12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лышкова Екатерина Михайловна61

Тема: «Волшебный мир подводного царства»

Обоснование проекта.

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Таким образом, данная проблема, является актуальной, над которой необходимо работать, и в конечном результате решать.

В разработке данного занятия я опиралась на методические пособия Л.В. Свирской «76 рецептов правильного обращения с вашим ребенком, Н.Л. Кряжева «Мир детских эмоций» В.М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников», Т.А.Куликовская «Тренинги по сказкам», Ю.В.Полякевич «Формирование коммуникативных навыков у детей»

Возраст группы: Старшая группа 5 – 6 лет.

Форма организации, количество детей:

Подгрупповое занятие 8 человек.

Во время проведения НОД буду использовать следующие технологии:

1. Здоровье сберегающая технология (Психологическая физминутка «Если нравится тебе»; Релаксация «Волшебный водопад»)

2. Технология ИКТ (Видеоролик «Узнай эмоции рыбок»; Видео «Приветствие Морского Владыки»; Сказкотерапия; «Водопад добра»; Пескотерапия «Песочное дно»)

3. Игровая технология (Упражнения «Чего не хватает»; Игра «Комплимент для осьминожки»)

Цель: Создать условия для развития эмоционально - коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием психологических игр и упражнений.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1. Закрепить умение замечать, узнавать и выражать эмоциональные состояния в мимике и словах, снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

2. Формирование положительно - эмоционального настроя, сплочение группы детей.

Коррекционно – развивающие:

1. Развивать коммуникативные способности, воспитывать желание и умение сотрудничать.

2. Расширять активный словарь за счет слов, обозначающих эмоции, настроение.

Воспитательные:

1. Способствовать развитию эмоционально - коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, колонки, флэшка с музыкой и видео.

Домик с морскими жителями, игрушка осьминога, сундук со сказками, сухой водопад, стол для песка, рыбки сюрпризы.

Структура состоит из вводной, основной и заключительной части.

Основная образовательная область социально-коммуникативное развитие.

Сопутствующие образовательные области: « Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Форма проведения: интегрированное занятие.

Продолжительность НОД в старшей группе 25 минут. ​​​​​​​

Вводная часть

Ход занятия

Ритуал приветствия.

Психолог: Ребята, вы слышите какой - то шум? Ответы детей: шум моря.

Психолог: Конечно это шум моря, посмотрите что это? Ответы детей: ракушки.

Психолог: А как они сюда попали?

Дети: Морская волна принесла.

Психолог: Правильно, морская волна их принесла нам. Ребята возмите по одной ракушки и давайте рассмотрим их, послушаем, может ракушки хотят нам, что то сказать.

Дети: Рассказывают, что они слышат.

Психолог: Ребята, а самая большая ракушка нам всем, что то хочет рассказать.

Голос ракушки: Далеко – далеко на свете, глубоко - глубоко в море, есть волшебный мир подводного царства. Этот мир очень красивый, яркий и необычный. В царстве живут дружелюбные, гостеприимные морские обитатели, которые мечтают о том, что когда-нибудь к ним в гости прибудут ребята, и они смогут с ними пообщаться и подружиться. Жители подводного царства будут очень счастливы, вашему появлению в их волшебном мире! Ребята, вы хотели бы отправиться в путешествие? Тогда закроите глаза и расслабьтесь, сейчас я перенесу вас в волшебный мир подводного царства…

(Звучит волшебная музыка, дети переносятся в «Волшебный мир подводного царства»)

Психолог: Ребята вот мы и оказались в гостях у подводного царства! Рерята скажите, какой он волшебный мир подводного царства? Вам направиться? Какие чувства вы испытываете?

Ответы детей….

Психолог: (запасной вариант) Какое у вас настроение? Посмотрите, в подводном царстве все сверкает яркими огнями. Как вы думаете почему?

Ответы детей…

Основная часть.

Ребята, пока ракушечка переносила нас в подводное царство морские жители очень ждали нас и готовились к нашему появлению. А сейчас мы посмотрим увлекательный и интересный фильм, я прошу вас присесть, и мы начнем просмотр.

2. Видео фильм «Узнай эмоции рыбок»

Психолог: Ребята вы посмотрели интересный видео ролик, предлагаю его обсудить. Скажите, какие эмоции были у рыбок? А как вы определили, какие эмоции испытывали рыбки?

Запасной вариант (А как вы определили, что рыбки грустят, или радуются, а как вы поняли, что они удивляются?)

Ответы детей:

Психолог: Молодцы ребята! Вы все эмоции узнали и правильно дали ответ. А мы продолжаем наше замечательное путешествие по подводному царству.

(Под музыку дети державшийся за руки идут друг за другом).

3. Упражнения «Чего не хватает»

Психолог: Ребята посмотрите что это? Ответы детей (Домик с подводными жителями).

Психолог: Конечно это домик с подводными жителями. Но посмотрите внимательно чего – то у них не хватает? Ответы детей (губ, бровей, носа и т.д.)

Психолог: Молодцы ребята, вы очень внимательные, на столе приготовлены специальные детали, которые вам помогут добавить того, чего не хватает у них. А теперь давайте их еще украсим.

Психолог: Молодцы, как хорошо у вас получилась справиться с заданием. Как сейчас выглядят наши подводные жители, а какое у них настроение?

4. Рисование «Портрет осьминожка»

Психолог: Ребята, пока мы с вами делали подводных жителей красивыми и веселыми, за нами наблюдал и внимательно смотрел какой - то морской друг, давайте подойдем к нему поближе и посмотрим это кто?

Ответы детей: Осьминог.

Психолог: А какой он?

Дети: Красивый, веселый, добрый, желтый.

Психолог: Вы правы ребята, вот только осьминог никогда не видел себя в зеркало, так как в подводном царстве нет зеркал. Что мы с вами можем сделать для того что бы осьминог себя увидел?

Ответы детей: Нарисовать осьминога.

Конечно молодцы, Давайте такому красивому, веселому осьминогу нарисуем портрет и он наконец то увидит себя.

Психолог: Ребята кто у нас получился?

Ответы детей: Осьминог.

Психолог: Молодцы ребята, а как вы думаете, осьминожку понравился портрет?

Дети: Да!

Психолог: Ребята у подводных жителей есть любимая игра, в которую они постоянно играют, где изображают друг друга, и предлагают вам поиграть в увлекательную музыкальную игру «Изобрази морского жителя»

5. Физминутка «Изобрази морского жителя»

Дети под музыку с заданием танцуют танец.

Психолог: Молодцы как здорово у вас получилось. Ребята, какое у вас настроение? Ребята в подводном царстве у осьминога находится волшебный сундук, а в сундуке хранятся тайны подводного царства, и морские жители в благодарность за ваше появление в их подводном царстве, хотят рассказать вам тайны их подводного мира. Давайте потихоньку подойдем к осьминогу и посмотрим что за тайны в волшебном сундуке.

(Психолог вместе с детьми открывает сундук)

Психолог: Ребята, как вы думаете, что это такое?

Ответы детей: Сказки.

5. Сказкотерапия «Водопад добра»

В одном подводном царстве – государстве, жила была очень добрая, веселая, красивая русалочка. Она очень любила играть со своими подводными друзьями, помогала им в трудные минуты, и радовалась, когда у них было все хорошо. А еще русалочка очень любила любоваться восходом солнца, которое радовало подводное государство своим ярким светом и теплом, которое исходило от лучиков солнца. Но больше всего русалочка любила смотреть на закат солнца. Яркий, огненный закат восхищал ее, и русалочки всегда хотелось как можно ближе подняться к солнцу, чтоб поближе разглядеть всю эту великолепную, волшебную красоту.

