Урок русского языка в 8 классе «Путешествие в страну Глаголию»

11
2
Материал опубликован 29 May 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Урок русского языка в 8 классе «Путешествие в страну Глаголию»

Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Глагол», а именно: знания учащихся о глаголе как части речи, умение находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов.

Задачи:

1.  Воспитание любви к родному языку, родной природе.

2.  Коррекция словесно-логического мышления, внимания, памяти, речи, творческих способностей учащихся.

3.  Развитие навыков работы в группе, воспитание ответственности за свой вклад в общее дело, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: карта путешествия, таблицы, вырезанные из цветной бумаги красные, зеленые, синие цветы, компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint. 

Ход урока.

I.Организационный момент. Эпиграф.

Что для меня предметы?

Лишь названье.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят здания, и рожь в полях растёт.

В. Кондрашов.

II.Объяснение темы урока. Постановка целей.

-О какой части речи говорится в эпиграфе?

-Что такое глагол? (Это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие)

-Тема сегодняшнего занятия «Повторение изученного о глаголе». Мы повторим и закрепим знания о глаголе как части речи, потренируемся в умении определять грамматические признаки глаголов, их синтаксическую роль в предложении; закрепим умение правильного выбора орфограммы при написании глаголов.

III.Вступительное слово учителя.

Предлагаю вам отправиться в Страну Глаголию. Путешествовать мы будем на поезде знаний. Я думаю, что ваши знания помогут преодолеть все трудности, которые встретятся нам на пути: горы Неопределённости, реку Времени и Орфографический лес, и помогут озеленить Страну Глаголию.

Преодоление трудностей будет оцениваться при помощи цветов:

Красный – неправильный ответ.

Синий – неточный ответ.

Зелёный – правильный ответ.

Полученные цветы вы будете прикреплять к альбомным листам. В конце урока мы посмотрим на ваши результаты. Тот, кто наберет больше красных цветов, получит оценку – 3, синих – 4, зеленых – 5.

Почему именно зеленые цветы вам нужно собрать? Посмотрите на карту страны Глаголии. Правда, она похожа на пустыню? Поэтому вам ребята необходимо «озеленить» страну с помощью своих правильных ответов. Надеюсь, что у вас это получится. Желаю вам успехов!

На предыдущих уроках русского языка по теме «Глагол», которые прошли на этой неделе, вы получили билеты на поезд. Предлагаю вам занять места в вагонах согласно билетам:

1 вагон: первый ученик, второй ученик, третий ученик.

2 вагон: четвертый ученик, пятый ученик, шестой ученик.

3 вагон: седьмой ученик, восьмой ученик, девятый ученик.

 Вагоновожатым назначается ...(ученик 3 группы - выполняет задания по карточкам)

IV. Путешествие по карте./data/files/e1496081046.ppt (Презентация к уроку "Путешествие в страну Глаголия")

  1. Путь свой мы начнём из Города Неопределённого времени. Преодолев Горы Неопределённости, мы попадём в Город Трёх Времён.

- Как вы думаете, почему наш путь начинается именно с этого города? (Это начальная форма глагола)

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

Задание 1: Заменить существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределённую форму.

Задание 2: Поставить глаголы в неопределённую форму, назвать окончания.

Задание 3: Заменить выражения по образцу одним словом, употребив неопреде-лённую форму глагола. Назвать окончания.

  1. Наше путешествие продолжается и теперь нам предстоит преодолеть Реку Времени, чтобы оказаться в Городе Спряжения.

-Какие три времени глаголов вам известны? Расскажите о них.

Задание 1: Найти в стихотворении глаголы, определить их время.

Задание 2: Прочитать предложения, определить время глаголов в каждом и исправить речевые недочеты в нем.

Задание 3: Игра «Угадай код!» Определить время глаголов в каждом предложении, которое читает учитель. Напротив  номера предложения указать время.

1)      Бегут, торопятся в речку ручьи разные.

2)      Скоро, скоро побегут, заговорят весенние ручьи.

3)      Растаял снег в овраге тёмном.

4)      Стало пригревать солнышко.

5)      Вернутся в родные места перелётные птицы.

