Технологическая карта урока географии на тему «География как наука» (5 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ
НА ТЕМУ География как наука
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
||||||
Предмет |
География |
Класс |
5 |
|||
Тема урока |
География как наука |
|||||
Решаемые учебные проблемы |
Знать/понимать задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география»; уметь называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию. |
|||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
География, географические объекты, природные и антропогенные объекты, процессы и явления. |
|||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Учебник Атлас Контурные карты Тетрадь-тренажер Тетрадь-практикум Тетрадь-экзаменатор Электронное приложение к учебнику |
|||||
Образовательные интернет-ресурсы |
http://www.spheres.ru/meth/uroki/geo6/ |
|||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
||||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; сформировать представления о многообразии географических объектов, явлений и процессов, об основных методах и источниках получения географических знаний; раскрыть значение географии в жизни человека с древнейших времен до наших дней; раскрыть особенности УМК, структуру учебника. определить, что изучает физическая и экономическая география; показать сущность картографии как науки о географической карте; раскрыть значение географии в изучении природы, рациональном использовании и охране природных богатств; способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету; развивать логическое мышление учащихся, умение выделять главное в тексте; воспитывать коммуникативные умения учащихся работать в группе. |
||||||
Деятельность учителя Учитель рассказывает ребятам о роли учебника раскрывает его структуру. Тетрадь по географии. Правила ведения и оформления. Как готовить домашние задание по географии? Памятка (желательно записать в тетрадь или на стенде в кабинете географии): Памятка Для выполнения всех видов обучающих и практических работ учащимся необходимо иметь одну тетрадь и одну контурную карту. При оформлении надписи на обложке тетради указываются, для чего предназначена тетрадь (для работ по географии), класс, краткое наименование учреждения общего среднего образования в соответствии с его Уставом, фамилия и имя (полностью) учащегося в родительном падеже. |
Деятельность учащихся Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) - Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть) |
|||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации |
||||||
Деятельность учителя География: «гео»- Земля, «графо» – пишу – НАУКА, КОТОРАЯ ОПИСЫВАЕТ ЗЕМЛЮ География: наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность. Название науке географии дал… Эратосфен, более 2000 лет назад в книге «Географика» уровне знаний и умений - Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? |
Деятельность учащихся - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие, отвечают на вопросы поставленные учителем -Узнают новое, конспектируют лекционный материал |
|||||
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; |
||||||
Деятельность учителя Творческая работа с картой: Флажками отмечаем на карте места, где побывали ученики класса? Можно ли считать учеников географами или путешественниками? География (зарисовать в тетради) Физическая (природу земной поверхности) |
Деятельность учащихся Проявляют познавательную инициативу. Каждый ученик проявляет свои навыки, и умения, развивают образное мышление, выражают свои знания не стандартно. |
|||||
4. ЭТАП планирования. Основные задачи учителя. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; |
||||||
Деятельность учителя В переводе с греческого языка означает землеописание. До конца 18 века главной задачей было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте. Первыми географами были путешественники и мореплаватели Задачи географии. Отвечает на вопросы: Где …? Какая …? Почему …? Как …? Чем занимается современная география? Исследует… Описывает… Объясняет… Прогнозирует… (предвидит) (записать в тетрадь) Эвристическая беседа: ? Откуда берутся сведения о Земле? ? Как изменились эти источники знаний в процессе развития человечества? Какими источниками пользуются люди сейчас? ? Каким образом можно получить сведения о размещении географических объектов на земной поверхности, не выходя из класса? |
Деятельность учащихся Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. Ученики сопоставляют полученные знания, в ответах на вопросы по новой теме. |
|||||
5 ЭТАП"Открытие" нового знании. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; |
||||||
Деятельность учителя Рефлексия: Закончите предложение: «На уроке я узнал…? «Мне хотелось бы узнать из курса географии…» |
Деятельность учащихся Обсуждают решения учебной задачи. Оценивают правильность своих выводов, решений. Обсуждают ответы друг, друга, спорят, делают вывод. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. |
|||||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. |
||||||
Деятельность учителя Карточки – задания: Выберите верное утверждение: (2 уровень) География – это одна из древнейших наук, она изучает природу, население, хозяйственную деятельность. География – это устаревшая наука, которая изучала природу, население и хозяйство вновь открытых земель, а сейчас занимается охраной природы. География – это одна из древнейших наук по созданию карт о природе, населении и хозяйстве. География – относительно молодая наука, которая изучает, как охранять природу всех стран мира. Что означает «география» в переводе на русский язык?. Соответствует ли название науки, данное в древности, действительности современных ученых – географов? Докажите. (4 уровень) Дайте определения географии и двух ее крупных частей. (3 уровень) Что изучает география? Приведите примеры, которые входят в состав географии, вставив нужные буквы в пустые клетки. (5 уровень) |
Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. Учащиеся разного уровня интеллекта могут объединяться в группы более умного товарища. |
|||||
Принципиально важно при этом : 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…». |
||||||
8 ЭТАП Домашнее задание Подготовка домашнего задания: 1. Обязательно приготовь нужную для данной темы карту атласа. 2. Прочитай учебник, отыскивая и показывая nо ходу чтения все упомянутые в тексте географические объекты. 3. Ответь на вопросы в конце данного параграфа, используя при этом нужные карты. 4. Чтобы проверить себя, постарайся с помощью карты вспомнить основные положения изученного параграфа. Вспоминаем: Что вы знаете о нашей планете из курса «Человек и мир»? Почему на земной поверхности существуют отличия в климате, растительности…? Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно? |