Путь в никуда
Методическая разработка по профилактике употребления наркотических средств, психотропных и иных психоактивных веществ, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни среди обучающихся»
ПУТЬ В НИКУДА
Выполнила: Федотова И.Ф.,
учитель русского языка
ГБОУ СОШ с. Сиделькино
2025 г
Пояснительная записка.
Актуальность: Ребята в подростковом возрасте в основном занимаются познанием окружающего мира и себя в этом мире, социальной активностью в кругу
сверстников. А здоровье не является главным приоритетом. Но подросток может не достигнуть никаких целей, если ресурс здоровья будет по-глупому истрачен.
Социальные педагоги, психологи, педагоги, проводя первичную профилактику социально-негативных явлений в школе, должны понимать, что рассказ о том, какой вред приносят для здоровья человека наркотические вещества, не будет
интересен подросткам. Как тогда проводить профилактические мероприятия, при этом, пропагандируя здоровый образ жизни? Спектр мероприятий обширен. Это тренинги, акции, онлайн - игры, круглые столы, внеклассные мероприятия. Такие формы работы помогут стать современному подростку независимой личностью, ответственно относиться к своему здоровью.
Цель: создание условий для формирования у детей приоритетов здорового образа жизни и негативного отношения к наркотикам и другим психотропным веществам.
Образовательные задачи:Обучающие:
знакомство с понятиями «наркомания», «наркотические вещества»;
знакомство обучающихся с опасностью, которую представляют наркотические вещества;
выработка у детей стратегии безопасного поведения.
Развивающие:развитие умения рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания;
попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к наркотическим веществам;
развитие творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:способствовать воспитанию личностной устойчивости к соблазну попробовать наркотики, пропаганда ЗОЖ;
воспитание умения работать в группе.
Планируемый результат:- Личностные:
- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы. Развитие осознания необходимости в изучении данной темы и грамотности в целом.
- Метапредметные:
Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УУД: получение нового знания, использование информации, полученной на уроке и вне урока.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД: обучение формулированию и высказыванию собственного мнения, уважению позиции других людей.
Основные понятия: наркомания, наркоман, наркотики, наркотические вещества.
Организация пространства: групповая
Форма проведения: классный час
Возраст целевой аудитории: 12-13 лет.
Необходимое оборудование: бланки с заданиями, листы бумаги, фломастеры, ручки.
Материально-техническое оснащение: аудитория с проектором, ноутбук, колонки, часы.
Приемы и методы: беседа, обращение к личному опыту детей, групповая работа, творческое задание.
Путь в никудаЦель: помочь учащимся осознать, что здоровье - главное условие счастливой жизни. Рассказать о пагубном влиянии наркотиков на подростков.
Задачи:Формировать отрицательное отношение к наркотикам;
Пробуждать в детях чувство собственного достоинства и уважительное отношение к себе.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
У здоровья немало врагов,
Биться сними – всегда будь готов, Избавляйся от вредных привычек, Коллективно и каждый лично.
Возьми себя в руки и волю в кулак,
Запомни навеки: наркотик – твой враг!
Наркотики – страшный бич нашего времени,
особенно часто поражающий самых незащищенных – наших детей
Ю.А. Захаров
Сегодня мы продолжим разговор о вредных привычках, которые наносят вред нашему организму.
-Как вы думаете, какие привычки мы называем вредными? Назовите.
Сегодня мы поговорим о наркотиках и последствиях их употребления.
Ребята, что такое наркотики?
К чему приводит употребление наркотиков?
Как вы думаете, почему многие люди начинают употреблять наркотики, курить, принимать алкоголь? Что может подтолкнуть к этому?
Ребята, тема, которую мы сегодня затронули, очень сложная и серьезная, поэтому формы работы у нас, сегодня, будут самые разнообразные, одна из них – работа в группах. Для этого мы должны установить определенные правила работы в группе:
Каждый имеет право отказаться от предложения выступить;
говорить от всего сердца («Я считаю», «Я чувствую»);
говорить с уважением;
слушать с уважением;
соблюдать конфиденциальность.
Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется ситуацией в
нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков.
Распространение наркомании, особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты
социального бедствия. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены случаи употребления наркотиков и детьми 6-7 лет.
Ребята, а как вы думаете, наркомания - это болезнь? Почему вы так считаете?
Слово "наркомания" произошло от греческого «наркос» - оцепенение и мания - безумие.
Наркомания - это болезнь, употребление наркотиков ведёт к полному истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Наркоманов смело можно назвать самоубийцами.
Просмотр ролика по теме мероприятия. (2,41 мин) https://vk.com/wall-182422014_6027социальный видеоролик о вреде наркотиков для детей - "Жизнь на вкус" Практическая часть.
Итак, ребята, мы с вами обсудили, каким может быть наркоман, как наркотики влияют на его жизнь. Теперь я вам предлагаю творческое задание «Портрет
наркомана».
Задание №1 «Чувства»Участники делятся на группы, раздается бумага и карандаши.
Постарайтесь отразить в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах.
( Демонстрация рисунков )
Задание №2 (Работа в группах)Участники каждой команды представляют собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма, разного содержания от подростков.
Задача группы: сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему. Время работы 10 минут.
Письмо №1«Летом на берегу речки я познакомилась с приезжими девчонками. Вечером мы встретились с ними на улице. Клуб был закрыт, и нам было скучно. Они меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно, я согласилась.
Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?». Я вынуждена прятаться, сижу дома, потому что боюсь, что они меня вновь уговорят. Что мне теперь делать?»
Письмо №2«У меня есть друг, мы вместе учимся. Летом в деревне он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть время проводит с ними. Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в
алкоголика. Посоветуйте, как?»
ИтогРебята перед вами лежат листы с предложениями, которые вы должны продолжить:
Человек, употребляющий наркотики, - это…
Если бы мне предложили наркотики, то я …
Если бы мои друзья принимали наркотики, то я бы…
Основные жизненные ценности человека – это …
В заключение мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.Старый дед учит своего внука жизни:
«Внутри каждого человека идет война» – говорит он мальчику.
«Это чудовищная война и она происходит между двумя волками. Один из них
черный – он олицетворяет курение, алкоголь, наркотики, психотропные вещества.
А второй белый – он олицетворяет радость, мир, любовь, надежду, спокойствие, смирение, доброту, благожелательность, сочувствие, великодушие, истину,
сострадание , веру и здоровый образ жизни.
Та же самая борьба происходит внутри тебя – и внутри каждого другого человека тоже»
Внук задумался и через минуту задал вопрос дедушке: «Какой же волк победит?» Дедушка просто ответил внуку: "Тот, которого ты кормишь!”
Я предлагаю и вам задуматься о том, что ваше здоровье во многом зависит от вас. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решит, так все и будет. И я надеюсь на то,
что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.
Мне хотелось закончить наше занятие стихотворением: Сам сделай путь таким, каким захочешь,
Раскрась его в цветы Мечты! Поверь в себя, ты это сможешь, Ведь жизнь твоя, хозяин – ты!