ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Фамилия, имя, отчество учителя : Шемелина Вера Иннокентьевна
Учебно-методический комплект : « Школа России»
Предмет : окружающий мир
Класс: второй
Раздел учебника: Путешествия
Урок в системе уроков: первый
Тема: Путешествие по Москве
Цель: познакомить с достопримечательностями Москвы; формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана; прививать чувство любви к своей стране.
Задачи:
Обучающие: Совершенствовать представление учащихся о столице нашей Родины - Москве, познакомить учащихся с историей возникновения Москвы; понятием «план местности».
-Формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства;
Развивающие: Развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение) , интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация).
Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ,
уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение работать в паре, группе; соблюдать здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: Знать историю возникновения Москвы, её достопримечательности; уметь работать с учебником.
Личностные УУД: Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта; оформление своих наблюдений; проявление внимания, удивления, желания больше узнать; применение правил делового сотрудничества; сравнение разных точек зрения; умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности.
Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; следовать инструкции при выполнении задания.
Познавательные УУД: различать изученные объекты; проводить простейшую классификацию ; находить дополнительную информацию; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других ; вступать в диалог ; уметь строить монологическое высказывание; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебное пособие «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова, рабочая тетрадь, презентация Power Point.
Виды деятельности обучающихся: работа в паре, отвечают на вопросы, высказывают предположения, отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрации, работают с учебником, взаимообучение.
Форма проведения: классно-урочная.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Современные образовательные технологии : технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий, технология развивающего обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология коллективного взаимодействия.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная..
Оценивать свои достижения.
Оборудование:
1. Материалы для учеников: Учебник: «Окружающий мир» 2 класс, рабочие тетради на печатной основе. Плешаков А.А.,2 класс, Часть 2; Москва, « Просвещение», 2015г
2. Материалы для учителя: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс, технологическая карта урока, презентация, видео.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Организует психологический настрой. Приветствует учащихся. Организует чтение стихотворения. -А теперь я вас попрошу сесть красиво и послушать Слайд 1 стихотворение Владимира Степанова «Необъятная страна». Необъятная страна! Если долго-долго-долго -Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? | Приветствуют учителя, присаживаются на места. Анализируют стихотворение. -Приветствуют учителя. -Присаживаются на свои места. -Внимательно слушают стихотворение. -Чувство гордости за свою страну, так как мы жители нашей страны, то нам нести за нее ответственность. | Личностные: Развитие доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося. |
Этап актуализации пробного действия | Организует работу с ребусом. Подводит учащихся к теме урока. -Я не случайно начала урок со стихотворения. Я знаю, что вы уже познакомились с одним из городов нашей страны. -С каким городом вы познакомились на прошлом уроке? Слайд 2 1. Старинный город, основанный более 400-х сот лет назад. 2. Название реки, на которой стоит город. 3. Деревья, которые украшают центр г. Саратова. 4. Одно из самых красивых зданий в городе, в котором можно получить высшее музыкальное образование. 5. Что создали саратовцы в память о героях Великой Отечественной Войны? Слайд 3 -Какой город получился? -Предположите, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке. -Прочитайте тему урока на стр. 98 учебника. -Какие учебные задачи мы поставим перед собой? -Прочитайте задачи урока в учебнике на стр. 98. | Ведут работу с ребусом. Слушают учителя. город Саратов Саратов Волга Каштаны Консерватория Парк Победы
Москва «Путешествие по Москве» Учащиеся отвечают Узнаем, когда и кем была основана Москва; что такое план и как выглядит Москва на плане. Будем учиться описывать достопримечательности столицы. | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять |
