Психолого-педагогическая консультация на тему: «Помощь родителю в восстановлении детско-родительских отношений»
Психолого-педагогическая консультация на тему:
«Помощь родителю в восстановлении детско-родительских отношений»
Составитель:
Тихонова Екатерина Николаевна,
педагог-психолог Селивановского филиала
ГАУ ВО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Запрос
Моя дочь 13 лет, последнее время стала очень замкнута, у неё нет друзей, сидит всеми вечерами дома, на мои попытки узнать, что с ней, молчит, отвечает: «Всё хорошо». Постоянно говорит, что не хочет ходить в школу, ей там не с кем общаться. Помогите нам разобраться в этой ситуации, поработайте с ней, может у вас получится разговорить её.
По итогам предварительной беседы маме была разъяснена необходимость работы над проблемой именно с родителем, т.к. отношение ребенка к родителям без их участия изменить вряд ли возможно. Из кабинета психолога ребёнок попадёт в те самые семейные условия, которые никаким образом не поменялись, т.к. атмосфера в семье зависит, в первую очередь, от родителей, а не от ребенка.
С мамой было проведено 3 консультации.
Консультация 1
Установление психологического контакта. Анализ ситуации - сбор дополнительных сведений о ребенке, взаимоотношениях с мамой осуществлялся в форме беседы, в ходе которой маме были заданы несколько вопросов:
- «Какая у вас семья?»
- «По каким вопросам чаще всего возникают конфликты и как дочь реагирует на них?»
Кроме этого, при сборе дополнительной информации были использованы метафорические карты «Семья животных».
Мама рассказала, что воспитывает дочь одна, с отцом они развелись, когда девочке было 6 лет.
При работе с метаморфическими картами мама выбрала карту, на которой изображены члены семьи, которые заняты каждый своим делом - мама занимается уборкой, а ребёнок сидит один в комнате, слушает музыку в наушниках. Объясняя картинку, она пояснила, что у них в семье очень часто такая ситуация. Дочь постоянно находится в своей комнате, выходит редко, только поесть. Если мама просит помыть посуду или убраться в квартире, дочь выполняет просьбу редко. На попытки мамы поговорить с дочкой «по душам», девочка отвечает короткими фразами, не желая вести диалог. Если девочка начинает что-то рассказывать маме, то зачастую их диалог заканчивается конфликтом, так как мнения очень часто не совпадают.
Со слов мамы дочь ей не доверяет и ничего о себе не рассказывает; девочке не нравится, когда мама спрашивает о школе, уроках, об одноклассниках, начинает критиковать их.
На требования мамы («Быстро помой за собой посуду», «Когда ты сядешь за уроки?») дочь начинает кричать, используя фразы: «Чего ты ко мне все время пристаешь?», «Надоело», «Зануда!», «Ты ничего не понимаешь!».
Со слов мамы в детстве она сама считалась «белой вороной», хотя её семья была сплоченной и всегда много людей окружали её, собирались шумные и весёлые компании у них дома. У неё никогда не было более двух подруг. Сейчас мама девочки мало с кем общается, объясняя это своей занятостью и тем, что на общение с друзьями у нее не остаётся времени.
Вывод:
Ребенком родительские высказывания прямо отвергаются, оцениваются и воспринимаются весьма негативно.
Мама относится к своей дочери, как к маленькому ребёнку, не давая ей самостоятельности.
В маминых словах постоянно ощущается подчёркивание ребёнку её превосходства над другими детьми (она не такая как все эти девочки, она умнее их и ее интеллектуальный уровень выше, чем у одноклассников. «У нас дома нет интернета. Мой ребёнок не забивает свою голову этой «тик-токовской» ерундой, как её одноклассницы с утра до ночи. И в отличии от своих сверстниц, она не шмоточница. Я уже не говорю об использовании косметики! Ее эти вещи абсолютно не интересуют»).
