12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Усова Ирина Владимировна23
Россия, Челябинская обл., Петровский

И.В. Усова

учитель истории и обществознания

МОУ «Петровская СОШ»

Красноармейский

муниципальный район

 

 

Пояснительная записка к методической разработке урока истории в 10 классе

 

Поурочно-тематическое планирование предусматривает два варианта недельного учебного плана. Для методической разработки урока за основу взята основная образовательная программа, включающая изучение истории России в количестве 68 часов (2 часа в неделю).

Согласно предложенному поурочно-тематическому планированию на урок «Человек и война: по обе стороны фронта. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны» выделяется 1 час. Дефицит количества часов не позволяет выделение отдельного урока по истории родного края, поэтому материал по нему включается в контекст урока.

 

 

Распределение учебных часов:

 

Содержательный блок

Подтемы

Кол-во уроков

«Человек и война: по обе стороны фронта. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны».

1. Эвакуация. 2. «Всё для фронта! Всё для Победы!». 3. Военно-техническое оснащение Красной армии. 4.Танкоград. 5. Повседневная жизнь в советском тылу.

1

 

Итого

 

1

 

 

Конспект урока истории в 10 классе

 

Раздел « ВЕЛИКАЯ. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ. СВЯЩЕННАЯ»

Тема по программе «Человек и война: по обе стороны фронта. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны».

 

 

Цель изучения темы - раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией.

Задачи

личностный результат воспитание у учащихся уважения к истории Южного Урала, осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи и ее истории;

метапредметный результат – отработка навыков смыслового чтения, умения формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого.

предметный результат – развитие умений проводить поиск информации в исторических текстах, сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; давать оценку событиям и личностям отечественной истории.

 

Урок «Человек и война: по обе стороны фронта. Южный Урал в годы Великой Отечественной войны».

Класс 10

Кол-во часов: 1

Цель учебного занятия знакомство учащихся с ролью Южного Урала в годы ВОВ.

 

Планируемый результат

Составные элементы результатов

Форма деятельности (реализации)

Личностные

Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора. Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности

индивидуальная работа по уровням

адекватно оценивают свои возможности при выборе уровня заданий

актуализация интереса к истории Южного Урала

разные уровни домашнего задания

 

Метапредметные

Установление междисциплинарных связей, выявление универсальных приемов учебной деятельности

установление связи между новым материалом и уже пройденным

работа с обществоведческими понятиями (патриотизм, многонациональное государство)

работа в группах

обоснование суждения группы

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации

осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

выслушивание мнения других

умение вести дискуссию

Предметные:

Знание дат, событий, явлений, биографий

Даты: июль-октябрь 1941, весна 1942, 28 ноября-1 декабря 1943.

События: эвакуация заводов на восток, Тегеранская конференция.

Явления: карточная система снабжения населения, программа ленд-лиз.

Биографии: И. В. Сталин, М.И. Кошкин, В.А. Дектярёв

Умение работать с картой

Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,

Умение работать с научной литературой

фрагменты текста учебника

Умение сравнивать, анализировать и делать выводы

составление социального портрета по фотографиям

ответы на вопросы к проблемным заданиям и познавательным задачам

выводы

 

 

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): групповой практикум по работе источниками.

Оборудование:

презентация, карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», раздаточный материал.

Учебник: История России: начало XX - начало XXI века. 10 класс. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. М.: Дрофа, 2016.

УМК (основная литература):

Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2015г.

Е. В. Симонова — Методическое пособие к учебнику О.В. Волобуева, С.П. Карпачёва, П.Н. Романова «История России. Начало XX-начало XXI века. 10 класс». М.: Дрофа, 2016

Дополнительная литература

Салмина М.С. История Южного Урала. ХХ – начало ХХI века: Учеб. Пособие для 9 кл. – Челябинск: «Взгляд», 2004.

Великая Россия. Великая Отечественная война. А.О. Чубарьян, В.И. Ищенко и др. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.


