Разработка открытого урока «Технология построения 3d-модели вала»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Кингисеппский колледж технологии и сервиса»
(ГБПОУ ЛО «ККТ и С»)
Разработка открытого урока
«ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ 3D-МОДЕЛИ ВАЛА»
дисциплина
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
(для специальности «Техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом»)
Разработала преподаватель информатики
Дмитриева Ю.В.
Кингисепп
2023 г.
«Думать легко, действовать трудно, а претворить мысль в действие – самая трудная вещь на свете».
И.В.Гете
Пояснительная записка
Одной из составляющих компетенций вашей специальности является владение профессионально-ориентированным языком инженерной культуры — языком графики. Умение читать чертежи и знание правил их выполнения и оформления – это условия успешного овладения техническими знаниями. Целью проведения открытого урока является: формирование ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций через анализ технического учебного материала, что будет способствовать воспитанию профессионализма будущих специалистов, оказывать влияние на формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся, их собственного практического и социального опыта.
При проведении урока используются следующие формы обучения:
- комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами,
- наличие наглядности;
- использование компьютерных технологий;
- активизация деятельности студентов и преподавателя на основе сотрудничества, сотворчества, соавторства;
- акцент на практической значимости материала;
Используемая при проведении урока педагогическая технология –технология развития критического мышления и технология перспективно - опережающего обучения.
Прогнозируемый результат:
-основные приемы техники черчения,
-правила выполнения чертежей;
-основы машиностроительного черчения;
-требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД)
Тема урока: Технология построения 3D-модели вала.
Вид урока: Урок формирования и закрепления умений и навыков (практическая работа).
Форма урока: парная (преподаватель-студент) или индивидуальная (учебная цель для всех общая, но работают самостоятельно, в индивидуальном темпе).
Методы познавательной деятельности: репродуктивный, частично – поисковый с элементами исследования.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Цель урока: формирование и закрепление навыков по построению 3D- моделей в программе КОМПАС.
Задачи урока:
образовательные – применение полученных знаний в практической деятельности;
развивающие – совершенствовать пространственную ориентировку; развитие сообразительности, логического мышления; развитие умения устанавливать последовательность при выполнении практического задания; развитие познавательного интереса, профессиональных и общих компетенций;
воспитательные – воспитать самостоятельность, внимательность; профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
Наглядные пособия, материально-техническое оснащение урока:
программа КОМПАС 3D, учебные пособия, рабочие тетради, раздаточный материал (карточки-задания), ПК преподавателя, ПК для обучающихся.
Структура урока:
Организационная часть - 5 мин.
Вводная часть-20 мин.
Самостоятельная работа обучающихся -55 мин.
Заключительная часть-10 мин.
Ход урока:
Организационная часть:
приветствие; проверка готовности обучающихся (внешний вид); проверка готовности рабочих мест.
Целевая установка:
сообщение темы программы; сообщение темы занятия; сообщение учебной цели занятия.
Вводный инструктаж:
сообщение цели и задач урока; проверка знаний, полученных на предыдущих занятиях: правила ТБ при работе на ПК.
Актуализация опорных знаний:
Ответить на вопросы:
1.Назовите базовые операции построения объемных элементов и охарактеризуйте их.
2. Для чего в программе КОМПАС используется пункт меню Библиотеки?
3.На чём основан кинематический способ задания поверхностей?
Текущий инструктаж
Задание. Построение 3D-модели вала.
Алгоритм выполнения задания:
Запустить программу Компас 3D. Выбрать создание детали (Файл→Создать→Деталь). Сохраните деталь под именем Вал.
Установите ориентацию Изометрия XYZ. Создайте новый Эскиз на плоскости ZY. Нажмите кнопку Непрерывный ввод объектов на панели Геометрия. Постройте замкнутую ломаную линию (рис. 1).
Рис. 1.
Измените стиль горизонтального отрезка с Основная на Осевая. Нанесите размеры (рис. 2).
Рис. 2.
Закройте Эскиз . Нажмите кнопку Операция вращения на панели Редактирование детали (рис. 3).
Рис. 3.
