Внеклассное мероприятие по географии «Путешествие из Холмогор в Москву» (6–8 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия,
посвященного 300-летию Михаила Васильевича Ломоносова
«Путешествие из Холмогор в Москву»
Разработка учителя географии МБОУ КСОШ №2
Никитиной Ольги Евгеньевны
Слава Россов, неподражаемый,
бессмертный Ломоносов
Г.В.Державин
Подготовительный этап:
Среди учащихся 5 и 7 классов выбрать команды по 10 человек. Каждая команда выбирает капитана, продумывает название и девиз.
Из числа учащихся 9-го класса выбрать членов жюри и ведущих мероприятия. Создать презентацию, посвященную 300-летию М.В. Ломоносова.
Разработать вопросы викторины, заданий повышенной сложности для конкурса «Заморочки из бочки», подготовить раздаточный материал и бочонки лото.
Ход мероприятия
Организационный момент. Проверка готовности команд.
Вводная беседа. Просмотр медиапрезентации, посвященной 300-летнему юбилею со дня рождения М.В. Ломоносова
Входит Михайло Ломоносов, в одежде крестьянина, рассказывает о своей жизни.
1 конкурс
Конкурс представления команд. Команды представляют своё название, девиз и капитана.
Максимальное количество баллов – 3
2 конкурс
«Конкурс теоретиков»
Командам выдаются конверты (капитан вытягивает). В каждом конверте находится по 10 одинаковых вопросов для каждой команды. Ответы сдаются жюри. Жюри подсчитывает баллы. Максимальное количество баллов – 15 (за каждый правильный ответ – один балл, если ответы с дополнением добавляется еще 1 балл). На обдумывание – 10 минут.
Вопросы викторины:
1. М.В. Ломоносов утверждал, что «тела состоят из… частичек, удивительно малых и физически отделимых». О каких частицах идёт речь?
(М.В.Ломоносов называл их «корпускулами», а сейчас их называют атомами и молекулами)
2. Назовите Родину Ломоносова.
Холмогоры. (Находится в 75 км от Архангельска.)
3. Учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.
Лаборатория. (Ломоносов добился постройки химической лаборатории)
4. Промышленное предприятие с машинным способом производства.
Фабрика. (Ломоносов просил выделить ему в Копорском уезде участок, где есть глина, песок и дрова. Просьба удовлетворена 15 марта1753г. Была подписана дарственная грамота на владение Усть - Рудницей.)
5. Самая большая картина фабрики Ломоносова.
«Полтавская баталия».
В каком месте происходили события, изображенные на этой картине?
Полтава. (Размер мозаики 6.5 на 5 метров, работали 7помощников Ломоносова, уложили 1300 000 кубиков смальты.)
6. Самый любимый герой Ломоносова.
Петр. (Эта работа хранится в Эрмитаже.)
7. Как называется учреждение культуры, в котором хранятся работы Ломоносова?
Музей. (Картины Ломоносова хранятся в художественных музеях, например, в Эрмитаже и Русском музее в С-Пб, в Третьяковской галерее в Москве.)
8. Почётным членом, какого научного учреждения стал Ломоносов за свои мозаичные картины?
Академия художеств. (Это была Академия художеств, членами которой были самые известные художники и скульпторы.)
9.Как называется изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток? Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.
Мозаика. (Мозаика восхитила и заинтересовала Ломоносова. Он писал:«Чрез множество веков себе подобны зрятся и ветхой древности грызенья не боятся»)
3 конкурс
«Заморочки из бочки»
Перед конкурсом проводится жеребьёвка – капитан команды достаёт из мешка бочонок, у кого число на бочонке меньше – та команда начинает. В мешке 9 бочонков с номерами, каждому номеру соответствует вопрос. (команды достают бочонки по-очереди, согласно жеребьёвке, отвечают). На обдумывание и ответ – 30 секунд. При неправильном ответе, переход хода (другая команда имеет право ответа). Каждый правильный ответ – 1 балл. (максимально – 9 баллов)
Вопросы конкурса:
1. 26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что … Что же понял М. Ломоносов? К чему привёл успех этого наблюдения?
(М.Ломоносов понял, что Венера окружена воздушной атмосферой; он занимается усовершенствованием телескопа и мореплавательных навигационных приборов)
2 вопрос
Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл,
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.
