Психолого-педагогические особенности обучающихся, демонстрирующих учебную неуспешность и способы ее преодоления
Психолого-педагогические особенности обучающихся,
демонстрирующих учебную неуспешность и способы ее преодоления
Сначала нужно разграничить понятия неуспешности и неуспеваемости. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые школьные неудачи, у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.
Что же такое школьная неуспешность? Для поиска ответа на этот вопрос можно рассмотреть понятие «школьная успешность». Школьная успешность характеризуется умением обучающегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, например, таких: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.
Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д.
Получается, что неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены "школьные трудности", под которыми понимается весь комплекс проблем, возникших у ребенка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и только в последнюю очередь — к снижению успешности обучения»
«Школьная неуспеваемость» намного уже, чем школьная неуспешность, и касается в первую очередь эффективности усвоения знаний и не включает в себя многие факторы, приводящие к формированию состояния «неуспешности». Более того, зачастую хорошая успеваемость не является главной причиной успеха ребенка в школе. Если говорят о «школьных трудностях», то имеют в виду временное и преодолимое явление. Например, трудно дается освоение какой-то темы или возникли сложности в отношениях с классом. Если же школьные трудности не были вовремя замечены и преодолены, приобрели затяжной характер, то это может привести к ухудшению здоровья ребенка, нарушению его социально- психологической адаптации, а затем и к снижению школьной успешности.
Реакция социального окружения, специфичная для школьной неуспешности, – это постоянная негативная оценка, замечания, недовольство родителей и педагога. В результате у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревоги. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция школьника с хронической неуспешностью – это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.
Естественные следствия высокого уровня тревоги – это непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от работы на рассуждения о том, «как будет плохо, если у меня снова ничего не получится, если я опять получу двойку», отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными.
Так складывается порочный круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится «хронической».
В чем конкретно проявляется синдром школьной неуспешности, кроме неуспеваемости:
• постоянно высокий уровень тревоги;
• низкая мотивация учиться;
•нарушения внимания, памяти;
•неусидчивость или уход в себя;
•заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»;
• неуверенность в себе;
•неверие в возможность удачи;
• ожидание помощи от других.
Причины школьной неуспешности и неуспеваемости.
1.Нарушение социально-психологической адаптации.
Слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь; несформированность рефлексивных способностей; но и отсутствие учебной мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические состояния; негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое. Естественно, что многие эти явления тоже имеют свои причины. И эти причины кроются и в семье, и в школе.
2.Завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости ребенка.
Важно для формирования представлений ребенка о себе как ученике и то, каким образом родители реагируют на успехи и неудачи ребенка.
3.Отношения в школе: с педагогом, классом и атмосфера в школе.
Отношения с учителем очень важны, во многом они определят отношение к предмету, к учебе. Особенно важно, как сложатся отношения в самом начале. Если ребенок боится или не принимает учителя, то это непременно скажется на опыте учебы.
4.Личностные качества ученика.
Низкая самооценка, неуверенность приводят к боязни нового, проявлению себя, блокируют активность и снижают желание учиться. Снижение мотивации учения и боязнь неудачи, стремление избежать сложностей, связанных с овладением новым – одновременно и проявление, и причина, и следствие школьной неуспешности.
5.Эмоциональные особенности ребенка.
Повышенная эмоциональность, тревога могут разрушить учебную деятельность даже очень способного ученика. Если ребенок не умеет регулировать свое эмоциональное состояние, плохо справляется с волнением, обидой, раздражением, это служит серьезным препятствием на пути к успеху.
6.Интеллект и особенности познавательных процессов.
Плохая память, слабая концентрация внимания, не достаточное развитие мышления и речи, а также неумение анализировать и понимать причины своих успехов и неудач.
Все вышеперечисленные причины формирования школьной неуспешности – психологического характера, и в случае их возникновения необходимо обратиться за помощью к психологу.
7.Нарушения функционирования нервной системы ребенка.
Эта группа требует консультации у невролога, так как часто данные нарушения либо вообще не заметны родителям, либо относятся ими к особенностям характера ребенка. Эти нарушения зачастую не носят тяжелого характера, однако, могут помешать ребенку успешно учиться в школе.
Каковы же в современных условиях средства преодоления данной проблемы?
1.Педагогическая профилактика
Важно искать оптимальные педагогические системы, в том числе активные методы и формы обучения, новые педагогические технологии, проблемного и программированного обучения. Необходима профилактика типичных причин неуспеваемости: сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности, развивая указанные для младших школьников навыки, сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению; особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников; дифференцированный подход.
2. Диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (КРЗ, индивид. подход на уроках)
4 Воспитательное воздействие.
Для профилактики неуспешности важна связь основного обучения и дополнительного, так как очень часто неуспешный ребёнок в обучении, является успешным в области искусства и спорта. И данный факт учитель должен использовать в своей практике, предлагая ученику «группы риска» задания, связанные с рисованием, художественным трудом, музыкой и т.д. Такой пересмотр школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности – резко отрицательное отношение ребенка к учебе.
Какие могут быть пути преодоления школьной неуспешности?
В урочное время:
- Планирование и проведение разнообразных по форме и виду деятельности уроков, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.
- Дифференциация учебного материала и заданий.
- Индивидуальный подход (индивидуальные траектории развития, индивидуальные домашние и творческие задания).
- Контроль объёма домашнего задания с целью предупреждения утомляемости учащихся.
Во внеурочное время.
- Воспитательная работа, направленная на развитие интереса у учащегося интереса к обучению.
- Работа с родителями.
- Тесная связь основного обучения с дополнительным образованием. Успешность в дополнительном образовании приводит к усилению мотивации в основном образовании.
- Помощь психологов, социальных педагогов (диагностика, тренинги). Комплексное тестирование учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую, профессиональное определение.
- Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебной программы.
Выводы:
1. Неуспешность – это состояние, которое порождается у любого человека чувством страха. Это состояние активизируется, если нарушается равновесие между состояниями «хочу» и «могу» .
2. Абсолютно ) неуспешных людей не бывает. При равновесии усиливающих и подавляющих неуспешность факторов механизмы компенсации работают таким образом, что неуспешность в одних видах деятельности компенсируется успехами в других видах деятельности.
3. Социальная среда (окружение) является как усиливающим, так и подавляющим фактором неуспешности.