Путешествие на машине времени
развитие навыков формулировать идеи, навыков креативного мышления
оценка перспектив практического воплощения и попутных рисков каждой из них
сделать взвешенный выбор
улучшат навыки общения и совместного решения задач.
Привлечь внимание к робототехнике
Познакомить с работой датчика касания
Продолжительность30 мин
ПодготовкаУбедитесь, что у каждого обучающегося есть рабочий лист для документирования процесса проектирования и конструирования модели. Для работы
также потребуется Базовый набор LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 (рекомендуется выдать по одному набору каждой паре учеников).
Другие необходимые материалы (дополнительно)Используйте материалы для конструирования, имеющиеся в классе, чтобы добавить «изюминку» к этому заданию. Можно использовать следующие материалы:
резинки;
синельную проволоку;
тонкий картон;
цветную бумагу;
тонкую проволоку;
тонкие листы пластика;
утилизируемые материалы;
поролон.
Ход работы Знакомство - Добрый день, уважаемые ребята. Рада познакомиться с вами. Я Елена Валерьевна – педагог дополнительного образования Северо-Енисейского Детско-юношеского центра, провожу занятия по робототехнике - Вот наш маленький друг робот Василий, который тоже хочет познакомиться с вам (Включается робот, управляемый с телефона, он подъезжает к каждому обучающемуся, ребята его хлопают по руке представляются, а он в ответ говорит «Привет»)- Сегодня на занятии по робототехнике вы узнаете, как превратить свои идеи в конкретные действия, и решать проблемы, которые могут возникнуть по пути.
- А ИМЕННО Вы узнаете о том, как с помощью конструктора ЛЕГО, можно...сделать машину времени Слайд 1
- Представьте, что вы попали в машину времени, она переместила вас в 2079 год. Вы выходите из неё и первое, что вы увидели при выходе это изображение. Слайд 3
- Что оно вам напоминает, на что похоже, с чем оно у вас ассоциируется
Ребята могут назвать:
-пятачок
- розетка
- поднос с чашками, тарелками
- два вьетнамца в лодке
- средняя часть кассеты от магнитофона
- пароход вид сверху
- космический корабль вид сзади
- цистерна с двумя отверстиями
- вилка от электроприбор
Самое очевидное – кошка
Вампир
Клыки и маленькие зубки
Лес между холмами
Город вдалеке – две башни и пятиэтажки боком
Создание проблемной ситуации
- В течение многих лет люди разрабатывали различные способы перемещения во времениизобрели квантовые компьютеры, искусственный интеллект и вот наконец пришёл черёд изобрести машину времени
Раздаю рабочие бланки
Что изображено на фотографиях слайда? Слайд 4
Видите ли вы возможности для конструирования?
Как можно использовать кубики LEGO®, микрокомпьютер, моторы и датчики?
- Итак давайте определим задачу Слайд 5:
- придумать и сделать машину времени из набора LEGO® MINDSTORMS® Education EV3
- Даю вам так же слово ассоциацию – Датчик касания.
- И таким образом вам нужно придумать машину времени из конструктора лего с датчиком касания, который при нажатии будет запускать вашу машину времени.
Слайд 6
- Сразу условимся, что машиной времени мы будем считать устройство с микропроцессором, нажимая на кнопку, которое будет двигаться, издавать характерный звук.
Слайд 7
- А придумывать мы будем очень интересным методом.
- Представьте, что вы попали в дом из трех этажей. На третьем этаже находятся «мечтатели».
Здесь есть только одна задача — мечтать! Творить без ограничений!
На втором этаже живут «реалисты». Они не мечтают, а трезво оценивают ситуацию.
На первом этаже разместились «критики», они ищут каждый возможный изъян в идее.
Чтобы решить поставленную задачу, вам нужно посетить каждый из этажей.
Мозговой штурм Слайд 8- Сейчас все группы находятся на этаже мечтателей и у них есть 3 минуты, чтобы придумать самые нестандартные, интересные идеи для машины времени с датчиком касания. Предлагаю переместиться в мечтательную уютную атмосферу, которая поможет вам творить без ограничений
- Правило одно — только мечтать, критиковать вообще нельзя.
Возможные вопросы, на которые отвечают мечтатели:Чего мы хотим?
Как это должно выглядеть?
Почему мы хотим этосделать?
Девиз мечтателей — возможно все!
Рассаживаются в кресла-мешки, берут планшетки, фломастеры и в карточке 1 рисуют или описывают свою машину времени. Звучит музыка. Слайд 9
Слайд 10
- Прежде чем перейти на следующий этаж, я хочу напомнить вам технику безопасности при работе с конструкторами LEGO® MINDSTORMS® Education EV3:
Соблюдайте чистоту и порядок на рабочих местах, как в течении всего занятия, так и после
Не разбрасывайте детали, если деталь упала, подбираем её.
Не берите в рот детали, вытаскивать зубами крепления.
Нельзя вставлять детали в нос, уши
Не мочить детали микроконтроллер, датчики
Слайд 11
- Следующий этаж — реалистов.
- Работать вы сейчас будите в паре
Встают находят глазами себе пару , если не знакомы, то просто с кем встретились глазами, если знакомы, то с кем вам будет комфортно работать. Садятся за столы парами.
