ПУБЛИЧНЫЙ УРОК
Публичный урок чтения должен поставить перед каждым из участников как гражданином вопрос, какое место занимают чтение и литература в жизни общества и в сознании каждого человека.
Тема урока: «Читаем во имя мира».
Цели урока:
сформировать стремление к чтению не по принуждению, а по необходимому желанию;
привлечь внимание учащихся, педагогов, общественности к проблеме семейного чтения;
воспитывать гражданственность и патриотизм у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
заинтересовать ребят литературой военной тематики, вызвать эмоциональный отклик, обсуждение прочитанных эпизодов, способствовать продвижению книг патриотической направленности.
Задачи урока:
организовать живой образовательный диалог между разными поколениями детей и взрослых; способствовать вовлечению в совместную деятельность обучающихся, педагогов, родителей;
развивать творческий потенциал обучающихся, их познавательную активность, коммуникативные навыки (инициативность, активность, умение работать в группе); совершенствовать навыки ораторского искусства и публичных выступлений;
пробуждать стремление к дальнейшему изучению истории Отечества, семейному чтению.
Форма: публичный урок.
Место проведения: школьный двор.
ХОД УРОКА
І. Вступительное слово
Учитель: добрый день, дорогие ребята, родители, наши гости!
Сегодня мы проведем урок, но не простой, а публичный, тема его «Читаем во имя мира».
ІІ. «ЭХО» Чтение стихотворения вслух учитель-ученик
Учитель: начать наш урок я предлагаю с публичного чтения стихотворения русской поэтессы Ольги Высотской «Под мирным знаменем » методом Эхо учитель-ученик.
− Родители и гости также присоединяются ведь они сегодня тоже ученики. Итак, я начинаю, вы повторяете:
Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы-
За мир, за свободу, за счастье борцы!
Мы учимся в школе, растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим мы расти!
Ни детям, ни взрослым война не нужна,
Пусть с нашей планеты исчезнет она,
Пусть мирные звёзды над миром горят,
И дружба не знает границ и преград.
ІІІ. Эстафета «Читательская ленточка»
Учитель: мы собрались сегодня 6 сентября в День освобождения Макеевки и накануне 8 сентября – дня освобождения Донбасса.
− Мы не имеем права забыть ужасы той войны! Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.
− С каждым днём становятся всё дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. В числе ушедших защищать Родину были тысячи писателей и поэтов. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, прозаики, надевшие военную форму.
− Сегодня среди нас присутствуют люди, которые пишут и о нынешних событиях. Я предлагаю вам принять участие в эстафете «Читательская ленточка» гражданской поэзии Донбасса.
− А начнет эстафету произведение нашей выпускницы Шатохиной Натальи, кандидата философских наук, члена союза писателей ДНР.
Читает учитель русского языка и литературы Сторожева Елена Викторовна.
Всё это было в городе
Только вот не в моём.
Первая смерть от голода
Конечно, не здесь, не в нём.
Очередь серая, длинная
Очередь за пайком.
Согнутые горем спины,
Обстрелы, разбитый дом.
Продолжает эстафету «Читательская ленточка» гражданская поэзия писателей Донбасса.
Выступление группы обучающихся.
1 ученик: Владимир Скобцов. Родился 11 октября 1959 года в Донецке. Выпускник Донецкого государственного университета, историк, журналист. С первых дней Донбасской весны – активный участник антифашистского фронта. В настоящее время живёт и работает в Донецке. Автор песен, стихов и прозы, член Союза писателей ДНР.
НЕПОКОРЁННЫЙ
Посвящается Донецку
Не надо плакать над судьбой,
Прибереги души чернила,
Она тебе не изменила,
Она по-прежнему с тобой.
Звенит натянутой струной
Судьба, её не выбираем,
Между чистилищем и раем
Скажи спасибо, что живой.
2 ученик: Арсений Александров. Родился в 1981 году в Донецке. Учился в Донецком медицинском университете. Работал журналистом. С конца мая 2014 года находится в народном ополчении Донбасса.
окраина континента, юный просторный город,
степными волнами улицы, площади укачало,
встречает каштанами, если едешь из аэропорта,
караваем угля в шахтёрской руке – если с ждвокзала.
серых ПАЗов багряные да янтарные шторки
горький ветер, играя, бросает нам в лица,
а пуще ветра режут глаза эти борды,
на которых одни бессовестные небылицы,
всё вместе это – чистый простой аккорд моей главной песни,
а значит, нет мне в мире другого места,
кроме Донецка!
3 ученик: Никита Дмитренко. Родился 9 декабря 1976 года в Донецке. Окончил физический факультет Донецкого национального университета. Живёт и работает в Донецке. Лидер волонтёрского движения по восстановлению города.
Как хочется не удивляться тишине…
И ежечасно в ней не ждать подвоха.
Забыть, не знать, не думать о войне!
Скажите, разве это было б плохо?
4 ученик: Игорь Шпарбер. Родился 8 сентября 1951 года в Донецке. Стихи пишет всю жизнь, но поэтом осознал себя во время войны. Публиковался в разных газетах. В 2011 году выпустил книгу стихов «Шпарбекю». Живёт в Донецке.
