Профилактическая психолого-педагогическая программа по оптимизации детско-родительских отношений в период подготовки детей к школе «Вместе с мамой!»
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ПО ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
«ВМЕСТЕ С МАМОЙ!».
Составитель: Карпова Ольга Николаевна,
педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад «Родничок»
г. Тамбов
Оглавление
Аннотация программы…………………………………..
Отзыв администрации на программу…………………...
Пояснительная записка………………………………….
Научные, методологические и методические основания программы…………………
Описание программных мероприятий …………………
Календарно-тематическое планирование………………
Методы и приёмы работы ……………………………
Диагностический инструментарий …………………….
Критерии ограничения и противопоказания ………….
Сферы ответственности участников…………………..
Ресурсы …………………………………………………
Сроки и этапы реализации ……………………………..
Ожидаемые результата ……………………………….
Система организации контроля ………………………..
Список литературы ……………………………………..
Приложение. Занятие №1 ……………………………...
Занятие №2 ……………………………………………..
Занятие №3 ……………………………………………..
Занятие №4 ……………………………………………..
Занятие №5 ……………………………………………..
Занятие №6 …………………………………………….
Занятие №7 ……………………………………………..
Занятие №8 ……………………………………………..
Занятие №9 …………………………………………….
Анкета участника…………………………………………
Аннотация
Детско - родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Т. Харрис считал, что“ лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям”. В современном мире быть родителем становится всё сложней и сложней. В отношениях между родителями и детьми возникает нечто такое, чего не было в детском опыте современных взрослых.
Данная программа была разработана для того, чтобы родители научились лучше понимать своих детей, и попытались сами ответить на некоторые «каверзные» вопросы:
-Как разговаривать с ребенком, если у него возникли проблемы в обучении?
-Как ему помочь в усвоении программы, не теряя доверительных отношений с ним?
-Как стать более терпеливым и внимательным по отношению к его трудностям?..
Основой программы послужили цикл занятий по оптимизация детско-родительских отношений разработанный Г. Б. Мониной., Е. К. Лютовой-Робертс, а также разработки кандидата психологических наук М Битяновой и О Барчук.
Программа предлагает серию, состоящую из 9 занятий. Данный цикл рассчитан на старших дошкольников, показавших низкий уровень школьной готовности на начало года. Подобные занятия можно проводить один раз в месяц в течение всего года, с учетом интересов детей и запроса родителей. Каждое занятие можно наполнить любыми играми.
Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе. Реализация программы осуществляется в тесной взаимосвязи всех участников образовательного процесса: воспитанников, воспитателей, родителей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок»
Отзыв
на профилактическую психолого-педагогическую программу по оптимизации детско-родительских отношений в период подготовки детей к школе
«Вместе с мамой!»
педагога-психолога Карповой О. Н.
Данная программа проходит апробацию на базе МБДОУ «Детский сад «Родничок» в период 2015-2016 учебного года, и будет продолжать апробироваться в следующем учебном 2016-2017 году.
В апробации принимают участие дети и родители двух подготовительных групп, а также воспитатели и педагог - психолог.
По предварительному анализу участников программы в процессе работы произошли следующие изменения:
-возрос интерес к выполнению совместных заданий для родителя и ребенка 10%;
-увеличилась заинтересованности в специальных упражнениях, направленных на развитие коммуникативных и познавательных способностей 17%;
-повысился уровень активности участников занятий, проявляющейся в желании создавать новые игры или модифицировать старые 5%;
-повысился уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка 20%.
Анализ диагностических данных по результатам готовности детей к школьному обучению на конец 2015-2016 учебного года, а также результатов качества обучения и воспитания детей, отзывы участников, позволяют говорить об успешной реализации данной программы.
В ходе итоговой диагностики готовности воспитанников учреждения к школьному обучению на май 2015/2016 учебного года выявлены следующие результаты:
Уровень развития |
Количество человек |
% |
низкий |
нет |
- |
ниже среднего |
нет |
- |
средний |
16 |
36% |
выше среднего |
13 |
30% |
высокий |
15 |
34% |
Итого обследовано: |
44 |
100% |
Пояснительная записка
Важной задачей для современной образовательной практики является обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в контексте обеспечения непрерывности образования на разных его ступенях. В связи с данной задачей актуальность приобретает поиск новых путей оптимизации подготовки ребёнка к школе.
Подготовительный к школе период ребёнка дошкольника - серьезное испытание для бедующего первоклассника. В этот период ему необходимо особое внимание, поддержка и, скорее всего, помощь со стороны членов семьи, взрослых. И порой одно верно сказанное теплое слово или одно прикосновение к ребенку, сделанное в нужный момент, решает многие проблемы. Но где найти это «нужное», кто подскажет? Только сами родители. А кто же еще?
Перед тем как ребенок пойдет в школу, родители ждут от педагогов детского сада и педагога-психолога ответов на сотни вопросов.
Вопросов много, но, к сожалению, не на все из них есть однозначный ответ. Да и где гарантия в том, что метод, который оказался приемлемым для тысячи детей, будет так же приемлемым для тысячи первого ребенка? Все дети разные. И есть проблемы, которые никто не решит лучше, чем сами родители, если они, конечно, научились хорошо понимать этот удивительный детский мир. А как его постичь, как научиться слышать, чувствовать, осязать эти тонкие струнки детской души - души собственного ребенка?
К школе готово все, куплено много нового. Осталось прежним только самое главное - детско-родительские отношения. А стоит ли их менять? И какую роль они играют в развитии и обучении ребенка?
Мастера отечественной психологии (Лисина М.И., 1986; Спиваковская А.С, 2000; Дружинин В.Н., 1996 и др.) в своих трудах неоднократно затрагивают вопрос о влиянии взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка: «Определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности» (Дружинин В.Н. 1996, с. 135).
ФГОС ДО отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
При проведении первичной диагностики выделяются дети показавшие низкий уровень школьной готовности на начало года, с ними педагог-психолог планирует проведение коррекционно-развивающей работы.
Успешность данного вида деятельности зависит от самого ребёнка, педагога – психолог, а также и от родителей, от их умения найти к ребёнку подход и вовремя оказать помощь при затруднениях в образовательной деятельности.
Данная программа была разработана для того, чтобы родители научились лучше понимать своих детей, и попытались сами ответить на некоторые «каверзные» вопросы:
-Как разговаривать с ребенком, если у него возникли проблемы в обучении?
-Как ему помочь в усвоении программы, не теряя доверительных отношений с ним?
-Как стать более терпеливым и внимательным по отношению к его трудностям?..
Основой программы послужили цикл занятий по оптимизация детско-родительских отношений разработанный Г. Б. Мониной., Е. К. Лютовой-Робертс, а также разработки кандидата психологических наук М. Битяновой и О. Барчук.
Участники программы:
Данный цикл рассчитан на старших дошкольников, показавших низкий уровень школьной готовности на начало года;
-воспитатели подготовительных групп;
-воспитанники подготовительных групп;
-родители;
-педагог-психолог.
Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе.
Задачи:
1) формирование эффективного (оптимального) типа родительского отношения;
2) формирование у родителей представлений об особенностях познавательного развития своего ребёнка ;
3) обучение родителей приемам развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей ребенка в игровой форме.
Научные, методологические и методические основания программы.
Человек развивается как личность именно в ходе его деятельности. Хотя в целом личность представляет собой результат онтогенетического развития, появляясь на его определённых ступенях, но как качество, которое выражает общественную сущность человека, личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми.
Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребёнка, необходимо обратиться к исследованиям Л.И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворённости своим положением, своим образом жизни (кризис 7-ми лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении.
Теоретическую основу программы составляют следующие основные идеи:
- рекомендации А. Адлера по воспитанию умственно здорового ребёнка;
- положение Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций. Развитие ребёнка рассматривается как постепенное вхождение в человеческую культуру через овладение закреплёнными в ней средствами воздействия на себя и окружающий мир;
-в научных поисках Д. Б. Эльконина отчетливо проступает его общая идея об особой роли отношений ребенка и взрослых в развитии его психики. Так, для психического развития детей важное значение имеет их общение со взрослыми;
- исследования А. Л. Венгера и Л. И. Цеханской мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого (в частности, понимание того, что за схемами интеллекта стоят схемы сотрудничества);
- положение А.В. Запорожца об амплификации, то есть обогащении детского развития. Возможности дошкольника расширяются не путём ускорения его развития, интенсификации обучения, а в процессе решения им широкого круга задач, которые, прежде всего, свойственны дошкольным видам деятельности.
