12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Головкова Евгения Васильевна34
Россия, Ставропольский край, Ставрополь

 Фt1636963900aa.png едеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Ставропольское президентское кадетское училище»

Психологический тренинг «Жить в мире и собой»

Актуальность тренинга: Подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека, когда подросток — уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. В мировом сообществе выделены основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости:

- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

- прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

Основная цель тренинга «Жить в мире с собой и другими», разработанного для подростков: формирование межкультурного понимания и толерантного поведения в межэтнических отношениях.

Задачи предлагаемого тренинга:

- ознакомление старшеклассников не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина.

- развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

- развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;

- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Представленный тренинга состоит из трех проблемных блоков:

Понятие толерантности

Толерантность по отношению к себе и к участникам группы

Толерантность по отношению к другим

Принципы организации:

1. Принцип индивидуальности заключается в подборе уникальных методов воздействия на человека в зависимости от личностных особенностей, вида и степени проблемы.

2. Системность предполагает комплексную работу.

3. Регулярность подразумевает постоянное время проведения занятий, наличие определенной структуры и их неизменную длительность.

4. Дозированность основывается на составлении комплекса упражнений с учетом возрастных особенностей участников.

5. Активность – основной принцип, от которого зависит результативность работы. Положительных результатов освоении новых навыков можно достичь только при активном участии.

Общие рекомендации по проведению тренинга: Тренинг состоит из трех занятий, может проводиться в форме внеклассной работы с обучающимися старших классов. Помещение: для проведения данного тренинга была выделена отдельная комната, в которой от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. Требования к ведущему: необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенный навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы).

Структура занятия: занятие состоит из трех частей:

1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы.

2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. В сценарии тренинга приведены примерные вопросы для завершения каждого занятия, ориентированные на содержание. Однако ведущий может предлагать и свои варианты вопросов, обращая особое внимание на то, что, по его мнению, осталось не до конца понятым или недосказанным. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:

Что вы сейчас чувствуете?

Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Работа «здесь и теперь». Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.

Структура и содержание тренинга оставляют большой простор для инициативы и эксперимента: многие ведущие самостоятельно модифицировали отдельные упражнения и занятия, исходя из национальной специфики и культурно-социальных особенностей региона.

Результаты тренинга оценивались посредством анкеты, специально разработанной в Институте социологии Российской академии наук под руководством В.С. Магуна. Цель анкеты — определить уровень толерантности подростков, участвующих в тренинге. Сравнительный анализ результатов анкетирования, проведенного до и после тренинга, обнаружил у подростков заметный сдвиг установок в сторону роста общей толерантности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕНИНГА

«Жить в мире с собой и другими»

План-схема занятия

Цель занятия

Занятие 1. Толерантность: что это?

Толерантная личность

1. Вводная часть

2. Знакомство

3. Разминка

4. Основное содержание

Что такое толерантность

Черты толерантной личности

Чем отличается толерантная личность от интолерантной

Ознакомить старшеклассников с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.

Занятие 2. Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. Самопознание. Толерантное общение

1. Разминка

2. Основное содержание

Неуверенный-уверенный-самоуверенный

Нобелевская премия

Какой Я? Как быть толерантным в общении

Я-высказывание / Ты-высказывание

3. Рефлексия

Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

Занятие 3. Толерантность к другим: разные миры, неведомые миры. Границы толерантности

1. Разминка

2. Основное содержание

Карта нетерпимости

Групповая картинка

Паутина предрассудков

Войди в роль беженца

Декларация прав человека

Кодекс толерантности. Суд присяжных

Круг «обратной связи»

3. Рефлексия

Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».


ПОДРОБНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Занятие 1 «Толерантность: что это? Толерантная личность»

Цели:

- ознакомить подростков с понятием «толерантность»;

- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами: (1) на основе выработки «научного определения», (2) посредством экспрессивной формы, (3) с использованием ассоциативного ряда.

