Пояснительная записка к презентации
PPTX / 10.76 Мб
приложение
DOCX / 87.38 Кб
Технологическая карта урока географии в 5 классе
Автор: Сухова Елена Владимировна, учитель географии МКОУ «Середняковская СОШ» Костромского района Костромской области
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: Путешествие по материкам.
Раздел V: «Земля во Вселенной» (по тематическому планированию)
Цель урока: создание условий для формирования первичного представления о материках Земли и их крупнейших географических объектах.
Задачи:
Образовательные:
начать формирование у учащихся представление о материках Земли, разнообразии их природы;
создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
Развивающие:
продолжить формирование у учащихся работать с печатным материалом, географическими картами;
развивать умение логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, навыков самостоятельного поиска необходимой информации;
развивать познавательный интерес учащихся, умение работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
Воспитательные:
воспитывать чувство интереса к открытиям на уроке, коммуникативность на уроке, самоконтроля и дисциплины;
привлекать учащихся к активной познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
1.Объяснять понятия «материк, «часть света». 2.Знать особенности природы материков. 3. Называть и показывать на карте материки, части света, острова. 4.Находить в учебнике, электронном приложении, географической карте географическую информацию и анализировать её. 5. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.
|
Познавательные УУД: 1.Формировать умение к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт, текста учебника и материала электронного приложения 2.Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять схемы, таблицы. 4. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Делать выводы. 5. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: 1. Ставить учебную задачу под руководством учителя. 2. Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; в соответствии с предложенным планом. 3. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели. 4. Выделять главные и существенные признаки понятий. 5. Участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебнике, электронном приложении, атласе. 6.Составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников. Коммуникативные УУД: 1. Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов; 2. Умение слушать и понимать речь других людей; 3.Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей |
1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2.Проявлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; 3. Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, исследовательской, творческой деятельности. |
Тип урока: урок усвоения новых знаний учащимися
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Понятия: материк, часть света.
Интеграция с другими предметами: литература
УМК: География. Начальный курс. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2012.- 140, (4) с.: ил., карт.
Оборудование: учебник, электронное приложение к учебнику, физическая карта мира, атласы, рабочие тетради, конверты с заданиями (приложение 1,2).
Техническое оборудование: компьютер, ноутбуки, проектор, экран, компьютерная презентация (приложение 3)
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия |
1. Организационный этап
2. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
3.Этап усвоения новых знаний
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Мне очень интересно, а любите ли вы путешествовать? А куда вы совершали свои путешествия?
Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации Отгадайте загадку: Большой, огромный, со всех сторон водой окруженный. (слайд 1)
Подводящий диалог для формулирования учениками темы и цели урока А по материкам вы ещё не путешествовали? А хотите совершить такое путешествие? Определите тему урока. (слайд 2) Ребята, а зачем нам нужно это путешествие, с какой целью мы отправимся в путь? Дополните предложения: мы сегодня на уроке (слайд 3) (Цель урока открывается на экране)
(первая часть урока). Работа по парам. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - Прослушайте стихотворение и скажите: сколько материков на планете Земля и как они называются?
А что такое материк ? Рассмотрите внимательно физическую карту мира и сформулируйте понятие «материк», используя схему. (слайд 5 -6 ) Кроме понятия «материк», географы выделяют понятие «часть света». Рассмотрите внимательно карту и сформулируйте понятие «часть света», используя схему.
А в чём разница между понятиями? (слайд 9 ) Материк – понятие, используемое в геологии. Их выделение обусловлено движением литосферных плит. Понятие часть света носит в основном историко-культурный характер.
– Итак, давайте теперь подведём небольшой итог, назовите, сколько всего материков, какие части света мы выделяем? |
- Да. Ответы учеников
Отгадывают загадку - Материк
Вступают в диалог, проговаривают и осознают объясняют и формулируют тему, записывают в тетради
«Путешествие по материкам»
Мы сегодня на уроке …(дополняют предложения) ЦЕЛЬ: Формирование представления об особенностях каждого материка. Задачи: Объяснять значение понятий «материк, часть света, остров». Познакомиться с географическим положением материков. Научиться находить материки на карте мира. Использовать на уроке различные источники информации.
- 6 материков. Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. (слайд4)
Работают в парах. Зачитывают свои определения, сравнивают с определением на экране, находят ошибки, исправляют их.
Работают в парах. Зачитывают свои определения. сравнивают с определением на экране, находят ошибки, исправляют их.
Размышляют, выдвигают версии.
