Занятие в начальных классах «Путешествие по Коми-Пермяцкому округу»
«Путешествие по Коми-пермяцкому округу»
Цель: Знакомство детей с коми пермяцким богатырем Пера-богатырь. Закрепление знаний о растениях, деревьях, животных, обитающих на коми-пермяцкой земле.
Задачи: Знакомство с природными условиями родного края;
• Развитие кругозора у детей.
Материал: Карта России,картинки деревьев: береза, ель,осина,сосна,ива; ягод: брусника, черника, земляника, малина, клюква; маски животных, картинка Перы-богатыря
Ход занятия
Песня «Парма, Парма»
О чём песня?
Обратите внимание на слайд.
(Показывает слайд Перы-богатыря)
Кто это? На кого похож?
Давайте посмотрим на него и скажем какой он? (большой, сильный, могучий, смелый)
Это наш коми- пермяцкий богатырь Пера-богатырь.
Он обладал нечеловеческой силой. Пера в одиночку поднимал по 12 дубовых стволов, сдвигал с места повозки, которые были тяжелы даже для лошади, передвигался быстрее саней, мог бросить за версту камень весом в сто пудов. У него был и нечеловеческий аппетит – за раз он мог съесть десяток порций пельменей.
Считается, что земля на которой мы живем, это его земля, земля Перы. Потому что он ее защищал от врагов и даже от нечистой силы, например от лешего.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие по земле Перы. Готовы? На чем будем путешествовать? (Выбираем средство передвижения). А Пера-богатырь нас будет защищать.
Пера-богатырь нам приготовил волшебный клубочек. Он и будет показывать нам дорогу.
Сейчас послушайте стихотворение.
Мый жэ сэтшэм Родина?
Мый жэ сэтшэм горт?
Кытэн мийэ чужим,
Кытэн мийэ олам,
Кытэн миян садик,
Кытэн миян школа –
Этэ миян Родина,
Этэ миян Горт.
Вэра-видза Парма,
Кама да Кува.
Коми кар – Кудымкар,
Да роч кар – Москва
– Этэ миян Родина,
Этэ миян Горт.
- Как выдумаете, ребята, о чем это стихотворение? (ответы детей)
Да, это о Родине нашей, о Парме, где мы с вами проживаем.
Давайте посмотрим на карте, где же находится наша Родина – Горт.
(Смотрим на карте Пермский край, находим Кудымкар.)
- Богата земля Парма: здесь есть реки и речки, озеро, большая территория леса.
Волшебный клубочек нас привел к лесу.
- Кто из вас сможет запомнить и назвать деревья, растущие в нашем крае на коми пермяцком языке?
Игра «Назови деревья на коми-пермяцком языке»
СЛАЙДЫ
Береза – кыдз, осина – пипу, ива – бадь, сосна – пожум, ель – кэз.
И снова бросаем наш клубочек. Мы оказались у ягод.
Название деревьев вы знаете, а вот какие ягоды растут в лесах нашего округа? Отгадайте загадки
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела. (земляника - озъягöд)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая. (клюковка - нюрмöль)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (малиной - öмидз)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками. (малина)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —. (черника - чöд)
(Дети называют названия ягод, учитель переводит их на коми-пермяцкий.)
Молодцы и ягоды растущие в нашем крае вы тоже знаете.
Давайте снова покатим клубочек. Вот мы пришли к животным.
А вот какие животные живут на нашей земле мы сейчас узнаем из игры.
Игра «Угадай животное»
(дети одевают маски животных и называют несколько признаков этих животных, а остальные должны угадать).
Молодцы! Ну вот и закончилось наше путешествие по Земле Перы.
берёза
осина
ива
сосна
ель