Взрослые, в том числе и родители, помогают ребёнку найти и освоить культурные способы решения подобных задач;
- работа Е.Е. Кравцовой (1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяется три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.
Описание программных мероприятий.
Реализация программы осуществляется в тесной взаимосвязи всех участников образовательного процесса: воспитанников, воспитателей, родителей.
1 Организационный этап:
-первичная диагностика готовности детей к школьному обучению;
-работа с родителями на родительском собрании в начале учебного года, общее консультирование по подготовке детей к школьному обучению, представление форм работы с родителями;
-индивидуальное консультирование родителей по итогам, первичной диагностика готовности детей к школьному обучению;
2.Практический этап:
Проведение профилактических занятий совместно с детьми и родителями. Каждое занятие состоит из 4 частей:
-приветствие;
-игры развивающие познавательные процессы;
-коммуникативные игры;
-обсуждение, заполнение анкет.
3.Аналитический этап:
-сравнительный анализ анкет каждого занятия, анкета заполняется одновременно обоими участниками семейной диады, при этом каждый участник имеет одинаковое право голоса;
-консультирование родителей по итогам диагностики школьной готовности детей на конец учебного года.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия дата |
тема |
наименование форм работы, упражнений. |
Сентябрь 1. |
Диагностическая игра «Помощники доброго волшебника» |
Знакомство. Вступительная беседа с родителями о ходе игры. 3 ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ: -чтение письма от доброго волшебника; -задание «Извилистые тропинки» -задание «Опушка путаниц»; -задание «Паутинный крест»; -задание «Полянки»; -задание «Долина молчания»; -задание «Холм оживления»; -задание «Болото». 4. Тест самооценки «Лесенка». 5. Игра «Оживи мороженное». 6.Заполнение карт наблюдений. |
Октябрь 2. |
«Продолжаем знакомиться» |
1. Представление ведущих. 2. Игра «Как тебя зовут?». 3. Игра «Снежинки». 4. Игра «Подъезжаем к городу Ромашкинск». 5. Головоломки на ковре. 6. Игра «Менялки». 7.«Игровой парашют» игра «Коврик настроения» 8. Обсуждение занятия, заполнение анкеты. |
Ноябрь 3. |
«Давайте пообщаемся!» |
1.Приветствие. 2.Игра «Охота на тигра». 3.Игра «Подъезжаем к городу Ромашкинску». 4.Упражнение «Если бы я была мамой...». 5.Головоломки на ковре. 6.Упражнение «Попроси игрушку». 7.«Игровой парашют» игра «Подпрыгни, пожалуйста». 8.Обсуждение занятия, заполнение анкеты. |
Декабрь 4. |
«Давайте продолжим общаться!» |
1.Приветствие. 2.Игра «Веселая игра с колокольчиком». 3.Упражнение «Рисунки одним карандашом». 4.Головоломки на ковре. 5.Упражнение «Попроси игрушку». 6.Игра «Перебежки». 7.«Игровой парашют» игра «Доброе животное» 8. Обсуждение занятия, заполнение анкеты. |
Январь 5. |
«Давайте понаблюдаем!» |
1.Приветствие. 2Упражнение «Слушаем тишину». 3.Игра «Я вижу стол». 4.Игра «Менялки игрушек». 5.Упражнение в парах «Если бы мама была королевой...». 6.Игра «Занимательные картинки на ковре». 7.«Игровой парашют» Игра «Перебеги». 8.Обсуждение занятия, заполнение анкеты . |
Февраль 6. |
«Давайте поговорим» |
1.Приветствие, обсуждение домашнего задания. 2.Игра с мячом «Муха — смеется». 3.Упражнение «Загадки по картинкам». 4.Упражнение «Найди вкладыш». 5. Упражнение «Правда — неправда». 6.«Игровой парашют» Игра «Красный вход - синий - выход» 7. Игра «Чудесный лес» 8. Обсуждение занятия, заполнение анкеты. |
Март 7. |
«Давайте посочиняем!» |
1.Приветствие, обсуждение домашнего задания. 2.Игра «Муха - веселая». 3.Групповое сочинение сказки. 4.Упражнение в парах. «Ты у меня самая (самый)...» 5.Плоскостное моделирование на ковре. 6.«Игровой парашют» игра, «Сказка под парашютом» 7. Игра «На что похоже?» 8.Обсуждение занятия, заполнение анкеты. |
Апрель 8. |
«Давайте вспоминать!» |
1.Приветствие, обсуждение домашнего задания. 2.Игры по выбору участников. 3.Конкурс юных художников. 4.Представление детских картин. 5.Упражнение «Найди вкладыш». 6.«Игровой парашют», игры, придуманные участниками занятий, «Яблочко по блюдечку» 7. Игра «Угадайте, что мы загадали?» 8.Обсуждение занятия, заполнение анкеты. |
Май 9 |
«Давайте прощаться» |
1. Чаепитие. 2. Любимые игры. 3. Вручение грамот. 4. Обсуждение цикла занятий, сравнение анкет. |
Методы и приёмы работы.
Работая по данной программе, рекомендуется учитывать индивидуальные особенности детей. Например, если в группе преобладают малоактивные, молчаливые, застенчивые дети, то на первых занятиях желательно сократить время, отведенное на групповые игры за счет увеличения индивидуальной работы и работы в парах (семейных диадах). В подобной группе возможен обмен информацией не по кругу с передачей мяча, а в свободной форме, по желанию. Также приемлем вариант, когда высказывается один человек от каждой диады (сначала это может быть взрослый, а потом, когда ребенок привыкнет к обстановке, он может говорить вместе с мамой). Обмен информацией проводить строго по кругу с передачей предмета, что способствует развитию навыков слушания и произвольной сферы деятельности.
Диагностический инструментарий:
-скрининговый тест школьной зрелости (СТШЗ);
-вербальный субтест;
-невербальный субтест;
-методика: «Стандартная беседа о школе Т.А. Нежновой»;
-методика «Домик» (Н.И. Гуткиной);
-Методический прием «Идея диагностики дошкольной зрелости», разработанная М. Битяновой статья М. Битяновой «Куда уходит детство?» (см. «Школьный психолог», № 12, 1999).
-Анкета участников занятий. /Монина Г. Б. Лютова - Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг»./
-Критерии результативность работы:/ Монина Г. Б. Лютова - Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг»/:
-возрастающий интерес к выполнению совместных заданий для родителя и ребенка;
-увеличение заинтересованности в специальных упражнениях, направленных на развитие коммуникативных качеств;
-повышение уровня активности участников занятий, проявляющейся в желании создавать новые игры или модифицировать старые;
-повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
К участию в освоении программы не допускаются родители, имеющие психиатрические заболевания.
Способы, обеспечивающие гарантию прав участников программы.
Одним из главных условий реализации программы является соблюдение права её участников, основанными на принципах: взаимоуважения, конфиденциальности высказываний, свободы участия. Педагог - психолог реализующий программу, действует, руководствуясь «Этическим кодексом психолога»
Сферы ответственности участников программы
Участники несут ответственность:
-за своё поведение, и соблюдение правил групповой работы. Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога.
Он несёт персональную ответственность за:
-жизнь и здоровье участников во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-адекватность используемых методов, обоснованность рекомендаций.
В ходе занятий педагог-психолог взаимодействует с родителями детей, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с детьми, родителями, педагогами.
Администрация образовательного учреждения.
Осуществляет общий и текущий контроль, за проведением данного вида работы.
Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы.
1.Специалистам, реализующим программу, необходимы психологические знания законов развития, возрастной психологии и опыт ведения игровых занятий с детьми и родителями.
2.Ведение занятий на высоком эмоциональном подъёме.
3.Умение наблюдать за стилем, поведения и творческим самовыражением участников.
Требования к материально - технической оснащённости занятий.
Площадь помещения для проведения занятий должна быть не менее 40м2. (музыкальный зал).
Для занятий необходимы мягкие игрушки, «игровой парашют» небольшой мяч, колокольчик, головоломки, карандаши, бумага, ноутбук, проектор большой ковер или большой стол, за которым смогли бы разместиться все участники группы, стулья.
Сроки и этапы реализации программы.
Реализация программы рассчитана на один учебный год.
1этап – аналитический, (сентябрь).
2этап – практический, проведение цикла занятий детьми и родителями (октябрь - апрель).
3этап – итоговый, консультативное психолого-педагогическое сопровождение (май).
Ожидаемые результаты реализации программы:
- сформировать у родителей новый (оптимальный) тип родительского отношения;
- сформировать у родителей представлений об особенностях познавательного развития своего ребёнка;
- овладение родителями приемами развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей ребенка.
Система организации контроля, за реализацией программы.
Контроль, за реализацией программы осуществляет педагог- психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений происходящих у детей и родителей на занятиях, а также по данным заполненных анкет.
По завершению программы педагогом-психологом проводится итоговое сравнительное анкетирование.
Родители также следят за изменениями в личностном развитии ребенка, поведении, в эмоциональной сфере.
Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль, за реализацией программы, психолого-педагогическая программа утверждается на педагогическом совете. С итогами работы педагог-психолог выступает на итоговом педагогическом совете образовательного учреждения.
Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения.
Данная программа проходит апробацию на базе МБДОУ «Детский сад «Родничок» в период 2015-2016 учебного года, и будет продолжать апробироваться в следующем учебном 2016-2017 году.
В апробации принимают участие дети и родители двух подготовительных групп, а также воспитатели и педагог - психолог. По предварительному анализу участников программы в процессе работы произошли следующие изменения:
-возрос интерес к выполнению совместных заданий для родителя и ребенка 10%;
-увеличилась заинтересованности в специальных упражнениях, направленных на развитие коммуникативных склонностей 17%;
-повысился уровень активности участников занятий, проявляющейся в желании создавать новые игры или модифицировать старые 5%;
-повысился уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка 20%.
Список литературы:
Алексеева Е.Е. Что делать, если ребёнок …: психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет/Е.Е. Алексеева. – СПб.: Речь, 2008.
Афонькина Ю.А. Как научить дошкольника правильно думать: Арки, 2011
Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование / Г.В Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс.-М.:МГУ, 2009.
Бачков И.В. Психологический тренинг как средство развития
профессионального самосознания педагогов. // М., Школа здоровья,
1995, № 3
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Питер 2006.под редакцией М. Р. Битяновой. Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.;
Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников.-М.:Аркти, 2003.
Гиппенрейтор Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.:1995
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.-Т.4.-М.:Педагогика,1984.
Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. -
Екатеринбург, изд. АРД, 1995.
Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей у дошкольников 6-7 лет.: Речь 2010.
Кипнис М. Тренинг коммуникаций. - М., 2005.
Леви В. Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. -
Луганск, 2000.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. - Санкт-
Петербург,2003.
Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К.М77 Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми . - СПб.:Речь 2005.
Петровский В. А., Виноградова А. М. Учимся общаться с ребенком. -
М., Просвещение, 1993.
Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.,
Речь, 2004.
Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского
образовательного учреждения. - Ростов-на-Дону, 2005.
Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения
детей. - Ростов-на-Дону, 2004.
Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М., 2000.
Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. - Санкт-Петербург, 2005.
Самаукина Н. В. Игры в школе и дома. - М., 1995.
Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. -
Ростов-на-Дону, 2004.
Эльконин Д.Б. Психологическая игра.-М.: Педагогика.1998.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. -
М., Просвещение, 1995.
Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. – М.: 2006.
Приложение:
ЗАНЯТИЕ №1
Ознакомительно-диагностическое занятие.
Игра «Помощники доброго волшебника».
Участники: дети, родители, воспитатель, педагог-психолог.
Место проведения: музыкальный зал.
Оборудование:
Компьютерная презентация игры слайды:
• карта «Волшебного леса» (на слайдах презентации);
• письмо от волшебника Ням-Няма (на слайдах презентации);
• картинки-путаницы (раскладываются на ковре);
• картинки на веревочках (раскладываются на ковре);
• рассказа в картинках Радлова (раскладывается на ковре);
• картинки (дубликат).
Индивидуальные, материалы для каждого ребенка:
• конверты;
• разноцветные "осколочки";
• индивидуальные тропинки;
• гусеница с предложениями-небылицами;
• полоски с нарисованными кружочками;
• листок с лестницей и цветными квадратиками;
• лист ватмана с нарисованным контуром мороженого;
Игра используется на этапе подготовке к школе.
Цель: оптимизация детско-родительских отношений при подготовке
ребенка к школе.
.Задачи:
-показать родителям все особенности развития познавательной
сферы ребёнка на этапе подготовке к школе;
-планирование дальнейшей развивающей и коррекционной работы.
Содержание игры:
-игра имеет измерительно-испытательную направленность, за счет которой
достигается количественная (и качественная) оценка дошкольной зрелости;
-в игре заложены все параметры дошкольной зрелости, и, участвуя в ней,
ребенок может продемонстрировать, насколько они сформированы;
-задания и вся игра в целом формулируются на языке детей;
-наблюдение за деятельностью детей ведется двумя путями: с помощью
карты наблюдения и с помощью продуктов деятельности детей (рисунки,
поделки и проч.);
-для легкости и простоты подсчета каждый ребенок по выполнении заданий получает цветные "осколочки", символизирующие для ведущего качество прохождения испытания ребенком, а для самого ребенка – кусочки мороженого (критерии выдачи смотрите ниже);
-в конце игры, после индивидуального подсчета, "осколочки" складываются в общее мороженое – наклеиваются на ватман;
Предлагаемая игра – про доброго Ням-Няма, который является волшебником, оберегающим все детские сладости. Злой волшебник украл у мороженого, которое охранял Ням-Ням, цвет, вкус, запах… Детям в игре предлагаются разные испытания, пройдя которые, совместно с родителями, они спасают мороженое. В испытания заложены задания, позволяющие определить уровень дошкольной зрелости детей. Игру проводит ведущий, а родители, не вмешиваясь в игру, заполняют карту наблюдения и помогают ведущему и своему ребёнку в случае необходимости.
Требования.
Многие задания дети выполняют на полу, поэтому нужно заранее расстелить ковер. У каждого ребенка должна быть простой карандаш. Цветные "осколочки", которые выдаются детям, могут быть любой конфигурации, она ничего не определяет. Они выдаются в зависимости от выполнения заданий. На каждое задание придумывается разный цвет, чтобы потом, когда ребенок придет к концу игры и посчитает "осколочки", можно было без таблицы наблюдения определить, как он выполнил задания (посмотрев, за что было дано данное количество "осколочков").
Наблюдение за выполнением заданий детьми в игре выполняется двумя способами: включенным и отсроченным. Включенное наблюдение ведется родителями, непосредственно в игре не участвующими, по карте наблюдения, отсроченное наблюдение – с помощью подсчета "осколочков", полученных детьми.
Перед игрой проводится вступительная беседа с родителями.
Здравствуйте уважаемые родители, мы рады нашему предстоящему сотрудничеству и надеемся на взаимопонимание. Наша встреча посвящена подготовки детей к школе.
К школе готовятся, покупают много нового, одежду, портфель, тетради. ручки и. т. д. Остаются прежними только — детско-родительские отношения. А стоит ли их менять? И какую роль они играют в развитии и обучении ребенка ? Мы постараемся ответить на все ваши вопросы. Как разговаривать с ребенком, если у него возникли проблемы в процессе образовательной деятельности? Как ему помочь в усвоении программы, не теряя доверительных отношений с ним? Как стать более терпеливым и внимательным по отношению к его трудностям?..
На нашем занятии мы поговорим о подготовке к школе и проведем совместную с детьми диагностическую игру. В первой части мы играем и наблюдаем, а во второй части игры заполняем карты наблюдений, благодаря которым вы сами увидите насколько ваш ребёнок готов в данный момент к школе.
Ход игры. Ведущий. Здравствуйте, дети! Представляете, к нам в детский сад пришло письмо. От кого бы вы думали? От доброго волшебника Ням-Няма – он большой друг всех детей, охраняет все детские сладости. Какие сладости вы знаете?
Дети перечисляют сладости. Здесь определяется общая осведомленность, умение строить фразы, предложения. Это упражнение помогает ввести детей в понятную для них сферу интересов и вкусов.