Сравнивают «материк» и «часть света», выделяют сходства и различия.
Называют и показывают на карте материки и части света.
|
Л: Понимание важности знаний, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
Р: Умение ставить цель, планировать деятельность Р: Умение ставить учебную задачу под руководством учителя К: Умение строить диалог
Р: Умение выделять главные и существенные признаки понятий. П: Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины, делать выводы К: Умение сотрудничества в поисках новой информации К: Умение слушать и понимать речь других людей; К: Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
Р: Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели К:Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
|
Сформулированная тема урока
Сформулированные цели урока
Кластер
|
Возникнове-ние проблемного вопроса. Самоопределение к деятельности.
|
Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. (Приложение) Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. А на какой материк вы бы взяли следующие предметы: зонт, валенки, самолет, вода, панамка? (слайд 10 )
|
Выслушиваются ответы детей. На доске появляются ответы учащихся в таблице. Принимаются все ответы, даже неправильные, и записываются в таблицу. Начало урока Конец урока 1. Зонт - 2. Валенки - 3. Самолет - 4. Вода - 5. Панамка -
|
Р: Умение выдвигать версии
|
Заполненная 2 колонка таблицы |
Поиск решения проблемы. Открытие новых знаний. Работа в группах.
Физкультминутка.
Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
|
Ребята, а вы уверены, что вы все предметы взяли правильно на материки, где они Вам пригодятся? А чтобы проверить наши предположения. мы совершим сегодня с вами путешествие на материки. Работать будете в группах. Каждая группа выбирает свой маршрут. Маршруты лежат в диспетчерской. Подойдите, выберите себе маршрутный лист. (Приложение 1 – контуры материков.)
- Маршруты определены. Группы отправляются в полёт к своим материкам. Сегодня вы не только путешественники, но и исследователи. Вы должны прилететь на свой материк и там найти информацию об особенностях материка. Вам помогут информационные карты, учебник. электронное приложение и карты атласа. Изучите их внимательно и по возвращению расскажите, что вы узнали о материке. (Приложение 2) - Вспомните правило работы в группах. Как должны работать товарищи?
Вновь у нас физкультминутка, (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. (вращение головой) Хоть зарядка коротка,
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы - Пора возвращаться домой. - Расскажите, что вы узнали о материках интересного.
|
Дети не совсем уверены в правильности своих ответов. Ученики выбирают конверт. На конверте изображён контур материка – это и будет маршрут путешествия. В конверте лежит задание. которое группа должна выполнить (приложение 1)
Ученики работают в группах с учебниками, электронными приложениями, атласами и информационными картами.
Вспоминают правила работы в группе.
Отчёты учащихся о проделанной работе. Информационные листы крепятся на физическую карту мира |
Р: Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей; в соответствии с предложенным планом. Р: Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели Р: Умение участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебнике, электронном приложении, атласе . Р: Умение составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников. П: Умение к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт, текста учебника и материала электронного приложения П: Умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. П: Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины, делать выводы К: Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов; умение слушать и понимать речь других людей; умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
|
Заполненные информацион-ные листы |
Проверка понимания учащимися нового учебного материала
4. Этап закрепления новых знаний
Самоконтроль и самооценка полученного знания
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению
6. Рефлексия (слайд 17)
7. Этап подведения итогов урока
|
Вернёмся к нашему вопросу: А на какой материк вы бы взяли следующие предметы: зонт, валенки, самолет, вода, панамка?
Отвечают на вопросы (слайд 12), выполняют задания (слайд 13 -15), работают с картой (слайд 16).
Подводит урок к логическому завершению. Какую работу мы сегодня выполняли? Чему научились? Кто или что вам помогало справиться с поставленными задачами? Какие были трудности? Все пункты плана выполнены?
Ребята подведите итог: все ли мы решили задачи нашего урока?
Комментирует д/з Параграф 22, на выбор: 1) составить интерактивное задание на сайте http://learningapps.org/ 2) работа в контурной карте 3) написать мини-сочинение «Материк моей мечты»
Выставляет оценки за работу на уроке Продолжите предложения: Сегодня я узнал(а)… Я научился(ась)… Мне было интересно … У меня получилось…
Путешествие наше подошло к концу, если оно вам понравилось, и вы узнали много интересной информации, то выберите улыбающуюся мордочку, а если путешествие было сложным и чего-то не удалось, то грустную. - Желаю вам новых интересных путешествий! Не забудьте всегда брать с собой в путь добрых друзей и хорошее настроение! |
Выслушивают ответы детей. Сравнивают с ответами в начале урока.
