12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5557
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Школьный психолог»

СЛАЙД ТЕМА ОБЩЕШКОЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ»

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.


СЛАЙД Здоровье – это состояние организма человека, при котором все его органы полноценно функционируют.

Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.

СЛАЙД Здоровье классифицируется на категории: физическое, социальное и психическое.

СЛАЙД Физически здоровым человеком является тот человек, у которого нет каких-либо болезней, и все физиологические процессы его организма функционируют правильно.

СЛАЙД Социальное здоровье – состояние организма, которое определяет способность человека контактировать с социумом.

СЛАЙД Психическое здоровье

- это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, продуктивно и плодотворно работать, проявлять адекватное поведение и сохранять эмоциональный фон

СЛАЙД Таким образом, можно выделить следующие компоненты психического здоровья:

состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

адекватное социальное поведение;

умение понимать себя и других;

реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

умение делать выбор и нести за него ответственность

СЛАЙД Основные признаки психического здоровья определяются

1.Позитивным настроением, в котором находится человек. И тогда он испытывает

Полное спокойствие

Уверенность в своих силах

Вдохновение

2. Высоким уровнем психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Поэтому

Для того чтобы быть здоровым необходимо научиться поддерживать психическое благополучие своего организма

СЛАЙД Основа психологического здоровья определяется детско-взрослыми отношениями

Нормальные отношения развиваются при создание условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте.

Аномальныеприводят к нарушениям психологического здоровья ребенка, к крайним формам реагирования и проявления.

СЛАЙД Рассмотрим причины нарушения психического здоровья

К ним относятся

1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития)

2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику ребенка вызывают у него тревожность

СЛАЙД Становиться ясно, что одна из проблем школьника – тревожность, которая выступает признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жиз­недеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологиче­ского благополучия.

Выделим факторы, воздействие которых способствует формированию и закреплению тревожности.

В их число входят:

недостаточное развитие познавательных функций и волевых качеств;

учебные перегрузки;

неспособность учащегося справиться со школьной програм­мой;

неадекватные ожидания со стороны родителей;

регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

а также смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом

Каждый школьный возраст характеризуется различными «предпосылками» формирования школьной тревожности.

СЛАЙД РАССМОТРИМ ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

1 класс

Освоение приемов учеб­ной деятельности и систе­мы школьных требований, формирование произволь­ности психических про­цессов

Изменяющаяся: предполагает осво­ение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик - учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика)

-Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых.

-Необходимость придерживаться правил школьной жизни.

-«Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни.

-Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок.

-Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями)

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

2-4 классы

Развитие познавательной сферы, выработка и за­крепление эффективного стиля учебно-познава­тельной деятельности

Стабильная: ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам

Этап обучения

СЛАЙД

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

5 класс

Начало процесса смены ведущего вида деятель­ности с учебной на интим­но-личностное общение со сверстниками

Изменяющаяся: ребенок сталки­вается с принципиально новой системой организации учебного процесса

-Необходимость осваивать «новую школьную территорию».

-Увеличение количества учебных дисциплин.

-Увеличение числа учителей.

-Смена классного руководителя.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

6-8 классы

Развитие самосознания. Формирование абстракт­ного мышления. Формирование чувства взрослости

Стабильная: подросток находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассни­ками)

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Трудности переживания кризиса подросткового возраста.

-Астенизация как следствие бурного физиологического развития (нервно-психическая слабость – повышенная утомляемость, физическая и умственная истощаемость организма)

Этап обучения

СЛАЙД

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

9 класс

Первичное профессио­нальное самоопределение

Изменяющаяся: подросток закан­чивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута

-Неопределенность дальнейших жизненных перспектив.

-Переживание ответственности совершаемого выбора, подкрепляемое «посланиями» взрослых.

-Несоответствие ситуации выпускных экзаменов и выбора профильного предмета в 10-й классе.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

10 класс

Профессиональное и личностное самоопределение

Изменяющаяся: учащийся сталкивается с принципиально новым уровнем требований, усложнением учебной программы

-Резкое усложнение учебной программы.

-Изменение системы контроля и оценки знаний.

-Необходимость адаптироваться к новым учебным нагрузкам

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

11 класс

Профессиональное и личностное самоопределение

Изменяющаяся: учащийся закан­чивает школьное обучение и оказы­вается перед необходимостью кон­кретизации собственных жизненных перспектив

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Столкновение с ситуацией выпускных экзаменов.

-Переживание ответственности совершаемого выбора.

-Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к посту­плению в ВУЗы

СЛАЙД Выявленные причины тревожности детей объясняют формы проявления тревожности на различных этапах школьного обучения

Среди признаков школьной тревожности стоит отметить ухудшение сомати­ческого здоровья ребенка. Тревожные дети часто болеют и вынуждены по этой причине оставаться дома. Иногда возникают «беспричин­ные» головные боли или боли в животе, резко повышается темпе­ратура. Особенно часто такие со­матические нарушения случаются перед контрольными и экзаменами и характерны для учащихся любо­го возраста — от первоклассника до выпускника.

Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в недоста­точной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь, о том, что ребёнок чувствует себя в школе недостаточно комфортно.

