Выступление педагога-психолога «Психолого-педагогические основы общения с учениками»

0
0
Материал опубликован 3 January 2022

Конспект выступления педагога-психолога на МО классных руководителей по теме «Психолого-педагогические основы общения с учениками»

Без общительности, коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми.

Н.Н.Вересов

Педагогическое общение-это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата, а также оптимизацию учебной деятельности

Организационная культура - система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений. Формальных и неформальных правил поведения и общения администрации и персонала, их взаимодействие друг с другом и с окружающими, выдержавших испытание временем.

Педагогическая культура сводится к общению между учителем и учеником.

Функции педагогического общения

Обучающая функция:

- реальный психологический контакт учителя с учащимися;

- превращение процесса обучения в учебное взаимодействие учителя с учеником;

-формирование положительной мотивации обучения;

-образование психологической обстановки коллективного познавательного поиска и совместных раздумий;

-самореализацию и творческое раскрытие личности ученика.

Воспитывающая функция:

-создание системы воспитательных отношений на основе психического контакта педагога и детей в учебном процессе;

-формирование системы педагогических отношений, обеспечивающих успешность учебной деятельности;

-формирование целостной познавательной направленности личности;

-преодоление психологических барьеров в процессе учебной деятельности;

-формирование плодотворных межличностных отношений в ученическом коллективе

Развивающая функция:

-создание социально-психологических основ всестороннего целостного развития личности в учебной деятельности;

-создание психологической ситуации, способствующей и вызывающей самораскрытие и саморазвитие личности;

-преодоление социально-психологических факторов сдерживающих развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность..)

Виды слушания:

Активное

Пассивное

Эмпатическое

Активное слушание

Перефразирование (эхо-техника)-сущность возвратить собеседнику его высказывания, главная цель это уточнение информации

Резюмирование – помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, при обсуждении проблем, что позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры

Развитие идеи – делается попытка вывести из высказывания логическое следствие, позволяет уточнить смысл сказанного, но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки

Пассивное слушание

Пассивное слушание- умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать:

«угу-реакции»,

качание головой,

фразы «да-да».

Эмпатийное слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.

При эмпатическом слушании не дают советов, не критикуют, не поучают.

Эмпатийное слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка. Помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке.

Стили педагогического общения

Эмпатийное слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.

При эмпатическом слушании не дают советов, не критикуют, не поучают.

Эмпатийное слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка. Помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке.

Заповеди общения

Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – смысл вашей работы.

Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым.

Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своим представлением о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.

Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.

Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.