Урок русского языка в 5 классе «Морфология. Правописание»

3
0
Материал опубликован 29 January 2019 в группе

Стригачева Татьяна Николаевна

МБОУ «Тюшинская СШ»

Кардымовского района Смоленской области

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Морфология. Правописание. Самостоятельные и служебные части речи.

Результаты урока:

Понимать значения русского языка в процессе получения образования

Познавательные УУД (смысловое чтение, логическое мышление)

знать предмет изучения морфологии, деление частей речи на самостоятельные и служебные, особую роль междометий;

понимать роль окончания, связь грамматических признаков с правописанием;

уметь на основании опор-таблиц определять части речи в тексте

Ход урока

Оргмомент.


 

Проблемная ситуация

- На доске зашифровано предложение. Попробуйте его расшифровать.

По …..ому …..у …..ит ……..

- Сверим, что получилось. Одинаковые ли получились предложения? Почему? Было ли трудно выполнять задание? Что помогало выполнить задание?

Постановка темы и целей.

- Итак, отгадать предложение вам помогали окончания слов. На протяжении всех лет вашей жизни вы сначала интуитивно, а затем осознанно изучали русский язык, и поэтому, знаете, что если слово имеет окончание -ому, то это скорее всего прилагательное, если –у, то это существительное, если –ит, то перед нами глагол. А как одним словом назвать эти слова – имя существительное, имя прилагательное, глагол? Как можно продолжить это перечисление? Что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

- Прочитайте текст на карточке. Какой раздел лингвистики изучает части речи?

Изучение нового.

- Термин морфология ввёл великий учёный и писатель И.В. Гёте, много лет изучавший науку о строении животных и растений. Строение бывает не только у живых организмов, но и у слов. Например, слово книга не похоже на слово писать, а то в свою очередь не похоже на слово интересный. Чтобы составить из этих слов предложение, надо каждому слову придать необходимую форму (но не любую!). Составьте предложение из этих слов. Иностранцу, начинающему изучать русский язык, трудно усвоить правила формообразования частей речи, а мы их усваиваем интуитивно. Запишем эпиграф к нашей теме (с. 208 учебника), запомним, что изучает морфология (с. 208 учебника – жирный шрифт)

- Части речи делят на несколько групп. Вспомним их и составим схему:

- Прочитайте в таблице на с. 209 об особой роли междометий и звукоподражательных слов.

-Как вы определяете части речи? (по общему значению, вопросу, морфологическим признакам) В начале урока вы увидели, что часть речи можно определять и по форме слова, т.е. по окончанию.

- В учебнике есть таблицы-помощники, которые помогут в определении частей речи (с. 209, форзац)

Применение знаний в стандартной ситуации

- Прочитаем отрывок из стихотворения А.Фета на карточке.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

- Определим части речи и выделим окончания в существительных, прилагательных, глаголах.

- Какое слово вас затруднило? «Что-то» - ясно ли, о чём идёт речь? (Речь идёт о дожде, но поэт не называет этот предмет, а только указывает на него – такие слова называются местоимениями)

- Какая самостоятельная часть речи нам не встретилась?

- Наречие – своеобразная часть речи, потому что в отличие от других самостоятельных частей речи оно не изменяется, а значит, не имеет окончания. Дома вы будете выполнять упражнения, чтобы хорошо знать эту часть речи.

Приведение знаний в систему

- Раздел, который мы начали изучать, называется «Морфология. Правописание». Посмотрим, как связаны эти разделы, выполняя упр. 583

Фронтальный контроль пройденного на уроке материала

- Чтобы проверить, насколько вы усвоили материал урока, закончим начатые предложения:

Морфология – это раздел науки о языке, … (который изучает слово как часть речи)

Части речи делятся на 3 группы: …. (самостоятельные, служебные, междометие)

Междометие – это особая часть речи, которая …. (выражает чувства, не называя их)

По окончанию можно определить …. (часть речи и её морфологические признаки)

Окончание служит для того, чтобы…. (менять форму слова и связывать слова друг с другом)

Морфология тесно связана с таким разделом лингвистики, как …. (правописание)

Домашнее задание: с. 208 (повторить), упр. 586 или 587, 588 (подготовиться к словарному диктанту)

Литература

Иванов В.А. и др. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

 

Карточка для учеников

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.


 


 

    • Каким термином можно обозначить слова, перечисленные в последнем предложении?
    • Какой раздел науки о языке изучает части речи?

 

2. Над каждым словом подпишите часть речи. Выделите окончания существительных, прилагательных, глаголов.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

 

3. Закончите начатые предложения.

Морфология – это раздел науки о языке, …

Части речи делятся на 3 группы: ….

Междометие – это особая часть речи, которая ….

По окончанию можно определить ….

Окончание служит для того, чтобы….

Морфология тесно связана с таким разделом лингвистики, как ….

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации