12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жаркова Оксана Александровна942
Имею педагогический стаж - 24 года, высшее образование. Являюсь председателем аттестационной комиссии в ДОУ, руководителем рабочей группы детского сада, членом методического совета педагогического сообщества "Единый Урок. РФ".
Россия, Пензенская обл., Нижний Ломов
2

Выступление на РМО педагогов-психологов "Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особенностями развития"



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г. Нижний Ломов


ВЫСТУПЛЕНИЕ

на районном методическом объединении педагогов-психологов

«Ранняя пихолого-педагогическая помощь детям с особенностями развития»



Подготовила:

педагог-психолог МБДОУ

детского сада №11 г. Нижний Ломов

Жаркова Оксана Александровна


2018



До последнего десятилетия практика оказания психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не отвечала в полной мере потребностям семьи и не обеспечивала комплексной помощи, так как сосредотачивала свое внимание, в основном, на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В настоящее время серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих те или иные проблемы в развитии. Поэтому в последнее время очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особенностями в развитии .

Во многом это обусловлено следующими факторами:

    ранним выявлением проблемных детей и ранним началом коррекционной работы с ними;

    появлением различных новых форм организации коррекционно-педагогического процесса,

    активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире .

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. Недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в раннем возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект. Нужно помнить, что работа не даст полноценных результатов, если не будут созданы все условия для привлечения родителей к участию в коррекционно-педагогический процесс. Успешный результат работы будет зависеть и от правильно построенных отношений между педагогом и родителями. Именно родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса.


Побудительными причинами необходимости создания ранней помощи

детям и семьям, стали следующие факторы:

- рост числа детей, имеющих нарушения развития;

- рост числа социального неблагополучия семей (семей с одним родителем,

семьям с крайне низким уровнем дохода, не обеспеченных жильем и т.д.).


С целью развития ранней помощи были внесены изменения в пункт 3 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наделение полномочиями органы местного самоуправления муниципальных образований по обеспечению предоставления бесплатной методической, психолого-

педагогической, диагностической и консультативной помощи, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры, родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (далее – консультационные центры). Так же в 2016 году была разработана и утверждена Конепция развития ранней помощи в РФ в период до 2020гг.


К вариативным формам ранней помощи при ДОУ для детей с 2 месяцев (при наличие условий) до 7 лет относят:

    группа кратковременного пребывания;

    центр игровой поддержки ребенка;

    консультативный центр;

    служба ранней помощи;

    лекотека;

    семейный детский сад (группа);

    «гувернерство» и др.



Группа кратковременного пребывания (ГКП) – форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня (до 5 часов). Такая группа создается для детей раннего и дошкольного возраста для обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения.

Кроме того, группа нацелена на оказание консультативно-методической поддержки родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и форми- ровании предпосылок учебной деятельности.


Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – организационная форма предоставления дошкольного образования, психолого-педагогической помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в режиме кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях. При организации работы используются современные методы игровой деятельности.


Консультативные Центры создаются для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, в том числе не посещающих детские сады. Они призваны обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, необходимы для оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребенка.


Служба сопровождения семьи ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения организуется для создания оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста. Такая работа с ребенком помогает стимулировать развитие его потенциальных возможностей путем взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.


Лекотека создается для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого- педагогической помощи родителям.


«Гувернерская служба» создается в образовательном учреждении для помощи семье в воспитании детей на дому. Создание службы также позволяет расширить сферу платных дополнительных образовательных услуг, привлечь в учреждение дополнительные источники финансирования.

Заказчиком консультативной помощи может быть как родитель, так и организация дошкольного образования.


С ноября 2016г. на базе нашего детского сада дейтвует Служба ранней помощи в форме Консультативного Центра.

Центр (служба) создан для :

• родителей (законные представители) с детьми раннего возраста, в т.ч. от 1 года до 3 лет, не получающих услуги дошкольного образования в образовательной организации;

• родителей (законные представители) и детей раннего и дошкольного возраста, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;

• родителей (законные представители) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.


Основными задачами нашего Центра на данном этапе являются:

• расширение содержания деятельности;

• увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам и

других);

• разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;

• создание комфортной образовательной среды.


Наш Центр (служба) является структурной единицей образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования.

Центр (служба) функционирует, как структурное подразделение дошкольной

организация, деятельность структурного подразделения регулируется внутренними правовыми актами и документами организации. В штате Центра: 15 педагогов:

-руководитель Центра,

-методист,

-педагог-психолог,

- музыкальный руководитель,

- воспитатели.


Работа центра направлена на:

• расширение и развитие новых форм дошкольного образования, обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, реализация индивидуального подхода в воспитании детей;

• повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми дошкольного возраста;

• обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка дошкольного возраста;

• поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями;

• поддержку приемных и опекунских семей с детьми дошкольного возраста;

• дополнительное сопровождение материнства и детства;

• дополнительную поддержку малообеспеченных и малообеспеченных многодетных семей с детьми дошкольного возраста;

• усиление социальной поддержки несовершеннолетних родителей с детьми

дошкольного возраста;

• усиление социальной помощи семьям с детьми дошкольного возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации.