«Мы были очень удивлены, - вспоминал первое чтение этой оды академик Штелин; - таким, ещё не бывалым в русском языке размером стихов…»
Определите размер этих стихов, укажите другие стихотворные размеры, предложенные М. Ломоносовым.
(Ямб; хорей, анапест, дактиль и сочетание этих размеров)
3 вопрос.
Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства. Назовите дату подписания «Указа об учреждении в Москве университета».(В 2005 был юбилей этого учебного заведения)?
(25 января 1755 года)
4 вопрос.
Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных”и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!
Где находилась эта Академия?
В Санкт-Петербурге
5 вопрос.
Ломоносов считал эту науку своей «главной профессией», причем развитие её, по мнению учёного, должно было помочь в решении практических задач. О какой науке идет речь?
Химия
6 вопрос.
В «слове о явлениях воздушных…»
С полночных стран встаёт заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
впервые была выдвинута теория, которая объясняла одно из физических явлений, происходящих в природе. О каком явлении идет речь в книге М.В. Ломоносова
Атмосферное электричество, северное сияние
7 вопрос.
. Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:
- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
- Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот,словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным,проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, -шептались школяры.
Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве?
В 19 лет
8 вопрос
18 век… Благословенный 18 век: декольтированные дамы Рокотова величавые хоралы Бортнянского, торжественные оды Тредиаковского, неторопливые менуэты под сенью царскосельских лип и развитие многих наук. В эпоху царствования какого императора это было?
Елизавета Петровна (дочь Петра 1)
9 вопрос
Цикл исследований, объединивший три близкие науки, помог изучить процессы изменения поверхности Земли. Назовите эти науки
Минералогия, геология, горное дело
7 класс
1 вопрос
С 1841 г М. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины. Мы пользуемся ими ежедневно. Попробуйте предположить, какие термины ввёл Ломоносов?
(Термометр, формула, атмосфера, барометр)
2 вопрос
Елизавета вошла, опираясь на руку Шувалова, в окружении свиты, сразу заполнивший всю лабораторию. Несмотря на ранний час, Ломоносов был занят рисованием большой карты России, разделенной на части, окрашенные в разные цвета. Несколько таких карт уже висели на стенах. «Карты сии что обозначают?»-быстро спросила императрица. Как вы думаете, что ответил Ломоносов?
(Это экономические карты для географического департамента)
3 вопрос
До конца дней своих Михаил Ломоносов был верен русскому северу и Белому морю. Какие приборы для морского кораблевождения им были разработаны в помощь морякам?
( Самопишущий компас)
4 вопрос
Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время в котором он жил. Это была эпоха быстрых перемен. Как вы думаете, сколько императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова? Попробуйте их назвать.
(Восемь; Пётр I Великий, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Иоанн VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II Великая)
5 вопрос
Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства. Назовите дату подписания «Указа об учреждении в Москве университета».(В 2005 был юбилей этого учебного заведения)?
(25 января 1755 года)
6 вопрос
Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл,
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится.
«Мы были очень удивлены, - вспоминал первое чтение этой оды академик Штелин; - таким, ещё не бывалым в русском языке размером стихов…»
Определите размер этих стихов, укажите другие стихотворные размеры, предложенные М. Ломоносовым.
(Ямб; хорей, анапест, дактиль и сочетание этих размеров)
7 вопрос.
26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что … Что же понял М. Ломоносов? К чему привёл успех этого наблюдения?
(М.Ломоносов понял, что Венера окружена воздушной атмосферой; он занимается усовершенствованием телескопа и мореплавательных навигационных приборов)
8 вопрос
В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно “Фербот”. Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить….
В какую страну ехали учиться наши студенты и что они должны были основательно изучить?
В Германию; изучить горное дело и металлургию
9 вопрос
18 век… Благословенный 18 век: декольтированные дамы Рокотова величавые хоралы Бортнянского, торжественные оды Тредиаковского, неторопливые менуэты под сенью царскосельских лип и развитие многих наук. В эпоху чьего царствования всё это было?
Елизавета Петровна (дочь Петра 1)
3 конкурс
«Всезнайки»
По проведенной ранее жеребьёвке, команды по цепочке должны назвать все сферы (области) деятельности Великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Конкурса заканчивается тогда, когда любая из команд не сможет дать ответ.
Примечание: за нарушение дисциплины с команд снимаются баллы.
Подведение итогов мероприятия и награждение