Психолого-педагогическая программа и проект по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта для детей 5–7 лет
Пояснительная записка к презентации
Сташкова Татьяна Николаевна,
старший воспитатель
Детского сада № 47 ОАО «РЖД»
г. Александрова, Владимирской области
Пояснительная записка
Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
- дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
- родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
В нашем дошкольном учреждении определено самое важное направление деятельности – работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью.
Вот основные пути реализации данной программы:
- формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;
- выявление интересов и наклонностей детей;
- знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий;
- расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта;
- проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику;
- издательская деятельность;
- ознакомление с профессиограммами железнодорожных профессий;
- организация переписки с детьми детских садов железнодорожной магистрали.
- распространение передового опыта среди детских садов ОАО «РЖД».
При разработке содержания, форм и методов программы по ранней профориентации на железнодорожные профессии я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.
В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. Во всех рекомендуемых программах, которые мы используем в работе с детьми, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место. А мы понимали, что профориентация на железнодорожные профессии требует планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов, эта тема не вызывает такого волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому наша работа заключалась, во-первых, в том, чтобы заинтересовать педагогов железной дорогой и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.
Цель программы: ранняя профориентация на железнодорожные профессии.
Задачи:
- ознакомление с железнодорожной магистралью,
- познакомить детей с основами профессиограмм железнодорожных профессий,
- научить детей ориентироваться в многообразии железнодорожных профессий и знать их.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. В программу включен цикл из 16 занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-20 минут) и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.
Формы и режим занятий: в течение нескольких месяцев 1 раз в неделю дети посещают 1 вводное и 15 основных занятий. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.
Занятия проводятся в рамках Основной образовательной программы детского сада в различных разделах деятельности детей:
- сюжетно-дидактических игр,
- ознакомления с художественной литературой,
- ознакомления с окружающим,
- конструированию из бумаги, из природного и бросового, из строительного материала,
- игр – драматизаций,
- развития речи,
- развития элементарных математических представлений,
- аппликации и рисования,
- сюжетно-ролевых игр,
- игр-тренингов,
- музыкальных и спортивных развлечений.
Организация учебного процесса:
- Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 5-7 лет.
- Общее количество занятий с детьми 2-3 лет -11, с детьми 3-5 лет -14, старшего возраста – 16.
- Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам.
- Занятия носят интегрированный характер.
- Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
- Просветительская работа с родителями и педагогами.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия
- Разминка
- Рефлексия прошлого занятия
- Основное содержание
- Рефлексия прошедшего занятия
- Ритуал прощания
На занятиях активно используются разнообразные:
- подвижные и малоподвижные игры,
- элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
- продуктивные виды деятельности,
- словесные игры,
- дидактические игры.
- развивающие задания в тетрадях.
Основная задача педагога-психолога
Работа по данной программе, в конечном итоге, сводится к процессу создания у ребёнка новых понятий. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Программа занятий предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Наиболее эффективной является игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
1. Принцип соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников
Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе.
2. Принцип создания состояния
Каждый человек в каждый конкретный момент времени находится в том или ином состоянии. Состояние определяется отношением нервной системы к той информации, которая постоянно поступает в неё. Длительное нахождение в каком-либо состоянии называется настроением. Особенно сильное воздействие на наше состояние оказывают наши мысли. Управлять мыслями ребёнка – значит, управлять его состоянием, значит управлять процессом обучения.
Состояние ребёнка должно всегда соответствовать тому делу, которым он занимается.
Настроить ребёнка на занятие – значит, создать у него состояние, при котором ему хочется заниматься именно тем, что вы предлагаете. Этому способствуют предлагаемые в программе организационные моменты, которые включают в себя игры-приветствия, этюды.
Соблюдение принципа нагрузки способствует формированию и развитию мотивации к обучению.
3. Принцип комплексности
Принцип комплексности - на каждом занятии необходимо уделять внимание решению задач направленных на:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности;
- повышение познавательного интереса;
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование у детей, исходного уровня познавательной мотивации.
4. Принцип нагрузки
Никто не может совершенствоваться и развиваться нормально без препятствия, без нагрузки. Нагрузка имеет направленность воздействия и уровень воздействия и может варьировать от минимума до максимума, что, в свою очередь, определяет успех деятельности.
Для того, чтобы занятия с ребёнком, помимо освоения навыков мышления, внимания, развития навыков мелкой моторики и т.д., сопровождались ещё и развитием способностей к освоению новых навыков, необходимо использовать принцип нагрузки.
Сущность принципа данной программы, заключается в необходимости получения максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с предельной для данного уровня развития ребёнка нагрузкой. Например, ребёнку предлагается задание на внимание, которое нужно не просто выполнить, а довести скорость переключения внимания до предела (спрашивая: «А ещё быстрее можешь?»). Такой режим больше устраивает ребёнка: дети любят соревноваться, и занятия протекают значительно эмоциональней.
5. Принцип соответствия
Принцип соответствия формы организации занятий в данной программе соответствует ведущему виду деятельности шестилетнего ребёнка - игровому.
Каждое занятие включает динамические паузы, проведение физкультминутки.
Для проведения занятий каждому ребенку желательно иметь тетрадь развивающих занятий по ознакомлению с железной дороге и раскраски-подсказки «Железная дорога». Конспекты занятий опубликованы в книге «Мы – будущие железнодорожники», авторы Т.Сташкова и Л. Шеболдина.
К каждому мероприятию разработан конспект, предлагается методическое сопровождение в виде стихов, рассказов, сказок загадок о железной дороге и ее профессиях.
Построение занятий и содержательна часть
Программа рассчитана на 41 час с соблюдением преемственности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях экскурсий, развивающих игр и упражнений, творческих мастерских, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон, в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для ознакомления дошкольника с железной дорогой и ее профессиями.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Виды контроля:
Цель:
- выявление уровня знаний детей о железной дороге и последующая корректировка заданий программы.
- диагностика в начале и в конце года,
- постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях,
- рефлексия.
Результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители и пойти работать на железную дорогу.
За последние три года из школ города в институты, колледжи, техникумы, училища железной дороги, в ПЧ-11, локомотивное депо пошли работать и учиться 35 наших выпускников.
Сравнительные результаты анкетирования детей старшего возраста о железной дороге в начале и конце учебного 2014-2015 года (в%)
Вопросы |
Начало учебного года |
Конец учебного года |
|||
Что ты знаешь о железной дороге? |
|||||
|
|
Знают |
Не знают |
Знают |
Не знают |
1 |
Что такое локомотив? |
23 |
77 |
98 |
2 |
2 |
Какие бывают поезда? |
75 |
25 |
99 |
1 |
3 |
Что перевозят пассажирские поезда? |
90 |
10 |
100 |
- |
4 |
Что перевозят товарные поезда? |
70 |
30 |
100 |
- |
5 |
Что такое дизельный локомотив? |
- |
100 |
95 |
5 |
6 |
Что такое электрический локомотив? |
- |
100 |
94 |
6 |
7 |
Для чего нужны железнодорожные вокзалы? |
80 |
20 |
100 |
- |
8 |
Чем отличаются поезда дальнего следования от электрички? |
20 |
80 |
99 |
1 |
9 |
Какие бывают вагоны в поездах дальнего следования? |
- |
100 |
97 |
3 |
10 |
Как называется пригородный поезд? |
80 |
20 |
99 |
1 |
11 |
Как выглядит товарный поезд ? |
90 |
10 |
100 |
- |
Правила поведения на железной дороге |
|
|
|||
1. |
Почему нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом? |
100 |
- |
100 |
- |
2 |
Где и как можно переходить железнодорожные пути? |
100 |
- |
100 |
- |
3 |
Почему нельзя ходить по железнодорожным путям? |
100 |
- |
100 |
- |
4 |
Почему опасно стоять у края платформы? |
100 |
- |
100 |
- |
5 |
Почему опасно пролезать под колесами стоящего поезда? |
100
|
-
|
100
|
-
|
6 |
Почему нельзя во время движения поезда высовываться из окон, стоять на подножках, открывать наружные двери? |
100 |
- |
100 |
- |
7 |
При движении по вагону нужно держаться за спинки сидений. Почему? |
100 |
- |
100 |
- |
Результаты анкеты: за год произошли положительные изменения в знаниях детей о железной дороге – они хорошо знают, что такое локомотив, какие бывают поезда и что они перевозят. Большинство детей знают, что такое электрический и дизельный локомотив и чем они отличаются друг от друга, чем отличаются электрички от поездов дальнего следования, как выглядят различные поезда.
