классный час для 9-11 классов «Пусть это будет не зря»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Усачевская средняя школа»
«Пусть это будет не зря»
классный час для 9-11 классов
Юрьева Елизавета Андреевна,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 8 класса
2020
Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма.
Задачи:
1. развивать и углублять знания об истории Второй мировой войны;
2. развивать способность осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
3. заинтересовать историей и культурой своего и других народов.
Ход классного часа
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память-наша совесть
Она как сила нам нужна!
Слайд 1.
Вступительная часть.
1. Организационный этап.
2. Постановка целей, задач.
Просмотр ролика «Видео. Мир вам, люди» до времени 00:58 (только первый куплет).
Опираясь на небольшой отрывок ролика, скажите своё мнение: как вы считаете, о чём будет наш классный час? (О мире)
Слово учителя. Несмотря на все проблемы, с которыми мы сталкиваемся, мы с вами живём в мирное время, в нашей стране нет войны.
Но всегда ли так было? (Нет)
Какие периоды истории нашей страны мы не можем назвать мирными? (Военное время).
Мир и война – два абсолютно противоположных понятия. Сегодня мы с вами поговорим о военном времени.
Просмотр ролика «Видео. Пусть это будет не зря»
Слайд 2.
Основная часть.
4. Актуализация знаний.
Какое бы вы дали определение войне? (Первое определение в словаре Ожегова гласит, что война - вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.).
Слайд 3.
Слово учителя. Но есть более простое и исчерпывающее определение войны. Война – это уничтожение одного народа другим.
В этом году знаменательная дата – 9 мая мы отмечаем 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. В этой войне нацистская Германия уничтожала славянские народы.
В последние годы ходит миф о том, что Гитлер хотел завоевать территорию СССР. Да, огромнейшая территория была целью Гитлера. Но куда девать народ, который проживает на этой территории? Ответ прост – он должен быть уничтожен. Не подразумевалось, что люди будут жить.
Слайд 4.
30 марта 1941 г. фюрер заявлял, что война против СССР будет «полной противоположностью нормальной войне на Западе и Севере Европы», в ней предусматривается «тотальное разрушение», «уничтожение России как государства». Война против СССР рассматривалась нацистской верхушкой прежде всего как война против славянских народов. В разговоре с президентом сената Данцига Х. Раушнингом Гитлер разъяснял: «Одна из основных задач германского государственного правления заключается в том, чтобы навсегда предотвратить всеми возможными средствами развитие славянских рас. Естественные инстинкты всех живых существ подсказывают нам не только необходимость побеждать своих врагов, но и уничтожать их».
Существовала доктрина об уничтожении славянских народов.
- Теперь подумайте, что стало было с нами, сидящими здесь в классе, если бы план Гитлера сработал? (Нас бы с вами не было, мы бы даже не родились, наши мамы и папы бы не родились.)
Если бы Гитлер победил, нацистское рабство распространилось бы на весь мир. Этот мир был бы куда страшнее нынешнего.
5. Применение знаний и умений в выполнении заданий. Работа с TimeLine.
(Для работы необходимо пройти по ссылке: https://cdn.knightlab.com/libs/timeline3/latest/embed/index.html?source=1S6W0a5KSEwIdAYUv3-A63-kzGAd7AIDp8efHDBtisuc&font=Default&lang=en&initial_zoom=2&height=650.)
Слово учителя.
Возможно, вы уже знаете, что такое Лента Времени. Кто может сказать, что это такое? (Лента времени - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события.)
Слайд 5.
Лента Времени поможет нам сегодня на классном часу вспомнить особые страницы в истории Великой Отечественной войны. Это страшные истории, о которых хочется забыть, но необходимо помнить, чтобы они никогда не повторились. Об этом говорит и эпиграф к нашему классному часу:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память-наша совесть
Она как сила нам нужна!
Звучит Музыка (в приложении Музыка 1)
Слово учителя.
Дата 1. Дахау.
Лагерь Дахау был основан в 1933г. в г. Дахау, расположенном вблизи от Мюнхена. Заложниками Дахау были более 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек.