Этап выявления места и причины затруднения | Читает стихотворение Натальи Кончаловской. Организует работу с учебником и с рабочей тетрадью. Слайд 4 -«Москва не сразу строилась» - так говорят в народе. Глядя на город, на его величественные соборы, сейчас трудно представить, как всё начиналось. Вот как описала «начало Москвы» Наталья Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица» Там, где столько крыш вдали, Огромный лес стоял когда-то, Дубы могучие росли, Шумели липы в три обхвата. Полянки вместо площадей, А вместо улиц - перелоги, И стаи диких лебедей, И рёв медведицы в берлоге, Текла река в лесах, в лугах, Ладьи скользили по теченью, А на высоких берегах, Виднелись тут и там селенья. Славянский люд в них проживал С десятого, быть может, века, Тот люд «Москвою» называл Глубокую, большую реку. Слайд 5 Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким посёлком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял - “город Москвы”. Учёные до сих пор спорят по поводу происхождения названия «Москва». Единого мнения на этот счёт нет. Одной из версий является та, что слово «Москва» означает «влажное место». Впервые Москва упомянута в летописи в 1147 году. Этот год и считается годом основания Москвы. -Прочитайте первый абзац текста на стр. 98. Основатель города Юрий Долгорукий. Слайд 6 Юрий долгорукий выбирал место для крепости.Понравился ему холм с чистой, как слеза, Москвой – рекой. Место было глухое, тихое. В лесах водилось много животных, в реках – рыбы. Обнесли холм забором, поставили ворота, построили красивый дом для князя. Стали называть Москвой. -учебник. Стр 99 (Показываю герб Москвы) -Что такое герб? -Что изображено на гербе Москвы? Георгий Победоносец и змей (герб) – показ иллюстрации Слайд 7
| Внимательно слушают учителя. Работают с учебником и рабочей тетрадью. Учащиеся отвечают, предполагают свое мнение. -Читают текст -Примерные вопросы: Всадник, змей. 1. Когда была основана Москва? 2. Кто был основателем? 3. Где был заложен город? Самостоятельное выполнение задания №1. -Это эмблема города. -На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Организует беседу с учащимися. Организует работу учащихся с учебником. -Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно тем людям, которые приехали в город впервые. -Что же может помочь гостям достаточно легко ориентироваться в городе? -Прочитайте вторую часть текста на стр. 98 учебника. -Что же такое план? -Что же изображено на плане на стр. 99 учебника? Пользуясь планом города, достаточно легко можно проехать или пройти туда, куда вам захочется. ФИЗМИНУТКА Это город. Как высок. Сколько крыш и сколько окон Город наш такой большой Он уютный и живой Он сверкает и цветёт Он нам нравится | Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником. Ответы детей. План – это чертеж местности. - Уменьшенное изображение местности. Река Москва, дороги, важные объекты: зоопарк, цирк, Кремль и т.д.. Поднимают руки вверх Показывают крышу и распахивают руками окна Руки в стороны Обхватывают себя руками Показывают фонарики Знак кистями рук «вот так» | Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. |
Этап реализации построенного проекта | Организует работу с дополнительным материалом. Ребята, на весенних каникулах учащиеся среднего звена съездили на экскурсию в Санкт-Петербург. И два дня они были в Москве. Посмотрим с каким достопримечательностями Москвы они познакомились.(показ фото) А теперь послушаем наших детей, что они приготовили о Москве. Слайд 8 (фото) -Рассмотрите фотографии на стр. 100-101 учебника. Дети подготовленные рассказывают. Достопримечательности Москвы.(ПРИЛОЖЕНИЕ) Слайд 9 Московский Кремль: исторический и духовный центр России и города Москвы, официальная резиденция Президента России. Здесь находится музейный комплекс московского кремля. Московский кремль располагается в центре Москвы. Вдоль стен расположено 20 башен, 3 башни, стоящие в углах треугольника, образуют стены Кремля. Слайд 10 Храм Христа Спасителя: собор Русской православной церкви. Храм построили в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти, верности и любви к Вере и Отечеству». Храм расположен недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года. Слайд 11 Улица Арбат: своё имя улица получила по названию местности — Орбат (Арбат), лежавшей к западу от Кремля. Эта улица расположена в Центральном административном округе города Москвы. Она является одной из самых известных и популярных среди туристов улиц города. Слайд 12 Большой театр: это один из столичных театров. Он по праву считается самым главным театром в России. Он расположен в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символов России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. Это и первые русские оперы и оперы зарубежных знаменитостей. Слайд 13 Третьяковская галерея: художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Собрание Галереи постоянно растет за счёт планомерных государственных покупок. В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуры, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI — начала XXI веков. Также в Третьяковской галерее есть картины, которые постоянно находятся в галерее, а есть те, которые привозят, а позже увозят. Слайд 14 Театр зверей им. В.Дурова: один из самых уникальных театров Москвы, основанный в 1912 году Владимиром Леонидовичем Дуровым. Это уникальный театр, в котором актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан и многие другие. Подобного ему в мире больше нет. Слайд 15 Цирк на Цветном бульваре: один из самых старейших цирков России. Самые знаменитые артисты выступали на его манеже. Самыми знаменитыми клоунами стали Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. -Выполните в рабочей тетради задание №2. Отдых для глаз. Ручки сложили, Глазки закрыли, Головки положили, И замолкли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не слышать никого, А себя лишь одного. - Мысленно представьте себе все достопримечательности Москвы, о которых мы говорили: Красная площадь, Кремль, собор Василия Блаженного | Работа с учебником. Работают с учебником в парах. Показ презентации с объясненьем. Здесь проходили коронации царей. Самый главный храм в Москве – Храм Христа Спасителя. Самостоятельное выполнение в рабочей тетради задания №2 | Познавательные: различать изученные объекты; находить дополнительную информацию. |
