Урок русского языка во 2 классе «Имя прилагательное»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕЖДЕНИЕ
ШЕЛЕНГОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ВЕРХНЕУСЛОНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ЕГО РОЛЬ В РЕЧИ.
ПРОГРАММА: « ПЕРСПЕКТИВА»
УЧЕБНИК: АВТОРЫ: Л.Ф.КЛИМАНОВА, Т.В.БАБУШКИНА РУССКИЙ ЯЗЫК: УЧЕБ. ДЛЯ 2 КЛ. ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧ. ШКОЛЫ В 2 Ч. Ч. 2/– 2-Е ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2012г.
ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 3 ЧАСА
УЧИТЕЛЬ : ФОКЕЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Пояснительная записка:
Данный урок стоит вторым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОС, а также с использованием технических средств обучения. На уроке использованы различные методы обучения: дифференциация, самостоятельная работа, работа в группах , фронтальная работа. В основу урока положено формирование УУД: личностных, познавательных, логических, коммуникативных.
Место урока в разделе школьной программы:
№ |
Имя прилагательное – 6 часов |
|
1. |
Что такое имя прилагательное? |
1 |
2. |
Роль имен прилагательных в речи. |
1 |
3. |
Число имени прилагательного. |
1 |
4. |
Имена прилагательные тематических групп. |
1 |
5. |
Близкие и противоположные по смыслу имена прилагательные. |
1 |
6. |
Диктант по теме « Имя прилагательное» . |
1 |
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Тема урока:
Имя прилагательное, его роль в речи.
Характеристика класса:
Во 2 классе обучаются 6 учащихся. Уровень развития средний. В классе есть как сильные, так и слабые ученики. Дети из полных семей. Психических отклонений не наблюдалось.
Описание исходного уровня знаний, умений, навыков:
Учащиеся должны знать общее значение имен прилагательных, на какие вопросы они отвечают. Выяснить какова роль имён прилагательных в речи. Изменять имена прилагательные по числам. Познакомиться с близкими и противоположными по смыслу прилагательными. Согласовывать в числе имя существительное и имя прилагательное.
Цель урока: Формирование знаний об имени прилагательном и его роли в речи.
Задачи урока:
Обучающая:
Закрепить знания об имени прилагательном.
Выяснить, какова его роль в речи.
Развивающая:
Развивать творческие способности и речь
Развивать эмоциональную сферу ребёнка
Развивать орфографическую зоркость, стремление познавать новое.
Воспитывающая:
Формировать любовь к природе, к родному краю.
Оборудование и наглядность на уроке:
тетрадь
картинка-полянка
рисунки Вани и Ани
компьютер
проектор
презентация
карточки для самостоятельной работы
муз. композиция Бабески «Сказочный лес»
учебник
Этапы урока и их продолжительность:
организационный момент -1 минута
минутка чистописания– 4 минуты
объяснение нового материала -10 минут
словарная работа- 5 минут
закрепление, дифференцированное задание – 8 минут
физ. минутка – 1 минута
обобщение– 7 минут
творческая работа( работа в группах)- 5 минут
минутка фантазии. -2 минуты
итог урока -2 минуты
Содержание урока (этапы) |
Описание видов УУД |
Действия учащихся |
|
Орг. момент: Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку пять! Минутка чистописания На доске буквы Бб, Оо, Вв, Яя ,Дд Учитель: Ребята, почему я взяла именно эту группу букв? Какая геометрическая фигура в них спряталась? Ученики: В них спрятался овал. Учитель: Напишите строчку этих букв, соблюдая высоту, наклон, красоту их. -На какие две группы можно их разделить? Ученики: На гласные, согласные; строчные, прописные. Учитель: Охарактеризуйте гласные и согласные. (Ученики вспоминают стихи о гласных и согласных звуках) -Какой частью речи являются эти слова? Ученики: Именами существительными. Учитель: Докажите. Ученики: Слова обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что? Учитель: Придумайте к ним имена прилагательные. -Докажите, что это имена прилагательные Ученики: Имена прилагательные обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Объяснение нового материала Учитель: Сегодня, ребята, мы продолжим с вами изучать имя прилагательное. Наши герои Ваня и Аня вам задают очень хитрый вопрос (Читаем хором с доски) Какую роль в языке выполняют имена прилагательные? Нам с вами предстоит ответить на этот вопрос. Мне очень нравится стихотворение И. Сурикова « На лугу» Послушайте. Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо Куда ни глянь, цветы вокруг Да по колено травы. Зелёный луг, как чудный сад. Пахуч и свеж в часы рассвета, Красивых, радужных цветов На нем разбросаны букеты. Учитель: Понравилось стихотворение? Запишем его вторую часть под диктовку с комментированием. Определим части речи. Слайд№1.( На слайде текст стихотворения.) -Проверьте написанное. - Вчитайтесь в стихотворение (Читают хором) Вопросы: -Какими впечатлениями поделился с нами автор? -Удачно ли сравнение? -Какие слова помогают нам представить красоту луга и запах цветов и прохлады? (Дети читают) -Какой частью речи являются эти слова ? Ученики: Имена прилагательные. Учитель: Какую роль выполняют имена прилагательные? Ученики: Прилагательные делают речь красивой. Учитель: А так ли это? Прочитаем текст без имен прилагательных. - Что произошло? Ученики: Текст потерял свою красоту. Учитель: Какую же роль выполняют в тексте имена прилагательные? Ученики: Они придают речи красоту, точность. Слайд №2 Речь яркая, точная, красивая. Учитель: А сейчас запишем новое слово: радужные. От какого слова произошло? Ученики: Радуга. Учитель: Что мы записали? Ученики: Однокоренные слова. Учитель: Что происходит? Ученики: Чередование Ж // З Учитель: Радужные – это цвета радуги. Найдите пояснение в словаре и сами прочитайте. Слайд№3 ( изображение цветов и запись прилагательных. Красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) Учитель: Прочитайте слова. А где можно встретить радужные краски? Ученики: В природе, после дождя. Учитель: Сейчас приглашаю вас на эту чудесную полянку ( показ рисунка).Внимательно посмотрите. Она вам приготовила задания-сюрпризы. Закрепление. Самостоятельная работа (дифференцированное задание) 1 команда: сочинение-миниатюра « Какие красивые цветы!» 2 команда: вставить имена прилагательные. Носит одуванчик ….. сарафанчик. Подрастет – нарядится В ….. платьице. ……., …….. Ветерку послушное. Слова для справок: лёгкое, беленькое, жёлтый, воздушное . . 3 команда: подчеркнуть имена прилагательные. Вот глазастые ромашки. Они весело раскрыли белые лепестки. Розовый клевер спрятал в траве свою круглую головку. - Проверка.
Физкультминутка: Медвежата в чаще жили, Медвежата мед искали, А потом они плясали, Обобщение Учитель: Итак, ребята, вы узнали очень много о прилагательном. При помощи прилагательных можно описать и человека. Послушайте. Грубый, невнимательный, злой и нестарательный, и упрямый, и драчливый, и, конечно некрасивый. -Нравится вам такой мальчик? –Он счастливый? – Кто в этом виноват? ( Ответы детей.) -Да, такому человеку трудно живётся на свете, да и другим трудно жить с таким человеком. - Я думаю, вам, как и мне, больше понравиться вот такой мальчик: Вежливый, внимательный, скромный и старательный, добрый, честный, не драчливый, а весёлый и счастливый. Много качеств есть на свете, выбирайте себе, дети. Я дарю вам эти хорошие качества. Сохраните их на всю жизнь. Творческая работа Учитель: При помощи одних только прилагательных можно составить загадки. - Поиграем в загадки? -Кто это? Пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый? (Кот) -А это что? Серебристый, звонкий, холодный, говорливый, быстрый. ( ручей). Учитель: А теперь вы составьте загадки про берёзу и лису. Разделимся на 2 группы. Слайд№4 рисунки берёзы и лисы. Проверка. Вывод. Минутка фантазии. Учитель: А сейчас, ребята, минутка фантазии. Послушайте музыку композитора Бабески « Сказочный лес». Закройте глаза и представьте картину сказочного леса. -Представили сказочный лес в своём воображении? Дома напишите сочинение « Сказочный лес». Итог урока. Учитель: Подведём итог урока. -Как по-вашему, ребята, ответили мы на вопрос Ани и Вани? Прочитаем еще раз вопрос и ответим на него. Ученики: Прилагательные делают нашу речь красивой, яркой, точной, понятной. Учитель: А в жизни, где вам могут пригодится имена прилагательные? Ученики: Будем больше употреблять прилагательные в речи. Писать красивые сочинения. Учитель: Ребята, вы все работали активно, всем вам я поставлю хорошие оценки. Спасибо вам за урок. Урок окончен.
|
Положительный психологический настрой на урок. Воспитание здорового образа жизни. Познавательная мотивация Классификация объектов, установление причинно –след-ственных связей. Доказательство. Действия постановки и решения проблем. Коммуникативные. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Логические (сравнение) Создание способов решения проблем. Работа со словарём. Познавательные . Действия постановки и решения проблем Самостоятельная работа. Контроль, коррекция. Воспитание здорового образа жизни. Воспитание этических норм Игра. Развитие творческих способностей. Работа в группах. Рефлексия. Коммуникативные. Контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Ребята готовы к уроку.
Ребята группируют буквы и аккуратно записывают их. Выполняют грамматические задания. Ученики рассказывают правила о частях речи. Устанавливают связь между существительным и прилагательным. Восприятие стихотворения. Записывают под диктовку. Выразительно читают. Дети отвечают на вопросы учителя. Делают вывод. Словарная работа. Дети учатся правильно обращаться со словарём. Ребята выполняют самостоятельно задания разного уровня. Читают свои работы. Восстановление энергетических сил. Беседуют о качествах человека. Дети согласны с хорошими качествами . Составляют с помощью прилагательных загадки. Внимательно слушают музыку. Записывают домашнее задание. Ребята ещё раз читают вопрос и правильно на него отвечают. |
Белкина Надежда Владимировна