Изначально лагерь был создан для «перевоспитания» оппозиционеров нацистского режима. Вскоре он превратился в защищенную от посторонних взоров платформу отработки наказаний, жестоких экспериментов. Одним из направлений медицинских опытов было создание сверхвоина (это было идеей Гитлера еще задолго до начала Второй Мировой Войны), поэтому особое внимание уделялось исследованиям возможностей человеческого организма.
Трудно представить, через какие мучения пришлось пройти узникам Дахау, когда они попадали в руки К. Шиллинга и З. Рашера. Первый заражал малярией и затем проводил лечение, в большинстве своем неудачное, приводимое к летальному исходу. Еще одной его страстью было замораживание людей. Их на десятки часов оставляли на морозе, обливали холодной водой или погружали в нее. Естественно, все это проводилось без анестезии – ее считали слишком дорогой. Правда, иногда все же применялись наркотические средства в качестве обезболивающего. Однако делалось это не из гуманных соображений, а в целях сохранения секретности процесса: подопытные слишком громко кричали.
Доктор Рашер специализировался на моделировании экстремальных условий и установлении человеческой выносливости. Он помещал заключенных в барокамеру, изменял давление и нагрузки. Как правило, несчастные умирали от пыток, выжившие сходили с ума.
Кроме того, моделировалась ситуация попадания человека в море. Людей помещали в специальную камеру и давали им только соленую воду в течение 5 дней.
Продолжает звучать музыка (в приложении Музыка 1)
Слово подготовленного ученика1.
Дата 2. Бухенвальд.
Один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии - Бухенвальд (или «буковый лес»). В период 1937-1945г.г. в Бухенвальде было заключено более 250 тыс. человек. В основной части концлагеря и в 136 филиалах узники нещадно эксплуатировались. 56 тыс. человек погибло: они были убиты, умерли от голода, тифа, дизентерии, погибли в ходе медицинских экспериментов (для испытания новых вакцин заключенных заражали тифом и туберкулезом, отравляли ядом).
В 1945г. нацистские руководители, которым уже был очевиден печальный для них исход войны, преступили к полному истреблению заключенных, чтобы скрыть улики столь масштабного преступления. 11 апреля 1945г. пленные преступили к вооруженному восстанию. Через минут 30 двести эсэсовцев было захвачено, уже к концу дня Бухенвальд был полностью под контролем восставших. Лишь через двое суток туда пришли Американские войска. Было освобождено более 20 тыс. узников, в том числе 900 детей.
В 1958г. на территории Бухенвальда открыт мемориальный комплекс.
Слово учителя
В ходе расследования преступлений германского фашизма в самой Германии, в Польше и на оккупированной территории Советского Союза Чрезвычайной государственной комиссией СССР были установлены факты массового и зверского истребления детей. Каждому здравомыслящему человеку ясно: дети — это дети, они не воюют, они не вооружены, они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал еще с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Зверски расправляясь с мирным населением оккупированных территорий, фашисты грубо нарушали международные конвенции и установленные цивилизованным миром правила ведения войны. Истребление детей было еще более страшным преступлением гитлеровцев. Но они охотно совершали его, преследуя свои далеко идущие цели, связанные с установлением господства над всем миром.
Дети — это будущее народа, будущее нации, продолжение жизни на планете. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» «Мы, — говорил Гитлер, — должны развить технику обезлюживания… Я имею в виду устранение целых расовых единиц. И это — то, что я намерен осуществить».
В этих высказываниях фашистского фюрера и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях. Это геноцид в его самом изощренном проявлении, преступление против основ физического существования народов.
Звучат музыка (в приложении Музыка 2)
Слово подготовленного ученика2.
Дата 3. Освенцим.
Расследованием злодеяний фашизма в Освенциме было установлено, что там нашли мученическую смерть сотни тысяч детей народов и национальностей, отнесенных нацистами, их бредовой расовой теорией к неполноценным, — это славяне, евреи, цыгане и другие. Еще задолго до начала Нюрнбергского процесса Чрезвычайная государственная комиссия СССР обнаружила на территории лагеря Биркенау семь вагонов детских вещей, подготовленных нацистами к отправке в Германию. В найденной среди документов справке было указано, что почти 100 тысяч детей были умерщвлены за полтора месяца.