- И следующие 3 минуты все думают о том, как реализовать то, что придумали на этаже мечтателей.
- Реалисты разрабатывают конкретные шаги по воплощению идеи, стараются посмотреть на ситуацию объективно. Они трансформируют идеи в конкретные, реально возможные действия.
Вопросы, на которые отвечают реалисты:Как эта идея может быть воплощена в жизнь, что для этого нужно?
Как мы узнаем, что цель достигнута?
Кто это будет делать?
Когда и как мы будем работать?
- Запишите те действия, шаги, которые необходимо сделать
Девиз реалистов — предположим, что мечта осуществима!
На этом этапе вы просматриваете и выбираете одну идею, которая наиболее жизнеспособна
На этом этапе отсекаются фантастические, нереалистичные, нелогичные идеи.
И в качестве реальных шагов предлагаю рассмотреть имеющиеся у вас возможности. Исходить из того что есть.
- Посмотрите что уже имеется в ваших наборах и подберите детали, которые вам понадобятся, а я вам буду помогать
Слайд 12. После этого 3 минут ученики проводят на этаже критиков.
- Критики исследуют, что не сработает, что может помешать осуществлению мечты.
Вопросы, на которые отвечают критики:Как идея повлияет на окружение, и как окружение может повлиять на идею?
Почему кто-то должен заинтересоваться этой идеей?
Каковы риски?
Если один из шагов воплощения идеи не осуществится, как это повлияет на саму идею?
- Девиз критиков — а вдруг появится проблема!
На этом этапе отсеивается слишком рискованное, остается наиболее надежное и прагматичное.
- Представьте, что будет с вашей машиной времени, если каких то деталей не хватит.
- Можно ли заменить недостающие детали.
- Возможно ли упростить конструкцию, будет ли тогда выполнять то, что должна. Запишите, эти шаги
Слайд 13
Команда выбирают одну идею из оставшихся в последнем раунде, озвучивают и комментируют ее.
Теперь воплощаем в жизнь свою идею, используя базовый набор LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 и другие необходимые материалы.
Вам не обязательно сразу создавать готовую модель.
Пересмотр и модернизация модели
Далее проводим испытания. Включаем микроконтроллер, нажав на кнопку в центре. Запускаем программу. Для этого кнопкой вправо заходим во вторую вкладку, выбираем Projekt – Progpam
и нажимаем датчик касания – вашу кнопку Пуск. Поехали
Слайд 14. Представление собственного решенияПредставьте от каждой группы вашу модель машины времени. Расставьте все модели на большом столе.
(Если времени не так много, в парах расскажите о созданных моделях друг другу.
Слайд 15 Заключение. Подумайте ребята какие профессии возможно использовать при изобретении машины времени? Хорошо, спасибо. Знаете, что сейчас появляются много новых профессий Например Разработчик космических систем — занимается созданием механизмов космических аппаратов и оборудования Космонавт Проектировщик промышленных роботов — создаёт роботов, которые могут работать на конвейерах или заменять человека на опасных этапах производства Инженер-изобретатель Поездной диспетчер Инженер-космодорожник — этот специалист будет обслуживать околоземную транспортную сеть и отвечать за разработку коридоров транспортных потоков (например, рейсы на орбиту) Слайд 16 Обратная связьОтветьте на вопросы: Мне было сложно на …..каком этапе… потому что…… Мне было легко на ….каком этапе…
потому что….
Приложение
Карточка 1
Представьте, что вы МЕЧТАТЕЛИ
Придумайте самые нестандартные идеи
для конструкции устройства безопасности
Возможные вопросы, на которые отвечают МЕЧТАТЕЛИ:
- Чего мы хотим?
- Как это должно выглядеть?
- Почему мы хотим это сделать?
Девиз мечтателей — возможно все!МОЖЕТЕ НАРИСОВАТЬ СВОЮ МАШИНУ ВРЕМЕНИ
Карточка 2
Теперь вы РЕАЛИСТЫ
Придумайте, как реализовать то,
что придумали на этаже мечтателей.
Разработайте конкретные идеи,
посмотрите на ситуацию объективно:
Вопросы, на которые отвечают РЕАЛИСТЫ:
- Как эта идея может быть воплощена в жизнь, что для этого нужно?
- Как мы узнаем, что цель достигнута?
- Кто это будет делать?
- Когда и как мы будем работать?
Девиз реалистов — предположим, что мечта
осуществима!
ОПИШИТЕ ИЛИ ПОДБЕРИТЕ ДЕТАЛИ, КОТРЫЕ ВАМ В
ЭТОМ ПОМОГУТ
Карточка 3
И вот вы КРИТИКИ
Исследовать, что не сработает?
Что может повлиять на
осуществление мечты?
Вопросы, на которые отвечают КРИТИКИ:
- Как идея повлияет на окружение, и как окружение может повлиять на идею?
- Почему кто-то должен заинтересоваться этой идеей?
- Каковы риски?
- Если один из шагов воплощения идеи не осуществится, как это повлияет на саму идею?
Девиз критиков — а вдруг появится
проблема!