СЛАЙД ТЕМА ОБЩЕШКОЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ»
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.
СЛАЙД Здоровье – это состояние организма человека, при котором все его органы полноценно функционируют.
Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.
СЛАЙД Здоровье классифицируется на категории: физическое, социальное и психическое.
СЛАЙД Физически здоровым человеком является тот человек, у которого нет каких-либо болезней, и все физиологические процессы его организма функционируют правильно.
СЛАЙД Социальное здоровье – состояние организма, которое определяет способность человека контактировать с социумом.
СЛАЙД Психическое здоровье
- это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, продуктивно и плодотворно работать, проявлять адекватное поведение и сохранять эмоциональный фон
СЛАЙД Таким образом, можно выделить следующие компоненты психического здоровья:
состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
адекватное социальное поведение;
умение понимать себя и других;
реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
умение делать выбор и нести за него ответственность
СЛАЙД Основные признаки психического здоровья определяются
1.Позитивным настроением, в котором находится человек. И тогда он испытывает
Полное спокойствие
Уверенность в своих силах
Вдохновение
2. Высоким уровнем психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Поэтому
Для того чтобы быть здоровым необходимо научиться поддерживать психическое благополучие своего организма
СЛАЙД Основа психологического здоровья определяется детско-взрослыми отношениями
Нормальные отношения развиваются при создание условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте.
Аномальные – приводят к нарушениям психологического здоровья ребенка, к крайним формам реагирования и проявления.
СЛАЙД Рассмотрим причины нарушения психического здоровья
К ним относятся
1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития)
2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику ребенка вызывают у него тревожность
СЛАЙД Становиться ясно, что одна из проблем школьника – тревожность, которая выступает признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Выделим факторы, воздействие которых способствует формированию и закреплению тревожности.
В их число входят:
недостаточное развитие познавательных функций и волевых качеств;
учебные перегрузки;
неспособность учащегося справиться со школьной программой;
неадекватные ожидания со стороны родителей;
регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
а также смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом
Каждый школьный возраст характеризуется различными «предпосылками» формирования школьной тревожности.
СЛАЙД РАССМОТРИМ ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ
Этап обучения |
Возрастные задачи развития |
Социально-педагогическая ситуация |
Типичные причины школьной тревожности |
1 класс |
Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических процессов |
Изменяющаяся: предполагает освоение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик - учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика) |
-Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. -Необходимость придерживаться правил школьной жизни. -«Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. -Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. -Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями) |
Этап обучения |
Возрастные задачи развития |
Социально-педагогическая ситуация |
Типичные причины школьной тревожности |
2-4 классы |
Развитие познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности |
Стабильная: ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками) |
-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. -Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. -Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам |
Этап обучения |
СЛАЙД Возрастные задачи развития |
Социально-педагогическая ситуация |
Типичные причины школьной тревожности |
5 класс |
Начало процесса смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками |
Изменяющаяся: ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса |
-Необходимость осваивать «новую школьную территорию». -Увеличение количества учебных дисциплин. -Увеличение числа учителей. -Смена классного руководителя. -Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. -Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. -Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи |
Этап обучения |
Возрастные задачи развития |
Социально-педагогическая ситуация |
Типичные причины школьной тревожности |
6-8 классы |
Развитие самосознания. Формирование абстрактного мышления. Формирование чувства взрослости |
Стабильная: подросток находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками) |
-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. -Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. -Трудности переживания кризиса подросткового возраста. -Астенизация как следствие бурного физиологического развития (нервно-психическая слабость – повышенная утомляемость, физическая и умственная истощаемость организма) |
Этап обучения |
СЛАЙД Возрастные задачи развития |
Социально-педагогическая ситуация |
Типичные причины школьной тревожности |
9 класс |
Первичное профессиональное самоопределение |
Изменяющаяся: подросток заканчивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута |
-Неопределенность дальнейших жизненных перспектив. -Переживание ответственности совершаемого выбора, подкрепляемое «посланиями» взрослых. -Несоответствие ситуации выпускных экзаменов и выбора профильного предмета в 10-й классе. -Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. -Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность |
Этап обучения |
Возрастные задачи развития |
Социально-педагогическая ситуация |
Типичные причины школьной тревожности |
10 класс |
Профессиональное и личностное самоопределение |
Изменяющаяся: учащийся сталкивается с принципиально новым уровнем требований, усложнением учебной программы |
-Резкое усложнение учебной программы. -Изменение системы контроля и оценки знаний. -Необходимость адаптироваться к новым учебным нагрузкам -Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. -Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность |
Этап обучения |
Возрастные задачи развития |
Социально-педагогическая ситуация |
Типичные причины школьной тревожности |
11 класс |
Профессиональное и личностное самоопределение |
Изменяющаяся: учащийся заканчивает школьное обучение и оказывается перед необходимостью конкретизации собственных жизненных перспектив |
-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. -Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. -Столкновение с ситуацией выпускных экзаменов. -Переживание ответственности совершаемого выбора. -Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы |
СЛАЙД Выявленные причины тревожности детей объясняют формы проявления тревожности на различных этапах школьного обучения
Среди признаков школьной тревожности стоит отметить ухудшение соматического здоровья ребенка. Тревожные дети часто болеют и вынуждены по этой причине оставаться дома. Иногда возникают «беспричинные» головные боли или боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются перед контрольными и экзаменами и характерны для учащихся любого возраста — от первоклассника до выпускника.
Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь, о том, что ребёнок чувствует себя в школе недостаточно комфортно.
Отказ от выполнения заданий – тоже проявление школьной тревожности. Если какое-то задание не получается, ребёнок может просто перестать пытаться его выполнить. Ученики начальной школы, как правило, импульсивно бросают ручку с соответствующим эмоциональным комментарием. В подростковом возрасте к такой форме поведения может прибавиться другая: ребёнок просто не выполняет задание «втихую», не ставя никого в известность об этом. Такая форма проявления школьной тревожности особенно часто наблюдается в ребенке, который присвоил себе статус «самый слабый». Ученик часто не выполняет домашнее задание, мало работает на уроках, не активный (или берет готовые решения из решебников, интернета, не осознавая содержание материала)
Раздражённые или агрессивные реакции (как вербальная, так и невербальная) могут оказаться способом преодоления эмоционального дискомфорта. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк.
Рассеянность или снижение концентрации внимания на уроках — тоже признак тревожности. Агрессивность, рассеянность указывает на определённый дефект внимания.
Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля в стрессогенных ситуациях. Например, ребёнок может волноваться, отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. Могут возникать тошнота, лёгкое головокружение
СЛАЙД Первоклассник проявляет тревогу за свои школьные принадлежности
Новый портфель, пенал, учебники и тетрадки — всё это важные атрибуты приобретённого статуса ученика, и их утрату ребёнок переживает болезненно. Эта ситуация может усугубиться своеобразной позицией родителей, настаивающих на полной сохранности школьных вещей и ругающих ребёнка за потерянные карандаши и сломанные линейки.
Школа занимает настолько важное место в жизни учеников 1-5 классов, что часто школьные впечатления не оставляют его и во сне, проявляясь в виде ночных школьных страхов. Ребёнку могут сниться те ситуации из школьной жизни, которые вызывают эмоциональный дискомфорт.
Школьная оценка первоначально вызывает почти магический эффект: ценность хорошей оценки для многих детей очень высока. Оценка является для детей начальной школы мотиватором учебной деятельности
Но наблюдения показывают, что к середине подросткового возраста ценность школьной оценки снижается, и она во многих случаях теряет свой мотивирующий потенциал, что выражается в довольно типичной детской фразе: «Двойка?.. Ну и ставьте, мне всё равно».
СЛАЙД Поскольку к 6-8-му классу тревожность становится устойчивой, она может привести к резкому снижению эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний. Любая ситуация проверки знаний, независимо от уровня подготовленности ученика, вызывает у него беспокойство, дезорганизует его (вплоть до возникновения соматических симптомов, отказа от выполнения заданий: «Я ничего не знаю, ставьте «два»...»)
Тревога как эмоционально неприятное состояние может выражаться в негативизме и демонстративных реакциях.
Ещё одна типичная форма поведения, которая маскируюет тревожность, — «уход» в аддиктивное поведение: увлечение компьютерными играми, музыкой, общение с друзьями, которое сопровождается сигаретой, бутылкой пива и т.д.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВИДИМ, что повышенная школьная тревожность дезорганизует поведение ребенка, нарушает процесс школьной адаптации, препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознаётся она ребёнком или нет.
Взрослым надо внимательно относиться к таким эмоциональным состояниям детей, которые свидетельствуют о наличии ситуативной и личностной тревожности и признаках нарушения психологического здоровья
СЛАЙД В связи с изложенными причинами нарушения психологического здоровья ребенка и формами их проявления родителям 1 класса можно порекомендовать
Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком школьные правила и нормы. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.
Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
!!! Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы — это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.
СЛАЙД Родителям пятого класса важно
Создавать условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, желательно обратиться к учителю.
СЛАЙД Советы родителям десятого класса
Переход к обучению в старшей школе связан с резким возрастанием учебной нагрузки. Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел.
Профессиональное самоопределение — важнейшая задача данного возраста. Родители могут помочь своему ребенку сделать этот серьезнейший выбор, обсуждать его жизненные планы, не навязывая своего решения.
Старшеклассник ощущает себя взрослым человеком. Задача родителей — подумать, как можно эффективно реализовывать эту «взрослость», попытаться строить отношения с ребенком на новых, партнерских, «началах. Или, по крайней мере, хотя бы стремиться к этому
СЛАЙД Советы родителям выпускных классов
Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными; важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать его в случае неудачи.
Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену
Для повышения интеллектуальной активности желательно правильно организовать рабочее место.
Предупреждать наступление «хронического утомления».
Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам, — некоторым людям отсутствие привычного шумового или зрительного фона скорее мешает, чем помогает.
Экзамены вызывают у школьника сильный стресс, поэтому велика вероятность развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и особенно желудочно-кишечного тракта. Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.
СЛАЙД В заключении хочется напомнить, что
Задача взрослого - подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно, физически и психологически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье
“Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”
Ж.Ж.Руссо