12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Терехова Светлана Юрьевна21

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Касли











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


«Путешествие по музыкальным станциям»












Автор-разработчик:

Терехова Светлана Юрьевна,

преподаватель по классу скрипки




















Касли, 2020г.



Учебная дисциплина: раннее эстетическое развитие

Тема занятия: «Путешествие по музыкальным станциям»

Вид занятия: Вводное занятие

Форма проведения занятия: урок-путешествие


Мотивация темы и формы проведения занятия: игровая ситуация помогает удержать внимание детей и поддержать интерес к занятию; удовлетворяется познавательная потребность ребенка; мотивацией выступает совместная деятельность детей и взрослых.


Продолжительность занятия: 45 минут


Место проведения занятия: концертный зал

Цель занятия: Знакомство с музыкальными инструментами


Задачи:

Обучающие:

Научить различать по слуху тембры инструментов;

Выполнять дыхательные упражнения;

Разучить движения со звучащими жестами.

Развивающие:

Развить творческую активность детей;

Развить музыкальный и тембровый слух, память;

Способствовать развитию мыслительных навыков;

Воспитательные:

познакомить с преподавателями музыкальных дисциплин;

воспитать любознательность, терпение и трудолюбие;

побуждать интерес ко всем видам музыкальной деятельности;

способствовать расширению общего музыкального кругозора.


Междисциплинарные связи: специальные предметы (фортепиано, скрипка, баян и т.д.), сольфеджио (тембры, восприятие на слух), ритмика (движение под музыку).


Внутридисциплинарные связи:

Пение, дыхательные упражнения, движение с звучащими жестами (танец)


Учебное оборудование (оснащение) занятия: музыкальные инструменты, иллюстрации, технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.


Методическое обеспечение занятия: стихи, загадки, картинки с изображением инструментов, конспект занятия.


Опережающие задания учащимся: запомнить как выглядят музыкальные инструменты и их названия.


Технологическая карта занятия


Этап занятия

Время

Содержание деятельности преподавателя и учащегося



Методы и приемы обучения

Средства обучения

Формы и методы контроля качества обучения

1.


Организационный


2 мин

Подготовка детей и преподавателя к занятию. Создание благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую деятельность, активизация внимания детей.

Словесные методы



2

Подготовительный

3 мин

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Включение детей в осознанную деятельность: выполнение дыхательных упражнений

словесные

Дыхательные упражнения

Педагогическое наблюдение за деятельностью детей

3

Основной

25 мин

Путешествие по музыкальным станциям. Максимальная активизация познавательной деятельности детей: слушание музыки и рассказа преподавателей. Разгадывание загадок.

Объяснительно-иллюстративный.


Словесный.


Загадки

Педагогическое наблюдение

4

Контрольный


10 мин

Выявление качества и уровня овладения знаниями и их коррекция. Подведение итогов деятельности, результатов занятия. Рефлексия собственной деятельности: просмотр мультимедийной презентации, повторение названий инструментов.

Наглядный



Повторение и закрепление полученных знаний

ТСО, мультимедийная презентация


5

Итоговый

5 мин

Сотрудничество преподавателя и детей: исполнение танцевальной композиции со звучащими жестами (хлопки, притопы, щелчки, шлепки).

Репродуктивный

ТСО: аудиоаппаратура



Домашнее задание: нарисовать рисунок и /или сочинить рассказ о понравившемся инструменте.



Литература:

Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Минск, 1999.

Вюнш В. Формирование человека посредством музыки: Пер. с нем.,М.: Парсифаль,1998.

Скавроньска-Либецки Э. Звук и жест. Музыкально-двигательные упражнения для детей. Варшава.1984.

Тютюнникова Т. Уроки музыки. Система Карла Орфа: Метод.пособие для учителей музыки. М. АСТ, 2000.




























Конспект занятия

«Путешествие по музыкальным станциям»


Организационный этап:

Занятие начинается в концертном зале, где находятся родители и преподаватели ДШИ.

Преподаватель: Добрый вечер, дорогие ребята, родители и гости! Сегодня у нас необычное занятие, а занятие-путешествие. Вы любите путешествовать?

Дети: да!!!

Преп: Посморите внимательно, где мы с вами находимся?

Дети: (возможные ответы) В музыкальной школе. В концертном зале..

Преп: Правильно! В концертном зале. Мы с вами – зрители, а перед нами – сцена, на которой выступают музыканты. А кто такие музыканты?

Дети: (предполагаемый ответ) Те, кто играет на музыкальных инструментах.

Преп: Правильно, молодцы!

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по музыкальным станциям, где живут добрые волшебники, которые учат детей играть на музыкальных инструментах.


Подготовительный этап:

Преп: А на чём мы с вами будем путешествовать?

Дети: (предполагаемые ответы) на самолёте. На машине. На вертолёте и т.п.

Преп: Давайте поедем на машине. Для этого нам нужно выполнить упражнение:

Чтоб поехала машина, накачаем дружно шины

(дети качают руками вниз со звуком Ш-Ш-Ш)

Не забудем завести, мы уже на полпути

(дети имитируют повор ключом со звуком Д-Д-Д)

Как зарокотал мотор, даже вздрогнул светофор

(дети делают круговые движения руками перед собой со звуком Р-Р-Р)


Преп: Машину мы завели, и поехали на станцию «Народные инструменты».


Основной этап:

Подошли к классу аккордеона, остановились около кабинета.