Вводная часть

Цель: введение в проблему.

Процедура проведения. Принимаются правила работы в группе. Затем официальная информация участникам группы о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости. Лекция может быть подготовлена ведущим самостоятельно или составлена на основе введения к данному руководству. В заключение ведущий представляет написанные на доске цели тренинга и рассказывает о них.

Знакомство. Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы).

Упражнение «Снежный ком». Участники группы сидят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

Упражнение «Сосед справа, сосед слева». Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Разминка

Цели: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

- повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Упражнение «Чем мы похожи». Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.

Основное содержание занятия

Упражнение «Что такое толерантность»

Цели: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;

- показать многоаспектность понятия «толерантность».

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы: Что отличает каждое определение?

- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

- Какое определение наиболее удачно?

- Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты: понятие «толерантность» имеет множество сторон. Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цели: - ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

- дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника.

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция: Сначала в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваги взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке. В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

Участники получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с обще групповым представлением.

2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.

Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной»

Цель: ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности.

Процедура проведения. Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной.

Рефлексия занятия. Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик? Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

Занятие 2 «Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. Самопознание. Толерантное общение».

Цели: показать, как толерантность к другим вырастает из толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе;

- показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности;

- поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки; осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие;

- показать, какими способами можно сделать общение толерантным.

Разминка

Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»

Цель: возможность самовыражаться и самораскрытия в метафорической форме, получение обратной связи от участников группы, формирование навыков точного межличностного восприятия.

Материалы: мяч.

Процедура проведения. Ведущий предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающего у него ассоциации с каким-нибудь персонажем из сказки или героем мультфильм, и бросить ему мяч. При этом нужно сказать, кого именно напоминает ему данный участник. Участник ловит мяч и бросает его другому, называя персонаж, с которым ассоциируется этот человек, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Попросите членов группы запоминать, от кого они получают мяч и что им при этом говорят. Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно его ассоциации (например: «Витя, ты сказал, что я похож на крокодила Гену, а на самом деле я чувствую себя Чеширским Котом»). Цепочка продолжает, т.о., раскручиваться в обратном направлении.

Основное содержание занятия

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»

Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

- развитие способности к самоанализу.

Материалы: бланки с табличками для каждого участника.

Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу.

Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

«Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должны записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.

Упражнение «Неуверенный-уверенный-самоуверенный»

Цель: дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: Иногда мы чувствуем свое превосходство над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда мы бываем не уверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным человеком, не являясь при этом высокомерным. Уверенный в себе человек всегда вызывает у окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих состояний.

Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой – неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет роль самоуверенного, рассказывает своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства: описывает позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки, которые он может совершить. В свою очередь неуверенный рассказывает о себе по тому же плану.

Затем участники обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь.

После этого ведущий предлагает обоим партнерам попробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не возносятся, но и не чувствуют себя хуже других.

В заключение ведущий обращается к участникам с вопросами:

- Чем отличается ваше поведение, когда вы уверены в себе?

- Как вы себя при этом чувствуете?

- Расскажите друг другу, что вам больше всего нравится в состоянии, когда вы равны.

Обсуждение и анализ: Как общаются с другими неуверенные и самоуверенные люди? Какое они производят впечатление?

- Каковы основные характеристики уверенного в себе человека? Чем он отличается от самоуверенного? Часто ли вы встречали уверенных в себе людей?

- Расскажите о своих чувствах в роли неуверенного, уверенного и самоуверенного человека.

Упражнение «Нобелевская премия»

Цель: повышение социальной компетентности подростков, переживание ситуации «ответственности перед человечеством», работа с мечтами и фантазиями о будущем.

Материалы: бумага, письменные принадлежности карандаши, фломастеры, маркеры, скотч, кнопки пластилин.

