Вводный урок по географии «География древняя и современная» (5 класс)
1урок 5 класс
Тема: География: древняя и современная наука
Тип урока: Вводный урок.
Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.
Планируемые результаты:
Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.
Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Предметные результаты обучения: Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география»
Метапредметные результаты обучения:
Познавательные УУД: Выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные УУД: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражаать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаци
Оборудование: физическая кapтa, полушарий, презентация
Образовательный аспект:Проверить степень усвоения материала по теме «Представление древних народов о Земле», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;
Развивающий аспект:Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||||||||
I. Организационный этап. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке. Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии? Географию, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это география! Давайте с вами познакомимся. Происходит знакомство с учащимися . |
Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.
|
|||||||||
II . Актуализация знаний. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, требований к уроку географии. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. Домашнее задание невозможно выполнять без атласа. Далее даются требования к работе с атласом к.к. и учебником. -Происходит знакомство с учебником. |
1 Учащиеся знакомятся с атласом , учебником и контурными картами. |
|||||||||
III. Мотивация к учебной деятельности. Звучит песня « Гимн географов». Загадка. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все - и млад, и стар, Что она - большущий шар. 1. Вопрос учителя: О чем идет речь в этой загадке? Фото Земли из космоса. 2.Вопросы учителя: Вот вид Земли из космоса. Какая она? Кто впервые увидел Землю из космоса? 3. Учитель читает стихотворение. Я Землю сравнил бы с моей Головой: И так же она хорошеет, С портретом поэта. Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, горы. 4. Вопрос учителя: Все это изучает наука? |
Отвечают на вопросы. Слушают рассказ учителя. |
|||||||||
IY. самоопределение(целепологание) Упражнение на целеполагание. Вопросы: Что такое география? Что изучает география? Кто был первыми географами? Если мы не знаем ответы на эти вопросы, то какие вопросы мы должны задать? В течение урока мы должны ответить на эти 3 вопроса. Это цели урока, написать на доске. |
Перед каждым учеником табличка. Обвести слова «Да» или «Нет» напротив каждого словосочетания.
|
|||||||||
V. Первичное усвоение новых знаний. Учитель: Ребята, мы с Вами начинаем изучать географию. -Что означает «география» в переводе древнегреческого? -Как появилась наука география? -Почему география долгое время была описательной наукой? -Чем занимается современная география? ФизкультминуткаСменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем , как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули!
-Учитель: Что такое современная география? Работа в парах. Задание прочитать текст и проанализировать схему рис.2
Учитель: Какую географию вы будете изучать? Учитель: География – наука древняя. Знания о Земле накапливались тысячелетием. Кого называют «отцом географии?» Просмотр видеофильма «Эратосфен» http://www/youtube.com/watch?v= T4kxwZeUdGQ |
Учащиеся, используя текст учебника, §1 отвечают на вопросы. Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. Учащиеся работают с рис.2 «Древо» географических наук и текстом учебника Отвечают на вопросы. Просмотр видеофильма |
|||||||||
YI. Первичное усвоение новых знаний Задание. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Электронный учебник. «Географ-специалист многих профессий» |
Называют и аргументируют профессии. |
|||||||||
YII.Первичное закрепление. Ответить на вопросы в конце параграфа. |
Отвечают на вопросы самостоятельно, задавая их друг другу. |
|||||||||
VIII. Подведение итогов урока. -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. Выставление отметок. |
IX. Подведение итогов урока. -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. Выставление отметок. |
Отвечают на поставленные вопросы.
|
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Д.з. §1 Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся внимательно слушают. Всем: § 1 По желанию: сообщения. |
X.Рефлексия. -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? |
Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»: |
Ашихмина Наталья Павловна
Печерских Людмила Владимировна