Этап первичного закрепления с самопроверкой по эталону | Организует работу с вопросами, с проверкой их по эталону. -Я вижу как вы замечательно работали на протяжении всего урока, и сейчас я предлагаю вам поработать с тестом. Парами. Проверка (меняемся с соседом тетрадью) Слайд 16 (Ответы к тесту для проверки) -Тест 1. Столица нашей Родины А) Санкт – Петербург. Б). Москва. В). Псков. 2. Основатель Москвы. А) Пётр Первый. Б) Александр Невский. В) Юрий Долгорукий. 3. «Сердце» Москвы. А) Третьяковская галерея. Б) Памятник А. С. Пушкину. в) Кремль. 4. На гербе Москвы изображён А) Орёл. Б) Медведь. В) Всадник. ПРОСМОТР ВИДЕО А ещё ребята можно сходить в центральную детскую библиотеку . Там есть книги про Москву и почитать. Показ книги Ленида Яхнина «Мы в Москве». Сердце России. «Москва» | Работаю с учителем над вопросами. Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. 1. Москва 2. Юрий Долгорукий. 3. Кремль 4. Всадник. | Личностные: принятие позиции партнера, установление связи между тем, что уже усвоено и тем, что еще нужно усвоить. Регулятивные: В конце выполнения задания учитель вместе с детьми оценивают то, что получилось. |
Этап рефлексии учебной деятельности | Организует обобщающую беседу по теме. Проводит рефлексию учебных действий. Дает эмоциональную оценку работы учащихся. У вас у каждого на парте лежит звёздочка со Спасской башни Кремля: одна сторона красная, другая оранжевая. Если вы остались довольны своей работой на уроке, то покажите красную звёздочку, если вы не очень довольны своей работы, или что-то у вас сегодня не получилось, то покажите оранжевую звёздочку. Д/З: учебник: стр. 98-101; рабочая тетрадь: стр. 66, №5, №6. Прощается с классом. | Принимают участие в обобщающей беседе. Отвечают на вопросы Высказывают свое мнение Учащиеся выбирают одну из звезд и показывают. | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи. |
Приложение
1- Одним из самых красивых сооружений города является Кремль. Сначала стены Кремля были деревянными, затем они были сделаны из белого известняка. Белокаменный Кремль простоял более 100 лет. Он пережил вражеские нападения, пожары, даже землетрясения. Но каждый раз отстраивался заново, становясь еще краше. Московский Кремль - символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. Москва. Кремль. Эти два имени всегда рядом, потому что Кремль - это сердце Москвы. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы - реки. Купола похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.
2- Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь и заступничество в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм. (слайды) Деньги на храм собирал народ. Строили его почти 50 лет. Храм Христа Спасителя был разрушен в 1931 года. Восстановление храма началось почти 20 лет назад. Храм Христа Спасителя строился пять с половиной лет. Ежедневно здесь работали более 7,5 тыс. человек — строителей, архитекторов, художников.
3- Улица Арбат — одно из самых оживленных и популярных мест в Москве. В 1974 старый Арбат был объявлен заповедной зоной, но только в 1986 была закончена его реконструкция, Арбат стал пешеходной зоной. Здесь открылось множество маленьких магазинов и кафе, распахнули свои двери художественные салоны и галереи, на улице появились многочисленные торговые лотки. В 2006 начался новый этап благоустройства улицы Арбат с учетом сохранения его исторического облика.
4- - Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене.
5.Посетив Москву нельзя не побывать в Третьяковской галлерее, которая названа в честь купца Павла Михайловича Третьякова. Многие считали его чудаком, потому что все деньги он тратил на покупку картин, которые развешивал по комнатам своего просторного дома.Третьяковская галерея является одним из крупнейших музеев мира. В нем собраны работы мастеров, созданные с 10 по 20 век. Здесь представлены все направления русской живописи - от икон до авангарда. Третьяковская галерея в Москве, которую часто называют Третьяковкой, – одна из тех достопримечательностей столицы, которую посещают не только ценители искусства, но и все, кто хоть чуточку неравнодушен к культурному наследию России. Третьяковская галерея – один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительных центров России, крупнейший в мире музей русского искусства.
6. Цирк на Цветном бульваре. Старый Московский цирк на Цветном бульваре – один из самых старейших цирков России. Открыт был более 100 лет назад Альбертом Саламонским. Самые знаменитые артисты выступали и выступают на его манеже. В течение 15 лет, с 1982 по 1997 г. директором и художественным руководителем цирка был Народный артист СССР Юрия Владимирович Никулин. В настоящее время цирком руководит его сын Максим Юрьевич Никулин.
7.Театр зверей имени Владимира Дурова или «Уголок дедушки Дурова». В этом театре актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие. Театр основан 8 января 1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем.