Урок окружающего мира по теме «Уроки здоровья. Здоровое питание» (1 класс)
Интегрированный урок окружающего мира (УМК «Гармония»).
Учитель: Филиппова Елена Борисовна
Класс: 1
Тема: « Здоровое питание».
Тип урока: урок формирования знаний;
Цель: Развивать культуру здорового питания.
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «правильное питание» «здоровое питание»:
-развивающая: развивать познавательную активность, наблюдательность, работать над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, синтезом, классификацией;
-воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью
Планируемые результаты:
Предметные
- знать основные термины по теме «Здоровое питание»;
- определять тип питания своей семьи;
-наблюдать , характеризовать правильность питания своей семьи ;
- заменять предметы и действия с ними условными обозначениями;
- способствовать формированию мотивации соблюдения гигиенического поведения детей;
-формировать навыки соблюдения правил питания, заботиться о своём здоровье.
УУД:
Личностные:
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу,
создавать условия для понимания основных моральных норм поведения;
создавать условия для адекватного понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,
- давать оценку поведению школьников и окружающих людей.
- развивать волевые качества посредством приобщения к здоровому питанию
Регулятивные:
- формировать умение ставить познавательные задачи;
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать
Познавательные:
- ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка; из различных источников информации;- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, материалов учебника; собственных наблюдений культуры, личного опыта .
Коммуникативные:
- использовать в общении правила вежливости;
-умение строить понятные для партнёра высказывания;
- учитывать мнение товарищей и их позицию, работать в парах , группах ,проявлять терпимость по отношению к высказываниям других;
-выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
Оборудование урока
- Учебник "Окружающий мир" 1 класс О.Т. Поглазова В.Д. Шилин, 2011.
- Мультимедийная установка.
- Интерактивная доска.
Карточки для индивидуальной работы «Полезно- вредно», рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании», «Цветик – семицветик», презентация, рефлексивные яблочки, дерево «Здоровья»,сигнальные карточки «Светофор»
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в учебную деятельность; создать мотивацию к на личностно значимом уровне; 2 мин. |
Прозвенел урок. Начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Скажем «здравствуйте» руками, Скажем «здравствуйте» глазами, Скажем «здравствуйте» мы ртом, Станет радостно кругом! Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните, беспокойство. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и внимательного отношения друг к другу. В путь дорогу собирайтесь, За здоровьем отправляйтесь, Грубых слов не говорите, Только добрые дарите. Давайте поздороваемся! Говорить друг другу «здравствуй»- это значит желать здоровья. При встрече люди издревле желали друг другу здоровья: |
Дети настраиваются на активную работу на уроке. Показывают как мы здороваемся. |
Личностные УУД. Эмоционально-положительный настрой на урок. Регулятивные УУД Учиться следовать установленным правилам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.(5-7 мин.) Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется затруднение; определить цель и тему урока; |
I. Постановка учебной задачи. «Здравствуйте, доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?!» И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили «Здоровья не купишь» «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь» - Что значит быть здоровым ? Древние Греки например, мало болели, но долго жили! Сегодня к нам пришло электронное письмо от Незнайки из сказки «Незнайка в солнечном городе»(Читаю письмо) (Слайд 1.