Бывший заключенный лагеря, врач из города Вильнюса показал: «…в начале 1943 года в лагере Биркенау были отобраны 164 мальчика и отвезены в больницу, где при помощи уколов в сердце карболовой кислоты все они были умерщвлены».
Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умерщвляли.
По прибытию заключенные подвергались распределению на две группы: тех, кого немедленно уничтожали (дети, инвалида, старики, раненые) и тех, кого можно было эксплуатировать перед уничтожением. Последних содержали в невыносимых условиях: спали они рядом с грызунами, вшами, клопами на соломе, что лежала на бетонном полу (впоследствии она была заменена на тонкие матрасы с соломой, уже позже были придуманы трехъярусные нары). В пространстве, вмещавшем в себя человек 40, проживали 200 человек. Узники почти не имели доступ к воде, мылись крайне редко, из-за чего в бараках процветали различные инфекционные заболевания. Рацион заключенных был более чем скуден: кусочек хлеба, немного желудей, стакан воды на завтрак, суп из свеклы и картофельной кожуры на обед, ломтик хлеба на ужин. Чтобы не умереть, пленникам приходилось есть траву и корешки, что нередко влекло за собой отравление и смерть.
Высеченная на воротах фраза «Arbit macht frei» («работа приводит к свободе») была совершенно лишена смысла – работа здесь приводила только к неминуемой смерти.
Тяжелее всех пришлось тем, кто попал под нож так называемых врачей, практиковавших леденящие души медицинские эксперименты. Надо отметить, что операции проводились без обезболивающих средств, раны не обрабатывались, что, конечно же, приводило к мучительной смерти. Ценность человеческой жизни — детской или взрослой – равнялась нулю, бессмысленные и тяжкие страдания не брались в расчет. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключённых искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента.
В книге Кристины Живульской, бывшей заключенной лагеря, упоминается случай, когда приговоренная к смерти женщина не идет, а бежит в газовую камеру – мысль о ядовитом газе устрашала ее куда меньше, чем перспектива оказаться подопытной нацистских врачей.
В период 1941-1945г.г. в Освенциме были умерщвлены 1 млн. 400 тыс. человек. Но по оценке некоторых историков эта цифра достигает 4 млн. человек.
Продолжает звучать музыка (в приложении Музыка 2)
Слово подготовленного ученика3.
Дата 4. Майданек.
Массовое уничтожение людей на территории лагеря началось осенью 1942г. В то же время была проведена поражающая своей жестокостью акция с циничным названием «Эрнтефес», что в переводе с нем. означает «праздник сбора урожая». Всех евреев согнали в одно место и приказали лечь вдоль рва по принципу черепицы, затем эсэсовцы расстреливали несчастных выстрелом в затылок. После того как слой людей был умерщвлен, эсэсовцы вновь заставляли евреев укладываться в ров и стреляли – и так до тех пор, пока трехметровая траншея не была заполнена трупами. Массовое убийство сопровождалось громкой музыкой, что вполне было в духе эсэсовцев.
Звучит музыка (в приложении Музыка 1)
Слово учителя.
Дата 5. Яновский концлагерь.
Яновский лагерь отличался применением особо изощренных зверских методов истребления людей. Его комендант оберштурмфюрер С.С. Вильгауз ради развлечения стрелял в заключенных из автомата с балкона своей канцелярии. Потом передавал автомат жене, и она также стреляла. Иногда, чтобы доставить удовольствие дочери, Вильгауз заставлял подбрасывать в воздух 2-4летних детей и давал очередь по ним. Дочь аплодировала и кричала «Папа, еще! Папа, еще!» И тот убивал снова.
В 1943 году в день рождения Гитлера (ему исполнилось 54 года) тот же Вильгауз отсчитал из числа заключенных 54 человека и лично расстрелял их.
Каждый из офицеров охраны лагеря придумывал свои способы убийства людей. В лагере, кроме нескольких эшафотов, устроили так называемую «добровольную виселицу» для заключённых, которым уже не под силу было терпеть измывательства, и предпочитавшим покончить жизнь самоубийством.
Бывший заключенный лагеря Аш сообщил: «Я лично видел, как гауптштурмфюрер С.С Гебауэр душил женщин и детей, а мужчин зимой замораживал в бочках с водой. Бочки наполнялись водой, жертвам связывали руки и ноги и опускали в воду. Обреченные находились в бочке до полного замерзания».
