12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Румбешт Роза Фидаиловна3230
Люблю путешествия, детей и путешествовать с детьми)
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
1

Технологическая карта урока географии на тему География как наука

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ

НА ТЕМУ География как наука

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

География

Класс

5

Тема урока

География как наука

Решаемые учебные проблемы

Знать/понимать задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география»; уметь называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию.

Основные понятия, изучаемые на уроке

География, географические объекты, природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебник

Атлас

Контурные карты

Тетрадь-тренажер

Тетрадь-практикум

Тетрадь-экзаменатор

Электронное приложение к учебнику

Образовательные интернет-ресурсы

http://www.spheres.ru/meth/uroki/geo6 /

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

сформировать представления о многообразии географических объектов, явлений и процессов, об основных методах и источниках получения географических знаний;

раскрыть значение географии в жизни человека с древнейших времен до наших дней;

раскрыть особенности УМК, структуру учебника.

определить, что изучает физическая и экономическая география;

показать сущность картографии как науки о географической карте;

раскрыть значение географии в изучении природы, рациональном использовании и охране природных богатств;

способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету;

развивать логическое мышление учащихся, умение выделять главное в тексте;

воспитывать коммуникативные умения учащихся работать в группе.

Деятельность учителя

Учитель рассказывает ребятам о роли учебника раскрывает его структуру. Тетрадь по географии. Правила ведения и оформления. Как готовить домашние задание по географии? Памятка (желательно записать в тетрадь или на стенде в кабинете географии):

Памятка Для выполнения всех видов обучающих и практических работ учащимся необходимо иметь одну тетрадь и одну контурную карту. При оформлении надписи на обложке тетради указываются, для чего предназначена тетрадь (для работ по географии), класс, краткое наименование учреждения общего среднего образования в соответствии с его Уставом, фамилия и имя (полностью) учащегося в родительном падеже.

Деятельность учащихся

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

География: «гео»- Земля, «графо» – пишу – НАУКА, КОТОРАЯ ОПИСЫВАЕТ ЗЕМЛЮ

География: наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность.

Название науке географии дал… Эратосфен, более 2000 лет назад в книге «Географика»

уровне знаний и умений

- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

Деятельность учащихся

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие, отвечают на вопросы поставленные учителем

-Узнают новое, конспектируют лекционный материал

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Творческая работа с картой:

Флажками отмечаем на карте места, где побывали ученики класса?

Можно ли считать учеников географами или путешественниками?

География (зарисовать в тетради) Физическая (природу земной поверхности)

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу. Каждый ученик проявляет свои навыки, и умения, развивают образное мышление, выражают свои знания не стандартно.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

В переводе с греческого языка означает землеописание.

До конца 18 века главной задачей было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте.

Первыми географами были путешественники и мореплаватели

Задачи географии. Отвечает на вопросы: Где …? Какая …? Почему …? Как …?

Чем занимается современная география? Исследует… Описывает… Объясняет… Прогнозирует… (предвидит) (записать в тетрадь)

Эвристическая беседа: ? Откуда берутся сведения о Земле? ? Как изменились эти источники знаний в процессе развития человечества? Какими источниками пользуются люди сейчас? ? Каким образом можно получить сведения о размещении географических объектов на земной поверхности, не выходя из класса?

Деятельность учащихся

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. Ученики сопоставляют полученные знания, в ответах на вопросы по новой теме.

5 ЭТАП"Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Рефлексия: Закончите предложение: «На уроке я узнал…? «Мне хотелось бы узнать из курса географии…»

Деятельность учащихся

Обсуждают решения учебной задачи. Оценивают правильность своих выводов, решений. Обсуждают ответы друг, друга, спорят, делают вывод. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Карточки – задания:

Выберите верное утверждение: (2 уровень)

География – это одна из древнейших наук, она изучает природу, население, хозяйственную деятельность.

География – это устаревшая наука, которая изучала природу, население и хозяйство вновь открытых земель, а сейчас занимается охраной природы.

География – это одна из древнейших наук по созданию карт о природе, населении и хозяйстве.

География – относительно молодая наука, которая изучает, как охранять природу всех стран мира.

Что означает «география» в переводе на русский язык?. Соответствует ли название науки, данное в древности, действительности современных ученых – географов? Докажите. (4 уровень)

Дайте определения географии и двух ее крупных частей. (3 уровень)

Что изучает география? Приведите примеры, которые входят в состав географии, вставив нужные буквы в пустые клетки. (5 уровень)

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания. Учащиеся разного уровня интеллекта могут объединяться в группы более умного товарища.

Принципиально важно при этом :

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

8 ЭТАП Домашнее задание

Подготовка домашнего задания:

1. Обязательно приготовь нужную для данной темы карту атласа. 2. Прочитай учебник, отыскивая и показывая nо ходу чтения все упомянутые в тексте географические объекты. 3. Ответь на вопросы в конце данного параграфа, используя при этом нужные карты. 4. Чтобы проверить себя, постарайся с помощью карты вспомнить основные положения изученного параграфа.

Вспоминаем:  Что вы знаете о нашей планете из курса «Человек и мир»? 

Почему на земной поверхности существуют отличия в климате, растительности…? 

 Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно?

Опубликовано в группе «Технологические карты уроков географии в 5 кл. по ФГОС ООО»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.