Выступление педагога-психолога «Психолого-педагогические основы общения с учениками»
Конспект выступления педагога-психолога на МО классных руководителей по теме «Психолого-педагогические основы общения с учениками»
Без общительности, коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми.
Н.Н.Вересов
Педагогическое общение-это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата, а также оптимизацию учебной деятельности
Организационная культура - система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений. Формальных и неформальных правил поведения и общения администрации и персонала, их взаимодействие друг с другом и с окружающими, выдержавших испытание временем.
Педагогическая культура сводится к общению между учителем и учеником.
Функции педагогического общения
Обучающая функция:
- реальный психологический контакт учителя с учащимися;
- превращение процесса обучения в учебное взаимодействие учителя с учеником;
-формирование положительной мотивации обучения;
-образование психологической обстановки коллективного познавательного поиска и совместных раздумий;
-самореализацию и творческое раскрытие личности ученика.
Воспитывающая функция:
-создание системы воспитательных отношений на основе психического контакта педагога и детей в учебном процессе;
-формирование системы педагогических отношений, обеспечивающих успешность учебной деятельности;
-формирование целостной познавательной направленности личности;
-преодоление психологических барьеров в процессе учебной деятельности;
-формирование плодотворных межличностных отношений в ученическом коллективе
Развивающая функция:
-создание социально-психологических основ всестороннего целостного развития личности в учебной деятельности;
-создание психологической ситуации, способствующей и вызывающей самораскрытие и саморазвитие личности;
-преодоление социально-психологических факторов сдерживающих развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность..)
Виды слушания:
Активное
Пассивное
Эмпатическое
Активное слушание
Перефразирование (эхо-техника)-сущность возвратить собеседнику его высказывания, главная цель это уточнение информации
Резюмирование – помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, при обсуждении проблем, что позволяет не тратить время на не относящиеся к делу разговоры
Развитие идеи – делается попытка вывести из высказывания логическое следствие, позволяет уточнить смысл сказанного, но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки
Пассивное слушание
Пассивное слушание- умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать:
«угу-реакции»,
качание головой,
фразы «да-да».
Эмпатийное слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.
При эмпатическом слушании не дают советов, не критикуют, не поучают.
Эмпатийное слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка. Помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке.
Стили педагогического общения
Эмпатийное слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.
При эмпатическом слушании не дают советов, не критикуют, не поучают.
Эмпатийное слушание обеспечивает лучшее понимание учителем ребенка. Помогает нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке.
Заповеди общения
Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.
Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – смысл вашей работы.
Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым.
Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своим представлением о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям.
Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.
Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.