Программа подчинена единой сюжетной линии – обучению детей в школе маленьких железнодорожников у Королевы магистрали.
Методическое сопровождение программы
1. Методическая разработка «Мы будущие железнодорожники» Т.Н. Сташковой и Л.Н. Шеболдиной.
2. Раскраски-подсказки «Железная дорога» и тетради развивающих занятий по ознакомлению малышей с магистралью.
3. Авторские пазлы о железной дороге.
4. Хрестоматия «В гостях у королевы Магистрали» (стихи, сказки, песни, загадки, считалки о железной дороге).
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1447350667.ppt (Электронная презентация "Программа Школа маленьких железнодо)
2. Схема осуществления проекта «Мои родители – железнодорожники»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Знакомить с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе. Воспитывать интерес к профессии железнодорожника, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге.
Задачи:
1.Познакомить с профессиями железнодорожников, рассказать о том, что объединяет людей, работающих на железной дороге
2. Научить гордиться профессией железнодорожника.
3. Познакомить с особенностями работы рабочих и специалистов железной дороги.
4. Подвести к обобщению: профессия железнодорожника – очень интересная и нужная профессия людей.
Проект «Мои родители – железнодорожники» относится к информационно-практико-ориентированному. Дети собирают информацию о железной дороге, железнодорожных профессиях и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы). Он является долгосрочным, так как рассчитан на учебный год.
Связь с администрацией детского сада
- Консультации для воспитателей.
- Методические рекомендации специалистам для работы по данной теме.
- Помощь в организации экскурсии на вокзал, в музей локомотивного депо.
- Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с рассказами, стихами по железнодорожной тематике.
Работа с общественными организациями
- Организация экскурсии на вокзал, в локомотивное депо, ПЧ-11.
- Выступление с концертами с ПЧ-11 и локомотивном депо в честь Дня железнодорожника и Дня 8 марта.
- Приглашение представителей профкома организаций-шефов в честь 23 февраля, на семинары для дошкольников Московской железной дороги.
Совместная деятельность воспитателя и специалистов детского сада
- Прослушивание записей песен о железной дороге, заучивание их.
- Праздник в честь Дня железнодорожника. Выступление по телевидению, статьи с поздравлениями в газете.
- Проведение спортивных игр и физкультурных досугов на железнодорожную тему.
- Проведение музыкальных развлечений и театрализованных представлений на тему «Железная дорога».
Воспитатель совместно с родителями
- Собрание для родителей «Как познакомить детей с профессией железнодорожника».
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм о железной дороге.
- Помощь родителей в подготовке и оборудовании интерьера группы. Учебного материала по данной теме.
- Заседание родительского комитета с целью подготовки концерта в честь Дня железнодорожника в локомотивном депо и ПЧ-11.
Дети вместе с родителями
- Чтение художественной литературы на тему «Железная дорога».
- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему.
- Организация экскурсий на вокзал, локомотивное депо, ПЧ-11.
- Посещение музея локомотивного депо.
Воспитатель вместе с детьми
Диагностика знаний детей в начале и конце учебного года о железной дороге.
- Беседе о рабочих железнодорожных профессий.
- Чтение рассказов, стихов о железной дороге.
- Просмотр мультфильмов «Паровозик из Ромашково», «Человек рассеянный».
- Конкурс рисунков «Мои родители – железнодорожники».