Подготовка: написать на доске или ватмане пункты нобелевского выступления.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам о Нобелевской премии, а затем предлагает игровую ситуацию:

Никто не знает, какие сюрпризы преподносит нам жизнь. Перенесемся в будущее. Представьте себе, что вы – известный ученый, писатель или общественный деятель. Нобелевский комитет принял решение о присуждении вам почетной премии. Торжественное вручение премии предполагает ответное выступление лауреатов – это является давней традицией. Через некоторое время желающие получат возможность выступить на церемонии вручения премии с ответной речью. Выберите номинацию, по которой вы хотели бы получить премию, и подготовьте выступление. Можно использовать следующую схему.

1. Опишите сделанное открытие, научные достижения или литературное произведение.

2. Объясните, почему ваш вклад в науку, литературу или дело мира получил такую высокую оценку.

3. Выразите словами благодарности тем, кто помог вам добиться подобного результата в работе.

4. Расскажите о своих планах на будущее.

В процессе работы могут быть использованы карандаши, фломастеры, пластилин и т.п. Время на подготовку 10 мин.

Речь каждого лауреата вознаграждается аплодисментами. После выступления участники группы задают свои вопросы лауреату.

Упражнение «Какой Я?»

Цель: дать возможность подростку осознать себя и увидеть, насколько соответствует его Я-образ тому, каким его видят окружающие.

Процедура проведения. Каждый получает лист бумаги и делит его на 4 части.

В 1-ой части участник дает 5 ответов на вопрос «Какой я?». Во 2-й части – 5 ответов на вопрос: «Какой я в глазах близкого человека?». В третьей части каждый участник записывает ответы на вопрос «Какой я по мнению соседа слева?». Записи должны быть сделаны достаточно быстро. Затем участники сворачивают свои листы так, чтобы их ответов не было видно, и передают их соседу слева. Таким образом, каждый участник получает лист от соседа справа. На оставшейся части листа он должен дать ему 5 характеристик. После этого ведущий собирает листы и перемешивает их. По очереди зачитываются характеристики из последнего столбика, а группа должна угадать, о ком идет речь. Затем обсуждается, насколько группа согласна с этим портретом. Наконец, листы возвращаются участникам, и они сравнивают все четыре набора ответов самостоятельно анализируя их сходство и различия.

Упражнение «Какой Я?»

Цель: дать возможность подростку осознать себя и увидеть, насколько соответствует его Я-образ тому, каким его видят окружающие.

Процедура проведения. Каждый получает лист бумаги и делит его на 4 части.

В 1-ой части участник дает 5 ответов на вопрос «Какой я?». Во 2-й части – 5 ответов на вопрос: «Какой я в глазах близкого человека?». В третьей части каждый участник записывает ответы на вопрос «Какой я по мнению соседа слева?». Записи должны быть сделаны достаточно быстро. Затем участники сворачивают свои листы так, чтобы их ответов не было видно, и передают их соседу слева. Таким образом, каждый участник получает лист от соседа справа. На оставшейся части листа он должен дать ему 5 характеристик. После этого ведущий собирает листы и перемешивает их. По очереди зачитываются характеристики из последнего столбика, а группа должна угадать, о ком идет речь. Затем обсуждается, насколько группа согласна с этим портретом. Наконец, листы возвращаются участникам, и они сравнивают все четыре набора ответов самостоятельно анализируя их сходство и различия.

Упражнение «Как быть толерантным в общении»

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Процедура проведения. Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не помыл посуду.

Схема достойного входа из ситуации:

1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах…».

2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «… я почувствовал себя неудобно…».

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «… поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать замечания не в присутствии моих друзей…».

4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «… тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

Предложите выполнить это задание нескольким парам участников.

Обсуждение. Участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.

Упражнение «Я – высказывание/Ты - высказывание»

(это упражнение является продолжением и закреплением предыдущего)

Цели: научиться толерантно (в неагрессивной, без оценочной манеры) выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение. Сделать общение более непосредственным и свободным.