Ведущий. И представляете, этот добрый волшебник Ням-Ням просит у нас помощи: случилось несчастье с мороженым. Злой маг и волшебник обесцветил его, мороженое потеряло вкус, цвет, запах – осталась одна бесцветная картинка. А ведь вы помните, каким бывает мороженое. Кто из вас назовет, каким оно бывает?
Дети отвечают на вопросы. Называемые ими признаки делятся по уровню сложности. Здесь можно выделить количественные и качественные показатели, называют ли дети слова какой-либо одной категории или используют различные "определения":
• цвет;
• форма;
• величина;
• тактильные ощущения;
• материал;
• эмоциональная оценка;
• эстетическая оценка.
Ведущий. Вот такого замечательного мороженого больше не будет… если, конечно, мы с вами не поможем доброму волшебнику – он надеется на нас. Поможем?
Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога поведет нас через волшебный лес. Чтобы не сбиться с пути, Ням-Ням прислал карту волшебного леса.
С ее помощью мы будем узнавать, где мы находимся и что надо делать, чтобы отвоевать кусочки обесцвеченного мороженого. Вот эта карта.
Карта представляет собой рисунок или слайд проекта игры, красочно представляющий все этапы пути.
Ведущий. Вот здесь лежат конверты, куда вы будете собирать "осколочки" мороженого. Берите по конверту и на нем напишите букву "Т" – если вы выбираете трудные задания, "С" – средней трудности, "Л" – легкие родители помогают выполнить задание. Выбор буквы соотносится с уровнем притязаний детей.
Ведущий. Ну а теперь отправляемся в дорогу! Судя по карте, мы вступаем на «Извилистые тропинки» Это упражнение необходимо для получения информации о мелкой моторике руки ребенка. В начале "своей" дорожки дети пишут первую букву своего имени или имя целиком. И уже после этого приступают к работе
Здесь дети получают первые "осколочки" мороженого – голубые треугольники (критерии получения всех "осколочков" описаны ниже), которые складывают к себе в конверт.
Ведущий. Хорошо. Справились. Каждый получил по голубому "осколочку". Цвет, конечно, бледноватый. Но чем дальше мы пойдем, тем ярче будет становиться наше мороженое.
А вот мы добрались и до "Опушки путаниц". Тут живет забавная змейка. Мы должны исправить небылицы, которые на ней написаны, и посмотреть на рисунки: все ли там правильно.
На полу лежит "гусеница", которая представляет собой бумажную гармошку, где на каждой бумажке написана нелепица. Количество нелепиц равно количеству детей. Как только ребенок разгадывает нелепицу, его бумажка отрывается. Разгаданная ситуация отдается ребенку в конвертик (как символ личного завоевания-победы). Дальше дети переходят к нелепицам-картинкам. Каждый ребенок получает одну картинку, на которой он должен найти ошибку "Чего на свете не бывает?". Задания направлены на слухового и зрительного внимания и памяти. Информация об этом фиксируется наблюдателями по расписанным критериям. А ведущий выдает детям "осколочки" желтого цвета – кружки и квадратики (критерии выдачи – ниже).
Ведущий. А теперь пора отправляться дальше, судя по карте, мы прибыли в место, которое называется "Паутинный крест". Чтобы не запутаться, нужно взяться за веревочки, вытянуть одну и очень хорошо запомнить то, что нарисовано на привязанных к ней картинках.
Картинки на веревочках раскладываются в Паутину, и каждый ребенок выбирает себе одну веревочек, идёт к родителям и с помощью родителей запоминает пять картинок.
Ведущий. Обязательно запомните, в каком порядке расположены картинки. Иначе в конце пути вы не сможете выйти из этого заколдованного леса.
Это упражнение направлено на исследование памяти ребенка. Дети запоминают последовательность из пяти картинок.
Ведущий. Ну как? Запомнили? А теперь будьте честными: кто хорошо запомнил?
Раздаются розовые "осколочки" по количеству запомнивших слов.
Ведущий. Час от часу не легче: мы – попали в "Долины молчания". (Этот текст произносится шепотом.) А в "Долине молчания" нужно притаиться, закрыть глаза и не подглядывать. Местные духи должны к нам привыкнуть, чтобы пропустить дальше… Тому, кто не шумел, духи оставили белые "осколочки".
Задание помогает выявить степень самоконтроля ребенка. Дети сидя рядом с родителями закрывают глаза (что в этом возрасте для многих представляется трудным), и ведущий рядом с детьми, которые "хорошо" сидели, кладет белые "осколочки" (критерии выдачи – ниже). Поведенческие реакции фиксируются наблюдателями.
Ведущий. Нас пропустили дальше! Ура! Да, но еще есть цветные "осколочки", которые нужно получить – без них мороженое не оживет. Кстати, мы сейчас и находимся на "Холме оживления". Нам нужно оживить кружочки. К ним вы можете пририсовывать что хотите так, чтобы получилась какая-нибудь картинка или предмет (из этого кружочка). Но каждый из них должен быть не похож на предыдущий… Итак, сколько каждый оживил кружочков? Получите цветные "осколочки".
Задание направлено на исследование воображения. Холм представляет собой сложенные в гармошку листочки бумаги – на каждого ребенка по одной "гармошке". На каждой полоске-"гармошке" изображены с двух сторон круги разных размеров Дети их должны дорисовать, включив в какое-либо изображение, чтобы получился законченный рисунок. Ведущий вместе с родителями ходит и расспрашивает ребят о том, что они рисуют (можно даже подписывать словами ребят). При оценке развития воображения проводится количественный и качественный анализ изображенных сюжетов (критерии выдачи – ниже).
Ведущий. Двигаемся дальше и попадаем в "Лесную больницу с полянками перепутанных историй". Разложите картинки по порядку чтобы получился связанный рассказ, подойдите к родителям, расскажите свою историю.
Задание направлено на исследование развития мышления. Полянки представляют собой рассказы в картинках Радлова.
Ведущий. Ой! Ребята! Мы опять в западне, в "Болоте". Если мы сейчас чего-нибудь не придумаем, то завязнем здесь навсегда. Никто не знает, что надо делать? Ага, вспомните "Паутинный крест". Вы хорошо помните картинки? Выложите каждый свою цепочку, и по ним мы выберемся отсюда.
Задание направлено на выявление развития памяти. Болото представляет собой разбросанные в беспорядке картинки, уже не нанизанные на веревочки (это дубликат), а также несколько лишних картинок (8-12 штук). Дети должны догадаться, что их задача состоит в том, чтобы собрать свою последовательность и пройти по ней дальше. Каждый родитель вместе с ребёнком, сверяясь со шпаргалкой, проверяет образовавшиеся цепочки. За выполнение задания дети получают красные "осколочки".
Ведущий. А вот, кажется, и выход. Здесь каждый из вас посчитает, сколько у него цветных "осколочков". Родители помогают выполнить задание, Молодцы! У кого больше всех?.. Как вы считаете, вы хорошо справились с просьбой Ням-Няма? Переверните листочек и на нарисованной лестнице поставьте себя на любую ступеньку.
Это последнее задание направлено на получение информации о детской самооценке и начальных математических навыках.
Каждому ребенку выдается листок, где с одной стороны наклеены бумажки всех цветов, использовавшихся в игре, а с другой стороны нарисована лестница. Листок подписывается. Дети высыпают из своих конвертиков полученные "осколочки" и, посчитав их по цветам, напротив каждого цвета пишут полученную цифру.
После этого они переворачивают листок и ставят себя на ступеньку лестницы, тем самым оценивая свое выполнение заданий и участие в ачем это делается, детям не объясняется.
Ведущий. А теперь оживим мороженое. Оно у нас получится красочное, веселое, вкусное. Сложим его из полученных "осколочков". Вы можете проверить, как вы справились с просьбой Ням-Няма: если по дороге домой, зайдёте в магазин, и увидите, мороженое уже продаётся, то мы действительно его оживили…
Эту работу дети выполняют с воспитателем в группе.
На полу лежит лист ватмана, на котором нарисован слабый контур мороженого. Плоскость в контуре залита клеем (канцелярский или жидкий ПВА). Дети, посчитав свои "осколочки", "оживляют" мороженое – приклеивают их на ватман. В итоге получается разноцветное мороженое, сложенное из всех "осколочков".