Начальник следственной части Яновского лагеря Гайне протыкал тела заключенных куском железа, плоскогубцами вырывал у женщин ногти, подвешивал их за волосы, раскачивал и стрелял по «движущейся мишени».
Гауптштурмфюрер СС Варцок подвешивал заключенных за ноги к столбам и так оставлял их до наступления смерти.
Пытки, истязания и расстрелы в Яновском лагере совершались фашистами под музыку. Обычно во двор, в центр лагеря, выводили оркестрантов. Это были заключенные музыканты, многие из которых еще недавно приносили радость людям своим талантливым исполнением классической и народной музыки. Здесь же, стоя сомкнутым кругом, под вопли и крики истязаемых жертв играли они по нескольку часов кряду одну и ту же мелодию — «Танго смерти» — так называли ее заключенные. Кто ее написал? Кто-то из заключенных композиторов. Родившись в лагере, она там и осталась вместе с расстрелянными оркестрантами, руководителем оркестра профессором Штриксом и известным львовским дирижером Мунтом. Произошла эта трагедия накануне освобождения Львова частями Советской Армии, когда фашисты стали ликвидировать Яновский лагерь.
Продолжает звучать музыка (в приложении Музыка 1)
Слово подготовленного ученика4.
Дата 6. Блокада Ленинграда.
Из директивы «О будущем города Ленинграда»: Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После разгрома советской армии существование этого города не будет иметь никакого смысла...
Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены.
Звучит музыка (в приложении Музыка 2)
Слово подготовленного ученика 5.
Дата 7. Бабий Яр
В Киеве представителем Чрезвычайной государственной комиссии В. Д. Шевцовым совместно со специальной республиканской комиссией было установлено, что фашистские палачи с первых же дней оккупации города проводили массовое истребление населения. Людей хватали прямо на улицах, расстреливали большими группами и в одиночку. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска использовали как место массовых расстрелов Бабий Яр. 29 сентября 1941 года, согнав тысячи мирных граждан на угол улиц Мельника и Доктеревской, гитлеровцы повели их к Бабьему Яру, а там, отобрав все ценности, расстреляли. Проживавшие вблизи граждане рассказали, как гитлеровцы бросали в овраг грудных детей и закапывали их живыми вместе с убитыми и ранеными родителями, как слой земли шевелился от движения еще живых людей.
Мужья провожали своих жен. Жены провожали своих мужей. Приближаясь к Бабьему Яру, мы услышали стрельбу и нечеловеческие крики. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила… Когда мы вошли в ворота, нам велели сдать документы и ценные вещи и раздеться. Один немец подошёл к маме и сорвал с её пальца золотое кольцо. Я увидела, как группа за группой раздеваются женщины, старики и дети. Всех подводят к открытой яме, и автоматчики расстреливают их. Затем подводят другую группу… Я своими глазами видела этот ужас. Хотя я находилась не совсем близко от ямы, я все равно слышала жуткие крики обезумевших людей и приглушённые голоса детей, звавшие: «Мама, мама…». - Свидетельское показание Дины Проничевой, выжившей в Бабьем Яру.
По подсчётам, в Бабьем Яру в период с 1941 по 1943 год было расстреляно до 200 000 человек.
Продолжает звучать музыка (в приложении Музыка 2)
Слово учителя.
Дата 8. Саласпилс
«Захлебнулся детский крик
И растаял словно эхо,
Горе скорбной тишиной
Проплывает над Землей,
Над тобой и надо мной.
На гранитную плиту
Положи свою конфету…
Он, как ты, ребенком был,
Как и ты, он их любил,
Саласпилс его убил».
Говорят, на войне детей не бывает. Расположенный на окраине Риги лагерь «Силаспилс» является этому подтверждением. Массовое уничтожение не только взрослых, но и детей, использование их в качестве донора, пытки – то, что нам с вами невозможно представить, стало суровой реальностью в стенах этого поистине страшного места.
