12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Криворотова Светлана Викторовна58
В свободное от работы времени люблю читать, увлекаюсь рукоделием.
Россия, Калмыкия респ., Городовиковский район, село Чапаевское
2

Тема доклада:"Психолого-педагогические особенности воспитания в цифровую эпоху"

МКОУ «ЧАПАЕВСКАЯ СОШ»










Тема выступления:



Психолого-педагогические особенности воспитания в цифровую эпоху









Докладчик:

Криворотова С.В., педагог-психолог

МКОУ ЧСОШ









2021 г

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об особенностях воспитания человека в условиях цифровой эпохи, поделиться опытом своей работы. Он у меня еще небольшой, я работаю всего лишь только 9 месяцев. Но с удовольствием с ним поделюсь.

В наше время проблема воспитания становится все более значимой и это связано с особенностями развития и взросления современных детей и подростков в быстро меняющемся социально-культурном мире. Современное поколение подростков, как их сейчас называют поколением Z., неразрывно связаны с цифровыми средствами массовой информации и не знают, каким был мир до интернета, и это определяет их ценности и взгляды.

В начале своей работы я попыталась разобраться: что же это за поколение современных детей? Какие изменения происходят с детьми под влиянием, так называемого технологического бума?

Итак, прежде всего:

это дети мультимедийных технологий, они нетерпеливы и сосредоточены, в основном, на краткосрочных целях;

Иначе занимаются творчеством и, что самое интересное у них наблюдается феномен детской многозадачности;

Иначе учатся, у них по-другому функционирует память(они запоминают не содержание, какого-либо источника информации, а путь, как до него добраться), и концентрация внимания уменьшилась в десятки раз;

У нынешних детей так называемое «клиповое мышление»;

они гиперактивны, и активные пользователи сети интернет;

. Социально открыты, потому что любят общаться и осуществляют своё общение в социальных сетях или с помощью мессенджеров, которые установлены в их смартфонах. Интернет порой заменяет живое человеческое общение;

Независимы, потому что всё легко находят в интернете в готовом виде и преуспели в технологии поиска готового, написанного, сделанного;

Техноголики, потому что единственным источником информации, товаров, развлечений (фильмов, книг, музыки) и всего прочего считают интернет, привыкли доверять ему, принимать получаемую информацию за аксиому;

Прагматики, потому что свой материальный достаток ставят в прямую зависимость от своей известности в обществе и целенаправленно идут к известности, создав свой канал, сайт, страничку в социальных сетях.

Потребности и мотивы современных подростков поколения Z:

В постоянном социальном воздействии (важно «всегда быть на связи», не любят быть наедине с собой)

Признании (социальная популярность в школе, в социальных сетях) Социальный успех должен быть быстрым и легким(получение лайков)

Потребность в комфорте и спокойствии (спокойная радостная жизнь)

Потребность в поиске своего исключительного

Потребность в саморазвитии (это модно), саморазвитие - это любая активность


Познакомившись с особенностями подрастающего поколения, я составила перспективный план работы, в котором определила цель и задачи своей деятельности на учебный год.

Цель: обеспечение полноценного и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями в условиях введения и реализации ФГОС.


Задачи:

1) Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально-волевой и мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.

2) Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся.

3) Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся «группы риска».

4) Оказание психологической помощи учащихся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

5) Оказание коррекционно-развивающей помощи учащихся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в становлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.

6) Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.

7) Оказание психологической помощи одаренным учащимся.

8) Оказание психологической помощи учащимся «группы риска».

9) Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через консультативную работу.


Для достижения поставленной задачи определила направления работы:

1. Организационно-методическая работа.

2. Диагностическая работа

3. Коррекционно-развивающая работа

4. Профилактическая работа

5. Консультативная работа


Педагог сегодня – не единственный источник знаний, а скорее, – «фильтр», который способствует интеграции учеников в цифровую образовательную среду, поэтому, чтобы уменьшить риски и повысить безопасность детей в сети Интернет, я проводила профилактическую работу с родителями. Во время индивидуальных бесед или на родительских собраниях объясняла важность их участия и формирования устойчивых поведенческих навыков у ребенка в Интернете. Для родителей начальных классов составляла памятки, давала советы «Как эффективно воспитывать ребенка в цифровом мире»:

Больше времени проводите всей семьёй и разумно сокращайте время за экраном.

Станьте хорошим примером для подражания. Для этого ограничьте для себя использование социальных сетей - это очень эффективный метод, если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил так же.

Никогда не используйте смартфон, чтобы успокоить ребенка.

Общайтесь с ребенком.(регулярное живое общение поможет вам лучше понимать его).

Создайте дома зону, свободную от гаджетов (например, во время приема пищи, семейных встреч и т.д.)Это поможет как ребенку, так и вам не отвлекаться от приема пищи или бесед.