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.
Формулируют выводы, подводят итог урока
Записывают домашнее задание. Выставляют оценки
Определяют степень продвижения к цели
|
Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. К:контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли
Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
|
Заполненная таблица - 3 столбик
Выполненные задания на применение «нового» знания
Выводы
Таблица продвижения |
Приложение 1
Внимательно прочти стихотворение. Какие особенности природы материка ты здесь увидел?
Вот огромный великан,
Материк Евразия,
И куда ни глянь – во всем
Здесь разнообразие!
Озеро Байкал –
Чистое, глубокое,
Горы Гималаи –
Самые высокие.
Чем южней, тем жарче,
Просто – красота!
А на крайнем Севере
Вечно – мерзлота!
Вот Россия – милая
Родина моя,
Нет страны красивее, –
Точно знаю я!
Снег, метель, морозы,
Горы до небес,
Белые березы,
Да дремучий лес.
Вольные просторы,
Хлебные поля,
Реки и озера –
Русская земля!
Горы здесь Уральские
Делят всю Евразию
На Европу (слева),
И еще на Азию.
Вот Китай, вот Индия,
Ближе – Казахстан,
Турция, Туркмения,
Иран, Афганистан.
Все эти страны в Азии
Нашли себе приют,
Здесь климат очень жаркий,
Пустыни, горы тут.
Перейду к Европе я,
Стран здесь много тоже:
Знойная Италия –
На сапог похожа,
Швеция, Норвегия,
Англия, Германия,
Греция, Болгария,
Франция, Испания.
Эти страны развиты
Культурно и технически,
Климат здесь умеренный,
К югу – субтропический. Л. Громова
Внимательно изучи материал учебника, электронного приложения, поработай с картой атласа и заполни таблицу.
Рекорды материка ___________.
Самая высокая вершина мира |
|
Крупнейшая равнина Европы |
|
Крупнейшая равнина Азии |
|
Крупнейшее озеро мира |
|
Самое глубокое озеро мира |
|
Самая длинная река Евразии |
|
Самый крупный полуостров мира |
|
Самое большое государство мира |
|
Составь рассказ о своём путешествии на материк. Вставь в текст пропущенные слова.
_________ – это самый ____________ по площади материк.
_________ – единственный материк, который омывают ____ океана.
Рельеф материка очень разнообразный.
Здесь расположены высочайшие ______ земного шара.
_________ – единственный материк, горные вершины которого поднимаются выше ___ тысяч метров.
Крупные _________ __________ тянутся на тысячи километров, и их гораздо больше, чем на других материках.
_________ богата __________ и ____________.
Здесь расположены самое глубокое озеро _______, и самые большие бессточные водоёмы Земли.
Внимательно прочти стихотворение. Какие особенности природы материка ты здесь увидел?
В Африке пустыня есть,
Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь воды-то мало!
А к экватору пойдешь –
Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там,
Носорог, гиппопотам.
Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил –
В самой длинной речке Нил.
Есть еще здесь чудо света,
Сфинкс и пирамиды это.
Там – вулкан Килиманджаро
Дышит лавой и пожаром.
Стран различных – целый ряд:
Ливия, Египет, Чад,
Эфиопия, Заир,
Мавритания, Алжир.
Л. Громова
Внимательно изучи материал учебника, электронного приложения, поработай с картой атласа и заполни таблицу.
Рекорды материка ___________.
Самая высокая вершина материка |
|
Крупнейшая пустыня мира |
|
Один из крупнейших водопадов мира |
|
Одно из крупнейших солёных озер мира |
|
Самое крупное озеро материка |
|
Самая длинная река |
|
Составь рассказ о своём путешествии на материк. Вставь в текст пропущенные слова.
__________ – ___________ по величине материк.
В ее рельефе преобладают __________.
Высоких и протяженных __________ на этом материке нет.
Самая высокая точка _____________ – гора _____________________, снежная шапка которой возвышается на высоте ________ м.
Это самый _________ континент, на большей его части средняя годовая температура выше +20 °С.
В ____________ не бывает _______ в нашем понимании.
На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков.
В Северной __________ расположена величайшая пустыня нашей планеты – ___________, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40 °С.
Материк богат __________. Среди них ______ – самая длинная река нашей планеты (6671 км). Река дважды пересекающая экватор, самая полноводная рекой материка – __________.
Внимательно прочти стихотворение. Какие особенности природы материка ты здесь увидел?
