12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никитина Ольга Евгеньевна247

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного 300-летию Михаила Васильевича Ломоносова

«Путешествие из Холмогор в Москву»

Разработка учителя географии МБОУ КСОШ №2

Никитиной Ольги Евгеньевны

Слава Россов, неподражаемый,

бессмертный Ломоносов

Г.В.Державин

Подготовительный этап:

Среди учащихся 5 и 7 классов выбрать команды по 10 человек. Каждая команда выбирает капитана, продумывает название и девиз.

Из числа учащихся 9-го класса выбрать членов жюри и ведущих мероприятия. Создать презентацию, посвященную 300-летию М.В. Ломоносова.

Разработать вопросы викторины, заданий повышенной сложности для конкурса «Заморочки из бочки», подготовить раздаточный материал и бочонки лото.

Ход мероприятия

Организационный момент. Проверка готовности команд.

Вводная беседа. Просмотр медиапрезентации, посвященной 300-летнему юбилею со дня рождения М.В. Ломоносова

Входит Михайло Ломоносов, в одежде крестьянина, рассказывает о своей жизни.

1 конкурс

Конкурс представления команд. Команды представляют своё название, девиз и капитана.

Максимальное количество баллов – 3

2 конкурс

«Конкурс теоретиков»

Командам выдаются конверты (капитан вытягивает). В каждом конверте находится по 10 одинаковых вопросов для каждой команды. Ответы сдаются жюри. Жюри подсчитывает баллы. Максимальное количество баллов – 15 (за каждый правильный ответ – один балл, если ответы с дополнением добавляется еще 1 балл). На обдумывание – 10 минут.

Вопросы викторины:

1. М.В. Ломоносов утверждал, что «тела со­стоят из… частичек, удиви­тельно малых и физически от­делимых». О каких частицах идёт речь?

(М.В.Ломоносов называл их «корпускулами», а сейчас их называют атомами и молекулами)

2. Назовите Родину Ломоносова.

Холмогоры. (Находится в 75 км от Архангельска.)

3. Учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.

Лаборатория. (Ломоносов добился постройки химической лаборатории)

4. Промышленное предприятие с машинным способом производства.

Фабрика. (Ломоносов просил выделить ему в Копорском уезде участок, где есть глина, песок и дрова. Просьба удовлетворена 15 марта1753г. Была подписана дарственная грамота на владение Усть - Рудницей.)

5. Самая большая картина фабрики Ломоносова.

«Полтавская баталия».

В каком месте происходили события, изображенные на этой картине?

Полтава. (Размер мозаики 6.5 на 5 метров, работали 7помощников Ломоносова, уложили 1300 000 кубиков смальты.)

6. Самый любимый герой Ломоносова.

Петр. (Эта работа хранится в Эрмитаже.)

7. Как называется учреждение культуры, в котором хранятся работы Ломоносова?

Музей. (Картины Ломоносова хранятся в художественных музеях, например, в Эрмитаже и Русском музее в С-Пб, в Третьяковской галерее в Москве.)

8. Почётным членом, какого научного учреждения стал Ломоносов за свои мозаичные картины?

Академия художеств. (Это была Академия художеств, членами которой были самые известные художники и скульпторы.)

9.Как называется изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток? Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

Мозаика. (Мозаика восхитила и заинтересовала Ломоносова. Он писал:«Чрез множество веков себе подобны зрятся и ветхой древности грызенья не боятся»)


 

3 конкурс

«Заморочки из бочки»

Перед конкурсом проводится жеребьёвка – капитан команды достаёт из мешка бочонок, у кого число на бочонке меньше – та команда начинает. В мешке 9 бочонков с номерами, каждому номеру соответствует вопрос. (команды достают бочонки по-очереди, согласно жеребьёвке, отвечают). На обдумывание и ответ – 30 секунд. При неправильном ответе, переход хода (другая команда имеет право ответа). Каждый правильный ответ – 1 балл. (максимально – 9 баллов)

Вопросы конкурса:

1. 26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что … Что же понял М. Ломоносов? К чему привёл успех этого наблюдения?

(М.Ломоносов понял, что Венера окружена воздушной атмосферой; он занимается усовершенствованием телескопа и мореплавательных навигационных приборов)

2 вопрос

Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл,

В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

И с шумом вниз стремится.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы;

Далече дым в полях курится.