Сотрудничайте со школьными учителями ребенка. (ведь только совместно вы сможете научить ребенка ответственно использовать цифровые технологии).



Давала советы родителям «Как контролировать ребенка в использовании цифровых технологий». Для этого предлагала им:

Ограничить доступ ребенка к контенту, не подходящему ему по возрасту;

Объяснять ребенку насколько опасны интернет-мошенничество;

Следить за историей браузера ребенка и его поведением;

Тактично себя вести в определенных ситуациях.

Используя ватцап, в группе родителей в 3 классе поднимала тему «Ваша модель поведения как пример для подражания».

На родительском собрании в 7 классе выступила с лекцией: «Будьте примером для детей в правильном использовании современных цифровых технологий и соблюдении правил информационной безопасности в интернете».


​​​​​​​ Данную работу продолжала и с обучающимися. Так как подростки чувствуют себя более уверенно, общаясь во всемирной паутине, то вследствие отсутствия вербального контакта, чувство пониженной ответственности (безнаказанности) позволяет им писать, что угодно, школьники 12-17 лет более самостоятельные, чем в реальной жизни, им нужно самоутвердиться, нуждаются в признании. Бывает, что в реальной жизни ребенка настигают проблемы в семье, в школе, он погружается в соцсети, потому что ему необходимо где-то переждать данные моменты, найти утешение, всё это может привести к разным последствиям, включая переписку с грумером, секстинг, кибербуллинг.

Поэтому знакомила обучающихся с какими опасностями они могут встретиться, к чему может привести данная переписка, и как надо себя вести в данной ситуации.

Вместе с обучающимися 8 класса приняли участие во Всероссийской акции «Урок цифры» по теме «Приватность в цифровом мире». На этом уроке школьники познакомились с основами информационной безопасности и овладели важным навыком 21 века - умением защитить свои персональные данные от злоумышленников.

В Международный день защиты персональных данных (28 января) учащиеся 9 класса, используя Инстаграм, повторяли правила поведения в интернете, с помощью которых обучающиеся могут обезопасить свою виртуальную жизнь, составляли памятку советов для защиты персональных данных.

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения, поэтому я не только проводила тестирование по профориентации, чтобы помочь в профессиональном самоопределении, но и проводила беседы «Моя будущая профессия», «Какие профессии востребованы», во время данных бесед, используя информационные технологии, показывала профориентационные ролики.

Во время профилактической работы на тему «Жизнь прекрасна», «Что делать, если тебе плохо» для учащихся младших классов давала такие задания: нарисовать плакат, рисунок, составить «Ромашку советов». Для учащихся средних классов - подобрать литературные произведения о любви к жизни, чтение отрывков из данных произведений.

В век цифровой эпохи по-иному осуществляется коммуникация в виртуальном пространстве. Это коммуникация, которая может быть в любой момент прекращена любым собеседником. Ребенок может «исключить из друзей» и собственных родителей, если ему не понравятся какие-либо их замечания. Наблюдая за неэтичным, грубым и агрессивным поведением взрослых в сети, ребенок может начать действовать по их примеру. Поэтому, наблюдая за детьми, очень важно своевременно сформировать у них правильное отношение как к себе, так и к окружающим. Поэтому по запросу классных руководителей я проводила беседы на темы «Я и мой класс», «Я и мои друзья», «Кто я?», «Мои плюсы и минусы», «Я и мое поведение». Используя мультфильмы из цикла «Смешарики» с обучающимися начальных классов, рассматривали существующие модели поведения людей в обществе. На примере героев отрабатывали навыки безконфликтного общения, межличностного взаимодействия.

Одной из задач педагога-психолога является организация психологической подготовки к экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ. Цель данной подготовки: выработать у обучающихся те психологические качества, умения и навыки выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена.

В данном направлении я разрабатывала рекомендации, памятки для учащихся и родителей. Проводила групповые и индивидуальные беседы с учениками, цикл занятий по программе «Я смогу». Занятия проходили в формате игр для учащихся 9 класса по развитию самоорганизации и снятия тревожности.

И в заключение хотелось бы сказать, что информационные технологии играют важную роль в воспитательном процессе. С одной стороны, молодежь подвержена массовому интересу к современным компьютерным технологиям, Интернету, средствам связи, с другой стороны – важно отметить тотальное воздействие на сознание учеников от простого информирования до убеждения. Эффективным вариантом разнообразия воспитательного процесса непосредственно являются компьютеры, мультимедийные доски и другие технические средства– они помогают организовать классные часы и внеклассные мероприятия, концерты и праздники, игры. И если мы, педагоги, будем правильно и в умеренных количествах использовать технологии, то тогда они предоставят большие возможности для обучения подрастающего поколения. Если мы научим обучающихся правильно получать информацию из различных источников, то у детей будет развиваться восприимчивость к информации, любопытство, любознательность, стремление узнать что-то новое, интерес ко всему неизведанному.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.