После попадания в «Силаспилс» малышей почти сразу разлучали с матерями. Всем было очевидно, что они видят друг друга в последний раз. Женщины крепко вцеплялись в своих детей, кричали, бились, некоторые седели на глазах…
Затем происходящее трудно описать словами. Их избивали, морили голодом, пытали, расстреливали, отравляли, умерщвляли в газовых камерах, проводили хирургические операции без анестезии, впрыскивали опасные вещества. Из детских вен выкачивалась кровь, затем использовалась для раненых офицеров. Число детей-доноров достигает 12 тыс. Ежедневно у ребенка отнималось 1,5 литра крови – неудивительно, что смерть маленького донора наступала довольно скоро.
Иногда детей продавали хозяевам хуторов по цене 9-15 марок. Самых слабеньких, не пригодных для трудового использования, а вследствие этого, не купленных, расстреливали.
Звучит музыка (в приложении Музыка 1)
Слово подготовленного ученика6.
Дата 9. Аундриньская трагедия
Деревня Аундрини была полностью уничтожена с лица земли во время Второй мировой войны, были убиты около двухсот жителей деревни, включая пятьдесят детей. Показательно были расстреляны 30 мужчин - жителей деревни.
Всё это произошло из-за того, что одна из женщин укрыла у себя шестерых военнослужащих, сбежавших из лагеря военнопленных. Среди них был и её сын. Жестокость с которой были произведены расстрелы и уничтожение деревни неподвластна человеческому разуму. Однако творили её люди.
Звучит музыка (в приложении Музыка 3)
Слово подготовленного ученика7.
Дата 10. Треблинка
Треблинка - два концлагеря (Треблинка 1 — «трудовой лагерь» и Треблинка 2 — «лагерь смерти») на территории оккупированной Польши, недалеко от деревни Треблинка. По разным оценкам, всего в лагере было убито от 750 до 810 тысяч человек (большее число жертв было только в расположенном недалеко от польского города Освенцим лагере Аушвиц 2, самом известном теперь лагере смерти)
В этом лагере нашёл свою смерть известный польский педагог и защитник детей Януш Корчак. Ему предлагали оставить детей и уйти, но он отказался, поэтому был казнён вместе с воспитанниками из интерната в газовой камере.
Звучит музыка (в приложении Музыка 3)
Слово подготовленного ученика8.
Дата 11. «Зимнее волшебство»
Операция «Зимнее волшебство», «Зимние чары» - преступление против человечества. Карательная антипартизанская операция, проведённая в период с 15 февраля до начала апреля 1943 года на севере Белоруссии и в Псковской области; в СССР события получили название «Освейская трагедия». Целью операции было создание нейтральной зоны отчуждения без жителей и населённых пунктов шириной 30-40 км. Эта полоса земли без населения должна была лишить партизан их опорных пунктов.
Сама постановка задачи предполагала массовое уничтожение находившихся в зоне операции деревень и значительной части местных жителей. Это осознавали как руководители операции, так и её исполнители.
Составленные после карательной акции акты партизан зафиксировали факты не только убийств, но и изощрённых издевательств над жертвами, которые далеко выходят за рамки выполнения преступных приказов гитлеровского командования.
Так, в деревнях Мозолевщина, Скрипчино, Рагелево были расстреляны и сожжены 371 человек, в том числе малолетние дети от 3 месяцев до 15 лет. Зверски была растерзана семья Юхневича из деревни Беляны: восьмилетнему Виктору вырезали звезды на груди, на спине и бросили в огонь, 7-летнюю Веру зарезали ножом, полуторагодовалому Жене разбили голову. В Псковской области при экзекуциях детей всех возрастов бросали живых в огонь, живым людям на спинах вырезали ремни и звёзды, выламывали руки.
Количество жертв в разных источниках приводится от 3500 за всю карательную акцию до 11 383 только в Псковской области.
Звучит музыка (в приложении Музыка 1)
Слово подготовленного ученика9.
Дата 12. Корюковская трагедия
Корюковская трагедия — массовое убийство мирного населения посёлка Корюковка Черниговской области, совершённое 1—2 марта 1943 года отрядами СС, украинской вспомогательной полицией и солдатами венгерской дивизии. В результате карательной акции погибло около 6700 человек, что в несколько раз больше известных массовых убийств в белорусской Хатыни, чешском Лидице и французском Орадуре и делает её самой масштабной во Второй мировой войне.