Но однажды когда русалочка поднялась слишком высоко, и подводное государство оставалось далеко, ей повстречалась водяная вредина. Водяная вредина была очень злой, недружелюбной. Она не любила красоту, и не умела ею восхищаться. И когда увидела русалочку, то очень разозлилась всей той красоте, которая принадлежала русалочке. В ту же минуту злой вредине захотелось погубить такую красоту, и превратить русалочку в морскую волну. Чтоб унесло ее далеко далеко, и она никогда не смогла вернуться обратно домой. И только водяная вредина взмахнула своей старой полкой, как яркий свет полыхнул ей в глаза, и в том момент слились в единое, силы добра и зла. Одно мгновение, яркая вспышка света…

Добро разбило зло на мелкие кусочки, и рассеяло его. Добро победило! И вдруг случилось чудо, откуда не возьмись, яркими, синими брызгами заискрился огромный водопад. Водопад, наполненный добром и красотой, победил все зло подводного царства. А водяная вредина от своей злости сама превратилась в морскую волну, и унесло ее так далеко, что больше ее никто и не видел. После той истории в подводном царстве, навсегда остался существовать водопад добра и красоты. Русалочка и все другие жители подводного царства были счастливы, что у них есть такой водопад, который всегда будет защищать их от зла. Но самое главное, старые жители подводного царства говорят, кто увидит этот водопад, и тихонько пройдет сквозь него, всегда будет добрым и красивым!

Психолог: Ребята, вам понравилась сказка? А скажите…

Психолог задает вопросы: - Расскажите, как в сказке была русалочка?

- Чем русалочка любила заниматься?

- Кого русалочка повстречала на своем пути?

- Какой была водяная вредина?

- Что задумала водяная вредина?

- Осуществила ли задуманное водяная вредина?

- Почему вы так считаете?

- Как вы думаете, почему водопад волшебный?

- А вы хотели бы увидеть и пройти сквозь водопад?

Ответы детей: Да

(Звучит музыкальный шум водопада)

Психолог: Ребята вы не забыли, что мы сегодня в волшебном мире подводного царства. Вы слышите!? Что это за шум?

Ответы детей:

Да ребята, это шум водопада.

Я поняла, именно здесь находиться этот волшебный водопад, смотрите он перед вами!

6. Релаксация «Волшебный водопад»

Предлагаю подойти к нему поближе, полюбоваться водопадом, потрогать его руками.

Давайте потихоньку друг за другом, пройдем сквозь него.

(Дети с психологом подходят к водопаду, трогают его руками, проходят сквозь водопад).

Психолог: Ребята как вы чувствуете себя, какие ощущения вы испытали от волшебного водопада?

Ответы детей:

Заключительная часть

7. Релаксация «Покажи свое настроение»

Психолог: Ребята посмотрите это песочное дно, на котором морские жители рисуют на песке и выкладывают из камушков свое настроение, я предлагаю вам изобразить свое настроение нарисовав его на песке или выложив из камушков. (Дети изображают свое настроение, обсуждают его).

Ритуал прощания.

Психолог: Ну, вот ребята наше путешествие по волшебному миру подводного царства заканчивается и нам пора возвращаться обратно в детский сад в нашу группу. Сейчас мы попросим ракушечку вернуть нас обратно в детский сад, присаживайтесь, сейчас будем отправляться.

(Звучит волшебная музыка. Голос ракушки:

Ребята пришло время возвращаться нам обратно в группу, но прежде я хочу подарить вам ракушечки, которые будут вам напоминать о волшебном мире подводного царства, а если когда-нибудь вам станет грустно, вы можете взять ракушечку приложить ее к уху, вспомнить о нашем сказочном, веселом путешествии по подводному царству и ваше настроение обязательно измениться оно стонет радостным и веселом.

А сейчас ребята закроите глаза, и расслабьтесь. Мы возвращаемся….

Чудесное путешествие в подводном царстве завершается,

В детский сад ребята отправляются,

Много добрых моментов узнали вы,

А у кого - то сбылись их заветные мечты,

Подводные жители, и водопад,

Запомнят веселых и дружных ребят!

Психолог: Ребята откройте глаза. Вот мы и вернулись из нашего волшебного путешествия мы в нашей группе. Какие замечательные у вас ракушки. Дома покажите свои ракушки мамам и папам, расскажите, какое замечательное путешествие по подводному царству было у вас сегодня и вместе со своими родными нарисуйте волшебный мир подводного царства. Ребята посмотрите перед вами театр эмоций вам нужно выбрать эмоцию, которую вы сейчас чувствуете.

Опубликовано


Комментарии (1)

Горячева Наталья Валерьевна, 02.04.20 в 16:53 0Ответить Пожаловаться
Интересное занятие, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.