Волшебная земля,
На много километров раскинулась она,
На востоке - равнины, на западе горы,
Есть там реки, озёра и море.
Равнины богаты рудою,
В горах залегает металл.
Там реки богаты водою,
И гор ты таких не видал!
Есть золото, каменный уголь,
Есть туманы, дожди и снега.
И живут там отважные люди,
Победить их нельзя никогда.
«Америка» Н. Жиманова
Внимательно изучи материал учебника, электронного приложения, поработай с картой атласа и заполни таблицу.
Рекорды материка ___________.
Самая высокая вершина материка |
|
Крупнейшая система озер мира |
|
Самая длинная река материка |
|
Самый крупный полуостров материка |
|
Составь рассказ о своём путешествии на материк. Вставь в текст пропущенные слова.
В рельефе этого материка преобладают ____________.
Вдоль западного побережья тянутся ________ – __________________.
Это высокие _________ с глубокими речными долинами и действующими вулканами.
Самая высокая _______ – _______________ (6193 м).
Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.
_______ ____________________ полноводны, самая крупная из них - ______________.
Обширную водную систему образуют Великие озера: ___________, _____________, _____________, _______________, __________, ___________.
Внимательно прочти стихотворение. Какие особенности природы материка ты здесь увидел?
Про Южную Америку
Я вычитал из книг,
Что Южная Америка —
Огромный материк!
Там океан бессонно
Качает берега,
Струится Амазонка –
Огромная река.
Деревья-великаны
В огромный встали лес,
Огромные вулканы
Дымятся до небес!
Внимательно изучи материал учебника, электронного приложения, поработай с картой атласа и заполни таблицу.
Рекорды материка ___________.
Самая высокая вершина материка |
|
Крупнейшая равнина мира |
|
Самая полноводная река мира |
|
Самая длинная горная цепь |
|
Составь рассказ о своём путешествии на материк. Вставь в текст пропущенные слова.
На востоке этого материка господствуют ___________, а на западе протянулись самые длинные ________ _________.
Это самый ___________ континент планеты.
Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до О °С или чуть ниже.
В высокогорных районах _______ климат достаточно __________.
На материке протекает много _______.
Среди них _______________ – самая полноводная река планеты.
Самое высокогорное озеро Земли – ________________.
Внимательно прочти стихотворение. Какие особенности природы материка ты здесь увидел?
Она располагается под нами,
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там, в октябре, а не в июле, лето,
Там протекают реки без воды,
(они в пустыне протекают где-то),
Там, в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненья.
Г. Усова
Внимательно изучи материал учебника, электронного приложения, поработай с картой атласа и заполни таблицу.
Рекорды материка ___________.
Самая высокая вершина материка |
|
Крупнейшая пустыня материка |
|
Самое крупное озеро материка |
|
Самая длинная река материка |
|
Составь рассказ о своём путешествии на материк. Вставь в текст пропущенные слова.
_____________ – самый ___________ материк.
Он же и самый _________: на большей части его территории выпадает мало осадков.
Поэтому на материке нет крупных, полноводных _______.
Многие реки ______________ и наполняются водой лишь в сезон дождей.
Самая большая река – _____________, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года.
Озеро ________ – самое крупное на материка, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.
Внимательно прочти стихотворение. Какие особенности природы материка ты здесь увидел?
Сколько льда здесь и света!
Здесь холодные дуют ветра,
Здесь не видно привычного лета,
Даже летом мороз, холода.
Материк этот долго искали,
Пробивались сквозь бури и лёд,
Кук решил, что не надо медали,
Ни за что он вперёд не пойдёт.
Но отважные русские люди
Смело шли всё вперёд и вперёд.
Покорить материк тот решили.
Вышли в море на судне «Восток».
Со стихией сражались умело,
И награда за это была.
Материк полюбил только смелых.
И открыл им свои берега.
«Антарктида» Н. Жиманова
Внимательно изучи материал учебника, электронного приложения, поработай с картой атласа и заполни таблицу.
Рекорды материка ___________.
Самая высокая вершина материка |
|
Крупный полуостров материка |
|
Станция, где была зафиксирована самая низкая температура воздуха |
|
Составь рассказ о своём путешествии на материк. Вставь в текст пропущенные слова.
_____________ – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м).
Во льдах ____________ содержится до ______ запасов пресной воды Земли. Это самый ____________ материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С.
На станции _______________ полярниками была зарегистрирована температура ____ С.
Это самая низкая температура на Земле.
В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до ____% его отражается от снега и льда.
Поэтому только в ___________ районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до __ °С.