Звучит музыка (в приложении Музыка 2)
Слово подготовленного ученика10.
Дата 12. Хатынь
Хатынь была уничтожена карательным отрядом 22 марта 1943 года. Всех жителей деревни согнали в колхозный сарай. Заставили поднять больных, взять с собой маленьких детей (самому младшему из погибших в Хатыни было 7 недель). Полицаи расстреливали всех, кто пытался спрятаться или сбежать. Среди жителей деревни были многодетные: в семье Барановских было 9 детей, в семье Новицких — семеро. Сарай заперли, обложили соломой и подожгли. В огне погибли 149 жителей деревни, из них 75 — дети. В огненном аду выжили пятеро: Виктор Желобкович, которого своим телом накрыла мать, Антон Барановский, Иосиф Каминский, Юлия Климович, Мария Федорович. Обожженных, полуживых девушек увезли в деревню Хворостени к родственникам, которые их выходили. Но в августе того же года в Хворостени нагрянули каратели. Марию убили и бросили в колодец, а Юлию сожгли в хате вместе с другими жителями. Антона, раненного в обе ноги, вылечили в партизанском отряде. Уже после войны он уехал на целину и там трагически погиб во время пожара. Иосиф Каминский стал живым символом мертвой деревни — прообразом монументальной скульптуры «Непокоренный человек», которая открывает известный во всем мире мемориал «Хатынь». Второй на этой скульптуре – его сын Адам, смертельно раненый в живот. Он скончался на руках у отца.
Звучит музыка (в приложении Музыка 3)
Слово подготовленного ученика11.
Дата 13. Шунёвка
Мемориальный комплекс «Проклятие фашизму» — мемориальный комплекс на месте деревни Шунёвка в Докшицком районе Витебской области (Белоруссия), где 22 мая 1943 года немецкие оккупанты сожгли местных жителей — стариков, женщин и детей.
Всего в Докшицком районе в годы Великой Отечественной войны погибло более 20 тысяч человек; было полностью сожжено 97 деревень, три деревни — Шунёвка, Азарцы и Золотухи — были сожжены вместе с населением.
Мемориальный комплекс был открыт 3 июля 1983 года. Основной монумент, расположенный в центре комплекса — бронзовая фигура женщины-матери, в отчаянии, в крике воздевшей к небесам руки в проёме ворот печали. На воротах помещены три колокола, один из которых расколот и не звонит — символ того, что каждый третий житель Докшицкого района погиб в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
На мемориале установлена вертикальная мемориальная плита с двумя текстами. Текст слева гласит:
Они любили жизнь, но сгорели в пламени войны от рук фашистских палачей. Люди, будьте бдительны, берегите мир!
Текст справа содержит количество погибшего населения и список из 97 деревень, сожжённых в Докшицком районе, включая три невосстановленные деревни — Шунёвку, Азарцы и Золотухи, и 94 восстановленных.
Звучит музыка (в приложении Музыка 1)
Слово подготовленного ученика12.
Дата 14. Красуха
В ноябре 1943 года между городами Порховом и Островом, близ деревни Красухи (Псковская область), взрывом была уничтожена автомашина фашистского командования. В ней ехал начальник штаба 18 армии, хорошо известный своим пристрастием к тактике «выжженной земли» и жестоким обращением с мирным населением. Генерал был всего лишь легко ранен, но ответные меры были ужасными. 27 ноября отряд немецких карателей вошел в деревню. Поджигая дома, всех жителей согнали в сарай. Перед массовой казнью от жителей Красухи требовали выдать местоположение партизан, но ответа не дождались. Сарай подожгли и стали стрелять в тех, кто пытался выбраться из огня. Заживо сгорели все жители деревни. Мужчин среди них не было, оставались женщины, старики, дети и было несколько беженцев. Точное количество жертв даже не удалось сразу установить. Позднее были установлены имена еще 13 человек. В живых остался только один свидетель – жительница деревни Красуха Мария Лукинична Павлова. Подобная участь постигла и 19 окрестных деревень.
На насыпном холме установлена скульптура - «Скорбящая псковитянка». Невысокий, около двух метров памятник - изображение женщины-матери, русской крестьянки суровой и скорбной.
Рядом в поле стоит русская печь – пронзительный символ убитой человечности и опустевшего жилья.