Наполняемость Центра устанавливается в зависимости от

возраста детей в соответствии с постановлением Главного санитарного

врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».


Что должен уметь малыш? На какие поведенческие особенности необходимо обратить особое внимание? Чему учить ребенка в том или ином возрасте? Что должны знать родители дошкольника? Как подготовить ребят к поступлению в детский сад или школу? – на эти и многие другие вопросы в нашем Центре могут получить ответы мамы и папы, которые заботятся о гармоничном развитии своих детей.


В нашем центре представлен широкий спектр психолого-педагогической помощи ребенку, направленной на предупреждение и разрешение проблем в развитии, обучении, поведении, на создание условий для развития личности ребенка, ее самосовершенствования и самореализации.

Работа Консультационного центра строится по нескольким направлениям: Психологическое консультирование

    выявление причин возникновения психологических проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия;

    эмоциональная поддержка клиента и повышение его психологической компетентности;

    помощь в решении личностных проблем, изменение отношения человека к проблеме, социальному окружению и самому себе.

Психологическая коррекция

    комплекс мероприятий, направленных на преодоление или снижение выраженности отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении личности.

Психологическая реабилитация

    это система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения предпосылок универсальных учебных действий (знаниями, умениями и навыками), оказания психологической помощи относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки человеком своих возможностей, усвоение правил общественного поведения и безопасного образа жизни.

Психолого — педагогическая профилактика

    своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии личности ребенка, межличностных отношений в семье и с социальным окружением.

Психолого — педагогическое просвещение

    распространение психолого-педагогических знаний;

    повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей и педагогов.


Психолого-педагогическая помощь определяется нами как комплекс

коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий,

нацеленных на создание оптимальных условий психического и социального

развития ребѐнка раннего и дошкольного возраста, развитии его возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребѐнка с родителями и окружающим миром.


Содержание развивающей работы определяется в соответствии с

возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.


Психолого-педагогическая помощь реализуется в процессе

индивидуальных и групповых занятий педагога и развивающего

взаимодействия родителей с ребенком. Индивидуальные занятия с ребенком

педагоги Центра проводят в присутствии родителей. Такие занятия выполняют обучающую функцию, помогая родителям ребенка освоить развивающие способы взаимодействия с ним. Наряду с индивидуальными, задачи развития решаются на групповых занятиях.


При организации занятий с родителями следует учитывать два их

основных формата: групповое занятие и индивидуальная консультация.

Преимущества групповых занятий следующие:

 централизованная передача знаний и практических советов;

 экономия времени и нагрузки специалистов центра;

 возможность практической отработки полученных на занятии

знаний и навыков.


Преимущество индивидуальной консультации заключается в большей

актуализации обсуждаемой проблемы в контексте конкретного ребенка и

особенностей его личностных особенностей и семейного окружения.


Исходя из определенной нагрузки специалистов центра, используем в работе с родителями преимущественно групповые занятия (семинары, лекции, групповые консультации, тренинги, игровые групповые занятия), при этом выделяем ежемесячно время для проведения индивидуальных приемов (консультаций) родителей. Такой формат позволяет наиболее эффективно проработать в течение каждого месяца актуальные вопросы и проблемы в групповом формате, при этом наиболее эффективным форматом для получения центром обратной связи об использовании родителями полученных знаний и практических рекомендаций специалистов центра, а также для обсуждения родителями конкретных специфических вопросов и проблем являются индивидуальные консультации. Их проводим в конце

каждого месяца.


Некоторые занятия предполагают участие детей и совместную детско-

родительскую работу на занятии. В этом случае заранее составляем

график таких занятий, согласовав вопросы выделения подходящего

помещения, дидактических материалов и учебных пособий.


При комплектовании родительских групп для занятий следует

учитывать, что оптимальная численность группы составляет 10-12 человек.

Родителей следует заранее информировать о количестве и составе групп, о

графике проведения занятий.


При работе центра мы активно используем информационно-коммуникационные технологии.

1. Через сайт ДОУ можно получить ответы на интересующие вопросы.

С 2018г. действует персональный сайт педагога-психолога Жарковой О.А., где родители Он-лайн могут записаться на занятия и консультации, также на сайте осуществляется планирование мероприятий и оповещение родителей о проведении тех или иных мероприятий (создание анонсов, пресс-релизов и пост-релизов).


Все данные, собранные через сайты должны быть строго

конфиденциальны, а полученные результаты в обработанном и обобщенном

виде могут входить в отчетные материалы по деятельности центров.


Организованная таким образом ранняя психолого-педагогическая деятельность позволяет предоставить возможность воспитанникам развиваться в своем индивидуальном темпе, повысить психологическую грамотность среди всех участников образовательных отношений, обеспечить комфортный эмоционально-психологический климат в стенах дошкольной

образовательной организации. А у родителей появилась еще одна площадка для личного общения и обмена опытом в развитии детей, а, значит, возрастает педагогическая грамотность в семьях.

Таким образом, главная цель — помочь родителям в воспитании детей, обеспечив профессиональное взаимодействие со специалистами — будет достигнута.


Презентация к выступлению
PPTX / 2.02 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.