Незнайка) -Ребята, что случилось с Незнайкой? - Как вы думаете, почему он заболел? - Вы хотите помочь Незнайке? -А о чем же пойдет речь на уроке? -Верно, сегодня мы поговорим о пользе продуктов, которые употребляем в пищу. -Давайте вместе сформулируем тему нашего урока -Тема урока «Здоровое питание» ( слайд 2) -Какую цель поставим для себя? Сегодня мы должны узнать: что нужно, чтобы быть здоровым, какая пища самая полезная, о том, как правильно питаться -Нужны ли нам эти знания? Для чего? Недаром в народе говорят: «Здоровье – богатство на все времена», «здоровье – бесценное богатство» Давайте поразмышляем : что такое здоровье? -Здоровье – это самочувствие, состояние человека, слаженная работа всего организма. -А что помогает быть здоровым? Наша задача – ответить на этот вопрос и составить памятку о том, как правильно питаться . А поможет нам в этом цветок, не простой, волшебный- цветик –семицветик . Этот цветок - символ здоровья! С помощью этого цветка мы и поможем Незнайке. Мы все вместе будем обсуждать , как можно правильно питаться , а наш цветок будет расцветать. ( вывешиваю середину цветка, на нем написано «Здоровье» Но для начала предлагаю заполнить таблицу Давайте определим, для себя какие продукты вы употребляете в своей семье. Заполните таблицу. Для этого поставь плюс + напротив каждого продукта, указывая к какой группе он относится)
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились! А в конце урока вы сами проверите, совпадут ли ваши ответы с полученными на уроке знаниями |
- Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым. Он очень много ел булочек, пончиков, сладостей. -О продуктах, о пище, о питании (Предположение детей) Определяют тему урока. «Здоровое питание» Чтобы знать, как правильно питаться Высказывают свое предположение Дети самостоятельно заполняют таблицу синим карандашом |
Познавательные УУД Строить небольшое сообщение в устной форме Планирование и прогнозирование. Регулятивные УУД Выполнение пробного учебного действия. Самоопределение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совместное открытие знаний. (7 мин) Цель: выявить условия сохранения здоровья; развивать познавательную активность; |
Беседа «Человеку нужно есть - Как вы думаете – зачем человеку надо есть ? -Все ли продукты являются полезными? 1.Работа в парах: Давайте посмотрим на иллюстрацию на с.45-46 в учебнике и ответим на вопрос Назовите, какую еду выбрали дети.Что надо добавить, а что убрать, чтобы они сохранили свое здоровье.? ( Учитель осуществляет направляющую помощь каждой группе)
Что бы вы добавили? Что убрали? ( фронтальная работа) 2.Игра «Магазин»( в рабочих тетрадях Разговор о ПП)с.12№1 -Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Магазин».Откройте рабочие тетради «Разговор о здоровье и правильном питании» с.8 . Внимательно рассмотрите иллюстрацию и выберите самые полезные продукты для своей корзины на с.12. Проверка ( проверяем 3-4 работы , ребенок называет «купленные продукты, дети сигналят с помощью сигналов «Светофор ») -Молодцы, все справились и с этим заданием хорошо. 3.-Ребята,хотите еще поиграть? Игра «Путаница» В классе стоит 3 стола: 1)Стол с полезными продуктами 2) стол с «вредными» продуктами 3) Стол с полезными продуктами ,но не для частого употребления . Задание- исправь ошибки работа по группам -Какой вывод можно сделать? -Верно, оказывается не все продукты одинаковы полезны. И наша задача знать об этом и не допускать ошибок в нашем питании
Вот и первый лепесток нашего волшебного цветка -Есть в нашем питании продукты бесполезные или даже вредные для нашего здоровья, как нам быть с такими продуктами? Раскрывается второй лепесток А теперь предлагаю поразмышлять. Работа по вопросу учебника: с.46 Читает учитель или хорошо читающие дети. -Согласны ли вы с таким ответом? Почему? _Какой вывод можно сделать? - Полезно ли для здоровья есть один раз в течение дня? - Как лучше распределить прием пищи: больше есть утром, днем или вечером? - Какой вред здоровью может принести еда всухомятку, наспех, на ходу? -Как вы думаете, можно употреблять разнообразную пищу, или однообразную Физминутка « Слушай,думай,выполняй!» Если вы услышите название полезного продукта- выполняете такое упражнение- выполняете повороты туловища влево, вправо Если услышите название бесполезного или даже вредного продукта –наклоны туловища. -Что будет, если часто употреблять в пищу жареное? Такие блюда полезны?
