«Пути сохранения водных ресурсов своего региона и своей местности»
МОУ – СОШ с. Писаревка Унечского района Брянской области
Методическая разработка на конкурс
«Водосбережение - дело каждого»
Внеклассное мероприятие по теме:
«Пути сохранения водных ресурсов своего региона и своей местности»
Целевая аудитория: 8-9 классы
Работу подготовила:
учитель географии
Монакова Наталья Петровна
Писаревка 2024
В данной работе представлена тема охраны водных объектов своего региона и своей местности.
Методические рекомендации служат как дополнительный материал к урокам географии в 8 классе по теме: «Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние водные ресурсы своего региона и своей местности», в 9 классе при изучении темы «Центральная Россия». Подготовительный этап включает следующие моменты:
Подбор информационных материалов.
Составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия.
Подготовка и оформление класса в день проведения мероприятия.
Конспект внеклассного мероприятия
Тема: Пути сохранения водных ресурсов своего региона и своей местности.
Тип занятия: урок открытий новых знаний, закрепление пройденного материала.
Цели занятия:
Образовательная: расширить представление обучающихся об использовании и охране воды; формировать комплекс практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни.
Развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, с состоянием окружающей среды.
Воспитательная: воспитывать чувства любви к своей малой родине.
Формирование УДД.
Личностные результаты: проявлять интерес к познанию природы, готовность бережно относиться к природе и окружающей среде.
Коммуникативные: формулировать суждения, умение выражать свою точку зрения по географическим аспектам.
Познавательные: уметь составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения).
Регулятивные: владеть способами самоконтроля и рефлексии; оценивать соответствие результата цели и условиям;
Предметные: распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды; приводить примеры рационального и нерационального природопользования.
Оборудование: мультимедийный проектор, карта Брянской области, рабочие листы
Ход занятия.
1.Организациооный момент.
Учитель читает слова:
-Добрый день, дорогие друзья!
Я надеюсь, что встречу, мы проводим не зря.
Благотворно работать - теперь наша цель.
Ваши умные речи прозвучат, как свирель.
Мы сегодня с вами изучим новый материал и повторим ранее изученный .
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач мероприятия.
Занятие начинается с эпиграфа: Есть, возможно, уголок красивей, Есть богаче, шире есть края, Только из всей моей России Ближе к сердцу Брянщина моя.
Учитель задаёт вопросы обучающимся.
- Как вы думаете, ребята, почему я обратилась к этим словам? У вас какие чувства вызывают эти слова?
(Ответы обучающихся)
- Это стихотворение написал наш земляк И.Швец. А вот ещё одно его стихотворение.
Учитель читает следующее стихотворение.
Наша Брянская область-
удивительный край.
Здесь грибов да черники-
поезда нагружай.
А озер и озерец ,
а речушек и рек
сосчитать не сумеет
ни один человек…
Наша Брянская область -
край легенд,
красоты.
Мы хотим, чтоб в России,
стала первою ты.
О чем говорится в тексте?
(Примерные ответы обучающихся :
-О Брянской области. О природных ресурсах Брянской области.)
Далее дети вместе с учителем вспоминают определение «Ресурсы, водные ресурсы». Формулируют с помощью учителя цели занятия.
Слова учителя.
Цель нашего занятия сегодня – изучить водные ресурсы Брянской области, выявить антропогенное влияние на них, наметить пути решения экологических проблем.
3. Основная часть.
Далее слова учителя сопровождает презентация.
Водные ресурсы Брянской области принадлежат к бассейну Днепра, а на северо-востоке – к Волге. На территории региона протекает 2867 рек, протяженностью 12889 км, и находятся свыше 3300 озёр и искусственных водоёмов. Централизованное водоснабжение Брянска осуществляется из артезианских скважин и водозаборов реки Десны после технологической очистки.
Использование водных ресурсов начинается с забора природной воды из подземных и поверхностных водных источников с последующим ее перераспределением между отраслями экономики и, наконец, отведением отработанных вод (стоков) на очистные сооружения и сбросом их в водотоки и водоемы.
Дети выполняют задание:
Используя таблицу, выясни, какие предприятия Брянской области загрязняют воду и сделайте выводы.
