Сохранение психологического здоровья школьников в условиях учреждения интернатного типа
СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Бадыкова А. Г. - педагог-психолог высшей квалификационной категории
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание самых разных специалистов. В связи с этим важная роль в модернизации российского образования отводится здоровьесберегающим технологиям. Так образовательные стандарты второго поколения, внедряемые в начальной школе, гарантируют охрану и укрепление уже не только физического, но и психологического здоровья обучающихся.
Задача сохранения психологического здоровья является одной из первоочередных и в Сосновской школе-интернате. Дети, поступающие в интернатные учреждения, имеют огромный отрицательный опыт ранней социализации, связанный с неблагоприятными условиями семейного воспитания и стихийно-группового общения. Чаще всего это физически ослабленные, педагогически и социально запущенные дети, уровень развития которых не соответствует возрастным нормативам развития и стандартам социализации.
Исходя из этого «особые образовательные потребности» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоят в коррекции и компенсации тех последствий, которые возникли в результате влияния на них социально неблагополучной среды.
Решению этой задачи в Сосновской школе-интернате способствует система психологического сопровождения воспитанников.
Целью сопровождения является сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей в условиях учреждения интернатного типа.
Под психологическим здоровьем мы понимаем такую динамику интеллектуального, личностного и социального развития ребенка, которая вписывается в границы возрастной нормы и не создает предпосылок для развития психосоматических заболеваний.
Исходя из этого, содержание психологического сопровождения заключается в создании благоприятных условий для раскрытия потенциальных возможностей детей и достижения ими возрастных нормативов развития.
Задачами психологического сопровождения являются:
1) систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения;
2) создание социально-психологических условий для полноценного развития ребенка;
3) решение в процессе развития ребенка конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.
Основными направлениями психологического сопровождения являются:
1. Психодиагностика - выявление детей с проблемами в обучении и развитии для определения направлений профилактической и коррекционно-развивающей работы с ними.
Диагностическая работа проводится с детьми, проживающими наиболее сложные периоды школьной жизни: поступление в школу (1 класс), переход в среднее звено (3-4 классы), наиболее острый подростковый период (8-9 классы), подготовка к уходу из школьной среды (10-11 классы). При выявлении каких-либо нарушений, проблем в обучении и развитии проводится углублённое психологическое обследование. Отдельно проводится работа с вновь прибывшими детьми и профдиагностика старшеклассников.
На основе результатов диагностики разрабатываются групповые и индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы, составляются рекомендации для воспитателей и учителей, оценивается эффективность проводимой с детьми психологической работы.
2. Развивающая и психокоррекционная деятельность - содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития; решение конкретных проблем обучения, воспитания или психического самочувствия, возникающих в процессе развития ребенка.
Основные задачи коррекционно-развивающей деятельности.
Старший дошкольный возраст – подготовка к школе. В рамках этого направления реализуются программы формирования интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной готовности детей к школе.
Младший школьный возраст (1-4 кл.) - развитие познавательной сферы, способности к взаимодействию и сотрудничеству. В рамках этого направления реализуются программы по адаптации первоклассников к школе, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, толерантных способов взаимодействия.
Младший подростковый возраст (5-6 кл.) - адаптация учащихся 5 класса к обучению в среднем звене, воспитание коммуникативной культуры личности и навыков саморегуляции. В рамках этого направления совместно с воспитателями реализуются программы адаптации детей к средней школе, снижению уровня тревожности, формированию навыков конструктивного общения.
Старший подростковый возраст (7-8 кл.) - развитие способности к рефлексии, развитие коммуникативных навыков, формирование профессиональных интересов. В рамках этого направления совместно с воспитателями реализуются программы по развитию навыков конструктивного общения и профориентационные программы.
Ранний юношеский возраст (9-11 кл.) - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, развитие профессиональных интересов. В рамках этого направления совместно с социальным педагогом и воспитателями реализуются программы профессионального и жизненного самоопределения.
3. Консультирование и просвещение:
- оказание консультативной помощи воспитанникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
- информационное и методическое обеспечение участников образовательного процесса.