Ребята, скажите, нужна ли вода для нашего организма? -Как нужно вести себя за столом? Работа с учебником (с.47). - Какие замечания вы бы сделали ребятам? Хорошие манеры за столом Учитель: Имей хорошие манеры 1.Не чавкай как хрюша 2.Во время еды не болтай, не читай 3.Если ешь с ножом и вилкой, 5.Ты напомнить мне позволь! 6.Пусть будет чисто на столом – -Ребята, мы забыли еще очень важное правило, какое? Прикрепляю новый бутон. |
Предполагаемые ответы: чтобы расти, двигаться, работать, бегать, прыгать, думать, т. д. Нет, не все Дети работают в парах, обсуждают. Задание выполняют индивидуально Сигналят Дети работают в группах, коллективно обсуждают, исправляют ошибки Из каждой группы выступает представитель. Не все продукты одинаково полезны. .Употреблять в пищу только полезные продукты Раскрывается первый лепесток и второй на доске. 1.Полезные продукты ( овощи и фрукты- полезные продукты Второй лепесток 2. По возможности исключить бесполезные вредные продукты из питания Дети анализируют данный ответ Вредно 3. Кушать нужно часто , небольшими порциями, тщательно пережевывать ( третий лепесток) Кушать необходимо 4-5 раз в день. Больше продуктов кушают в обед. Если принимать пищу неправильно, может заболеть живот…Что и случилось у нашего Незнайки 4.Лепесток : Пища должна быть разнообразной. Жареное лучше исключать или употреблять как можно реже.5 лепесток 6.лепесток Употреблять больше воды 7лепесток. Соблюдать культуру поведения за столом Дети рассказывают стихотворение Мыть руки перед едой |
Познавательные УУД. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Регулятивные УУД Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Самоопределение. Учёт разных мнений. Коммуникативные: Сотрудничество |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применение знаний в новой ситуации. (11 мин) Цель: учить находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. |
1.Работа с тестом «Полезно- вредно» Давайте составим для Пончика , для себя и для своей семьи список полезных и неполезных продуктов, заполните таблицу. (Поставь плюс + против каждого продукта указывая к какой группе относится)
Проанализируйте, какие ошибки вы допускали раньше? Какой сделаем вывод? _Какие рекомендации дадим Незнайке и всем окружающим? -А теперь сравним , что у нас получилось? Достигли ли мы цели на уроке? |
Отмечают + или – в таблице Чтобы попадали в организм разные необходимые вещества. Чтобы не болеть. Дети на местах составляют динамическую схему, а на интерактивной доске кластер выполняют два ученик « Здоровое питание» |
Познавательные УУД. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом Коммуникативные УУД Умение договариваться, приходить к общему мнению Регулятивные УУД Выполнение пробного учебного действия . Личностные УУД Самоопределение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока. Рефлексия. (5мин) Цель: учить оценивать результаты деятельности. |
Итак, подведем итог. Наш волшебный цветок не только раскрылся, но и у него появились новые бутоны- это наши новые знания. А чтобы помочь Незнайке- надо сказать волшебные слова как говорила Женя из сказки «Цветик- семицветик» «Лети, лети лепесток, через запад на восток , лишь коснешься ты земли - быть …. - Что нового и важного вы узнали на уроке? Какие бы советы могли дать своим друзьям о правильном питании? На партах лежат яблочки, а на доске дерево «Здоровья» Если вам было интересно и все понятно- прикрепите красное яблочко; Если еще не все понятно- желтое яблочко; Если еще нужно потрудиться - зеленое Наш урок подошел к концу, я всех благодарю за хорошую работу! |
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. |
Познавательные УУД Рефлексия способов и условий действия. Регулятивные УУД Личностные УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Я желаю вам , ребята, Быть здоровыми всегда, Но добиться результата Невозможно без труда! |
Использованная литература:
Безруких, М.М. Разговор о правильном питании. Методическое пособие/ М.М.Безруких, Т.А. Филлиповой, А.Г.Макеевой.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.-80с.
Безруких, М.М. Две недели в лагере здоровья. Рабочая тетрадь/ М.М.Безруких, Т.А. Филлиповой, А.Г.Макеевой.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.-72с.
3. Интернет: издательство «Фарос Плюс», статьи о правильном питании детей
4. Коростелёв Н.В. От А до Я детям о здоровье. М. Медицина , 1987.
5. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П2004
6. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Скрипникова Валентина Михайловна