Родители остаются в зале, и с помощью ведущего заполняют карту наблюдения.
Критерии выдачи цветных "осколочков":
"Голубой" ("извилистые тропинки"): каждый ребенок получает по одному
"осколочку";
ни одного не дается только в крайнем случае, если ребенок
совсем плохо выполняет задание.
"Желтый" ("Опушка путаниц"):
-выполнил правильно, самостоятельно;
-неправильно – 0 "осколочков".
Форма "осколочков" задается заранее; дети получают кружки за выполнение
слуховых заданий, квадратики – выполнение зрительных заданий. Посмотрев
в конце на подсчитанные "осколочки" на индивидуальном бланке, можно
будет вспомнить, за что он их получил.
"Розовый" ("Паутинный крест"):
Осколочки соответствуют запомнившимся словам.
"Белый" ("Долина молчания"):
-сидел тихо, не мешал никому, не открывал глаза – 1 "осколочек";
- шептался, шумел, мешал остальным – 0 "осколочков".
"Бордовый" ("Холм Оживления"):
каждый ребенок получает столько "осколочков", сколько кружков он
"оживил" (максимальное количество – 8).
"Зеленый" ("Лесная больница"):
- за каждую правильную картинку – 1 "осколочек";
"Красный" ("Болото"):
- выстроил правильную последовательность и правильно нашел свои
картинки – 2 "осколочка";
- только нашел картинки, но забыл последовательность – 1 "осколочек";
-все сделал неправильно – 0 "осколочков".
Карта наблюдения
Эмоции (наблюдение ведется в течение всей игры, особенно в моменты
ответов на вопросы):
- явно выраженные эмоции, богатые мимические проявления – 2 балла;
- явное выражение, но кратковременное проявление; неявное выражение
эмоции – 1 балл;
• выражение лица не меняется – 0 баллов.
Слуховое внимание ("Опушка путаниц"):
- правильно найдены ошибки – 3 балла;
- правильно найдены ошибки в "нелепицах", "правильная" помощь другим
детям – 2 балла;
- найдены не все ошибки – 1 балл;
- ошибки не найдены – 0 баллов.
Зрительное внимание ("Опушка путаниц"):
- правильно найдены ошибки, "правильная" помощь другим детям – 3 балла;
- правильно найдены ошибки в "нелепицах" – 2 балла;
-найдены не все ошибки – 1 балл;
-ошибки не найдены – 0 баллов.
Уровень притязаний. ("Поможем друзьям" и "Выбор: сложные или
легкие испытания?"):
-выбрал трудные задания – 2 балла;
- выбрал задания средней тяжести – 1 балл;
- выбрал легкие задания – 0 баллов.
Мелкая моторика ("Извилистые тропинки"):
-рука развита хорошо, ребенок уверенно держит ручку, линии четкие,
плавные, не выходят за границы "дорожки" – 2 балла;
-рука развита недостаточно хорошо, ребенок держит ручку напряженно,
линии не совсем четкие, но не выходят за границы "дорожки" – 1 балл;
-рука развита плохо: линии нечеткие, прерывистые, выходят за края
"дорожки" – 0 баллов.
Уровень самоконтроля ("Долина молчания"):
-выполняет все задания, включен в игру, понимает условия игры, сидит тихо,
выполняя инструкцию – 2 балла;
-выполняет задание, но понимает условия не с первого раза, отвлекается – 1
балл;
-задание не выполняет, в игру не включен, отвлекается, мешает другим; не
может сидеть тихо – 0 баллов.
Воображение (Холм оживления"):
-фигурку-эталон делает второстепенной деталью другого рисунка – 3 балла;
-включает изображаемый предмет в какой-нибудь воображаемый сюжет с
добавлением новых фигурок к рисунку (составление композиции) – 2 балла;
-фигурки-эталоны дорисованы контурно, схематично, лишены деталей – 1
балл.
Самооценка (Подсчет "осколочков")’.
-ставит себя на верхнюю ступень – 2 балла;-
- ставит себя на среднюю ступень – 1 балл;
-ставит себя на нижнюю ступень – 0 баллов.
Мышление ("Лесная больница")’.
-правильно подобраны все "картинки" и составлен рассказ– 2 балла;-
-только выложил, но не рассказал – 1 балл;
- не выложил правильно – 0 баллов.
Память ("Паутинный крест", "Болото")’.
- правильно найдены картинки и определена последовательность – 3 балла;
- правильно найдены картинки (4–5 шт.), но не определена
последовательность – 2 балла;
- найдены 2–3 картинки, не определена последовательность – 1 балл;
-не найдены картинки, не определена последовательность – 0 баллов.
Параметр "речь" ("Опушка путаниц") оценивается следующим образом:
-правильное произношение – от 0 до 2 баллов;-
- правильное понимание обращенной к ребенку речи – от 0 до 2 баллов;
- богатый словарный запас – от 0 до 2 баллов;
-верное употребление грамматических конструкций – от 0 до 2 баллов;
-распространенные предложения – от 0 до 2 баллов.
Обработка данных – подсчет общего балла, вмести с родителями.
Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок, – 51. По
результатам дети делятся на три группы: с высокой степенью дошкольной
зрелости (2-я группа), со средней степенью (1-я группа) и с низкой (0-я
группа).
38–51 балл. Дети, выполнившие и получившие 75-100 % из возможного
количества баллов (вторая группа).
26–37 балл. Дети, выполнившие и получившие 50–75 % из возможного
количества баллов (первая группа).
0-25 балл. Дети, выполнившие и получившие 0-50 % из возможного
количества баллов (нулевая группа).
Из второй группы дети, как правило, успешно обучаются и быстро
адаптируются в школе в первый год обучения.
Из первой группы дети имеют лёгкие проблемы в обучении и адаптации.
Дети из нулевой группы вообще имеют очень низкую степень адаптации и нуждаются в психолого-педагогической помощи.
ЗАНЯТИЕ №2
«ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ
Цель: Создание доброжелательной атмосферы, ознакомление участников занятия с правилами. |
Ведущие в нескольких словах рассказывают о себе о том, как будут проходить занятия, показывают большой мяч или мягкую игрушку и объясняют, что право голоса будет иметь тот, кто держит в руках мяч этот (игрушку). Если у детей или взрослых есть вопросы, связанные с ходом занятий, тренер может ответить на них. |
ИГРА «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?»
Цель:
Продолжать знакомство друг с другом, развитие коммуникативных склонностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальностях. |
Группа делится на две команды: детей и взрослых. Дети остаются в кругу с воспитателем, в то время как взрослые отходят в сторону или образуют еще один круг с другим тренером. Взрослые решают вопрос о том, как их будут называть дети в ходе занятий. Тренер может предложить следующие варианты: -называть родителей по имени-отчеству; -по именам; -неформальные обращения, например, «тетя Таня» или «папа Сережа» и т. д. Могут быть предложены и другие варианты по усмотрению группы. В это время дети садятся в крут, ведущий передает по кругу мяч и каждый ребенок, держа мяч, называет свое имя. Далее, в зависимости от активности детей, может быть повторено либо это же задание, либо каждый ребенок, называя свое имя, повторяет имена одного или двух предыдущих соседей. Если после этого дети недостаточно хорошо запомнили имена друг друга, можно дополнительно предложить один из следующих вариантов игры-знакомства: «Как тебя зовут?» Каждый, держащий мяч в руке, называет свое имя и бросает мяч тому, чье имя плохо запомнил или забыл. Получивший мяч продолжает игру таким же образом |
После того как дети хорошо запомнили имена друг друга, психолог приглашает взрослых присоединиться к ним; образуется один большой круг. Взрослые называют свои имена и вместе с детьми повторяют либо игру «Как тебя зовут?». |
ИГРА «СНЕЖИНКИ»
Цель:
Создание свободной доброжелательной сферы Ведущий объявляет группе, что сейчас все будут снежинками. Для этого надо встать и под музыку начать двигаться в свободном направлении по всей комнате. |
Как только музыка прекратится, все останавливаются и слушают команду тренера, который говорит: «Снежинки объединяются в группы по три». Все участники должны выполнить эту команду. Затем снова продолжает звучать музыка, и как только она будет прервана, участникам надо будет выполнить следующую команду тренера, например: «Снежинки объединяются в группы по две (по четыре, по пять и т.д.)». Если кто-то из детей или взрослых захочет быть ведущим, он может попробовать себя в этой роли. |
ИГРА «ПОДЪЕЗЖАЕМ К ГОРОДУ РОМАШКИНСКУ»
Цель: Развитие креативности детей |
Дети и взрослые садятся в круг, каждый ребенок рядом со своим родителем. Тренер объявляет группе, что сейчас все отправятся в путешествие на поезде по сказочной цветочной стране. Все станции, которые мы будем проезжать, будут содержать названия цветов, деревьев или других растений. При этом названия растительного мир должны быть несколько изменены, например город Ромашкинск, или к ним может быть добавлено какое-либо слово, например поселок Веселые Дубочки и т.д. Каждый из нас будет проводником и будет объявлять по одной станции, вот так: «А сейчас подъезжаем к городу Гороховску» или «Следующая остановка — поселок Желтых Одуванчиков». Далее игра продолжается по кругу. Если кому-то из детей трудно выполнить данное задание, он может попросить помочь маму или бабушку. Подсказывать разрешается только по просьбе ребенка |
ГОЛОВОЛОМКИ НА КОВРЕ
Цель: Развитие логического мышления, креативности
Группа делится на детей и взрослых. Один тренер удаляется с группой взрослых и в течение некоторого времени решает с ними организационные моменты и отвечает на их вопросы.