Процедура проведения. Ведущий объясняет разницу между Я-высказыванием и Ты-высказыванием. Например, использование в речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацелено, как Ты-высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел домой в 11 часов вечера!»). если мы используем Ты-высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.

Ведущий просит составить Я-высказывания для предложенных ситуаций.

Рефлексия занятия

- Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?

- Легко ли обнаружить в себе какие-нибудь положительные черты, способности и похвалить себя?

- Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

- О каких способах толерантного общения вы сегодня узнали?

- Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций?

- Каковы преимущества толерантного общения?

Занятие 3 «Толерантность к другим: разные миры, неведомые миры. Границы толерантности»

Цели: показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами;

- дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур;

- развить социальное воображение и социальную перцепцию, сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, людьми, исповедующими другие взгляды и т.п., помочь осознать многообразие культур.

Разминка

Упражнение «Карта нетерпимости».

Цели: показать, насколько широко распространена интолерантность в мире и как она опасна; стимулировать у старшеклассников заинтересованность в поисках путей выхода из глобальных конфликтов.

Материалы: карта мира и флажки.

Процедура проведения. Ведущий и участники перечисляют «горячие точки» планеты (например, Чечня, Югославия, Афганистан, страны Африки) и обозначают их на карте с помощью флажков.

Обсуждение:

- Можно ли оправдать конфликты, приводящие к человеческим жертвам?

- Каковы основные причины конфликтов?

- Какие вы могли бы предложить способы, помогающие избежать или не допустить возникновения «горячих точек»?

Упражнение «Групповая картинка»

Цель: осознание стереотипов поведения различных групп; активизация, повышение настроения у участников группы.

Процедура проведения. Группа делится на подгруппы из 3-4 человек. Каждая подгруппа выбирает какую-то национальность, народ, этническую группу и придумывает, как ее изобразить так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это за национальность. При изображении можно использовать мимику, жесты, возгласы, но нельзя использовать слова. Дается несколько минут на подготовку задания, затем подгруппы представляют свою пантомиму всей группе. Группа угадывает, какой народ изображает данная подгруппа.

Упражнение «Паутина предрассудков»

Цели: показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; дать старшеклассникам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Материалы: клубок ниток или моток веревки.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков в отношениях между людьми. Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным, лишенным права голоса. В отношении некоторых национальностей, этнических меньшинств ходит множество анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках.

Ведущий просит участников вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Например, называют чукчу, «лиц кавказской национальности». Ведущий предлагает кому-то из участников сыграть роль выбранного народа. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной национальности анекдоты, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках, или высказывать бытующие негативные представления. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться.

Ведущий спрашивает «народ» о том, что он сейчас чувствует. «Народ» рассказывает о своем состоянии и своих чувствах. Затем ведущий задает участникам вопросы: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в роли такого «народа»?» У членов группы возникает желание распутать «народ». Для этого ведущий предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом «народе», посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются, а ведущий в это время постепенно распутывает «паутину». Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от «паутины предрассудков».

Упражнение «Войди в роль беженца»

Цель: развитие у старшеклассников способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества.

Материалы: набор карточек.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам группы о социальном и правовом положении вынужденных мигрантов — относительно новом явлении в нашей стране. Вынужденные мигранты — переселенцы и беженцы — в наибольшей степени страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Многие из них пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни часто оставляют желать лучшего. Кроме того, они чувствуют себя одинокими и чужими среди новых соседей.

Ведущий предлагает участникам карточки, с описаниями различных ситуаций, в которые попадают беженцы. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа — 5—7 минут).

Обсуждение:

-Насколько трудно было войти в роль беженца?

-Какие чувства Вы испытали, оказавшись в роли беженца?

-Какими способами местное население может поддержать беженцев?

Домашнее задание. Участникам раздается Всеобщая декларация прав человека. К следующему занятию им необходимо тщательно ознакомиться с ее содержанием.