Для построения сплошного тела нажмите кнопку Сфероид на закладке Параметры Панели свойств. Затем откройте закладку Тонкая стенка. Откройте список Тип построения тонкой стенки и укажите вариант Нет. Нажмите кнопку Создать объект — система выполнит построение тела вращения (рис. 4).
Рис. 4.
Нажмите кнопку Касательная плоскость на Расширенной панели команд создания вспомогательных плоскостей (рис. 5). Укажите цилиндрическую грань вала (рис. 6).
Рис. 5. |
Рис. 6. |
В Дереве модели укажите Плоскость ZY. После этого количество возможных вариантов плоскостей сократится до двух. Для окончательного выбора нужного варианта нажмите кнопку Положение 2 на Панели свойств. Нажмите кнопку Создать объект — система выполнит построение касательной плоскости. В Дереве модели щелкните правой клавишей мыши на элементе Касательная плоскость:1 и выполните из контекстного меню команду Эскиз из библиотеки. В Дереве библиотеки откройте папку Пазы и бобышки. В списке элементов папки укажите Паз 1. В окне предварительного просмотра будет показан его контур. В поля координат точки привязки эскиза по осям X и Y на Панели свойств введите значение 0. В поле Угол введите значение 90 градусов. Нажмите кнопку Создать объект . В Дереве модели появится новый элемент Эскиз:2. Щелкните на элементе Эскиз:2 правой клавишей мыши и выполните из контекстного меню команду Редактировать. Система перейдет в режим редактирования эскиза (рис. 7). Эскиз представляет собой параметрический контур с размерами. Для завершения эскиза нужно изменить размеры (выполните двойной щелчок мышью на размерной надписи размера, введите нужное число) и правильно разместить контур. Постройте дополнительный линейный размер и присвойте ему значение 12 мм — контур займет правильное положение в эскизе (рис. 8).
Рис. 7. |
Рис. 8. |
Закройте эскиз и примените к нему операцию Вырезать выдавливанием в прямом направлении с типом построения На расстояние равное 4 мм (рис. 9).
На четырех круглых ребрах постройте фаски длиной 1.6 мм под углом 45 градусов (показано стрелками) (рис. 10).
Рис. 9. |
Рис. 10. |
Нажмите кнопку Сохранить. Закройте окно документа.
Коллективный инструктаж
Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
Организация рабочего места. Проверка начала выполнения задания. Индивидуальный инструктаж при затруднениях, возникающих у обучающихся при выполнении задания. Соблюдение правил ТБ на рабочем месте.
Заключительный инструктаж
Анализ выполненных заданий. Исправление ошибок, допущенных обучающимися при построении, с объяснением причины их возникновения.
Выставление оценок за работу на уроке.
Рефлексия
Домашнее задание:
Повторить теоретическую часть темы «Сборочные чертежи»
2. Построить 3D-модель вала.
Технологическая карта урока «Построение 3D-модели вала»
№ операции | Выполняемая операция | Инструменты и действия | Результат |
1. | Запуск программы Компас 3D | Двойной щелчок л. к.* мыши по ярлыку на рабочем столе | Окно программы Компас |
2. | Создание и сохранение файла детали с именем "Вал" | Щелчок л. к. мыши Файл->Создать->Деталь, заполнение поля Имя файла "Вал" | Сохраненный файл на диске ПК под именем "Вал" |
3. | Установка ориентации | Щелчок л. к. на пиктограмме , выбор Изометрия XYZ | – |
4. | Создание нового эскиза на плоскости ZY | Щелчок л. к. на пиктограмме | Новый эскиз |
5. | Построение замкнутой ломаной линии | Щелчок л. к. на пиктограмме Непрерывный ввод объектов на панели Геометрия. Постройте замкнутую ломаную линию |
|
6. | Изменение стиля горизонтального отрезка | На панели свойств л. к. развернуть раскрывающийся список типов линий, изменить стиль горизонтального отрезка с Основная на Осевая. Нанести размеры |
|
7. | Закрытие эскиза | Щелчок л. к. на пиктограмме Эскиз | Эскиз выделен в окне документа (подсвечен зеленым цветом) |
8. | Построение основания путём вращения эскиза вокруг оси | Нажать кнопку Операция вращения на панели Редактирование детали | – |