4. Экспертная деятельность в рамках школьного психоло-медико-педагогического консилиума:
- оценка уровня актуального развития, эмоционально-волевой и личностной сфер детей с трудностями в обучении и девиантным поведением;
- определение общей стратегии работы воспитателя, психолога, учителя, логопеда, социального педагога в работе с наиболее «проблемными» детьми класса.
5. Социально-диспетчерская деятельность – создание условий для получения детьми и педагогами социально-психологической помощи выходящей за рамки профессиональной компетенции школьного психолога (подготовка сопроводительной документации и «переадресация» проблемы другому специалисту).
Приоритетным направлением психологической работы с воспитанниками школы-интерната является ранняя профилактическая и коррекционно-развивающая работа с детьми с трудностями в обучении и поведенческими проблемами. Это объясняется тем, что в большинстве случаев к нам попадают педагогически и социально запущенные дети из крайне неблагополучных семей.
Педагогическая запущенность ребенка проявляется в школьной неуспеваемости, неразвитости познавательных процессов и больших пробелах в знаниях. Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать его обучение в общеобразовательной школе.
Социальная запущенность, связанная с «дефектами» нравственного развития ребенка, проявляется в непонимании и непринятии моральных норм и правил, безответственности, подавлении и оскорблении слабых, снижении способности к сочувствию и совершении асоциальных поступков.
Исходя из этого, основной акцент в работе психолога делается на младший школьный возраст, так как в этот период ребенок наиболее восприимчив к педагогическому и воспитательному воздействию. Если упустить сензитивные возможности этого возраста, то в дальнейшем будет уже намного сложнее исправить огрехи воспитания ребенка.
Работа с детьми с трудностями в обучении осуществляется в рамках деятельности школьного психолого-медико-социально-педагогического консилиума посредством реализации индивидуальных маршрутов сопровождения детей разными специалистами школы (психологом, логопедом и учителем). В этих маршрутах отражается уровень актуального развития ребенка, «проблемные зоны» развития и направления работы по преодолению педагогической запущенности.
Психологическая работа с детьми с трудностями в обучении ведется в двух направлениях:
1) развитие познавательной сферы ребенка (внимания, мышления, памяти);
2) корректировка его негативных личностных особенностей (неадекватная самооценка, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и др.), которые являются следствием школьной неуспеваемости и социально-психологической дезадаптации.
Работа с «трудными» детьми младшего школьного возраста с проблемами в поведении или социально запущенными детьми осуществляется совместно с воспитателями, учителями и социальным педагогом.
Психологическая работа с этими детьми предполагает формирование у них нравственных и этических норм поведения. Эта цель достигается через развитие навыков эмоциональной саморегуляции, так как для таких детей характерны низкий уровень развития функций самоконтроля и нестабильность эмоционально-волевой сферы.
Основными направлениями психологической работы с «поведенческими» детьми являются:
1) формирование «эмоциональной грамотности» (знакомство с доступными по возрасту эмоциями, обучение выражению своих чувств и пониманию чувств других людей);
2) формирование эмоциональной децентрации (умение принимать во внимание чувства и мысли другого человека);
3) формирование навыков самоконтроля (управления своими эмоциями);
4) формирование нравственных и этических норм поведения.
Большая часть коррекционно-развивающей деятельности основывается на работе со сказкой. Сказкотерапия является очень эффективным методом работы с детьми младшего школьного возраста, так как позволяет в доступной для ребенка форме постигать взрослый мир чувств и переживаний и вместе со сказочными героями находить выход из различных сложных ситуаций.
Необходимо отметить, что с «поведенческими» детьми даже в младшем школьном возрасте работать очень непросто. Основная сложность заключается в том, что эффект от занятий носит отсроченный характер, положительные сдвиги в сознании и поведении школьников в процессе перевоспитания происходят очень медленно. Зачастую сложно бывает понять, в правильном ли направлении ведется работа, и даст ли она в конечном итоге положительный результат.
В заключении хотелось бы отметить, что психологическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является лишь одним из звеньев комплексной работы по сохранению здоровья наших воспитанников. Огромную роль в этой работе играют логопедическая, социально-педагогическая, медицинская службы и вся воспитательная система Сосновской школы-интерната. В связи с этим, достижение положительных результатов в работе психолога возможно лишь при консолидации усилий всего коллектива учреждения и использовании всех ресурсов педагогического и воспитательного воздействия на ребенка.