Отказ от выполнения заданий – тоже проявление школьной тревожности. Если какое-то задание не получает­ся, ребёнок может просто перестать пытаться его выполнить. Ученики начальной школы, как правило, им­пульсивно бросают ручку с соответ­ствующим эмоциональным коммен­тарием. В подростковом возрасте к такой форме поведения может при­бавиться другая: ребёнок просто не выполняет задание «втихую», не ставя никого в известность об этом. Такая форма проявления школьной тревожности особенно часто наблю­дается в ребенке, который присвоил себе статус «са­мый слабый». Ученик часто не выполняет домашнее задание, мало работа­ет на уроках, не активный (или берет готовые решения из решебников, интернета, не осознавая содержание материала)

Раздражённые или агрессивные ре­акции (как вербальная, так и не­вербальная) могут оказаться способом преодоления эмоционального дис­комфорта. Тревожные дети могут «маскировать» эмоцио­нальный дискомфорт тем, что огры­заются в ответ на замечания, прояв­ляют излишнюю обидчивость в от­ношениях с одноклассниками, ино­гда доводящую до драк.

Рассеянность или снижение концентрации внимания на уроках — тоже признак тревожнос­ти. Агрессивность, рассеянность указывает на определённый дефект внимания.

Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля в стрессогенных ситуациях. Например, ребёнок мо­жет волноваться, отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. Могут возникать тошнота, лёгкое головокружение

СЛАЙД Первоклассник проявляет тревогу за свои школьные принадлежности

Новый порт­фель, пенал, учебники и тетрадки — всё это важные атрибуты приобре­тённого статуса ученика, и их утрату ребёнок переживает болезненно. Эта ситуация может усугубиться своеоб­разной позицией родителей, настаи­вающих на полной сохранности школьных вещей и ругающих ребён­ка за потерянные карандаши и сло­манные линейки.

Школа занимает настолько важное место в жизни учеников 1-5 классов, что часто школьные впечатле­ния не оставляют его и во сне, про­являясь в виде ночных школьных страхов. Ребёнку могут сниться те ситуации из школьной жизни, кото­рые вызывают эмоциональный дис­комфорт.

Школьная оценка первоначаль­но вызывает почти магический эф­фект: ценность хорошей оценки для многих детей очень высока. Оценка являет­ся для детей начальной школы мотиватором учебной деятельности

Но наблюдения показывают, что к середине подросткового возраста ценность школьной оценки снижает­ся, и она во многих случаях теряет свой мотивирующий потенциал, что выражается в довольно типичной детской фразе: «Двойка?.. Ну и ставьте, мне всё равно».

СЛАЙД Поскольку к 6-8-му классу тревожность становится устойчивой, она может привести к резкому сни­жению эффективности учебной дея­тельности в ситуации контроля зна­ний. Лю­бая ситуация проверки знаний, неза­висимо от уровня подготовленности ученика, вызывает у него беспокой­ство, дезорганизует его (вплоть до возникновения соматических симп­томов, отказа от выполнения зада­ний: «Я ничего не знаю, ставьте «два»...»)

Тревога как эмоционально не­приятное состояние может выражаться в негативизме и демонстративных реакциях. 

Ещё одна типичная форма по­ведения, которая маскируюет тревож­ность, — «уход» в аддиктивное пове­дение: увлечение компьютерными играми, музыкой, общение с друзьями, которое сопровожда­ется сигаретой, бутылкой пива и т.д.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВИДИМ, что повышенная школьная тревож­ность дезорганизует поведение ребенка, нарушает процесс школьной адаптации, препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознаётся она ребёнком или нет.

Взрослым надо внимательно отно­ситься к таким эмоциональным со­стояниям детей, которые свидетель­ствуют о наличии ситуативной и личностной тревож­ности и признаках нарушения психологического здоровья

СЛАЙД В связи с изложенными причинами нарушения психологического здоровья ребенка и формами их проявления родителям 1 класса можно порекомендовать

Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить зна­чимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком школьные правила и нормы. Объясните их необходимость и целесо­образность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учит­ся, у него может что-то не сразу получаться. Это естествен­но. Каждый человек имеет право на ошибку.

Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

!!! Поддерживайте в первокласснике его желание добиться ус­пеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интел­лектуальный уровень человека.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы — это учитель. Уважай­те мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.

СЛАЙД Родителям пятого класса важно

Создавать условия для развития самостоятельности в пове­дении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нужда­ется в ненавязчивом контроле со стороны родителей, по­скольку не всегда может сам сориентироваться в новых тре­бованиях школьной жизни.

Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, желательно обратиться к учите­лю.

СЛАЙД Советы родителям десятого класса

Переход к обучению в старшей школе связан с резким воз­растанием учебной нагрузки. Важно помочь ребенку научить­ся грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел.

Профессиональное самоопределение — важнейшая задача данного возраста. Родители могут помочь своему ребенку сделать этот серьезнейший выбор, обсуждать его жизненные планы, не навязывая своего решения.

Старшеклассник ощущает себя взрослым человеком. Задача родителей — подумать, как можно эффективно реализовывать эту «взрослость», попытаться строить отношения с ре­бенком на новых, партнерских, «началах. Или, по крайней мере, хотя бы стремиться к этому

СЛАЙД Советы родителям выпускных классов

Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возни­кающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными; важно, что­бы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способ­ности, но готова поддержать его в случае неудачи.

Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовно­сти к экзамену

Для повышения интеллектуальной активности желательно правильно организовать рабочее место.

Предупреждать на­ступление «хронического утомления».

Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам, — некоторым людям отсутствие привычного шумового или зрительного фона ско­рее мешает, чем помогает.

Экзамены вызывают у школьника сильный стресс, поэтому велика вероятность развития заболеваний сердечно-сосуди­стой системы и особенно желудочно-кишечного тракта. Важ­но особенно внимательно следить за режимом питания ре­бенка.

СЛАЙД В заключении хочется напомнить, что

Задача взрослого - подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно, физически и психологически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье

 

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”

Ж.Ж.Руссо

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.