6)      Звенит весёлая капель.

  1. Из Города Спряжения, пробираясь через орфографический лес, мы попадём в Город Правильного написания глаголов.

- Что называется спряжением? (Изменение глаголов по лицам и числам.)

- Какие глаголы относятся ко II спряжению?

- Какие глаголы относят к I спряжению? (Использовать таблицу.)

- Ребята, как определить спряжение глагола по личным окончаниям?

- Как определяем спряжение по неопределенной форме гла­гола? (Таблица.)

Перед нами большой орфографический лес, чтобы его преодолеть нужно выполнить следующие задания.

Задание 1: Цифровой диктант. В пустых клетках проставить спряжение глаголов.

Слова для диктанта:

Зазеленеют, засветит, растают, расцветает, зазвенят, распашем, засеешь.

Задание 2:

Произнести правильно пословицу, вставив, где необходимо частицу НЕ. Объяснить, как она пишется с глаголом.

Задание 3.

Записать словосочетания, правильно употребив  -ТСЯ или –ТЬСЯ в глаголах.

  1. Вот мы с вами уже и в Городе Правильного написания глаголов. Осталось сделать последний шаг и мы окажемся во Дворце Глаголов.

Задание 1: Вспомните материал сегодняшнего урока. Составьте предложение на тему «Весна».

Задание 2:

Разобрать составленное предложение по членам и частям речи.

Задание 3:

Грамматический разбор глагола из составленного предложения.

V. Итог урока.

На доске вывешиваются альбомные листы учащихся, на которые они в течение урока прикрепляли цветы. По преобладающему цвету определяется индивидуальная оценка каждого ребенка. Затем определяется оценка каждого «вагона». В итоге учитель, определив преобладающий цвет на вместе взятых работах детей «щелкает» мышкой по цветку соответствующего цвета в презентации, и перед учениками открывается окрашенная карта путешествия. Учитель подводит итог урока.

 

 

 

 

Предварительный просмотр презентации

Урок русского языка в 8 классе «Путешествие в страну Глаголию» Учитель русского языка ГБОУ школы-интерната с. Обшаровка, Приволжского района, Самарской области Рафейчик Ольга Александровна

Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Глагол», а именно: знания учащихся о глаголе как части речи, умение находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов. Задачи: Воспитание любви к родному языку, родной природе. Коррекция словесно-логического мышления, внимания, памяти, речи, творческих способностей учащихся. Развитие навыков работы в группе, воспитание ответственности за свой вклад в общее дело, чувство товарищества и взаимопомощи.

Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие

Морфологический океан Город Неопределённой формы глагола Горы неопределённости Река Времени Город Трёх Времён Орфографический лес Город Спряжения глаголов Город Правильного написания глаголов Страна Глаголия Дворец Глаголов

Морфологический океан Город Неопределённой формы глагола Горы неопределённости Река Времени Город Трёх Времён Орфографический лес Город Спряжения глаголов Город Правильного написания глаголов Страна Глаголия Дворец Глаголов

Что делать? Что сделать? -ть (ся) -ти -чь (ся)

З а д а н и е 1 Заменить существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределённую форму ПРИМЕР: беседа - беседовать Цветок, сияние, развлечение.

З а д а н и е 2 Поставить глаголы в неопределённую форму, назвать окончания. ПРИМЕР: привёз - привезти Вырос, спросил, смотрел.

З а д а н и е 3 Заменить выражения по образцу одним словом, употребив неопределённую форму глагола. Назвать окончания. ПРИМЕР: души не чаять - любить Клевать носом – Зарубить на носу – Унести ноги – Набрать в рот воды – Чесать языком – Обвести вокруг пальца - дремать запомнить убежать замолчать болтать обмануть

Морфологический океан Город Неопределённой формы глагола Горы неопределённости Река Времени Город Трёх Времён Орфографический лес Город Спряжения глаголов Город Правильного написания глаголов Страна Глаголия Дворец Глаголов

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ действие происходило до момента речи Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ действие происходит в момент речи Что делает? Что делают? БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ действие происходит после момента речи Что сделает? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать?

