Психологическое занятие «Волшебный мир подводного царства»
Тема: «Волшебный мир подводного царства»
Обоснование проекта.
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Таким образом, данная проблема, является актуальной, над которой необходимо работать, и в конечном результате решать.
В разработке данного занятия я опиралась на методические пособия Л.В. Свирской «76 рецептов правильного обращения с вашим ребенком, Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников», Т.А.Куликовская «Тренинги по сказкам», Ю.В.Полякевич «Формирование коммуникативных навыков у детей»
Возраст группы: Старшая группа 5 – 6 лет.
Форма организации, количество детей:
Подгрупповое занятие 8 человек.
Во время проведения НОД буду использовать следующие технологии:
1. Здоровье сберегающая технология (Психологическая физминутка «Если нравится тебе»; Релаксация «Волшебный водопад»)
2. Технология ИКТ (Видеоролик «Узнай эмоции рыбок»; Видео «Приветствие Морского Владыки»; Сказкотерапия; «Водопад добра»; Пескотерапия «Песочное дно»)
3. Игровая технология (Упражнения «Чего не хватает»; Игра «Комплимент для осьминожки»)
Цель: Создать условия для развития эмоционально - коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием психологических игр и упражнений.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1. Закрепить умение замечать, узнавать и выражать эмоциональные состояния в мимике и словах, снимать эмоциональное и мышечное напряжение.
2. Формирование положительно - эмоционального настроя, сплочение группы детей.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать коммуникативные способности, воспитывать желание и умение сотрудничать.
2. Расширять активный словарь за счет слов, обозначающих эмоции, настроение.
Воспитательные:
1. Способствовать развитию эмоционально - коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, колонки, флэшка с музыкой и видео.
Домик с морскими жителями, игрушка осьминога, сундук со сказками, сухой водопад, стол для песка, рыбки сюрпризы.
Структура состоит из вводной, основной и заключительной части.
Основная образовательная область социально-коммуникативное развитие.
Сопутствующие образовательные области: « Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Форма проведения: интегрированное занятие.
Продолжительность НОД в старшей группе 25 минут.
Вводная часть
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Психолог: Ребята, вы слышите какой - то шум? Ответы детей: шум моря.
Психолог: Конечно это шум моря, посмотрите что это? Ответы детей: ракушки.
Психолог: А как они сюда попали?
Дети: Морская волна принесла.
Психолог: Правильно, морская волна их принесла нам. Ребята возмите по одной ракушки и давайте рассмотрим их, послушаем, может ракушки хотят нам, что то сказать.
Дети: Рассказывают, что они слышат.
Психолог: Ребята, а самая большая ракушка нам всем, что то хочет рассказать.
Голос ракушки: Далеко – далеко на свете, глубоко - глубоко в море, есть волшебный мир подводного царства. Этот мир очень красивый, яркий и необычный. В царстве живут дружелюбные, гостеприимные морские обитатели, которые мечтают о том, что когда-нибудь к ним в гости прибудут ребята, и они смогут с ними пообщаться и подружиться. Жители подводного царства будут очень счастливы, вашему появлению в их волшебном мире! Ребята, вы хотели бы отправиться в путешествие? Тогда закроите глаза и расслабьтесь, сейчас я перенесу вас в волшебный мир подводного царства…
(Звучит волшебная музыка, дети переносятся в «Волшебный мир подводного царства»)
Психолог: Ребята вот мы и оказались в гостях у подводного царства! Рерята скажите, какой он волшебный мир подводного царства? Вам направиться? Какие чувства вы испытываете?
Ответы детей….
Психолог: (запасной вариант) Какое у вас настроение? Посмотрите, в подводном царстве все сверкает яркими огнями. Как вы думаете почему?
Ответы детей…
Основная часть.
Ребята, пока ракушечка переносила нас в подводное царство морские жители очень ждали нас и готовились к нашему появлению. А сейчас мы посмотрим увлекательный и интересный фильм, я прошу вас присесть, и мы начнем просмотр.
