12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нина36



Доклад на тему:

Психолого - педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся



                                                                                                  Выполнил

учитель начальных классов

                                                                                                   Павловская Н.А.



Проблема познания сути творчества сложна и многогранна. Над основными аспектами теоретического анализа творческого процесса работали философы, психологи, педагоги. Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н.А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, М.К. Мамардашвили, Э. Фромм и др. Психологические аспекты творческого процесса освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д. Гилфорда, Э.П. Торранса и др.

В педагогике и педагогической психологии существует целый ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) .

Наибольшее влияние на исследования проблемы способностей оказали труды отечественных ученых Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин .

Б.М. Теплов рассматривает способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, ученый считает, что оно должно включать в себя три признака

во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны;

ь во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

ь в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Понимая под способностями такие индивидуально-психологические

особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, Б.М. Теплов ставит вопрос о том, что успешное выполнение какого-либо вида человеческой деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность. Причем эти отдельные способности, по мнению Б.М. Теплова, не просто расположены и независимы друг от друга, а каждая из них может изменяться, приобретать качественно другой характер, что зависит от наличия и уровня развития других способностей. 

И.Ф. Харламов, как и В.А. Крутецкий, подразделяет способности на общие и специальныеК общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, он относит такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. К общим способностям, по мнению ученого, относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. «Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам»

В настоящее время многие виды профессиональной деятельности связаны с творчеством, т.е. с решением новых задач (проблем) или с созданием нового продукта. Например, сюда относятся: предпринимательская деятельность, направленная на производство новых товаров или оказание различных услуг, инженерная деятельность (проектирование и конструирование новых технических средств), управленческая деятельность (подготовка и принятие организационных решений, руководство людьми), работа дизайнеров (художественное конструирование) и т.д. Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию.

В современных условиях специалист, его личностно-творческий потенциал выступают как главный ресурс производства. Сегодня эффективность производства оценивается по таким сугубо человеческим параметрам, как производительность труда, конкурентоспособность и качество продукции, наукоемкость, клиентоцентризм, прогноз потребностей и запросов людей, гуманитарная экспертиза инженерных проектов и др.

Современная система образования призвана учитывать эти тенденции, своевременно вносить инновационные изменения в содержание и технологию обучения.

В Национальной доктрине образования на период до 2025 г. среди приоритетных целей развития системы образования в Российской Федерации поставлена задача создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого учащегося, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов.

Как известно, традиционная система обучения построена преимущественно на реализации репродуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся. Современные концепции обучения (теория проблемного обучения, концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения, компетентностный подход и др.) базируются на сочетании репродуктивной учебно-познавательной деятельности обучающихся с творческой деятельностью.

Актуальность проблемы развития творческих способностей учащихся обусловлена тем, что необходимо:

преодолевать противоречие между репродуктивным характером учебно-познавательной деятельности с опорой на память (восприятие готовой информации, ее запоминание и воспроизведение) и творческим характером профессиональной деятельности современного специалиста с опорой на мышление;

подготовить обучающихся к решению проблем в их жизнедеятельности в настоящем и будущем времени (быт, учеба, работа, семья, дети и т.д.);

активизировать их познавательную деятельность, преодолевать скуку, равнодушие, пассивность в учебном процессе;

реализовать требования образовательных стандартов нового поколения, обеспечить в учебно-воспитательном процессе не только формирование знаний, умений, но и развитие личности.

Понятия «творчество» и «креативность». В настоящее время нет общепринятого определения понятия «творчество». В литературе выделяют пять основных групп определения данного понятия: 1) творчество как всеобщая форма развития; 2) творчество как форма труда; 3) творчество как процесс создания нового; 4) творчество как реализация внутреннего мотива деятельности; 5) творчество как мировоззрение .

В Большом психологическом словаре понятие «творчество»определяется в узком и широком смысле. В узком смысле: «Творчество – человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое. Никогда раньше не бывшее и имеющее общественно-историческую ценность.». В более широком смысле: «Творчество – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые ( по крайне мере для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [В педагогике рассматриваемое понятие определяется следующим образом: «Творчество – деятельность человека по созданию качественно нового, сознательно воспринимаемая им как порождаемая внутренним стремлением к самореализации или объективной потребностью человека; деятельность, рассматриваемая как на субъективном, так и на объективном уровне (в зависимости от характера творчества) по критерию признания новизны» . Есть и такое определение данного понятия: «…содержанием творчества будем считать решение нестандартных задач в любой сфере деятельности . В этой книге авторы рассматривают способность решать такие задачи как неотъемлемое качество творческой личности.

Одним из важнейших факторов творческого развития школьников является соз­дание условий,  способствующих формированию их творческих способностей, можно  выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. 

Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений учитель - ученик, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

 Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут разви­ваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение задач разноуровневых).

Третье  условие  успешного  развития  творческих  способностей  за­ключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.

Пятое условие - для творчества необходима комфортная психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому важна тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ученика  к творчеству проявлять  со­чувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не­свойственным в реальной жизни.

Однако,  не все дети могут открыть дорогу к творчеству, и  со­хранить эту творческую активность. Необходимо(и педагогическая практика до­казывает это),  подбирать подходящие методы обучения, которые  будут способствовать более высокому уровню развития творческих способностей школьников – это шестое условие развития творческих способностей.

Развитие творческих способностей школьников  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели.

Творческие способности - это совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, поиска оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.