В это время второй тренер собирает детей на большом ковре, раскладывает перед ними головоломки и предлагает каждому ребенку выбрать любую из них по желанию. Чтобы дети почувствовали себя более успешно, для начала им можно предложить придумать и составить какую-либо фигурку из частей головоломки и только потом решать их. Тренер подбадривает детей, хвалит и, если необходимо, помогает. Если во время этого занятия кто-то из детей устанет, он может встать, побегать по комнате, а затем снова вернуться назад и продолжить работу. Через 10-15 минут подходят взрослые и включаются в совместную деятельность с детьми.
Если дети очень активны, то можно предложить различные конкурсы, в которых участвуют только желающие детско-родительские диады. Это могут быть конкурсы на самую необычную фигурку, на самое интересное животное, на самый дружный дуэт и т. д. Выделять победителей не обязательно, достаточно просто похвалить каждую диаду.
Такая совместная деятельность особенно полезна для родителей, так как она способствует формированию сплоченности внутри диады, при условии, что взрослый и ребенок общаются на равных правах, то есть оба являются активными участниками процесса, а инициатива переходит от одного к другому.
Для этого задания лучше всего подойдут такие головоломки, как: «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Танграм», «Колумбово яйцо».
ИГРА «МЕНЯЛКИ»
Цель: Развитие коммуникативных склонностей. Игра проводится в кругу. Все участники сидят на стульях, в то время как один водящий встает и выносит свой стул за круг |
Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем участвующих в игре. Далее водящий встает в центр круга и говорит: «Меняются местами те, у кого...» — и называет любой признак, например, светлые волосы, длинный шарф на шее, черные ботинки и т. д. Все участники, имеющие этот признак, встают и быстро меняются местами, а водящий старается занять пустой стул. Тот, кто оказался в кругу, будет водить дальше. ИГРА «КОВРИК НАСТРОЕНИЯ» (игровой парашют) |
Участники рассказывают о своём настроении, выбирают сектор определённого цвета и садятся в свой сектор.
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Участники садятся в круг. педагог-психолог просит обсудить в парах наиболее интересные моменты занятия, после чего, передавая мяч по кругу, члены группы высказывают свои мнения и вносят пожелания и предложения относительно следующих занятий. Говорить может как каждый участник группы, так и один представитель от диады.
Если после занятия у родителей появляются вопросы к ведущему, можно дать возможность детям поиграть на ковре в течение некоторого времени, пока ведущий побеседует с взрослыми.
ЗАНЯТИЕ №3
«ДАВАЙТЕ ПО ОБЩАЕМСЯ»
ПРИВЕТСТВИЕ
Цель: Вспомнить имена всех участников занятий. |
Перед началом проведения упражнения группа садится в круг и тренер объясняет участникам, как все будут приветствовать друг друга. Для этого всем надо встать и начать ходить в свободном направлении по комнате, здороваясь с каждым участником группы за руку и произнося слова; «Здравствуй, Сережа!» или «Здравствуйте, тетя Таня!» и т.д. Если кто-то из участников забудет чье-нибудь имя, прежде чем поздороваться, он может спросить: «Как тебя (вас) зовут?» или «Напомни, пожалуйста, свое имя» и т. д. Обязательно надо поздороваться с каждым и каждого назвать по имени. |
ИГРА «ОХОТА НА ТИГРА»
Цель: Научить детей планировать свои действия по времени. Все участники встают в круг. Выбирается водящий — охотник, который отходит в сторону, поворачивается к остальным спиной и считает до десяти. В это время участники по кругу передают друг другу в руки маленькую игрушку (тигра). По окончании счета тот, у кого находится тигр, вытягивает руки вперед, закрывая игрушку ладонями. |
Остальные участники делают то же самое. Задача охотника — найти тигра с трех попыток. После этого охотник выбирает нового водящего. Если кто-то из участников диады не хочет быть охотником, в то время как его выбрали на эту роль, он может попросить свою вторую «половинку» поводить вместо него. Но только попросить — не приказать и не заставить! Если тот, кого просят, отказывается (а он имеет на это полное право!), то можно обратиться с аналогичной просьбой к группе. Это правило мы рекомендуем выполнять на протяжении всего цикла занятий. |
ИГРА «ПОДЪЕЗЖАЕМ К ГОРОДУ"РОМАШКИНСКУ"
Цель: Развитие вербальной креативности. |
Игра проводится по такому же принципу, как на предыдущем занятии, только вместо цветочной страны поезд отправится в путешествие по стране, где живут одни животные, и все станции будут содержать названия животных. |
УПРАЖНЕНИЕ «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛА МАМОЙ…»
Цель: Развитие доверительных отношений. |
атем он передает мяч по кругу и просит взрослых по очереди сказать буквально по одному предложению, что бы они хотели делать в этой ситуации или иметь и т.д., например: «Если бы я была дочкой, я бы читала книги целый день». Если сидящий рядом ребенок захочет спросить маму о чем-либо, он может это сделать, например: «И ночью?» Мама отвечает одним предложением. Затем тренер просит детей ответить на вопрос, что было бы, если бы они стали мамами или папами. Дети по очереди отвечают на этот вопрос. Данное упражнение не требует особых комментариев и обобщений в течение занятия. Для детей это просто игра, а взрослые иногда начинают задумываться над стилем их семейного воспитания или какими-либо другими вопросами, а иногда с радостью осознают, что их взаимоотношения с ребенком ничуть не хуже, чем в других семьях. |
ГОЛОВОЛОМКИ НА КОВРЕ
Цель: Развитие сплоченности внутри семейной диады. Упражнение проводится по кругу. Ведущий обращается сначала ко всем взрослым и просит их немного пофантазировать: что было бы, если бы они на миг стали детьми — дочками и сыновьями, а их дети, которые присутствуют на занятии, стали бы их родителями. З |
Этот этап занятия проходит по аналогии с предыдущим занятием, но основной акцент делается не на то, как дети и взрослые собирают головоломки, а как они общаются между собой в процессе совместной деятельности. Ведущий помогает диадам работать сплоченно и учит родителя и ребенка договариваться друг с другом. Например, если ребенок хочет один собирать головоломку, тренер может предложить ему: «Спроси, пожалуйста, у мамы, интересно ей будет сидеть без дела? Хочет ли она собирать с тобой? А потом вместе решите, как вам быть. У нас не принято командовать, но у нас можно обо всем договориться. Попробуй». |
УПРАЖНЕНИЕ «ПОПРОСИ ИГРУШКУ»
Цель: Развитие коммуникативных склонностей Инструкция взрослым: «Каждый ребенок держит в руках игрушку. Вы должны попросить у него эту игрушку, используя различные способы влияния: приказы, просьбы, уговоры и т. д. Посмотрим, что действует лучше. Успеха вам!» |
Затем взрослый и ребенок меняются ролями. После данного упражнения целесообразно провести обсуждение. Ведущий спрашивает: кому из участников удалось завладеть игрушкой и каким образом они смогли добиться этой цели? |
ИГРОВОЙ ПАРАШЮТ «ПЕРЕБЕГИ, ПОЖАЛУЙСТА»
Цель: Развитие внимания в слуховой модальности. Перед началом игры все участники встают в круг парашюта. Ведущий просит детей назвать «волшебные», или вежливые, слова: «спасибо» и «пожалуйста». Далее ведущий сообщает участникам, что он будет просить их выполнить некоторые команды, а участники будут выполнять их только в том случае если ведущий попросит об этом вежливо и скажет «пожалуйста». |
Если ведущий забудет сказать «волшебное» слово, команду выполнять не надо. Например: «Перебегите, пожалуйста два красных сектора» (все участники выполняют команду), « синие, перебегите пожалуйста» (команда не выполняется). Затем ведущий просит кого-либо из участников побыть в роли ведущего. |
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Обсуждение проводится так же, как на предыдущем занятии. |
ЗАНЯТИЕ №4
«ДАВАЙТЕ ПРОДОЛЖИМ ОБЩАТЬСЯ»
ПРИВЕТСТВИЕ
Цель: Формирование положительного настроя на занятие. Участники ходят по аудитории и здороваются друг с другом за руку. По сигналу колокольчика все прячут руки за спину и здороваются друг с другом кивком головы. |
|
|
ИГРА «ВЕСЕЛАЯ ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКОМ» |
Цель: Развитие внимания в слуховой модальности. |
Участники садятся в круг, выбирается один водящий, которому завязывают глаза. В это время участники передают по кругу колокольчик в любом направлении. Задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик нельзя. Игра повторяется несколько раз. |