 

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

+ ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения (универсальные учебные действия)

I. Организационный момент

 

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Фронтальная

 

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

 

II. Актуализация знаний

Беседа по пройденному материалу

1. Каковы были причины неудач Красной армии весной и летом 1942 г.? 2. Определите особенности, итоги и историческое значение Сталинградской и Курской битв.

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Фронтальная

Знание дат, событий, явлений

 

умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал (понимание причинно – следственных связей)

Ответы на вопросы

III. Постановка учебных задач

Беседа

Приложение 1

 

 

 

 

 

«Всё для фронта! Всё для Победы!»- эпиграф нашего урока. Каково было состояние советского общества в первые месяцы войны? Предлагаю познакомиться с мнением ученого В. К. Волкова.

Какие задачи встают перед правительством страны? Кто руководил Государственным Комитетом Обороны? Определите причины «экономического чуда».

Анализируют мнение учёного.

Фронтальная

на основе текста учебника определяют социально-экономические предпосылки коренного перелома

Метапредметные:

определяют последовательность действий с учетом конечного результата.

Ответы на вопросы

IV. Изучение нового материала

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо было провести эвакуацию из прифронтовых районов, наладить промышленное производство в тылу. Люди трудились днем и ночью. Работа проходила под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» Формулируем тему урока.

Записывают в тетрадь.

Индивидуальная

 

Умение делать выводы.

Метапредметные выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Отвечают на вопросы

Работа с понятиями приложение2

Каждый может выбрать понятие наиболее понятное.

Читают записи в тетради.

 

Фронтальная

 

 

 

Личностные: осознают свои возможности в учении

Ответы на вопросы

 

Работа с текстом учебника

С.172-173, 174

 

Что позволило СССР успешно осуществить массовую эвакуацию? Куда эвакуировали заводы?

(показывает на карте направления эвакуации).

 

Формулируют ответы, отвечают на вопрос. Работают с картой.

Фронтальная

 

Решают проблемную задачу: почему возникали трудности с размещением эвакуированных предприятий.

Метапредметные:

определяют последовательность действий с учетом конечного результата.

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме,

формулируют понятие

Работают с текстом учебника, с картой

Беседа, комментирование иллюстраций (презентация)

 

Перед вами иллюстрации, рассмотрите их. Челябинск и его жители сыграли большую роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Сюда было эвакуировано более двухсот предприятий из других городов. На челябинских заводах производили моторы, оборудование, боеприпасы, детали для танков и автомобилей, бронированные стекла для самолетов и другую необходимую фронту продукцию. На поток здесь было поставлено производство танков и знаменитых «Катюш». В связи с этим Челябинск даже неофициально называли Танкоград. Объясните смысл высказывания «Урал – опорный край державы» Каковы условия работы южноуральцев?

Фронтальный

отвечают,

делают записи в тетрадь

 

Фронтальная

 

Оценивают суждение о вкладе тружеников Южного Урала в разгроме врага.

Метапредметные:

умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал

Личностные: испытывают гордость за родственников, работавших в тылу.

Отвечают на вопрос,формулируют выводы

Работа со словарём учебника. Работа в группах с источниками

Приложение 3

 

 

Вопрос о вкладе ленд-лиза в победу над врагом до сих пор вызывает споры Работа в парах. Получите рабочие листы, до с которыми будете работать. Проанализируйте дополнительную информацию. Ответьте на вопрос. По завершении работы каждая пара отвечает на вопросы.

Сформулируйте вывод. Что сближало страны-участницы антигитлеровской коалиции?

Работа в парах

В парах

 

Умение работать с источником. проводить поиск основной и дополнительной информации

Личностные:

Участие в учебно-исследовательской и проектной деятельности

Метапредметные:

установление связи между новым материалом и уже пройденным

выслушивание мнения других

умение вести дискуссию

Читают тексты Отвечают на вопросы, дополняют друг друга

V. Первичное осмысление и закрепление знаний

Дискуссия

 

 

- Давайте вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока.

Как люди воплощали в жизнь лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!!»

Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию

Фронтальная

Знание дат, событий, явлений

Дают оценку исторической личности.

Выявлять противоречивость исторических явлений, процессов.