2. Видео фильм «Узнай эмоции рыбок»
Психолог: Ребята вы посмотрели интересный видео ролик, предлагаю его обсудить. Скажите, какие эмоции были у рыбок? А как вы определили, какие эмоции испытывали рыбки?
Запасной вариант (А как вы определили, что рыбки грустят, или радуются, а как вы поняли, что они удивляются?)
Ответы детей:
Психолог: Молодцы ребята! Вы все эмоции узнали и правильно дали ответ. А мы продолжаем наше замечательное путешествие по подводному царству.
(Под музыку дети державшийся за руки идут друг за другом).
3. Упражнения «Чего не хватает»
Психолог: Ребята посмотрите что это? Ответы детей (Домик с подводными жителями).
Психолог: Конечно это домик с подводными жителями. Но посмотрите внимательно чего – то у них не хватает? Ответы детей (губ, бровей, носа и т.д.)
Психолог: Молодцы ребята, вы очень внимательные, на столе приготовлены специальные детали, которые вам помогут добавить того, чего не хватает у них. А теперь давайте их еще украсим.
Психолог: Молодцы, как хорошо у вас получилась справиться с заданием. Как сейчас выглядят наши подводные жители, а какое у них настроение?
4. Рисование «Портрет осьминожка»
Психолог: Ребята, пока мы с вами делали подводных жителей красивыми и веселыми, за нами наблюдал и внимательно смотрел какой - то морской друг, давайте подойдем к нему поближе и посмотрим это кто?
Ответы детей: Осьминог.
Психолог: А какой он?
Дети: Красивый, веселый, добрый, желтый.
Психолог: Вы правы ребята, вот только осьминог никогда не видел себя в зеркало, так как в подводном царстве нет зеркал. Что мы с вами можем сделать для того что бы осьминог себя увидел?
Ответы детей: Нарисовать осьминога.
Конечно молодцы, Давайте такому красивому, веселому осьминогу нарисуем портрет и он наконец то увидит себя.
Психолог: Ребята кто у нас получился?
Ответы детей: Осьминог.
Психолог: Молодцы ребята, а как вы думаете, осьминожку понравился портрет?
Дети: Да!
Психолог: Ребята у подводных жителей есть любимая игра, в которую они постоянно играют, где изображают друг друга, и предлагают вам поиграть в увлекательную музыкальную игру «Изобрази морского жителя»
5. Физминутка «Изобрази морского жителя»
Дети под музыку с заданием танцуют танец.
Психолог: Молодцы как здорово у вас получилось. Ребята, какое у вас настроение? Ребята в подводном царстве у осьминога находится волшебный сундук, а в сундуке хранятся тайны подводного царства, и морские жители в благодарность за ваше появление в их подводном царстве, хотят рассказать вам тайны их подводного мира. Давайте потихоньку подойдем к осьминогу и посмотрим что за тайны в волшебном сундуке.
(Психолог вместе с детьми открывает сундук)
Психолог: Ребята, как вы думаете, что это такое?
Ответы детей: Сказки.
5. Сказкотерапия «Водопад добра»
В одном подводном царстве – государстве, жила была очень добрая, веселая, красивая русалочка. Она очень любила играть со своими подводными друзьями, помогала им в трудные минуты, и радовалась, когда у них было все хорошо. А еще русалочка очень любила любоваться восходом солнца, которое радовало подводное государство своим ярким светом и теплом, которое исходило от лучиков солнца. Но больше всего русалочка любила смотреть на закат солнца. Яркий, огненный закат восхищал ее, и русалочки всегда хотелось как можно ближе подняться к солнцу, чтоб поближе разглядеть всю эту великолепную, волшебную красоту.