УПРАЖНЕНИЕ «РИСУНКИ ОДНИМ КАРАНДАШОМ»
Цель: Сплочение семейной диады. |
Каждый ребенок садится за стол рядом с взрослым. На двоих дается один большой лист бумаги и карандаш. По команде тренера ребенок и взрослый берут карандаш (один на двоих) и одновременно рисуют картинку. Разговаривать и обсуждать ход работы нельзя. Все надо делать молча. После завершения задания ведущий выделяет несколько минут на то, чтобы диады обсудили свой рисунок: что им особенно понравилось и что можно было сделать лучше. Затем «картины» с комментариями художников демонстрируются группе. |
ГОЛОВОЛОМКИ НА КОВРЕ
Цель: Развитие логического мышления, креативности. |
После того как участники поработают в парах, можно высыпать части головоломок на ковер и попросить всех вместе создать одну общую картину. |
УПРАЖНЕНИЕ «ПОПРОСИ ИГРУШКУ»
Цель: Развитие коммуникативных способностей. |
Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим занятием, с одним изменением: можно использовать только невербальные средства общения. В процессе обсуждения ведущий задает еще один дополнительный вопрос: «В каком случае было легче выполнять упражнение — сегодня или на предыдущем занятии и почему?» |
ИГРА «ПЕРЕБЕЖКИ
Цель: Развитие коммуникативных склонностей.
Участники игры разбиваются на пары. В круг ставятся стулья соответственно числу пар играющих. Один участник игры сидит на стуле, а другой стоит у него за спиной, опустив руки вниз. Так образуются два круга: внутренний — из сидящих участников и внешний — из стоящих участников.
Сидящие в кругу делают друг другу определенные мимические знаки, например подмигивают, что означает: «Давай меняться местами!» Задача каждого стоящего во внешнем кругу вовремя понять намерения партнера и положить ему руки на плечи. Удерживать партнера с силой нельзя (во избежание травм). Затем игроки меняются ролями.
Эта игра вносит определенный азарт.
ИГРА ИГРОВОЙ ПАРАШЮТ «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»
Цель: Сплочение участников игры, учить понимать чувства другого, оказывать поддержку. Педагог-психолог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! |
А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперёд, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперёд. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе. |
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Обсуждение проводится, как на предыдущих занятиях. |
ЗАНЯТИЕ №5
«ДАВАЙТЕ ПОНАБЛЮДАЕМ!»
ПРИВЕТСТВИЕ
Цель: Создание положительного рабочего настроения участников. |
Каждый участник берет в руки по игрушке, затем все начинают перемещаться по комнате и в течение нескольких минут здороваться примерно следующим образом: «Привет, Сережа, привет, заяц», «Привет, тетя Таня, привет, медведь» и т.д. |
УПРАЖНЕНИЕ «СЛУШАЕМ ТИШИНУ
Цель: Развитие внимания в слуховой модальности. |
Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и по сигналу «Начали!» прислушаться ко всем звукам, которые будут слышны за окном. По сигналу «Стоп!» участники открывают глаза и рассказывают о том, что они услышали. Разговаривать в промежуток времени между сигналами ведущего «Начали!» и «Стоп!» нельзя. Затем ведущий предлагает послушать звуки, которые будут слышны в помещении. |
ИГРА «Я ВИЖУ СТОЛ
Цель: Развитие зрительной и слуховой памяти, наблюдательности. |
Участники по кругу называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...». Повторять один предмет, дважды нельзя. Объем высказывания не лимитируется. |
ИГРА «МЕНЯЛКИ ИГРУШЕК
Цель: Развитие внимания и памяти в зрительной модальности. |
Каждый из участников берет в руки по игрушке и садится в круг. Водящие (вызвавшиеся ребенок и взрослый) поворачиваются спиной к остальным и вместе или по очереди считают до пяти. В это время участники меняются друг с другом игрушками. Задача водящих — определить, кто с кем поменялся. |
УПРАЖНЕНИЕ В ПАРАХ «ЕСЛИ БЫ МАМА БЫЛА КОРОЛЕВОЙ
Цель: Развитие доверительных отношений внутри семейной диады. Участники располагаются так, чтобы не мешать друг другу. Каждой диаде предлагается пофантазировать и рассказать о своей фантазии, что было бы, если бы взрослый был королевой или королем. |
Затем пары пытаются представить, что было бы, если ребенок был королем или королевой. После проведения упражнения ведущий дает домашнее задание — придумать несколько предложений на тему «Мы — королевская семья» (имеется в виду диада или семья ребенка, включая остальных членов). |
ИГРА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ НА КОВРЕ
Цель: Игра направлена на развитие объема памяти и внимания в зрительной и слуховой модальностях; на улучшение пространственной ориентации |
Выбирая из предложенного комплекта картинки, игроки раскладывают их в определенном порядке. Побеждает тот, кто больше соберет парных картинок. |
ИГРА «ПЕРЕБЕЖКИ» ( игровой парашют)
Проводиться аналогично предыдущему занятию
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Обсуждение проводится, как на предыдущих занятиях. |
ЗАНЯТИЕ №6
«ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ»
ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Проходит в кругу. Участники рассказывают о той веселой игре (домашнем задании одного из предыдущих занятий), которую они придумали. Остальные слушают и могут задавать вопросы. |
ИГРА С МЯЧОМ «МУХА – СМЕЕТСЯ
Цель: Развитие творческого мышления. |
Игра проходит в кругу. Тренер бросает мяч любому участнику и при этом называет любое существительное. Получивший мяч должен подобрать глагол, который не сочетается или почти не употребляется с данным существительным, и затем называет новое существительное и бросает мяч другому. Тот, кому бросили мяч, продолжает отвечать аналогичным образом. В качестве домашнего задания к следующему, занятию тренер может предложить каждой диаде подобрать несколько словосочетаний (существительное - глагол), которые не употребляются друг с другом. |
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАГАДКИ ПО КАРТИНКАМ»
Цель: Развитие речи. |
Всем участникам выдается по картинке с изображением отдельных предметов. Каждый участник по очереди описывает свою картинку так, чтобы другие отгадали, что на ней изображено. После описания картинки, если ответ не найден, разрешается задавать любые вопросы. |
УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ВКЛАДЫШ
Цель: Развитие речи, пространственной ориентации. Для этого упражнения необходимы рамки Монтессори. Каждой паре выдается одна-две рамки, при этом все вкладыши лежат в одной большой коробке. Каждому взрослому в порядке очереди завязывают глаза, и он должен найти вкладыш от своей рамки. В это время ребенок помогает взрослому. Направляя движение его руки при помощи вербальных подсказок, например: «Немного левее, вперед, протяни руку ближе к себе» и т. д. Дотрагиваться до руки взрослого нельзя. |
ПРАВДА – НЕПРАВДА
Цель: Развитие речи, внимания в слуховой модальности. Ведущий просит каждого участника по очереди рассказать о том, что он делал сегодня, в этот рассказ разрешается включать реальные события и вымышленные (совершенно нереальные, которые никак не могли произойти). После рассказа остальные участники отгадывают, что было правдой, а что неправдой. Например, рассказа о себе тренер может начать так: «Встала я сегодня утром, попила чаю, запрягла своих кошек и поехала на работу. На работе весь день было очень интересно, а когда я собралась домой, то обнаружила, что кошки разбежались, не дождавшись меня». |
ИГРА «КРАСНЫЙ-ВХОД-СИНИЙ-ВЫХОД» (игровой парашют) Ведущий объясняет участник игры могут заходить только через красный сектор, а выходить напротив, через синий, а обратно бежать снаружи от парашюта, чтобы не было столкновений внутри. Взрослые поднимают и опускают парашют, а дети вбегают со стороны красного входа, и выбегают там, где синий выход, если их не коснулся парашют. ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС» На большом листе бумаги нарисованы деревья и небольшие неопределённые фигуры и линии. необходимо дорисовать все неоконченные изображения, превращая их во что угодно: в бабочек, птиц, цветы, деревья, людей – и даже в то, чего не бывает на самом деле. После окончания рисования участники разгадывают рисунок у каждой семьи, вместе сочиняют историю про одного из обитателей чудесного леса. |
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Обсуждение проводится, как на предыдущих занятиях. |
ЗАНЯТИЕ №7
«ДАВАЙТЕ ПО СОЧИНЯЕМ!»
ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Проходит в кругу. Участники по очереди говорят придуманные дома словосочетания (существительное — глагол), которые не употребляются друг с другом. Остальные слушают и могут задавать вопросы. |
ИГРА "МУХА – ВЕСЕЛАЯ"
Цель: Развитие творческого мышления. |
Проводится по аналогии с предыдущим занятием, с той разницей, что вместо глагола необходимо подобрать прилагательное, которое не сочетается с данным существительным по смыслу. |
ГРУППОВОЕ СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ
Цель: Развитие речи, творческого мышления. Ведущий держит в руках какую-нибудь игрушку и предлагает участникам придумать про нее сказку, причем желательно, чтобы каждый участник внес свою лепту. Тренер начинает, например, так: «Жил-был маленький лисенок в огромном-огромном лесу, и были у него друзья...» и затем передает игрушку следующему участнику, который продолжает сказку. |
Если кто-то из участников затрудняется придумать продолжение, остальные помогают ему, предварительно спросив: «Ты хочешь, чтобы я немного помогла тебе? Или ты хочешь подумать еще, или чтобы тебе помог кто-нибудь другой? Ты можешь попросить помощи у любого участника». В качестве домашнего задания тренер может предложить сочинить небольшую сказку о любой любимой игрушке. Если это небольшая игрушка, ее можно принести на следующее занятие и показать участникам. |
УПРАЖНЕНИЕ «ТЫ У МЕНЯ САМАЯ (САМЫЙ)…»
Цель: Формирование доброжелательной атмосферы внутри диады. |
Участники работают в парах (семейных диадах), пространство комнат должно быть организовано так, чтобы никто никому не мешал. Ребенок и взрослый по очереди называют положительные качества друг друга, начиная каждое предложение словами: «Ты у меня самая (самый)...». В конце упражнения можно выделить одно самое-самое важное качество: «Таня, а еще ты у меня самая-самая...» |
ПЛОСКОСТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НА КОВРЕ
Цель: Развитие невербальной креативности. |
Участники выбирают различные части картинок и головоломок и составляют из них геометрические фигуры, которые тренер заранее изготавливает из цветного картона. |
ИГРОВОЙ ПАРАШЮТ «СКАЗКА ПОД ПАРАШЮТОМ»
Участники садятся под купол «игрового парашюта», и рассказывают сказку или историю.
ИГРА НА ЧТО ПОХОЖЕ?
Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игры. Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями – рисовать по очереди будут дети, а отгадывать – взрослый и другие участники игры.
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Обсуждение проводится, как на предыдущих занятиях. |
ЗАНЯТИЕ №8
«ДАВАЙТЕ ВСПОМИНАТЬ!»
ОБСУЖДЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Родители и дети обсуждают, что было интереснее и труднее всего при выполнении домашнего задания. Участники по желанию рассказывают ту сказку о любимой игрушке, которую они придумали дома.
ИГРЫ ПО ВЫБОРУ УЧАСТНИКОВ
По аналогии с предыдущими занятиями. |
КОНКУРС «ЮНЫХ ХУДОЖНИКОВ» (проводится для детей)
Цель: Развитие креативности, формирование творческой атмосферы внутри диады. |
Каждый ребенок получает по листу бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Ведущий просит детей нарисовать картину на тему: «Я и моя мама». В это время другой тренер беседует с родителями, отвечает на их вопросы и дает рекомендации по дальнейшей работе с детьми. |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕТСКИХ КАРТИН
Цель: Развитие речи. |
Когда картины готовы, ведущий просит участников по очереди представить их, а затем рассказать о том, что он нарисовал и почему. Все остальные участники могут задавать свои вопросы авторам рисунков. |
УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ ВКЛАДЫШ»
Цель: Развитие пространственной ориентации. |
Проводится по аналогии с предыдущим занятием, но только на этот раз глаза завязывают ребенку. |
ИГРЫ, ПРИДУМАННЫЕ УЧАСТНИКАМИ ЗАНЯТИЙ С ИГРОВЫМ ПАРАШЮТОМ, ИГРА «ЯБЛОЧКО ПО БЛЮДЕЧКУ»
Участники натягивают парашют, потом начинают плавно покачивать парашют, стараясь с одной стороны помочь мячику катиться по парашюту вдоль края, с другой стороны – следя за тем, чтобы мяч не упал с парашюта. Пока звучит музыка участники прокатывают мяч по краю парашюта, как только музыка останавливается, мяч закатывается в определённый сектор парашюта. Участники из данного сектора отвечают на любой из предложенных вопросов.
ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Обсуждение проводится, как на предыдущих занятиях. |
ЗАНЯТИЕ №9
ДАВАЙТЕ ПРОЩАТЬСЯ!»
ЧАЕПИТИЕ
Цель: Создание комфортной атмосферы для участников. Как правило, дети не любят долго сидеть за столом, поэтому чаепитие может быть чисто символическим. Его легко организовать в любых условиях. Можно принести одноразовую посуду, чай в термосе или любые прохладительные безалкогольные напитки, конфеты, печенье, пряники и т.д. |
ЛЮБИМЫЕ ИГРЫ
Цель: Развитие пространственной ориентации. |
Ведущий может спросить детей о том, в какие игры они хотели бы поиграть со своими родителями. Это могут быть как игры, в которые играли на занятиях, так и новые придуманные детьми. Группа играет в предложенные игры. |
ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ
Цель: Повышение самооценки участников. На последнем занятии можно также вручить награды каждой семейной диаде. Это могут быть грамоты, например, за сплоченность, за организованность, за находчивость, за проявление творческих способностей, за инициативность, за отличное чувство юмора, за смекалку и т.д. Главное, чтобы все диады были как-то отмечены. |
ОБСУЖДЕНИЕ ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ
Цель:
Получение обратной связи для тренера и возможность поделиться своими ощущениями — для участников.
В конце занятия все участники садятся в круг и тренер просит каждую семейную диаду сначала обсудить, а потом рассказать в группе о своих впечатлениях о данном цикле.
Анкета участников занятий
Оцените, пожалуйста, ваши взаимоотношения с ребенком в настоящее время, обозначив условно выбранное положение на представленных шкалах. Например, если вы часто играете вместе, поставьте крестик или галочку на отрезке ближе к левому краю, если редко — ближе к правому краю, если ни часто и ни редко, а нечто среднее — то посередине.
Часто Редко |
|
1. Играем вместе |
|
2. Ссоримся |
|
3. Понимаем друг друга |
|
4. Советуемся друг с другом |
|
5. Помогаем друг другу |
__________________ |
6. |
|
7. |
|
8. |
Три последние шкалы остались пустыми. Заполните, пожалуйста, на своё усмотрение.
Светлана Николаевна Медведева
Карпова Ольга
Кияйкина Наталья Федоровна