- Викторина о железной дороге.
- Дидактические игры о железной дороге.
- Беседы с детьми на тему «Железная дорога – детям не игрушка».
- Рассматривание открыток, фотографий о железной дороге.
- Чтение художественной литературы.
- Заучивание стихов и песен о железной дороге.
- Встреча с папами и мамами, работающими на железной дороге.
- Сюжетно - ролевые игры.
- Изготовление макетов вокзала, железной дороги и поездов.
- Экскурсия на железную дорогу.
- Театрализованное представление «Я – будущий железнодорожник».
Разделы программы
Виды детской деятельности |
|
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевые игры. Игры - драмматизации по произведениям, в которых рассказывается о профессии железнодорожника. Настольно-печатные игры о железной дороге |
Социально-эмоциональное развитие |
Тематические занятия по теме «Мои родители – железнодорожники» Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего) о своих родных-железнодорожниках |
Речевое развитие |
Творческое рассказывание детей по темам «Я - будущий железнодорожник», «Мои родные – железнодорожники», «Как мы путешествуем на поезде». Словотворчество. Создание семейных альбомов о железнодорожниках. Составление словарика о железной дороге, специальностях.
|
Физическое развитие |
Межсемейные соревнования «Мы – железнодорожники». Спортивные состязания «Железная дорога – детям не игрушка» |
Познавательное развитие |
Классификация профессий железнодорожников, поездов. Составление плана - схемы «Как добраться до вокзала», «План вокзала». Изготовление макета железнодорожного вокзала. Математика: учимся счету, различать величину – считаем и сравниваем вагоны. |
Художественно-эстетическое развитие |
Конструируем из природного материала, конструктора, бросового материала вокзал, поезда. Стихи, рассказы о железной дороге и железнодорожниках. Заучивание наизусть стихотворений «Едет поезд» В. Сута, «Поезд» С. Капутикян. Чтение рассказов «Как самовар запрягали» Е. Пермяка,"Цилиндр паровозика» «Паровозик из Ромашкова» Г.Цыферова. Выборочное чтение глав из сказочной повети «Путешествие Голубой Стрелы» Д. Родари «Будка № 27». Рисование, аппликация , лепка на тему «Мои родители – железнодорожники», «Вокзал нашего города», «Поезда». Выпуск газет, стендов, коллажей из природного и бросового материала на железнодорожную тему. Составление сценариев детских развлечений на тему «В гостях у светофора», «Путешествие в Москву», «Багаж». Слушание песен «Голубой вагон», «Дорога железная», «На дальней станции сойду». Разучивание песен на железнодорожную тему. |
Был составлен перспективный план проектной деятельности на год, составлена схема взаимодействия воспитателей, педагога дополнительного образования и специалистов в процессе работы над проектом. Подобрана методическая, справочная, энциклопедическая и художественная литература по выбранной тематике проекта. Составлен и обсужден со всеми участниками проекта поэтапный план работы.
Прошли консультации педагогов и родителей, подобрано необходимое оборудование, пособия, материалы.
Проводился контроль за ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками.
Воспитатели глубоко изучили тематику проекта. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживали детскую инициативу. Они заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Создавали игровую мотивацию, опираясь не интересы детей и их эмоциональный отклик. Вводили детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на личный детский опыт.
Тактично рассматривали все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Участники проекта соблюдали принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы создавали атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Развивали внимание, мышление, творческое воображение и фантазию детей.
Ненавязчиво вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта прошел в виде театрализованного представления «Я- будущий железнодорожник».
Обобщен опыт работы детского сада «Я – будущий железнодорожник» (из опыта ранней профориентации дошкольников). В группах оформлены уголки железной дороги. В интерьере групп оформлены панно из природного, бросового материала, коллажи, газеты на данную тему.
В каждой возрастной группе созданы накопительные папки по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, вырезки по ознакомлению детей с железнодорожными специальностями.
Дударева Надежда Викторовна
Мария Алексеевна Чемаева
Варшавская Наталья Владимировна