«Мы были очень удивлены, - вспоминал первое чтение этой оды академик Штелин; - таким, ещё не бывалым в русском языке размером стихов…»

Определите размер этих стихов, укажите другие стихотворные размеры, предложенные М. Ломоносовым.

(Ямб; хорей, анапест, дактиль и сочетание этих размеров)

3 вопрос.

Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства. Назовите дату подписания «Указа об учреждении в Москве университета».(В 2005 был юбилей этого учебного заведения)?

(25 января 1755 года)

4 вопрос.

Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных”и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!

Где находилась эта Академия?

В Санкт-Петербурге

5 вопрос.

Ломоносов считал эту науку своей «главной профессией», причем развитие её, по мнению учёного, должно было помочь в решении практических задач. О какой науке идет речь?

Химия

6 вопрос.

В «слове о явлениях воздушных…»

С полночных стран встаёт заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

впервые была выдвинута теория, которая объясняла одно из физических явлений, происходящих в природе. О каком явлении идет речь в книге М.В. Ломоносова

Атмосферное электричество, северное сияние

7 вопрос.

. Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот,словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным,проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, -шептались школяры.

Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве?

В 19 лет

8 вопрос

18 век… Благословенный 18 век: декольтированные дамы Рокотова величавые хоралы Бортнянского, торжественные оды Тредиаковского, неторопливые менуэты под сенью царскосельских лип и развитие многих наук. В эпоху царствования какого императора это было?

Елизавета Петровна (дочь Петра 1)

9 вопрос

Цикл исследований, объединивший три близкие науки, помог изучить процессы изменения поверхности Земли. Назовите эти науки

Минералогия, геология, горное дело

7 класс

1 вопрос

С 1841 г М. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины. Мы пользуемся ими ежедневно. Попробуйте предположить, какие термины ввёл Ломоносов?

(Термометр, формула, атмосфера, барометр)

2 вопрос

Елизавета вошла, опираясь на руку Шувалова, в окружении свиты, сразу заполнивший всю лабораторию. Несмотря на ранний час, Ломоносов был занят рисованием большой карты России, разделенной на части, окрашенные в разные цвета. Несколько таких карт уже висели на стенах. «Карты сии что обозначают?»-быстро спросила императрица. Как вы думаете, что ответил Ломоносов?

(Это экономические карты для географического департамента)

3 вопрос

До конца дней своих Михаил Ломоносов был верен русскому северу и Белому морю. Какие приборы для морского кораблевождения им были разработаны в помощь морякам?

( Самопишущий компас)

4 вопрос

Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время в котором он жил. Это была эпоха быстрых перемен. Как вы думаете, сколько императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова? Попробуйте их назвать.

(Восемь; Пётр I Великий, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Иоанн VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II Великая)

5 вопрос

Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства. Назовите дату подписания «Указа об учреждении в Москве университета».(В 2005 был юбилей этого учебного заведения)?

(25 января 1755 года)

6 вопрос

Восторг внезапный ум пленил,

Ведёт на верх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл,

В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит,

Который завсегда журчит

И с шумом вниз стремится.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы;

Далече дым в полях курится.

«Мы были очень удивлены, - вспоминал первое чтение этой оды академик Штелин; - таким, ещё не бывалым в русском языке размером стихов…»

Определите размер этих стихов, укажите другие стихотворные размеры, предложенные М. Ломоносовым.

(Ямб; хорей, анапест, дактиль и сочетание этих размеров)

7 вопрос.

26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что … Что же понял М. Ломоносов? К чему привёл успех этого наблюдения?

(М.Ломоносов понял, что Венера окружена воздушной атмосферой; он занимается усовершенствованием телескопа и мореплавательных навигационных приборов)

8 вопрос

В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно “Фербот”. Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить….

В какую страну ехали учиться наши студенты и что они должны были основательно изучить?

В Германию; изучить горное дело и металлургию

9 вопрос

18 век… Благословенный 18 век: декольтированные дамы Рокотова величавые хоралы Бортнянского, торжественные оды Тредиаковского, неторопливые менуэты под сенью царскосельских лип и развитие многих наук. В эпоху чьего царствования всё это было?

Елизавета Петровна (дочь Петра 1)

3 конкурс

«Всезнайки»

По проведенной ранее жеребьёвке, команды по цепочке должны назвать все сферы (области) деятельности Великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Конкурса заканчивается тогда, когда любая из команд не сможет дать ответ.

Примечание: за нарушение дисциплины с команд снимаются баллы.

Подведение итогов мероприятия и награждение

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.