Мама имеет представление о своей роли учителя, единственного знающего и понимающего, что, когда и как надо делать, и, соответственно, не допускающего каких-либо иных вариантов или оценок, отсюда и идёт нарушение взаимоотношений с ребёнком.
Уверена в необходимости и реальности достижения стоящих задач — воспитать, заставить, объяснить, убедить и т.д.
Низкая оценка возможностей и способностей самого ребенка, недоверие к нему, поскольку такое поведение родителя означает его убеждение в том, что ребенок сам никогда и ничего путного сделать не сможет.
Решение:
Учитывая остроту ситуации, было принято решение о проведении нескольких консультаций. Маме было предложено заполнить опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.) для изучения особенностей стиля воспитания родителей.
Консультация 2
Консультация началась с обсуждения темы «Потребности», которая имеет важное значение в детско-родительских отношениях (применена авторская система краткосрочного консультирования Романа Гриценко: метод «КРОСС – КОУЧИНГ), что дало возможность маме понять - какие потребности не удовлетворяются у ее дочери, и как это влияет на ребёнка.
Маме были предложено упражнение «Обязанности и ответственность в детско-родительских отношениях».
С помощью методики «ДОМ» был скорректирован стиль воспитания мамы.
Дальнейшей задачей в такой ситуации явилось разрушить или поставить под сомнение целесообразность гиперопекающей позиции по отношению к дочери, а также, по возможности, помочь маме отделится от ребёнка и заменить ее иным отношением и видением происходящего.
Маме было предложено:
Провести методику «Дом» с ребёнком. Сравнить конструкции. Составить список действий по укреплению «одинаково западающих» частей дома.
Провести с ребёнком упражнение «Обязанности и ответственность в детско-родительских отношениях» по освоенному алгоритму.
Консультация 3
Задача:
Пересмотреть позицию мамы по отношению к ребенку, тактику повседневного поведения, а также ее представление о собственном ребенке.
Обсуждение домашнего задания.
Методика помогла направить маму на то, чтобы она сама смогла найти конструктивные альтернативы своему поведению, анализируя постройки своего дома и дома ребёнка. Рисунки показали, что у дочери не удовлетворены потребности в уважении, любви и самоактуализации, без которых ребёнок не может учиться доброжелательному взаимодействию с другими людьми, построению партнерских отношений, не видит своей ценности в семье, причастности к ней, чувствует свою ненужность.
В процессе обсуждения мама приблизилась к пониманию того, что она должна проявить некую гибкость по отношению к семейным принципам. Прежде всего мама должна научиться слушать и слышать своего ребёнка. С этой целью с мамой была отработана техника «Я-сообщения», которая эффективна для разрешения конфликтных ситуаций с ребёнком.
На следующем этапе работы мама вместе с педагогом-психологом попыталась составить список прав и свобод, которыми обладает ребенок. Исходя из этого списка мама совместно с педагогом-психологом сделала вывод и письменно его записали как памятку, как в дальнейшем маме лучше общаться с дочерью.
В завершении консультации педагог-психолог совместно с мамой ребёнка выработали совместные приемы поддержки родителем своего ребёнка.
Педагог объяснила маме, что сперва ребёнку будет непросто привыкнуть к внезапно свалившейся на него свободе, ведь он ещё не привык принимать решения и делать всё самостоятельно. Но, скоро он освоится, что вы даже будете удивляться, как легко и разумно ему будут даваться решения, и насколько самостоятельным он может быть.
Вывод. Новые стратегии поведения с дочерью исходили как от самого клиента, так и от педагога-психолога, что облегчило маме выработку альтернативных вариантов и линий поведения. Мама поняла свои ошибки в поведении и их влияние на ребёнка.
Мама переосмыслила привычные вещи, осознала ключевые моменты в отношениях с дочерью, начала лучше себя контролировать, тщательнее обдумывать свои действия.
Через месяц мама девочки пришла к педагогу-психологу выразить благодарность. Им удалось наладить отношения с дочерью, дочь стала общаться с мамой каждый день, делиться своими переживаниями и рассказывать о том, что происходит с ней в школе.