Рефлексия занятия

-Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

-Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Обсуждение Декларации прав человека

Цели: ознакомление подростков с Всеобщей декларацией прав человека;

- обсуждение вопросов, касающихся нарушения прав человека и человеческого достоинства;

-осознание личной ответственности каждого человека за соблюдение прав всего человечества;

- понимание того факта, что нарушение прав человека является одной из форм нетерпимости.

Процедура проведения. Ведущий инициирует обсуждение Всеобщей декларации прав человека по следующим вопросам:

- Какие права человека чаще всего нарушаются?

- Какие интолерантные действия чаще всего приводят к нарушению прав человека?

- Какие последствия нарушения прав человека вы можете назвать?

Какие права человека нарушаются в случае этнических конфликтов?

Какие действия, по-вашему, должны предприниматься в случае нарушения прав человека?

Может ли конкретный человек повлиять на соблюдение прав человека? Какими способами?

Упражнение «Кодекс толерантности»

Цель: создание «Кодекса толерантности».

Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам группы на основе Всеобщей декларации прав человека создать «Кодекс толерантности». Каждый участник отмечает в Декларации 10 статей, которые, по его мнению, наиболее важны для «Кодекса толерантности». Затем ведущий называет номера статей и путем общего голосования выбирает 10 статей, которые набрали большинство голосов. Номера статей, набравших наибольшее число голосов, выписываются на доске, и ведущий зачитывает их содержание.

Упражнение «Суд присяжных»

Цель: принятие решений на основе «Кодекса толерантности».

Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам группы представить, что они — граждане некой страны, в которой все судебные решения по гражданским и уголовным делам принимаются на основе «Кодекса толерантности». Из числа участников выбирается судья, прокурор, адвокат и присяжные заседатели (3-5 человек). Адвокат выступает защитником подсудимого, прокурор — обвинителем, присяжные заседатели после обсуждения между собой выносят свое решение, а судья зачитывает приговор. В суде рассматривается несколько дел (даны специально разработанные ситуации). Ведущий использует на свое усмотрение любые ситуации из предложенного списка. Для слушания каждого дела может выдвигаться новый состав суда. По каждому делу суд должен принять специальное решение.

После завершения упражнения участники группы обсуждают важность соблюдения в жизни законов толерантности и критерии допустимости или недопустимости толерантного поведения в различных жизненных ситуациях.

Упражнение «Круг «обратной связи»

Цель: получение обратной связи от группы, обмен чувствами и впечатлениями.

Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам по кругу высказать свои мнения по следующим темам:

Что больше всего запомнилось, понравилось в тренинге?

Какая тема была особенно актуальной, интересной?

Нужны ли, с вашей точки зрения, подобные тренинги для подростков?

Какие вопросы, касающиеся обсуждения темы «Толерантность» (из тех, которые не были затронуты), было бы интересно обсудить в подобном цикле?

Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

Рефлексия занятия

- Какое влияние оказывают стереотипы на поведение человека?

- Какие чувства могут возникать у людей, испытывающих на себе нетерпимое отношение со стороны окружающих?

- Может ли интолерантное поведение быть оправданным? Если да, то в каких случаях?

- В каких сферах жизни проблема толерантности — интолерантности стоит наиболее остро?


























ПРИЛОЖЕНИЯ

Факты из истории: Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVIXVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.

Эта декларация — предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Интересно знать: Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность— «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском— «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школьного учителя.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Предлагаю рассмотреть размышления ваших сверстников:

«Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям».

«Толерантность — это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше».

«Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание — эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости — деловые отношения».

Важной темой тренинга является раскрытие понятий «толерантная» и «интолерантная» личность. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями:

Интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти.

Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания — важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в предлагаемой разработке уделено особое внимание.

Толерантность — достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантности или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом.

Критерии толерантности:

равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);

равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности — интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

Проявления нетерпимости:

оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

игнорирование (отказ в беседе, в признании);

негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

преследования, запугивания, угрозы;

дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

осквернение религиозных или культурных символов;

религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

изгнание (официальное или насильственное).