Метапредметные:

слушают мнение других,

умеют вести дискуссию

Устный опрос

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщающая беседа

 

 

 

 

- Что в новом материале вас заинтересовало более всего?

-Какие задания вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели?

Сформулируйте вопрос по теме для своего одноклассника, оцените его ответ.

оценивают свою работу и работу в группе, эмоциональное состояние

Фронтальная

Способность применять понятийный аппарат, делать выводы.

Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности

адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние.

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

(на доске)

 

Уровень А (легкий) - учебник стр.172-184, понятия

Уровень В (средний) – Уровень А + выполнить письм задание 3 на стр 185

Уровень С (сложный) - Уровень А +В +задание 4-5 стр 185

Выбирают уровень и

записывают домашнее задание

 

 

 

 

Индивидуальная

 

Личностные:

принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Выявление интереса к предмету, мотивации к учебной деятельности и расширению кругозора.

Записывают домашнее задание

 

Приложение 1

 

 

Рабочий лист

 

Ученый В. К. Волков: «Фактор неожиданности был реальным для солдат и среднего командного состава, а также для подавляющего большинства населения. Страна оказалась психологически и морально совершенно не подготовленной к войне с Германией. Шоковое впечатление от первых

поражений наложилось на предшествующее состояние общества, которое не забыло массовых сталинских репрессий 1936—1939 гг. и еще не оправилось от потрясений сплошной коллективизации в начале 30-х гг. Все это привело вскоре к морально-политическому кризису…» Люди верили или пытались привыкнуть к мысли, что партия и ее вождь И. В. Сталин непогрешимы в своих действиях. В предвоенные годы средства массовой информации формировали в сознании людей идею о том,

что «если завтра война», то она будет вестись на территории противника и малой кровью. В первые недели войны в обществе поднялась волна патриотизма: советские люди в подавляющем большинстве выражали решимость принять активное участие в борьбе с фашистскими агрессорами. Но когда стали приходить известия о масштабах военных действий и территориях, оставленных врагу, началось смятение. Попытки замалчивать негативную информацию с фронтов порождали слухи, недоверие к властям и панику.

 

 

Приложене 2

 

Рабочий лист

 

Задание к рабочему листу: Прочитать определения понятий из разных источников. Выбрать наиболее понятное вам определение. Озвучить, объяснить, почему выбрали. Записать в тетрадь.

 

ЭВАКУАЦИЯ

-Вывоз гражданского населения, предприятий, учреждений, художественных и других ценностей, имущества из местностей, находящихся под угрозой нападения противника или подвергшихся стихийному бедствию      словарь Ефремовой

-Организованный вывоз населения, учреждений, имущества, оборудования и т.п. из местности, находящейся под угрозой неприятельского нападения, стихийного бедствия или подвергшейся стихийному бедствию, в другое место для сохранения от опасности. БСЭ

-Организованный вывоз кого-чего-н. из одной местности в другую для предохранения от опасности или с целью возвращения на постоянное место. Эвакуация гражданского населения с театра военных действий. Эвакуация ценностей перед сдачей города неприятелю. Эвакуация пленных на родину. Эвакуация оккупационной армии.    словарь Ушакова

ТЫЛ

-Территория, расположенная сзади боевой линии, позади фронта. Словарь Ушакова

-Территория воюющей страны вместе с ее населением, лежащая за линией фронта. Словарь Ефремовой

вся территория воюющей страны с ее населением и экономическими ресурсами, кроме района (зоны) военных действий… БСЭ

 


 

Приложение 3

Рабочий лист

Оценка помощи поставок по ленд-лизу. Г.К.Жуков (Борис Соколов "Неизвестный Жуков: портрет без ретуши в зеркале эпохи").

« У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-насто- ящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не амери- канская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии». А.И.Микоян «…мы получили около 400 тысяч перво- Классных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд»,легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления. Без ленд-лиза мы бы навер- няка ещё год-полтора лишних провоевали».

Оценка западных политологов

Н.Верт. Роль помощи союзников.

В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.

Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.

В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.


 

Приложение 3

Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.

К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.

П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.

Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.

Вопросы к документам.

1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?

2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?

3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.