З а д а н и е 1 Прочитать стихотворение. Найти глаголы, определить их время. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. наст.в. наст.в Уж тает снег, бегут ручьи, прош.в. В окно повеяло весною, буд.в. Засвищут скоро соловьи, буд.в. И лес оденется листвою.

З а д а н и е 2 Прочитать предложения. Определить время глаголов в каждом предложении и исправить недочёты. В марте зима с весной спорят. Ночью зима ходила хозяйкой, скуёт лужи, ручьи остановит. А днём весна разгуляется, солнцем командует, капелью звенит. И нет ничего милее музыки весны.

З а д а н и е 3 Игра «Угадай код!» Определить время глаголов в каждом предложении, которое читает учитель. Напротив номера предложения указать время. ПРИМЕР: Повсюду журчит капель (1 – н.в.) ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ действие происходило до момента речи Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ действие происходит в момент речи Что делает? Что делают? БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ действие происходит после момента речи Что сделает? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать? - н.в. - б.в. - п.в. - п.в. - б.в. - н.в.

Морфологический океан Город Неопределённой формы глагола Горы неопределённости Река Времени Город Трёх Времён Орфографический лес Город Спряжения глаголов Город Правильного написания глаголов Страна Глаголия Дворец Глаголов

I спряжение все остальные -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, (-ют) II спряжение -ить -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, (-ят)

З а д а н и е 1 ПРИМЕР: прибежит – вы ставите II растёт – вы ставите I Цифровой диктант. В пустых клетках проставить спряжение глаголов. I II I I II I I

Произнести правильно пословицу, вставив, где необходимо частицу НЕ. Объяснить, как она пишется с глаголом. Кто сегодня обманет, тому завтра поверят. Говори «я учился», а скажи, что узнал. Спеши языком, а торопись делом. Попугай говорить научится, да человеком станет. Кто труда боится, того лень сторонится. Ложь человека красит. Хочешь есть калачи, так сиди на печи. За двумя зайцами погонишься, ни одного поймаешь. З а д а н и е 2

1 вагон. Каша вари(-тся, -ться), закат золоти(-тся, -ться), перестань копа(-тся, -ться), надо лечи(-тся, -ться), пламя разгорае(-тся, -ться), продолжают смея(-тся, -ться). 2 вагон Пусть старае(-тся, -ться), результат увеличи(-тся, -ться), перестал пута(-тся, -ться), не надо лени(-тся, -ться), печь топи(-тся, -ться), боя(-тся, -ться) не стоит. 3 вагон Метё(-тся, -ться) пыль, обязан учи(-тся, -ться), надо умыва(-тся, -ться), долго не просыпае(-тся, -ться), никуда не дене(-тся, -ться), всем улыбае(-тся, -ться). З а д а н и е 3 Записать словосочетания, правильно употребив -ТСЯ или –ТЬСЯ в глаголах. 1 вагон. Каша варится, закат золотится, перестань копаться, надо лечиться, пламя разгорается, продолжают смеяться . 2 вагон Пусть старается, результат увеличится, перестал путаться, не надо лениться, печь топится, бояться не стоит. 3 вагон Метётся пыль, обязан учиться, надо умываться, долго не просыпается, никуда не денется, всем улыбается.

Морфологический океан Город Неопределённой формы глагола Горы неопределённости Река Времени Город Трёх Времён Орфографический лес Город Спряжения глаголов Город Правильного написания глаголов Страна Глаголия Дворец Глаголов

Составить предложение.

подлежащее сказуемое второстепенные  члены 

Порядок грамматического разбора глагола. Часть речи. Неопределённая форма глагола. Время. Число. Лицо (в буд.в., наст.в.) Род (в прош.в.). Спряжение.

Морфологический океан Страна Глаголия Город Неопределённой формы глагола Горы неопределённости Река Времени Орфографический лес Город Спряжения глаголов Город Трёх Времён Город Правильного написания глаголов Дворец Глаголов

Морфологический океан Страна Глаголия Горы неопределённости Река Времени Город Неопределённой формы глагола Орфографический лес Город Трёх Времён Город Спряжения глаголов Город Правильного написания глаголов Дворец Глаголов

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии