Урок русского языка «Морфология. Части речи» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 13 December 2015

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Бельское

муниципального района Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

 

ФЕСТИВАЛЬ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА

 Морфология. Части речи
 

Подготовила

Гусейнова А.Б.

учитель русского языка

и литературы.

 

Цель урока: повторить общие сведения о морфологии и систематизировать их, определяя частеречную принадлежность слов.

Задачи урока: 

Образовательная - закрепить  знания об изученных частях речи; повторить правописание словарных слов, выделять в предложении части речи.

Развивающая - овладеть нормами литературного языка; уметь анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; уметь редактировать текст, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова); расширение словарного запаса.

Воспитательная – воспитать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний

Результаты обучения:

1.Учащиеся умеют правильно определять части речи.

2.Умеют работать в группах.

3.Умеют работать вместе.

План урока: 
I. Оргмомент: 

1. Приветствие

2.Минутка вхождения в урок.

Утро вновь за окном, тихо падает снег...

Пусть у вас на душе будет радость и смех,

Пусть завидный успех в деле будет любом,

И войдет без помех Счастье в светлый наш дом!

2. Внутренняя и внешняя готовность учащихся к уроку

II. Проверка домашнего задания 
1.Проверь себя!

Задание №1 Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте номер строчки,в которой во всех словах пропущена безударная гласная в корне ,проверяемая ударением.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

1)Д_льфинарий,выр_зительность, к_мпозиция, металлический к_нат.

2)экспрес_ивный, громоз_кий, прогрес_ивный.

3) скл_нившийся, состояние р_стительности и водоёмов, местопол_жение населённого пункта.

4) оч_ровательная ночь,т_ктичность,ув_жительный,раск_лённая печь.

( критерии на слайде или на доске:

0-1 ошибка «5»

2 ошибки «4»

3-4 ошибки «3»

5 и больше «2»

Правильно указана строка +1 балл

 

2.Блиц –опрос:( обучающиеся делятся на 2 группы и задают подготовленные вопросы)

1. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке? ( Текстоведение) 
2. Как называется раздел русского языка , в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика) 
3. Какие еще разделы лингвистики вам известны? ( Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.)

4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис) 

5. Что изучает каждый из разделов?

6. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология)
 

III Актуализация опорных знаний 

Анализируем, думаем

1. Рассмотрите карту необычной страны Лингвистики. Сопоставьте названия объектов, изображённых на карте с вашими знаниями. Определите, какой раздел Лингвистики мы вами не затрагивали в этом учебном году.. Придумайте новый «географический» объект страны Лингвистики и обозначьте их на карте.

Физминутка .Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Влияние дыхательной гимнастики на организм человека.
оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы;

вызвать изменения в различных органах и функциональных системах.

Упражнение ОБХВАТИ ПЛЕЧИ.

Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест.

Упражнение КОШКА.

Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ступни ног не отрывались от пола.

Диалог по развитию речи.

Чтение эпиграфа (стр.123) « Грамматика не только учит нас тому ,как можно связать слова …но и позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.»( Л.В. Успенский)

Учитель :

В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология) 

Учитель

Слова объединяются не только в словосочетания  и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.

Вопрос учителя:

- Как называются эти группы? ( чтение и нахождение ответа на стр 123)

- Части речи.

Учитель

Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь МОРФОЛОГИЯ.ЧАСТИ РЕЧИ.

Рефлексия «Синквейн»

Части речи

Самостоятельные,служебные.

Обозначает,дополняет,заменяет.

Части речи важные в речи

Слова.

IV. Постановка цели занятия перед учащимися: 

1.Работа по фразе Л.В.Щербы

А теперь, ребята, прочитайте эту загадочную фразу :”ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО БУДЛАНУЛА БОКРА И КУДРЯЧИТ БОКРЕНКА”

Эту загадочную фразу знают многие ученики, студенты , литераторы, русисты. 

Язык глокой куздры изобрёл для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

- Как определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов?

- Поставить вопрос и выделить окончание, характерное для определённой части речи. 

2.Целеполагание

уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных)

3.Алгоритм работы следующий

Поставить вопрос к слову.

Что оно обозначает?

Подобрать слова с тем же окончанием.

Сделать вывод.

Глокая – какая? Обозначает признак (серая, молодая, лесная), окончание -ая указывает на ж.р., ед.ч. прилагательного.

Куздра – кто? Обозначает действующее лицо (овца, корова, коза), окончание -а указывает на 1-е скл., ж.р., ед.ч. существительного.

Штеко – как? Обозначает признак действия (быстро, гневно, сердито), суффикс -о неизме- няемого слова – наречия.

Бокра – кого? Окончание -а в В.п., ед.ч. указывает на лицо (барана, бычка, петуха). Начальная форма бокр – существительное одушевлённое.

 Будланула и курдячит: будланула – что сделала? – обозначает действие(боднула, толкну- ла), суффикс -л- и окончание -а указывают на форму прош.вр., ж.р. глагола;

кудрячит – что делает? – обозначает действие (пугает, гонит), окончание -ит указывает на форму 3-го л., ед.ч. глагола;

и – союз, связывающий однородные сказуемые.

Бокрёнка – кого? Уменьшительно-ласкательный суффикс -ёнк- в сочетании с окончанием Р.п. –а указывает на существительное одушевлённое, обозначающее детёныша (телёнка, ягнёнка). Начальная форма – бокрёнок.

 Как же в общем «перевести» фразу на русский язык

Вариантов много.можно перевести» так

Бешеная корова сильно боднула быка и лягает телёнка.

Хитрая лисица ловко обманула волка и ласкает волчонка.

Сильная медведица быстро догнала зайца и жалеет зайчонка.

Глупая ворона сильно клюнула козла и каркает на козлёнка.

Хитрая лиса больно ударила волка и тащит волчонка.

Глупая коза сильно боднула медведя и дразнит медвежонка.

Серая мышка быстро убежала от кота и прячет мышонка.

Старая медведица сильно толкнула медведя и догоняет медвежонка.

 

V.Работа по обобщению изученного и введение его в систему раннее усвоенных знаний; 

самостоятельная работа в паре . - Проверим ваше знание частей речи.

1ПАРА.

Я самая главная,

Я самая умная,

Я называю предметы, людей

И отвечаю на вопросы простых падежей.

(Существительное)

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. У образованных слов определите склонение..

1. КАРЕТА (ракета) – 1 скл

2. ДРАНФАКС (скафандр) – 2 скл

3. ОМЕТАК (комета) – 1 скл

4. СНИПУТК (спутник) – 2 скл

5. НЕЛАПТА (планета) – 1 скл

6. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость) – 3 скл

6 баллов -5, 5 баллов -4, 3 балла -3

 

2ПАРА.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

«Потеряшки». Найдите и выпишите прилагательные, определите их разряд. ( за каждый правильный ответ – 1 балл)

Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега.

3ПАРА

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я, имей в виду,

Сказать могу, который ты в ряду.

(Имя числительное)

Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. (за каждый правильный ответ – 1 балл)

4ПАРА

Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

(Местоимение)

«Чудесный чемоданчик». В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения. (за каждый правильный ответ – 1балл )

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви к народу.

5ПАРА

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков-

В речи быть одним из главных слов.

(Глагол)

«Переводчик». В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените «детские» слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 балл)

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)

2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела)

3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)

4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою)

8 баллов -5, 7-6 баллов 4, 5 баллов -3

Каждая пара защищает свой ответ,другие обучающиеся оценивают.

 

 Изменяемые

 Неизменяемые

 Склоняемые (именные)

 Спрягаемые

 Наречия

- имя существительное

- глагол

- имя прилагательное

 

- имя числительное

- местоимение

 

 

 

 

 

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!

(служебные части речи)

Используя полученные знания о частях речи, отредактируйте предложения.

( распечатаны  у каждого на парте,за  правильный ответ 1 балл)

- Перед вами утверждения о самостоятельных и служебных частях речи.

- Выберите правильные ответы ( «+»/ «-»):

1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.

2. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.

3. Служебные части речи не бывают членами предложения.

4. Служебные части речи имеют лексическое значение.

5. К любой части речи можно задать вопрос.

6. Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных.

7. К служебным частям речи задать вопрос невозможно.

8. Самостоятельные части речи являются членами предложения.

1. – 8 баллов –«5», 7-6 баллов-«4», 5-4 балла-«3», 3 и меньше –« 2»

2.+

3.+

4.-

5.-

6.+

7.+

8.+

Коллективно заполняется таблица.

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.

1. Нельзя задать вопрос.

2. Являются членами предложения.

2. Не являются членом предложения.

3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.

 

 

Этап контроля:

Тест (размещен на сервисе Анкетер.ру, выполняется в режиме он-лайн индивидуально каждым учащимся).

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

-6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

Ключ: 1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

 

 

 

VI.Подведение итогов урока:

-Что нового вы сегодня узнали?

-что изучает раздел «Морфология»?

-на какие две группы делятся части речи?

-какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

Рефлексия

- Я умею…
- Я не умею…
- Я могу научить своих одноклассников…
-  Сегодня я понял…
- Я узнал, что…
- Я научился…
- Теперь я…
- Теперь мне…
- Мне ещё предстоит…

 

VII. Домашнее задание (дифференцированное )


1.стр. 124 таблицу заполнить

2.сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (творческое задание).

3. подготовить сообщение ( о разносклоняемых именах сущ., о существительных общего рода, о несклоняемых сущ.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.