РУССКИЙ МИР
В Донбассе много разных наций,
Живущих вместе сотни лет.
Мы верой можем отличаться,
А ценностями, братцы, нет.
5 ученик: Лиана Мусатова. Родилась 14 января 1940 года в Донецке. С 1997 года – руководитель клуба женской поэзии «Мидуна». Автор нескольких поэтических сборников, а также книги «Дулаг-162», над которой работала многие годы, собирая фото, документы и устные свидетельства очевидцев событий Великой Отечественной войны, бывших узников концлагеря Дулаг-162. Живёт в Донецке.
Кто в Новороссии рождён –
Впитал её земные соки
На все отпущенные сроки…
Будь к жертве, к подвигу готов –
Детей спасти и стариков!
6 ученик: Ирина Горбань. Родилась 5 апреля 1960 года в Макеевке Донецкой области.
Мне не надо вещать о мире,
И о смерти вещать не надо.
Каждый угол в моей квартире
Сотрясается в ритме ада.
− Заканчивает «Читательскую ленточку» учитель-методист Макеевской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней № 40 Новосельцкая Алла Григорьевна авторским стихотворением «Земля от плача устала».
Учитель: многие слышали фразу: «И книга тоже воевала…». Но не задумывались, как, каким образом она помогала солдатам на фронте или труженикам в тылу. Книга на войне – это и вдохновение и отдушина, верный друг на привале. Судьбы их складывались по-разному: одни из них были спасены бойцами и офицерами, другие – сами спасли солдат от гибели.
− За лето вы прочитали немало книг, некоторые из них были на военную тему. О понравившихся книгах вы написали отзывы.
− Сейчас я предлагаю всем вам поучаствовать в конкурсах. Пройдите к столам с литературными заданиями.
ІV. Работа в группах. ͮ
«Облака» − по сюжету, который записан в облаках, узнай книгу. Название книги запиши на голубе мира.
«Посмотри и запомни» − посмотри на предметы, запомни и запиши только те, которые связаны с войной. (Пилотка, ремень, карандаш, письмо-треугольник, сапог, картошка, мобильный телефон, пистолет, патроны, кружка, ложка, бинт…)
V. Заключительная часть. «Зажги свечу памяти»
Учитель: уважаемые ребята, учителя и наши гости. Сегодня, 6 сентября – в День освобождения Макеевки и накануне 8 сентября – Дня освобождения Донбасса, мы по традиции собрались у школьного памятника для того, чтобы отдать дань уважения воинам – освободителям, еще раз поклониться погибшим солдатам, отвоевавшим для нас мир.
− Прошу возложить гирлянду к памятнику воинам.
− К сожалению, спустя десятилетия история повторяется. И сегодня, как и в 1941-м, мы вынуждены отстаивать право жить на своей земле.
− Среди тех, кто отстаивает мир нашей Донецкой Народной Республики, есть героически погибший выпускник нашей школы Шакура Максим. В 1999 году Максим пришел в 1 класс нашей школы. За время учебы проявил себя ответственным, исполнительным учеником, учился только на отлично.
После окончания школы поступил в Макеевский металлургический техникум. В Донецкий Национальный технический университет он был зачислен сразу на два факультета: электротехнический и экономики предприятий. Но когда началась война, он добровольцем пошёл в ряды армии ДНР, чтобы защищать свою Родину. «Это - мой долг, кто же если не я?» - сказал он своим родным.
Среди ополченцев Максим пользовался авторитетом и уважением, несмотря на свою молодость. Он мог стать хорошим отцом, мужем, работать инженером, руководителем предприятия, но пуля сразила молодого разведчика.
Максим погиб 1 апреля 2015года при исполнении ответственного задания. Светлая память нашему юному герою. Школа никогда не забудет тех, кто и сейчас отстаивает мир в Донецкой Народной Республике.
− Сегодня мы зажигаем свечи Памяти и вспоминаем всех героев, погибших во имя жизни на земле. Мы помним их!
(звучит песня «Зажгите свечи»)
− Цените мир, спокойствие, возможность любить, растить детей и жить!
− И с благодарностью относитесь к тем, кто каждый день честно и самоотверженно выполняет свой долг по защите Отечества.
− Наш урок закончен. Приглашаю всех продолжить учебный процесс.
Список литературы
Диденко, Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учебное пособие / Л.А. Диденко. – 2-е изд., – Красноярск, 2015. – 174 с.
Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014 – 2015 годов: сборник стихов. – М.: Перо, 2015. – 112 с.
Шатохина, Н. П. От сна до реальности: сборник поэзии / Н. П. Шатохина – Донецк: ТОВ «АЛАН», общество книголюбов. 2012. – 44 с.
Методика проведения публичных уроков русского языка и уроков чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/kirov/festival-publichnih-urokov.ppt.
«Читательская ленточка» Чтение методом «Эхо»
Узнай книгу Облака
Почетный караул Возложение гирлянды
у школьного памятника