Психолого-педагогические аспекты предупреждения школьной неуспешности у обучающихся.

0
0
Материал опубликован 4 December

Данилина О. А.педагог-психолог МБОУ «Точилинская СОШ» с. Точильное

научный руководитель – канд. пед. наук, доц. Л.В. Гриднева.

(Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени

В.М. Шукшина, Бийск)


Психолого – педагогические аспекты предупреждения школьной не успешности у обучающихся как психолого-педагогическая проблема.

Средняя школа является периодом активного развития когнитивных функций, включая мышление, память, внимание и способность к абстрактному восприятию материала. Если обучающийся испытывает трудности на данном этапе, это может негативно сказаться на дальнейшем обучении и усвоении сложных предметов. Без своевременной коррекции трудностей обучающийся среднего звена столкнется с большими проблемами в освоении программы старших классов, что затрудняет подготовку к экзаменам и поступлению в профессиональные учебные заведения. Для подростков школьного возраста важны хорошие оценки и успешность среди одноклассников, поскольку это непосредственно влияет на дальнейшее развитие и формирование личности. Именно поэтому исследование психолого-педагогических аспектов предупреждения школьной неуспешности обучающихся среднего звена представляется особенно актуальным.

В педагогических и психологических исследованиях проблема неуспешности обучающихся довольно долго была предметом пристального внимания. От ее решения зависит успех как ментального развития, так и полноценной социализации подрастающего поколения в целом. Очевидно, что комплексное изучение этой проблемы имеет исключительное значение, так же, как и изучение аспектов школьной неуспешности в отдельных науках: педагогике, психологии, дефектологии и ряде других.

Проблеме школьной неуспешности всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский).

Психолого-педагогические исследования установили, что причины школьной неуспешности могут быть следствием как «не психологических» явлений: семейно-бытовые условия, педагогическое пренебрежение, зависеть от уровня образования родителей, так и собственно психологических: связанных с недостатками в интеллектуальной, познавательной, мотивационной и личностной сферах, индивидуальными психологическими особенностями обучающихся, отсутствием формирования основных психических операций анализа и синтеза.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Точилинская СОШ» Смоленского района Алтайского края. В эксперименте принимали участие испытуемые среднего школьного возраста. Всего 2 группы по 15 школьников 5-8 классов.

Апробация результатов исследования. Данные экспериментального исследования были представлены:

- на предзащите ВКР.

- по результатам экспериментального исследования написана статья на тему «Психолого-педагогические аспекты школьной неуспешности у обучающихся.». Статья представлена в сборник ФГБОУ ВО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Бийский филиал им. В.М. Шукшина и представлена в XХII-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной «Году семьи»

На констатирующем этапе для диагностики склонности к мотивации на успех и неудачу у детей среднего школьного возраста использовались критерии и соответствующие им показатели и характеристика уровней склонности к мотивации на успех и неудачу предложенные в работе А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Для диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы использовалась методика Спилберг-Андреева.

Результаты, полученные в ходе выявления склонности к мотивации на успех и неудачу у обучающихся среднего звена, свидетельствуют о схожести данных обеих групп, где присутствуют дети как с ярко выраженной мотивацией на успех, так и с ярко выраженной мотивацией на не удачу, а также присутствуют дети у которых мотивационный полюс ярко не выражен (30% в экспериментальной и 20% в контрольной) это обучающиеся, которые готовы начать работу, не обладая чётким осознанием того, что делают; не уверены в положительном исходе дела; обладают потребностью в достижении успеха, но не уверены в себе и своих силах; не всегда ответственны, инициативны и активны; способны к целеполаганию, но не настойчивы в достижении цели; быстро переключаются на другой вид деятельности; планируют деятельность на короткий период (на завтра, ближайшие дни); не ставят перспективных целей; способны оценивать свою деятельность, но без пошаговой рефлексии т.е в дальнейшем у таких детей может развиться как мотивация на успех, так и мотивация на неудачу.

Так же у обучающихся наблюдается снижение познавательной мотивации наблюдается у 40% опрошенных. Переживание «школьной скуки» у 40% опрошенных. Резко отрицательное отношение к обучению у 6.6% опрошенных.

Это вызвало необходимость разработать и реализовать программу, направленную на предупреждение школьной неуспешности у подростков.

Цели программы

Создание условий для успешного развития каждого ребенка, формирование позитивной учебной мотивации и развития компетенций, необходимых для адаптации в современном обществе.

