Урок истории на тему «Всё для Победы!», 9 класс
И.В. Усова
учитель истории и обществознания
МОУ «Петровская СОШ»
Красноармейский
муниципальный район
Пояснительная записка к методической разработке урока истории в 10 классе
Поурочно-тематическое планирование предусматривает два варианта недельного учебного плана. Для методической разработки урока за основу взята основная образовательная программа, включающая изучение истории России в количестве 68 часов (2 часа в неделю).
Согласно предложенному поурочно-тематическому планированию на урок «Человек и война: по обе стороны фронта. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны» выделяется 1 час. Дефицит количества часов не позволяет выделение отдельного урока по истории родного края, поэтому материал по нему включается в контекст урока.
Распределение учебных часов:
Содержательный блок |
Подтемы |
Кол-во уроков |
«Человек и война: по обе стороны фронта. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны». |
1. Эвакуация. 2. «Всё для фронта! Всё для Победы!». 3. Военно-техническое оснащение Красной армии. 4.Танкоград. 5. Повседневная жизнь в советском тылу. |
1
|
Итого |
|
1 |
Конспект урока истории в 10 классе
Раздел « ВЕЛИКАЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ. СВЯЩЕННАЯ»
Тема по программе «Человек и война: по обе стороны фронта. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны».
Цель изучения темы - раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией.
Задачи
личностный результат – воспитание у учащихся уважения к истории Южного Урала, осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи и ее истории;
метапредметный результат – отработка навыков смыслового чтения, умения формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого.
предметный результат – развитие умений проводить поиск информации в исторических текстах, сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; давать оценку событиям и личностям отечественной истории.
Урок «Человек и война: по обе стороны фронта. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны».
Класс 10
Кол-во часов: 1
Цель учебного занятия – знакомство учащихся с ролью Южного Урала в годы ВОВ.
Планируемый результат |
Составные элементы результатов |
Форма деятельности (реализации) |
Личностные |
Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора. Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности |
индивидуальная работа по уровням адекватно оценивают свои возможности при выборе уровня заданий актуализация интереса к истории Южного Урала разные уровни домашнего задания
|
Метапредметные |
Установление междисциплинарных связей, выявление универсальных приемов учебной деятельности |
установление связи между новым материалом и уже пройденным работа с обществоведческими понятиями (патриотизм, многонациональное государство) работа в группах обоснование суждения группы выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий выслушивание мнения других умение вести дискуссию |
Предметные: |
Знание дат, событий, явлений, биографий |
Даты: июль-октябрь 1941, весна 1942, 28 ноября-1 декабря 1943. События: эвакуация заводов на восток, Тегеранская конференция. Явления: карточная система снабжения населения, программа ленд-лиз. Биографии: И. В. Сталин, М.И. Кошкин, В.А. Дектярёв |
Умение работать с картой |
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», |
|
Умение работать с научной литературой |
фрагменты текста учебника |
|
Умение сравнивать, анализировать и делать выводы |
составление социального портрета по фотографиям ответы на вопросы к проблемным заданиям и познавательным задачам выводы
|
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.
Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): групповой практикум по работе источниками.
Оборудование:
презентация, карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», раздаточный материал.
Учебник: История России: начало XX - начало XXI века. 10 класс. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. М.: Дрофа, 2016.
УМК (основная литература):
Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2015г.
Е. В. Симонова — Методическое пособие к учебнику О.В. Волобуева, С.П. Карпачёва, П.Н. Романова «История России. Начало XX-начало XXI века. 10 класс». М.: Дрофа, 2016
Дополнительная литература
Салмина М.С. История Южного Урала. ХХ – начало ХХI века: Учеб. Пособие для 9 кл. – Челябинск: «Взгляд», 2004.