Звучит музыка (в приложении Музыка 1)
Слово учителя.
Дата 14. Пирчюпяй
Пирчюпяй — деревня в Литве - место свершения одного из военных преступлений нацизма, которое стало широко известным. Сожжена немецкими оккупантами вместе с её 119 жителями в 1944 году.
«Они врывались в каждый дом, сарай, заглядывали в подвалы, чердаки и всех, кто был обнаружен — мужчин, женщин, стариков и детей выгоняли на улицу и, толкая в спину прикладами, сбили их в кучу и окружили.
Не обращая внимания на плач детей и рыдание женщин, они вытаскивали из домов все, что представляло какую-либо ценность. Продукты питания, одежда, мебель, скот и птица — все грузилось на автомашины. Жители деревни были обречены на голодную смерть. Неизбывное горе на лицах задержанных не тронуло жесткие сердца гитлеровцев. Этого им было мало. Они отделили мужчин, втолкнули их в дом, закрыли ставни окон, заперли дверь и подожгли его. На отчаянные крики несчастных матерей, жен и детей, на глазах которых заживо горели их сыновья, мужья, отцы и братья, гитлеровцы не обращали внимания. Тех, кто пытался выбраться из полыхающего дома, они расстреливали. Расстреливали и тех, кто в отчаянии рвался к пожарищу. Затем отделили другую группу жителей и загнали в сарай, следующую — в избу, и всех живьем сжигали. Кровавая экзекуция длилась более 3-х часов.
Когда умолк последний крик сгоревшего ребёнка, палачи забросали догорающие строения ручными гранатами. Они затем подожгли остальные строения и, довольные содеянным, загрузились в автомашины и уехали, оставив на этой лесной поляне в сожженной деревне, руины, пепел и обугленные тела 119-ти несчастных безвинных жертв».
Слово учителя
Советских людей всегда поражала вопиющая жестокость, которую фашисты проявляли по отношению к детям. Находясь в Моабитской тюрьме, куда он был переведен из концлагеря, Муса Джалиль написал потрясающее по силе стихотворение «Варварство», в котором рассказал о трагической участи детей, попавших в руки фашистских палачей.
Слайд 6.
Звучит музыка (в приложении Музыка 4)
Слово подготовленного ученика13.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля…
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, —
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
— И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
— И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Заключительная часть.
6. Подведение итогов
Слайд 7.
Слово учителя
В дни Нюрнбергского процесса на митинге, состоявшемся в Сан-Франциско, Константин Симонов, прошедший через всю войну, очень точно сказал о фашизме:
«Фашизм — это человеконенавистничество,
Фашизм — это презрение к другим народам,
Фашизм — это культ грубой силы,
Фашизм — это уничтожение человеческой личности,
Фашизм — это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом».
Следует сказать, что политика гитлеровского оккупационного режима потерпела крах на всей временно занятой врагом нашей территории.
Одержав идеологическую и морально-психологическую победу над врагом, советские люди сохранили в себе все подлинно человеческие черты, в том числе сострадание и сочувствие к себе подобным. Поэтому так и поражали их факты фашистского человеконенавистничества, с которыми они сталкивались, освобождая свою и другие страны от фашистских оккупантов.
Минуло уже 75 лет с того времени, когда происходили события, о которых мы говорили.
Слайд 8.
Важна каждая деталь, каждый факт. Космонавты из космоса видели нашу Землю голубой. Они утверждали, что она великолепна. Пусть наша Земля будет голубой, розовой, зеленой, только не коричневой от фашизма, только не черной от истребления людей, только не серой от пепла военных пожарищ!
Долг людей - не дать снова разгореться фашистскому костру.
В борьбе против роста фашистской опасности, против угрозы третьей мировой войны каждый человек должен занять свое место в рядах защитников будущего человечества.
7. Рефлексия
Ребята, пусть всё будет не зря. Давайте любить прекрасный мир и людей вокруг. Давайте ценить то, что досталось нам ценой таких ужасных событий.
Помните, что мир – это самое важное, драгоценное, что у нас сегодня есть.
Поют все вместе песню из ролика «Мир вам, люди!» (ролик с самого начала). Текст песни в документе «Текст песни. Мир вам, люди».