Преп: Чтобы открыть эту дверь, нужно отгадать загадку:

От гармони он родился,

С пианино подружился,

Он и на баян похож

Как его ты назовёшь?

Дети: Аккордеон.

Дети заходят в класс.


Преп: Нас встречает преподаватель Ложкина Лариса Анатольевна, которая расскажет нам про аккордеон и исполнит «Вальс» на этом инструменте.

(рассказ и исполнение преподавателя).


Преп: Поблагодарим Ларису Анатольевну, скажем ей «спасибо» и поедем в следующий класс. Вставайте друг за другом, едем дольше!

Остановка возле кабинета класса по баяну.

Преп: И снова загадка:


Ящик на коленях скачет,

То поёт, то горько плачет.

Что это за ящик?


Ответ: баян.


Преп: Заходим в класс и знакомимся с преподавателем по классу баяна Татарниковым Николаем Павловичем.

(преподаватель рассказывает о баяне и исполняет «Польку»).

Преп: Поблагодарим Николая Павловича и поедем дальше.


Остановка у кабинета класса домры.

Загадка:

Три струны, а звук какой!

С переливами, «живой»

Этот струнный инструмент

Зазвучит в любой момент.


Ответ: домра.

Дети заходят в класс домры.

Преп: Знакомьтесь, Варганова Ирина Геннадьевна расскажет про свой инструмент и покажет как он звучит.

(рассказ и исполнение преподавателя)


Преп: поблагодарим Ирину Геннадьевну и поедем дальше.

Подъежаем к классу гитары.

Послушайте ещё одну загадку:

Этот странный инструмент,

Узнают его в момент,

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

Дети: гитара.

Преп: в этом классе занимаются два преподавателя: Блинов Владимир Васильевич и Ежова Наталья Владимировна.

(рассказ об инструменте, исполнение «Серенады» А. Шульца).


Преп: Во и закончилось путешествие по станции «Народные инструменты», и сейчас мы с вами пересаживаемся в паровоз и продолжим наше путешествие.

Запеваем песню «Едет, едет паровоз». Дети друг за другом передвигаются к следующему кабинету – кабинету класса фортепиано.


Преп: Отгадайте загадку:

Играть умеет он и форте, и пиано

За это назвали его…..


Дети: фортепиано!

Преп: Преподаватели Ракова Татьяна Павловна и Степанова Надежда Петровна обучают детей игре на этом инструменте.

(Рассказ о фортепиано. Звучит дуэт преподавателей).


Преп: На концертной сцене ученики играют не на фортепиано, а на инструменте, имя которого спрятано в загадке:

Я стою на трёх ногах

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль,

Как зовут меня...


Дети: рояль.


Преп: Дальше мы с вами полетим на воздушном шаре.

Дети выполняют упражнение «Шар»:

Надуваем быстро шарик

Он становится большим

Вдруг шарик лопнул (хлопок0

Воздух вышел, стал он тонким и худым.


Преп: Полетели на станцию «Скрипка»

Дети заходят в кабинет класса скрипки.

У скрипки голос звонкий

Четыре струнки звонких.

По ним смычок гуляет

И звуки извлекает!

Вот принялся музыкант за дело

И скрипка выразительно запела.


Преп: Я, Терехова Светлана Юрьевна, расскажу вам о скрипке и сыграю интересную пьесу. (звучит рассказ и пьеса «Мазурка» Н. Баклановой)

Преп: отправляемся на следующую станцию, которая называется «Теоретическая».

Дети заходят в кабинет теоретических дисциплин и встают полукругом.


Преп: Знакомьтесь: Сторожева Лариса Юрьевна. Чтоб научиться играть на музыкальных инструментах, необходимо знать нотную грамоту.

(рассказ преподавателя о теоретических дисциплинах).


Преп: Марина Валерьевна обучает детей хоровому пению. А вы любите петь?

Ребята, давайте исполним песню, которую мы выучили на нашем занятии «Слово на ладошке».

Исполняется песня Е. Попляновой «Слово на ладошке».


Преп: Теперь мы возвращаемся с вами в концертный зал.


Контрольный этап


Преп: Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы побывали на нескольких музыкальных станциях. Кто из вас помнит, как они называются?

Ответы детей.

Преп: Давайте вместе вспомним музыкальные инструменты, с которыми вы познакомились. Внимание на экран.

(преподаватель включает проектор с мультимедийной презентацией музыкальных инструментов. Дети называют музыкальные инструменты).


Итоговый этап:

Преп: ребята, как вы думаете, мы можем с вами прямо сейчас создать оркестр?

Предполагаемые ответы детей: нет, мы ещё не умеем играть на инструментах!

Преп: Зато мы можем заменить звучание музыкальных инструментов на звучащие жесты: хлопки, притопы, щелчки, шлепки (преподаватель показывает детям движения звучащими жестами). Давайте создадим оркестр звучащими жестами и исполним небольшую музыкальную композицию.

(Дети повторяют за преподавателем движения со звучащими жестами под музыку).




































ПРИЛОЖЕНИЕ



Наглядные пособия

к методической разработке

занятия «Путешествие по музыкальным станциям»




























t1602243037aa.jpg


t1602243037ab.jpg

t1602243037ac.jpg


t1602243037ad.jpg


t1602243037ae.jpg

t1602243037af.jpg




t1602243037ag.jpg











t1602243037ah.gif


t1602243037ai.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.