Великая Россия. Великая Отечественная война. А.О. Чубарьян, В.И. Ищенко и др. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения + ЦОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Планируемые результаты |
Формы контроля |
||
предметные |
формируемые умения (универсальные учебные действия) |
|||||||
I. Организационный момент |
|
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
Фронтальная |
|
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности |
|
|
II. Актуализация знаний |
Беседа по пройденному материалу |
1. Каковы были причины неудач Красной армии весной и летом 1942 г.? 2. Определите особенности, итоги и историческое значение Сталинградской и Курской битв. |
Отвечают на вопросы, приводят примеры. |
Фронтальная |
Знание дат, событий, явлений
|
умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал (понимание причинно – следственных связей) |
Ответы на вопросы |
|
III. Постановка учебных задач |
Беседа Приложение 1
|
«Всё для фронта! Всё для Победы!»- эпиграф нашего урока. Каково было состояние советского общества в первые месяцы войны? Предлагаю познакомиться с мнением ученого В. К. Волкова. Какие задачи встают перед правительством страны? Кто руководил Государственным Комитетом Обороны? Определите причины «экономического чуда». |
Анализируют мнение учёного. |
Фронтальная |
на основе текста учебника определяют социально-экономические предпосылки коренного перелома |
Метапредметные: определяют последовательность действий с учетом конечного результата. |
Ответы на вопросы |
|
IV. Изучение нового материала |
Беседа
|
Необходимо было провести эвакуацию из прифронтовых районов, наладить промышленное производство в тылу. Люди трудились днем и ночью. Работа проходила под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» Формулируем тему урока. |
Записывают в тетрадь. |
Индивидуальная
|
Умение делать выводы. |
Метапредметные выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Отвечают на вопросы |
|
Работа с понятиями приложение2 |
Каждый может выбрать понятие наиболее понятное. |
Читают записи в тетради.
|
Фронтальная
|
|
Личностные: осознают свои возможности в учении |
Ответы на вопросы
|
||
Работа с текстом учебника С.172-173, 174
|
Что позволило СССР успешно осуществить массовую эвакуацию? Куда эвакуировали заводы? (показывает на карте направления эвакуации).
|
Формулируют ответы, отвечают на вопрос. Работают с картой. |
Фронтальная
|
Решают проблемную задачу: почему возникали трудности с размещением эвакуированных предприятий. |
Метапредметные: определяют последовательность действий с учетом конечного результата. осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме, формулируют понятие |
Работают с текстом учебника, с картой |
||
Беседа, комментирование иллюстраций (презентация)
|
Перед вами иллюстрации, рассмотрите их. Челябинск и его жители сыграли большую роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Сюда было эвакуировано более двухсот предприятий из других городов. На челябинских заводах производили моторы, оборудование, боеприпасы, детали для танков и автомобилей, бронированные стекла для самолетов и другую необходимую фронту продукцию. На поток здесь было поставлено производство танков и знаменитых «Катюш». В связи с этим Челябинск даже неофициально называли Танкоград. Объясните смысл высказывания «Урал – опорный край державы» Каковы условия работы южноуральцев? |
Фронтальный отвечают, делают записи в тетрадь
|
Фронтальная
|
Оценивают суждение о вкладе тружеников Южного Урала в разгроме врага. |
Метапредметные: умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал Личностные: испытывают гордость за родственников, работавших в тылу. |
Отвечают на вопрос,формулируют выводы |
||
Работа со словарём учебника. Работа в группах с источниками Приложение 3
|
Вопрос о вкладе ленд-лиза в победу над врагом до сих пор вызывает споры Работа в парах. Получите рабочие листы, до с которыми будете работать. Проанализируйте дополнительную информацию. Ответьте на вопрос. По завершении работы каждая пара отвечает на вопросы. Сформулируйте вывод. Что сближало страны-участницы антигитлеровской коалиции? |
Работа в парах |
В парах
|
Умение работать с источником. проводить поиск основной и дополнительной информации |
Личностные: Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности Метапредметные: установление связи между новым материалом и уже пройденным выслушивание мнения других умение вести дискуссию |
Читают тексты Отвечают на вопросы, дополняют друг друга |
||
V. Первичное осмысление и закрепление знаний |
Дискуссия
|
- Давайте вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока. Как люди воплощали в жизнь лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!!» |
Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию |
Фронтальная |
Знание дат, событий, явлений Дают оценку исторической личности. Выявлять противоречивость исторических явлений, процессов. |
Метапредметные: слушают мнение других, умеют вести дискуссию |
Устный опрос |
|
VI. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщающая беседа
|
- Что в новом материале вас заинтересовало более всего? -Какие задания вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели? Сформулируйте вопрос по теме для своего одноклассника, оцените его ответ. |
оценивают свою работу и работу в группе, эмоциональное состояние |
Фронтальная |
Способность применять понятийный аппарат, делать выводы. |
Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние. |
Оценивание работы учащихся на уроке |
|
Домашнее задание (на доске)
|
Уровень А (легкий) - учебник стр.172-184, понятия Уровень В (средний) – Уровень А + выполнить письм задание 3 на стр 185 Уровень С (сложный) - Уровень А +В +задание 4-5 стр 185 |
Выбирают уровень и записывают домашнее задание
|
Индивидуальная |
|
Личностные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора. |
Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Рабочий лист
Ученый В. К. Волков: «Фактор неожиданности был реальным для солдат и среднего командного состава, а также для подавляющего большинства населения. Страна оказалась психологически и морально совершенно не подготовленной к войне с Германией. Шоковое впечатление от первых
поражений наложилось на предшествующее состояние общества, которое не забыло массовых сталинских репрессий 1936—1939 гг. и еще не оправилось от потрясений сплошной коллективизации в начале 30-х гг. Все это привело вскоре к морально-политическому кризису…» Люди верили или пытались привыкнуть к мысли, что партия и ее вождь И. В. Сталин непогрешимы в своих действиях. В предвоенные годы средства массовой информации формировали в сознании людей идею о том,
что «если завтра война», то она будет вестись на территории противника и малой кровью. В первые недели войны в обществе поднялась волна патриотизма: советские люди в подавляющем большинстве выражали решимость принять активное участие в борьбе с фашистскими агрессорами. Но когда стали приходить известия о масштабах военных действий и территориях, оставленных врагу, началось смятение. Попытки замалчивать негативную информацию с фронтов порождали слухи, недоверие к властям и панику.
Приложене 2
Рабочий лист
Задание к рабочему листу: Прочитать определения понятий из разных источников. Выбрать наиболее понятное вам определение. Озвучить, объяснить, почему выбрали. Записать в тетрадь.
ЭВАКУАЦИЯ
-Вывоз гражданского населения, предприятий, учреждений, художественных и других ценностей, имущества из местностей, находящихся под угрозой нападения противника или подвергшихся стихийному бедствию словарь Ефремовой
-Организованный вывоз населения, учреждений, имущества, оборудования и т.п. из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения, стихийного бедствия или подвергшейся стихийному бедствию, в другое место для сохранения от опасности. БСЭ
-Организованный вывоз кого-чего-н. из одной местности в другую для предохранения от опасности или с целью возвращения на постоянное место. Эвакуация гражданского населения с театра военных действий. Эвакуация ценностей перед сдачей города неприятелю. Эвакуация пленных на родину. Эвакуация оккупационной армии. словарь Ушакова
ТЫЛ
-Территория, расположенная сзади боевой линии, позади фронта. Словарь Ушакова
-Территория воюющей страны вместе с ее населением, лежащая за линией фронта. Словарь Ефремовой
вся территория воюющей страны с ее населением и экономическими ресурсами, кроме района (зоны) военных действий… БСЭ
Приложение 3
Рабочий лист
Оценка помощи поставок по ленд-лизу. Г.К.Жуков (Борис Соколов "Неизвестный Жуков: портрет без ретуши в зеркале эпохи").
« У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-насто- ящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не амери- канская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии». А.И.Микоян «…мы получили около 400 тысяч перво- Классных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд»,легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления. Без ленд-лиза мы бы навер- няка ещё год-полтора лишних провоевали».
Оценка западных политологов
Н.Верт. Роль помощи союзников.
“В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.
Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.
В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.
Приложение 3
Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.
“К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.
П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.
“Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.
Вопросы к документам.
1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?
2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?
3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?