Основные принципы программы

Соблюдение интересов ребенка.

Принцип системности (преодоление и предупреждение эмоциональных трудностей).

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность сложностей, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

Принципы наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий - упражнений, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающегося, раскрытию возможностей и способностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации работы таким образом, чтобы у обучающегося развивался навык переноса обработки информации, следовательно, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Методы и приемы работы с обучающимися

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Применяются следующие приемы и методы:

групповая форма организации уроков;

диверсификация подходов к обучению;

тьюторская поддержка;

контроль и самоконтроль;

Формы работы:

Беседа.

Обсуждение.

Дискуссия.

Игры и тренинги.

Ожидаемые результаты

повышение уровня академической успеваемости;

формирование устойчивых учебных навыков;

рост мотивации к учению;

укрепление самооценки и уверенности в себе;

развитие саморегуляции;

В процессе контрольного эксперимента было проведено новое диагностирование определения склонности к мотивации на успех и неудачу в экспериментальной и контрольной группах, где была использована та же методика, что и на констатирующем этапе. Так же в процессе контрольного эксперимента было проведено новое диагностирование мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах в экспериментальной и контрольной группах, где была использована та же методика, что и на констатирующем этапе.

Формирующий этап работы проводился в экспериментальной группе. Данный этап эксперимента предполагал разработку и реализацию программы, направленной на снижения уровня школьной неуспешности у подростков.

Работа с обучающимися осуществлялась следующим образом:

Диагностика, сбор информации. Проводилась диагностика познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы ребенка с целью выявления основной причины неуспеваемости.

Коррекционно-развивающая работа. К каждому ребенку подбирался определенный подход, поэтому и время, и количество занятий, необходимое для проведения работы, рассматривалось индивидуально.

Мониторинг успеваемости обучающегося.

Следовательно, можно сделать вывод, о том, что реализация программы, направленной на снижения уровня школьной неуспешности у подростков, дала положительный эффект, так как результаты повторного проведения методик на выявление уровня школьной неуспешности у подростков в экспериментальной группе респондентов оказались более высокими, чем при проведении исследования по этой методике в констатирующем этапе. Данная экспериментальная работа доказала, необходимость систематической, целенаправленной работы с использованием программы, направленной на снижения уровня школьной неуспешности у подростков. ​​​​​​​


Список литературы:

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства развитие отношений ребенка в детской субкультуре: учебное пособие/ В. В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2017. - 416 с.

2. Авдеева, Н. Н. Становление образа себя у детей школьного возраста: научное издание / Н. Н. Авдеева. - М.: Академия, 2012. - № 4. - 93 с.

3. Билан, Е.Б. Особенности самосознания личности в подростковом и юношеском возрасте / Е.Б. Билан // Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. - 1995. - С.55-57.

4. Венгер, А. Л. Психологическое обследование школьников: учебное пособие / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – М.: Изд-во «Владос-Прес», 2004. –160 с.

5. Вершловский, С. Г. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся) : пособие для руководителей школ / С. Г. Вершловский. – Санкт-Петербург : Университет педагогического мастерства, 2016. – 220 с.

6. Викоренко, В. В. Сопровождение педагогом-психологом подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / В. В. Викоренко // Вестник научных конференций. – 2020. – № 7- 2(59). – С. 20-22.

7. Завалишина О.В. Моделирование процесса педагогической поддержки подростков, склонных к появлению Интернет-зависимости. / О.В. Завалишина // Научный журнал КубГАУ, 2024. - №70(06). Ссылка на Интернет-ресурс: http://ej.kubagro.ru/2011/06/pdf/11.pdf (дата обращения: 12.12.2024).

8. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений / А. П. Панфилова – М.: Академия, 2006. – 561 с.

9. Сабитова Г. В. Социально-педагогическая поддержка семей с детьми / Г. В. Сабитова. - М.: Просвещение, 2016. - 164 с.

10. Сирота, Н. А. Профилактика и психотерапия нарушений психосоциальной адаптации у школьников: монография / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - Москва: РИО МГМСУ, 2014. - 72 с.

11. Тончева А.В. Мотивация учебной деятельности детей с киберкоммуникативной зависимостью. / А.В. Тончева // Интернетжурнал "Науковедение", 2023. - №6 (19) — С.2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации