расслабления – приемы релаксации, которые отлично помогают в момент напряжения и эмоциональной нагрузки.
Упражнение № 5 «Приемы релаксации» (10 минут)
Цель: научить педагогов приемам расслабления, саморегуляции.
1. Приемы релаксации, связанные с дыханием.
Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е.релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Прием 1.
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна). На следующие четыре счета проводится задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
Прием 2.
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
2. Прием релаксации, связанный с управлением тонусом мышц, движением.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Поскольку добиться полного расслабления всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Упражнение-медитация № 6«Сад моей души» (20 мин.)
1-я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация.
Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.
Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации. Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.
После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Текст к упражнению «Сад моей души»
Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.
Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.
Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.
А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.
Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик)
- Трудно ли вам было отвечать?
- Было ли для вас что-то новое?
- Считаете ли вы полезным упражнение?
- Открыли ли вы что-то новое для себя?
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Какие у вас сейчас ощущения?
Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.
Заключительный этап:
Упражнение № 7 "Сердце коллектива" (5 минут)
Цель: сплочение коллектива
Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес участников. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
Рефлексия. (10 минут)
- Понравилось ли вам занятие?
- Какие упражнения вам больше всего понравились?
- Было ли для вас что-то новое?
- Считаете ли вы полезным упражнение
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Какие у вас сейчас ощущения?
Источники: https://infourok.ru/trening-dlya-pedagogov-iskusstvo-relaksacii-522801.html
http://oqu- zaman.kz /?p=14073