9. | Построение сплошного тела | На Панели свойств на закладке Параметры нажать кнопку Сфероид . Затем открыть закладку Тонкая стенка. Открыть список Тип построения тонкой стенки и указать вариант Нет. | – |
10. | Создание объекта | Нажать кнопку Создать объект - система выполнит построение тела вращения |
|
11. | Построение касательной плоскости | Нажать кнопку Касательная плоскость на Расширенной панели команд создания вспомогательных плоскостей |
|
| Указать цилиндрическую грань вала | В Дереве модели указать Плоскость ZY. После этого количество возможных вариантов плоскостей сократится до двух. Для окончательного выбора нужного варианта нажать кнопку Положение 2 на Панели свойств. | |
| Нажать кнопку Создать объект — система выполнит построение касательной плоскости. | Касательная плоскость построена | |
12. | Создание нового элемента Эскиз:2 | В Дереве модели щелкнуть правой клавишей мыши на элементе Касательная плоскость:1 и выполнить из контекстного меню команду Эскиз из библиотеки. | – |
| В Дереве библиотеки открыть папку Пазы и бобышки. | | |
| В списке элементов папки указать Паз 1. В окне предварительного просмотра будет показан его контур | | |
| В поля координат точки привязки эскиза по осям X и Y на Панели свойств ввести значение 0. В поле Угол ввести значение 90 градусов. Нажать кнопку Создать объект В Дереве модели появится новый элемент Эскиз:2.Создан новый элемент Эскиз:2 | | |
13. | Редактирование эскиза | Щелкнуть на элементе Эскиз:2 п. к.* мыши и выполнить из контекстного меню команду Редактировать. Система перейдет в режим редактирования эскиза |
|
|
| Для завершения эскиза нужно изменить размеры (выполнить двойной щелчок мышью на размерной надписи размера, ввести нужное число) и правильно разместить контур. Построить дополнительный линейный размер и присвоить ему значение 12 мм — контур займет правильное положение в эскизе | |
|
| Закрыть эскиз и применить к нему операцию Вырезать выдавливанием в прямом направлении с типом построения На расстояние равное 4 мм | |
14. | Построение фасок | На четырех круглых ребрах построить фаски длиной 1.6 мм под углом 45 градусов (показано стрелками) |
|
15. | Сохранение документа | Нажать кнопку Сохранить. Закрыть окно документа | 3D-модель вала построена |
Самоанализ урока:
Используемая педагогическая технология открытого урока – синтез технологии развития критического мышления и технология перспективно - опережающего обучения.
Технология развития критического мышления основывается на глубокой проработке информации в сопряжении с личным опытом.
В основе технологии РКМЧП - модель, состоящая из трех фаз:
вызов,
смысловая стадия,
рефлексия
На уроке вызов –это постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено , и того, что еще неизвестно. Обучающимся известны основные правила выполнения чертежей. Обучающийся обращается при выполнении чертежей деталей к собственным знаниям, ставит цели, независимые от целей всей группы. Практическое применение приобретённых знаний и умений вызывает интерес. И в результате обучающиеся сравнивают выполненные чертежи с эталонами, то есть осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Элементы технологии перспективно - опережающего обучения позволили объединить пройденный , изучаемый и будущий материал.
Тема «Сборочный чертёж» -будущая тема, затрагивается на всех этапах урока. Опорное изображение собранного изделия появляется в начале презентации. Обучающиеся, выполняя чертежи деталей, отвечая на вопросы,
Так как объяснение нового материала сопровождается наглядным изображением трехмерных изделий, то это развивает пространственное воображение обучающегося. Представление материала на мультимедийном экране в сочетании с индивидуальной работой студентов по изучению изделия в металле позволяет добиться конкретных результатов в обучаемости. Их можно немедленно проверить при помощи эталонов чертежей, требующих знаний и умений, необходимых для выполнения чертежей деталей по всем правилам ЕСКД.