ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ «Здоровье – это самое ценное, что есть у человека»
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА - состояние полной физической, душевной и социальной гармонии, прекрасного самочувствия, радости и счастья, в следствии отсутствия болезней
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ: ФИЗИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ
-состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ - способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире "Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой"
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; адекватное социальное поведение; умение понимать себя и других; более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; умение делать выбор и нести за него ответственность ! Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье
Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как: Полное спокойствие Уверенность в своих силах Вдохновение 2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха. ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ: Для того чтобы быть здоровым необходимо научиться поддерживать психическое благополучие своего организма
Нормальная – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте Аномальная – дисфункциональная Дисфункциональное составление совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка, к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения ОСНОВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ – ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ ОБЩНОСТЬ
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью Соматическое заболевания (дефекты психического развития) 2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику
ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНИКА - ТРЕВОЖНОСТЬ «Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» Р.С. Немов
Этап обучения Возрастные задачи развития Социально-педагогическая ситуация Типичные причины школьной тревожности 1 класс Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических процессов Изменяющаяся: предполагает освоение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик - учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика) Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. Необходимость придерживаться правил школьной жизни. «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями). Столкновение с системой школьных оценок ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ Этап обучения Типичные причины школьной тревожности 1 класс Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых Необходимость придерживаться правил школьной жизни «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями) 2-4 класс Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам
Этап обучения Социально-педагогическая ситуация Типичные причины школьной тревожности 1 класс Изменяющаяся: освоение новых вариантов ролевого взаимодействия ученик - учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых Необходимость придерживаться правил школьной жизни «Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями) 2-4 класс Стабильная: система привычных школьных требований, взаимодействие со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками) Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам Этап обучения Типичные причины школьной тревожности 5 класс Необходимость осваивать «новую школьную территорию» Увеличение количества учебных дисциплин Увеличение числа учителей Смена классного руководителя Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи 6-8 классы Трудности переживания кризиса подросткового возраста Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность Астенизация как следствие бурного физиологического развития
Этап обучения Типичные причины школьной тревожности 9 класс Неопределенность дальнейших жизненных перспектив Переживание ответственности совершаемого выбора Столкновение с ситуацией выпускных экзаменов и выбора профильного предмета в 10-й классе Неуспешность во взаимодействии с взрослыми, одноклассниками Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность 10 класс Резкое усложнение учебной программы Необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность 11 класс Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность Столкновение с ситуацией выпускных экзаменов Переживание ответственности совершаемого выбора Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы
Формы проявления школьной тревожности Классы 1 2-3 (4) 5 6-8 9 10 11 1. Ухудшение соматического здоровья * * * * * * * 2. Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов) * * * * * * * 3. Излишняя старательность при выполнении заданий * * * * * * 4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий * * * * * * * 5. Раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия) * * * * * * * 6. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках * * * * * * * 7. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях * * * * * * * 8. Страх потерять или испортить школьные принадлежности * 9. Страх опоздать в школу * 10. Ночные страхи, связанные со школьной жизнью * * * 11. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом * * * * 12. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму) * * * * * 13. «Сверхценность» школьной оценки * * 14. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний * * * * * 15. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего, в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников) * * * * * 16. «Уход» в аддиктивное поведение * * * 17. Избегание вопросов, связанных с собственным будущим, или проявление показного равнодушия * * * 18. Излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки * * ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Формы проявления школьной тревожности Классы 1 2-4 5 6-8 9 10 11 1. Ухудшение соматического здоровья * * * * * * * 2. Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов) * * * * * * * 3. Отказ от выполнения заданий * * * * * * * 4. Раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия) * * * * * * * 5. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках * * * * * * * 6. Потеря самоконтроля в стрессогенных ситуациях * * * * * * *
Формы проявления школьной тревожности Классы 1 2-3 (4) 5 6-8 9 10 11 1. Ухудшение соматического здоровья * * * * * * * 2. Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов) * * * * * * * 3. Излишняя старательность при выполнении заданий * * * * * * 4. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий * * * * * * * 5. Раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия) * * * * * * * 6. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках * * * * * * * 7. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях * * * * * * * 8. Страх потерять или испортить школьные принадлежности * 9. Страх опоздать в школу * 10. Ночные страхи, связанные со школьной жизнью * * * 11. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом * * * * 12. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму) * * * * * 13. «Сверхценность» школьной оценки * * 14. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний * * * * * 15. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего, в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников) * * * * * 16. «Уход» в аддиктивное поведение * * * 17. Избегание вопросов, связанных с собственным будущим, или проявление показного равнодушия * * * 18. Излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки * * Формы проявления школьной тревожности Классы 1 2-4 5 6-8 9 10 11 7. Страх потерять или испортить школьные принадлежности * 8. Страх опоздать в школу * 9. Ночные страхи, связанные со школьной жизнью * * * 10. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом * * * * 11. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму) * * * * * 12. «Сверхценность» школьной оценки * *
Формы проявления школьной тревожности Классы 1 2-4 5 6-8 9 10 11 13. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний * * * * * 14. Проявление негативизма и демонстративных реакций (как попытка произвести впечатление на одноклассников) * * * * * 15. «Уход» в аддиктивное поведение * * * 16. Избегание вопросов, связанных с собственным будущим, или проявление показного равнодушия * * * 17. Излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки * *
Советы родителям по адаптации первоклассников к школе Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание Совет второй: ваше положительное отношение к школе, учителям и воспитателям упростит ребенку период адаптации Совет третий: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Для родителей пятиклассников Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками Не отказываете ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, но не делайте ничего вместо него Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии учителей Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья из класса Радуйтесь достижениям своего ребенка
Переход к обучению в старшей школе связан с резким возрастанием учебной нагрузки. Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел Профессиональное самоопределение — важнейшая задача данного возраста. Родители могут помочь своему ребенку сделать этот серьезнейший выбор. Предоставить юноше или девушке возможность обсуждать свои жизненные планы, не навязывая принятого заранее решения Старшеклассник ощущает себя взрослым человеком. Задача родителей — подумать, как можно эффективно реализовывать эту «взрослость», попытаться строить отношения с ребенком на новых, партнерских, «началах». Или, по крайней мере, хотя бы стремиться к этому Родителям десятиклассников
Родителям выпускников (9, 11 кл) Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена Необходимо поддерживать ощущение готовности к экзамену, отмечая затрачиваемые усилия и их результат Для повышения интеллектуальной активности организовать рабочее место Через каждые 40—50 минут ребенку необходимо оторваться от занятий, сменить вид деятельности для того, чтобы не наступало «хроническое утомление» Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам Желательно, чтобы выпускник при желании имел возможность рассказать родителям выученный материал. Во-первых, проговаривание закрепляет материал в памяти, а во-вторых, снимает панику («Я нечего не знаю!!!») Экзамены вызывают у школьника сильный стресс, поэтому велика вероятность развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и особенно желудочно-кишечного тракта. Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка
Задача взрослого - подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно, физически и психологически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье ЗАКЛЮЧЕНИЕ “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым” Ж.-Ж.Руссо СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!