1.1. Базовые правила групповой работы

Участие в групповой работе оказывает сильное воздействие на формирование личности подростка. В связи с этим уже на первом занятии необходимо принять этические правила групповой работы, которые способствовали бы созданию комфортной и безопасной обстановки в группе, и придерживаться их на протяжении всего тренинга. Ниже приводятся базовые правила, однако группа может дополнить этот список своими правилами (например: не опаздывать, говорить по очереди и т. д.).

• Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. (Следует объяснить подросткам, что в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы для сохранения благополучия самого ребенка или других членов группы).

• Принцип добровольного участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях (и ведущий будет стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы). Любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении ведущему и всем участникам.

• Доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Члены группы могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.

1.2. Определения толерантности. Крупно и красиво напишите эти определения на листах ватмана следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность — это...», а на другой — определения. Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или на стены так, чтобы на лицевой стороне было написано «Толерантность— это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.

Определения толерантности:

1) Сотрудничество, дух партнерства.

2) Готовность мириться с чужим мнением.

3) Уважение человеческого достоинства.

4) Уважение прав других.

5) Принятие другого таким, какой он есть.

6) Способность поставить себя на место другого.

7) Уважение права быть иным.

8) Признание многообразия.

9) Признание равенства других.

10) Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведе­нию.

11) Отказ от доминирования, причинения вреда и наси­лия.

Приложения к занятию «Черты толерантной личности»

Колонка А Колонка В

1. Расположенность к другим ——

2. Снисходительность —— ——

3. Терпение —— ——

4. Чувство юмора —— ——

5. Чуткость —— ——

6. Доверие —— ——

7. Альтруизм —— ——

8. Терпимость к различиям —— ——

9. Умение владеть собой —— ——

10. Доброжелательность —— ——

11. Умение не осуждать других —— ——

12. Гуманизм —— ——

13. Умение слушать —— ——

14. Любознательность —— ——

15. Способность к сопереживанию —— ——

Лекция на тему «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» (подготовлена на основе работ Г. Оллпорта)

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы «Я» хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой «Я» есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, сво­их инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться — важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп — не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред.

4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя — ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться.

Исследования психологов показали, что стремление при­надлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положи­тельную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь

между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своем стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях — они более адекватно оценивали, как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Приложения к занятию: Таблица «Мои лучшие качества»

Мои лучшие черты


Мои способности и таланты


Мои достижения








Информация о Нобелевской премии

Последние 300 лет в истории человечества по праву можно считать периодом небывалого расцвета науки, удивительных открытий и изобретений, полностью изменивших жизнь людей. Благодарные современники обычно не остаются равнодушными к великим открытиям, находя средства и способы вознаградить их авторов. Премия, ставшая символом высшего достижения в области науки и литературы, была учреждена в конце прошлого века шведским инженером и промышленником Альфредом Нобелем, создателем пороха и динамита. Все свое состояние он завещал израсходовать на награды ученым и литераторам, внесшим неоценимый вклад в прогресс человечества, а также общественным деятелям, способствовавшим укреплению мира и согласия между народами. В настоящее время не существует другой награды, которая пользуется таким огромным международным авторитетом.

Нобелевские премии выдаются с 1901 г. В разное время лауреатами Нобелевской премии стали: Альберт Эйнштейн, создавший теорию относительности; Нильс Бор, построивший первую модель атома; Ханс Бете, объяснивший природу солнечного излучения; П. Л. Капица и Л. Д. Ландау, открывшие таинственное явление сверхтекучести; Б. Л. Пастернак— автор «Доктора Живаго».

Номинации, по которым учреждена премия, специально оговорены в завещании Альфреда Нобеля, подписанном им 27 ноября 1895 г. в г. Париже.

Завещание Альфреда Нобеля

«Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобелъ, обдумав и решив, настоящим объявляю мое завещание по поводу имущества, нажитого мною к моменту смерти.

