«Психологическое здоровье детей раннего возраста в период адаптации»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180
(МБДОУ «Детский сад №180) (г. Барнаул)
Подходы к формированию психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста
Тема: «Психологическое здоровье детей раннего возраста в период адаптации»
Остробородова И.Н.,
педагог-психолог
Барнаул, 2025
Подходы к формированию психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста
Тема: «Психологическое здоровье детей раннего возраста в период адаптации»
Цель занятия: повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи: установление доверительного взаимодействия с родителями по вопросам развития и воспитания детей; обучение родителей методам и приемам, направленным на создание и поддержку продуктивного взаимодействия с детьми; обогащение эмоционального опыта родителей.
Знакомство
Назвать свое имя, ласковые слова, которыми называют ребенка в семье.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Даже для самого общительного ребенка детский сад-это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, - и если вы спокойный человек, у вас вскоре заболит голова, начнет копиться раздражение, появится желание поскорей уйти домой, а ваш малыш проводит в такой обстановке целый день. Что же можете сделать вы – родители, чтобы помочь ребенку снизить психоэмоциональное напряжение.
Памятка для родителей
Учитывайте индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.
Внимательно понаблюдайте за ребенком, поговорите с воспитателем, чтобы определить, какая помощь нужна вашему малышу.
Если ваш ребенок днем скован и робок, а вечером «наверстывает упущенное», нужно помочь ему расслабиться, выговориться, не допуская, чтобы он еще больше возбудился.
Существует очень хорошая антистрессовая игра. Для этого вам понадобиться не нужные журналы, газеты. Совместно с ребенком можно рвать, мять, топтать бумагу, потом бросать в корзину.
Если же ребенок и в садике «ураган», и дома никак не может остановиться ему могут помочь игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования.
В этом вам поможет такая игра как «Грибник».
Предложите расставить ребенку небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Затем попросите закрыть глаза и по памяти собрать все игрушки «грибы» в корзину. Собранные игрушки можно сортировать по цвету, форме, размеру.
Приглушив таким образом «лишнюю энергию», можно перейти к обычным домашним занятиям – чтение книг.
Хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде, поэтому перед сном рекомендуется принимать ванну с водой.
Перед сном можно сделать ребенку расслабляющий массаж, послушать вместе тихую, спокойную мелодию, пение птиц, шум моря, звуки дождя.
Во время адаптации к детскому саду необходимо дома усилить эмоциональную поддержку ребенку.
Упражнение
Закройте глаза. Вспомните, какую колыбельную пела вам мама? А какую колыбельную поете вы вашему малышу? (обсуждение)
Колыбельные песни – удивительный дар прошлого. Современные мамы в большинстве своем не поют колыбельных, ссылаясь на незнание, неумение, занятость, отсутствие соответствующего настроения. Но ведь современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки, как и во все времена. Колыбельные песни несут свет и добро, снимают тревожность, возбуждение, действуют успокаивающе.