Но однажды когда русалочка поднялась слишком высоко, и подводное государство оставалось далеко, ей повстречалась водяная вредина. Водяная вредина была очень злой, недружелюбной. Она не любила красоту, и не умела ею восхищаться. И когда увидела русалочку, то очень разозлилась всей той красоте, которая принадлежала русалочке. В ту же минуту злой вредине захотелось погубить такую красоту, и превратить русалочку в морскую волну. Чтоб унесло ее далеко далеко, и она никогда не смогла вернуться обратно домой. И только водяная вредина взмахнула своей старой полкой, как яркий свет полыхнул ей в глаза, и в том момент слились в единое, силы добра и зла. Одно мгновение, яркая вспышка света…
Добро разбило зло на мелкие кусочки, и рассеяло его. Добро победило! И вдруг случилось чудо, откуда не возьмись, яркими, синими брызгами заискрился огромный водопад. Водопад, наполненный добром и красотой, победил все зло подводного царства. А водяная вредина от своей злости сама превратилась в морскую волну, и унесло ее так далеко, что больше ее никто и не видел. После той истории в подводном царстве, навсегда остался существовать водопад добра и красоты. Русалочка и все другие жители подводного царства были счастливы, что у них есть такой водопад, который всегда будет защищать их от зла. Но самое главное, старые жители подводного царства говорят, кто увидит этот водопад, и тихонько пройдет сквозь него, всегда будет добрым и красивым!
Психолог: Ребята, вам понравилась сказка? А скажите…
Психолог задает вопросы: - Расскажите, как в сказке была русалочка?
- Чем русалочка любила заниматься?
- Кого русалочка повстречала на своем пути?
- Какой была водяная вредина?
- Что задумала водяная вредина?
- Осуществила ли задуманное водяная вредина?
- Почему вы так считаете?
- Как вы думаете, почему водопад волшебный?
- А вы хотели бы увидеть и пройти сквозь водопад?
Ответы детей: Да
(Звучит музыкальный шум водопада)
Психолог: Ребята вы не забыли, что мы сегодня в волшебном мире подводного царства. Вы слышите!? Что это за шум?
Ответы детей:
Да ребята, это шум водопада.
Я поняла, именно здесь находиться этот волшебный водопад, смотрите он перед вами!
6. Релаксация «Волшебный водопад»
Предлагаю подойти к нему поближе, полюбоваться водопадом, потрогать его руками.
Давайте потихоньку друг за другом, пройдем сквозь него.
(Дети с психологом подходят к водопаду, трогают его руками, проходят сквозь водопад).
Психолог: Ребята как вы чувствуете себя, какие ощущения вы испытали от волшебного водопада?
Ответы детей:
Заключительная часть
7. Релаксация «Покажи свое настроение»
Психолог: Ребята посмотрите это песочное дно, на котором морские жители рисуют на песке и выкладывают из камушков свое настроение, я предлагаю вам изобразить свое настроение нарисовав его на песке или выложив из камушков. (Дети изображают свое настроение, обсуждают его).
Ритуал прощания.
Психолог: Ну, вот ребята наше путешествие по волшебному миру подводного царства заканчивается и нам пора возвращаться обратно в детский сад в нашу группу. Сейчас мы попросим ракушечку вернуть нас обратно в детский сад, присаживайтесь, сейчас будем отправляться.
(Звучит волшебная музыка. Голос ракушки:
Ребята пришло время возвращаться нам обратно в группу, но прежде я хочу подарить вам ракушечки, которые будут вам напоминать о волшебном мире подводного царства, а если когда-нибудь вам станет грустно, вы можете взять ракушечку приложить ее к уху, вспомнить о нашем сказочном, веселом путешествии по подводному царству и ваше настроение обязательно измениться оно стонет радостным и веселом.
А сейчас ребята закроите глаза, и расслабьтесь. Мы возвращаемся….
Чудесное путешествие в подводном царстве завершается,
В детский сад ребята отправляются,
Много добрых моментов узнали вы,
А у кого - то сбылись их заветные мечты,
Подводные жители, и водопад,
Запомнят веселых и дружных ребят!
Психолог: Ребята откройте глаза. Вот мы и вернулись из нашего волшебного путешествия мы в нашей группе. Какие замечательные у вас ракушки. Дома покажите свои ракушки мамам и папам, расскажите, какое замечательное путешествие по подводному царству было у вас сегодня и вместе со своими родными нарисуйте волшебный мир подводного царства. Ребята посмотрите перед вами театр эмоций вам нужно выбрать эмоцию, которую вы сейчас чувствуете.
Горячева Наталья Валерьевна