Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с речевым недоразвитием
Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с речевым недоразвитием
Понятие о грамматическом строе
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.
По данным О.С. Ушаковой формирование грамматического строя устной речи у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Другой важнейшей единицей грамматического строя языка является предложение. Предложение, как и слово, вступает в отношения с другими предложениями, образуя разные виды сложных предложений или текст.
Грамматика тесно связана с другими сторонами языковой системы: ее звуковым строем, лексикой (в сфере производства слов и в сфере словосочетаний), а также с фразеологией. Важнейшим видом лексико-семантического соединения слов является словосочетание.
Соотношение языковых единиц – слова, словосочетания, предложения – играет важную роль в формировании и выражении мысли.
В своих исследованиях А.А. Леонтьев отмечает, что в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. Важнейшее средство речевых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то можно говорить о развитом у него чувстве языка.
Рассматривая чувство языка как существенное условие правильного построения устной речи дошкольника, исследователи видят в сознательном усвоении грамматического строя речи предпосылки для развития связной монологической речи, осознания ее особенностей, формирования обобщений явлений языка и речи.
Результаты усвоения родного языка хорошо сформулировал А.Н. Гвоздев:
«Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладел всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным.
В педагогических исследованиях вопросы формирования грамматического строя речи рассматриваются с разных точек зрения. Так, отмечено, что появление в речи детей грамматически оформленных предложений возможно при условии овладения достаточно большим словарем и грамматическими формами. Дети трех-четырех лет чаще употребляют простое нераспространенное предложение, а на пятом году жизни увеличивается количество полных распространенных и сложных предложений. Необходимо побуждать детей к высказыванию мыслей в форме сложного предложения, а для этого нужно ставить их в такие ситуации, чтобы они были вынуждены использовать эти формы.
Ф.А. Сохин утверждает, что овладение детьми грамматическим строем языка, содержание и методика формирования грамматической стороны речи на занятиях в детском саду – все эти вопросы пока разработаны явно недостаточно в методике обучения дошкольников родному языку. Если же рассматривать только сферу грамматики, то здесь наименее освещены вопросы формирования синтаксической стороны речи, и, прежде всего, сложных предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных) становится особенно важным при разработке методики развития речи старших дошкольников, поскольку в старшей и подготовительной группах главной задачей является развитие связной монологической речи детей – разных форм рассказывания, в том числе творческого рассказывания.
Как отмечают исследователи (лингвисты, психологи, методисты), основной фонд связной монологической речи составляют сложные синтаксические конструкции – она строится, прежде всего, на их основе. Вместе с тем совершенствование синтаксической структуры предложений разных типов, способствуя развитию связной монологической речи, развивает также лексическую и морфологическую стороны речи.
В старшем дошкольном возрасте происходит переход от диалектических форм речи к развернутым высказываниям. Это связано с существенным изменением задач, содержания и условий общения. В этом возрасте ребенок выходит за рамки непосредственного опыта, у него возникает потребность в том, чтобы его речь понимали вне зависимости от ситуации разговора. Это приводит к необходимости овладеть развернутыми синтаксическими структурами.
Формирование у детей умений строить сложные предложения и активно ими пользоваться означает приближение их устной монологической речи к книжному, литературному стилю, для которого характерны сложные предложения. Процесс обучения в детском саду, а тем более в школе, требует формирования литературного стиля речи. По интонационному рисунку и по синтаксической структуре устная монологическая речь ближе к письменной речи, чем к разговорной.
Разговорная и письменная речь различаются, прежде всего, в синтаксическом плане. В письменной речи развернутость является следствием заранее заданного условия коммуникации – отсутствие собеседника. Ситуация письменной речи требует такого построения высказывания, чтобы все было понятно исключительно из его собственного смыслового содержания. Это приводит к высокой мобилизации языковых средств, к отбору этих средств для большей ясности и понятности текста. Поэтому синтаксическая структура письменной речи более усложнена: увеличивается количество сложных синтаксических конструкций.
А.А. Леонтьев выдвинул предложение о том, что развитие связной монологической речи нужно начинать с письменной речи, так как она является более планируемой («программируемой»), чем устная речь.
Основываясь на психологических особенностях письменной речи, можно предполагать, что, используя прием составления ребенком письменного текста («письма», которое записывает взрослый), можно достичь значительных результатов в развитии связной устной речи ребенка-дошкольника, в ее обогащении сложными синтаксическими структурами, поскольку речь, оставаясь устной по внешней форме, будет в то же время строиться на уровне развернутости и произвольности, характерном для письма речи, и благодаря этому по своей структуре будет приближаться к ней. Ситуация письменной речи в детском саду реализуется в приеме составления «письма»: ребенок диктует, педагог записывает.
Исследования, посвященные проблеме словообразования словотворчества в дошкольном возрасте, рассматривают обучение словообразованию как развивающее обеспечивающее формирование собственно языковых лексико-грамматических и фонетических обобщений, а не как нацеливание на коррекцию ошибок. Исследователи детской речи издавна отмечали, что в определенный период начинается морфологизация речи: усвоение падежных окончаний, суффиксов. Подчеркивается при этом, что свидетельством усвоения морфологических средств являются так называемые образования по аналогии (молотком – «пилом», котенок – «лошаденок»).
К.И. Чуковский показал, что словотворчество является закономерным этапом в освоении норм и правил словообразования. По его мнению, ребенок путем аналогий усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка.
Опираясь на психолингвистические работы в области словотворчества, педагогические исследования доказывают, что дошкольники, экспериментируя со словами, ориентируются как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Словотворчество, с одной стороны, является ярким свидетельством усвоения морфологической системы языка. С другой стороны, оно выявляет, вскрывает важный механизм усвоения лексики: ребенок усваивает слова не только как готовые единицы, но и сам создает, конструирует их. Работа над активным словотворчеством дошкольников, связываемая с раскрытием семантики слова, может оказать значительное влияние на интенсивное вычленение корня слова, даст возможность выстраивать ряды родственных слов, явится хорошим фундаментом для дальнейшей работы в школе над такой сложной грамматической темой, какой, по мнению методистов, является состав слова.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладываются умения оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передачи своих мыслей и в построении любого типа высказывания (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность употребления разных типов предложений в разных контекстах.
Необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.