Все оставшееся после меня реализуемое имущество необходимо распределить следующим образом: капитал мой душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес пользу человечеству. Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобрете­ние в области физики, вторая — тому, кто совершил крупное открытие или усовершенствование в области химии, третья — тому, кто добился выдающихся успехов в области физиологии или медицины, четвертое — создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая — тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности (...).

...Мое особое желание заключается в том, чтобы на присуждение премий не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные

...Сие завещание является последним и окончательным, оно имеет законную силу и отменяет все мои предыдущие завещания, если таковые обнаружатся после моей смерти».

Альфред Б. Нобелъ, Париж, 27 ноября 1895 года.

К пяти номинациям, введенным Нобелем, в 1968 году добавилась премия в области экономических наук.

Будущих лауреатов Нобелевской премии можно распознать не только по большой научной продуктивности и высокой степени цитирования их работ другими авторами (еще до награждения будущих лауреатов цитируют в 40 раз чаще, чем средних исследователей), но и по некоторым деталям их биографии. Обычно это люди, талант которых проявляется очень рано. Высшие учебные заведения они заканчивают в 19—20 лет, а в 25 становятся докторами наук. Будущие номинанты обычно учатся в крупных научных центрах и выбирают себе в руководители известных ученых. Премию они получают чаще всего в возрасте 39 лет.

Приложение к занятию: Таблица «Какой Я»

Что я думаю о себе


Что думает обо мне близкий человек (мама, папа, друг или кто-то еще)

Что обо мне, по моему мне­нию, думает сосед слева от меня

Что думает обо мне сосед слева от меня (запол­няет сосед)








Приложение к занятию: «Составьте Я-высказывания»

1. Твой друг (подруга) попросил(ла) у тебя одежду и порвал(ла) ее.

2. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.

3. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.

4. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(ла) контрольную у соседа.

5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(ла) его полчаса, а он так и не пришел.

6. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.

Приложение к занятию: Ситуации из жизни беженцев

Ситуация 1. Ты — мальчик 12 лет из Чечни. Несколько месяцев назад ты со своими родителями бежал из Чечни в Центральную Россию. Ты очень хочешь учиться, но тебя не принимают в местную школу, потому что у твоих родителей нет прописки. Можешь ли ты что-нибудь изменить?

Ситуация 2. Ты — девочка, тебе 15 лет, твои родители беженцы из Грузии. Ты ходишь в школу, но у тебя нет настоящих друзей. Тебе кажется, что одноклассники относятся к тебе не очень хорошо. Может быть, так происходит потому, что твое поведение и твоя внешность отличают тебя от других? Какие чувства ты испытываешь по отношению к местным сверстникам?

Ситуация 3. Ты — сын беженцев из Афганистана. Уже несколько лет вы живете всей семьей в Москве. Твои родители — образованные люди, но у них нет законного права работать в России, и они плохо знают русский язык. Ты ходишь в школу для детей беженцев, но после ее окончания ты не имеешь права поступить в институт, хотя очень хочешь стать врачом. Какие чувства ты испытываешь, когда думаешь о своем будущем?

Ситуация 4. Ты — маленькая девочка. Из-за военных действий ты со своей семьей вынуждена срочно бежать из своего дома. Родители могут взять с собой только самое необходимое. Все твои любимые вещи, игрушки придется оставить. Что бы тебе хотелось забрать и что ты сможешь взять с собой?

Ситуация 5. Твои родители — русские вынужденные переселенцы из Казахстана. Твоя семья уже несколько лет живет в России. Ты учишься в школе, у тебя есть друзья среди местных сверстников, но твои родители никак не могут привыкнуть к жизни на новом месте. Почему твоя мама все время грустит? О чем она вспоминает? Что не нравится здесь твоим родителям?

Приложения к занятию: «Всеобщая декларация прав человека»

Всеобщая декларация прав человека принята и провозглашена резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г.

Преамбула. Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей;

и принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе;

и принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод;

и принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея, провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1, Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его право субъектности.

Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10. Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11. 1.Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. 2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13. 1.Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14. 1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. 2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15. 1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16. 1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения. 2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17. 1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государ­ственных границ.

Статья 20. 1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. 2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21. 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. 3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22. Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. 4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25. 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. 2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26. 1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. 3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27. 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28. Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

«Список ситуаций для рассмотрения в суде»

1. Эвтаназия. К врачу обратился смертельно больной пациент, испытывающий мучительные боли, с просьбой проявить человеколюбие и избавить его от страданий. Больной просил дать ему смертельную дозу снотворного. Пациенту, находившемуся в больнице, больше не к кому было обратиться с этой просьбой. Врач, давно наблюдавший этого пациента, знал, что жить ему осталось не больше месяца. Никакой надежды на излечение не было. После мучительных раздумий врач принимает решение выполнить просьбу больного. Об этом факте становится известно, и родственники умершего подают на врача в суд.

Суд должен принять решение о виновности или невиновности подсудимого.

2. Проблемы сексуальных меньшинств. В одном из жилых районов города находится кафе, где собираются гомосексуалисты. Посетители кафе никому не причиняют особого беспокойства и ведут себя тихо и спокойно. Однако жители района считают, что сам факт нахождения такого заведения в жилом районе, там, где, в частности, гуляют дети, не допустим. Поэтому жильцы дома, рядом с которым находится кафе, подали прошение в суд о том, чтобы заведение закрыли.

Суд должен удовлетворить просьбу или отклонить ее.

3. Осуждение или принудительное лечение. Серийный маньяк-убийца в результате экспертизы признан психически больным человеком, не способным справиться с собственными инстинктами. В результате этого его направляют на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Через несколько лет он выходит из клиники, убивает 3 человек и вновь оказывается в суде.

Какое решение должен принять суд в этом случае?

Суд должен принять решение — удовлетворить или не удовлетворить просьбу мужа о разводе.

5. Проблема наркомании. У молодого человека, употребляющего наркотики, полиция обнаружила дозу героина. Очевидно, что он не занимается продажей и распространением наркотиков, а приобретает их исключительно для себя. Тем не менее, на него заведено уголовное дело, и сегодня оно рассматривается в суде.

Суд должен принять решение о том, подлежит ли уголовному наказанию подсудимый за употребление наркотиков.

6. Дело «зеленых». Слушается судебное дело о порче личного имущества членом «партии зеленых», выступающей против убийства животных. Он обрызгал из пульверизатора несмываемой краской дорогую норковую шубу женщины, выходившей из магазина. Пострадавшая женщина подала на него в суд.

Суд призван рассмотреть это дело и вынести подсудимому вердикт: «виновен» или «не виновен».

ЛИТЕРАТУРА

https://infourok.ru/vkr-formirovanie-tolerantnosti-u-detey-podrostkovogo-vozrasta-3953975.html

https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7296/ Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы. Материалы VI международной конференции «Педагогика: традиции и инновации», Челябинск, 2015.

Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 2009.

Толерантность в общественном сознании России. М., 2003.

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.


44


Опубликовано


Комментарии (3)

Кияйкина Наталья Федоровна, 15.11.21 в 14:43 1Ответить Пожаловаться
Евгения Васильевна! Благодарю за содержательный ценный материал!
Головкова Евгения Васильевна, 16.11.21 в 09:57 2Ответить Пожаловаться
Добрый день, Наталья Федоровна! Благодарю Вас! С огромной радостью готова к профессиональному диалогу
С уважением, Е.Головкова
Кияйкина Наталья Федоровна, 16.11.21 в 12:33 0Ответить Пожаловаться
Доброго дня, Евгения Васильевна!
Обсуждение профессиональных вопросов всегда актуально...
С удовольствием приму участие в диалоге. Всего Вам доброго!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.