Таблица. Крупные водопользователи Брянской области
Район | Предприятие | Объем сточных вод имеющих загрязняющие вещества, млн. м3 | |
2021 г | 2022 г. | ||
г. Брянск | МУП «Брянский городской водоканал» | 31,57 | 31,43 |
г. Клинцы | МУП ВКХ г. Клинцы | 3,45 | 3,31 |
Выгоничский район | ООО «Брянский бройлер» | 1,62 | 1,69 |
г.Новозыбков | МУП «Новозыбковский городской водоканал» | 1,47 | 2,45 |
Карачевский район | МУП «Карачевский городской водоканал» | 0,87 | 0,86 |
г. Сельцо | ООО «Жилкомхоз» г. Сельцо | 0,72 | 075 |
Дятьковский | МУП МО г. Фокино | 0,62 | 0,64 |
Унечский | АО «Унечский водоканал» | 0,73 | 0,66 |
Слова учителя:
Изучение качества поверхностных вод рек бассейна р. Днепр в Брянской области проводилось на 8 водных объектах: Ипуть, Унеча, Десна, Болва, Снежеть, Навля, Судость, Ирпа в 13 пунктах и 22 створах. Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения на водных объектах бассейна не отмечалось.
р. Ипуть - в целом вода реки загрязнена органическими веществами по ХПК и БПК5, азотом аммонийным, железом общим. Среднегодовые концентрации составили 1-4 ПДК. В створе р. Ипуть, 2км ниже г. Сураж максимальные концентрации по ХПК и БПК5 составили 1-2ПДК, железа общего 7ПДК, а р. Ипуть с. Добродеевка 2,0км ниже села максимальные концентрации по БПК5 и ХПК составили 1-2ПДК, по железу общему 4ПДК.
р. Унеча – вода реки загрязнена органическими веществами по ХПК и БПК5, азотом аммонийным, соединениями железа. Среднегодовые и максимальные концентрации составили 1-2 ПДК. В створе 4,0км выше города Унеча максимальные концентрации по ХПК и БПК5 составили 3ПДК, а в створе 3,0км ниже г. Унеча максимальные концентрации соединений железа общего 3ПДК, БПК5 и ХПК составили 1-2ПДК соответственно.
р. Десна – к характерным загрязняющим веществам воды реки относятся органические вещества по ХПК и БПК5, железо общее, азот аммонийный и марганец. В районе г. Жуковки в воде реки максимальные концентрации органических веществ по ХПК 1ПДК, азота аммонийного 1ПДК железа общего составили 6ПДК. В створе 2,5км выше г. Брянска в воде реки среднегодовые концентрации органических веществ по ХПК и БПК5, соединений железа общего, азота аммонийного, марганца составили 1-4 ПДК. В створе 1,0км ниже г. Брянска максимальные концентрации по ХПК и БПК5 составили 2ПДК, соединений железа общего 6ПДК, азота аммонийного 2ПДК, нитритного 3ПДК и марганца 5ПДК. За пределы Брянской области река выходит в среднем с повышенным содержанием органических веществ по ХПК и БПК5, азота аммонийного, железа общего1-5ПДК. Максимальные концентрации по железу общему достигали до 5ПДК.
р. Болва – створ 1,5км выше г. Фокино среднегодовые концентрации органических веществ по ХПК и БПК5 2ПДК, соединения железа общего до 4ПДК. В створе 1,5км ниже г. Фокино максимальные концентрации по БПК5 и ХПК 1-2ПДК соответственно, азота аммонийного 1ПДК. Максимальные концентрации железа общего 6ПДК. В г. Брянске среднегодовые концентрации органических веществ по ХПК и БПК5, азота аммонийного, железу общему, составили 1-4 ПДК. Максимальные концентрации железа общего в створе достигали 5 ПДК.
р. Снежеть – загрязнена органическими веществами по ХПК и БПК5, азотом аммонийным и нитритным до 1-3ПДК. Среднегодоваяконцентрация железа общего составила 3ПДК (максимальная 9 ПДК), соединениями меди 2ПДК (максимальная 2ПДК). р. Навля – загрязнена органическими веществами по ХПК и БПК5, азотом аммонийным 1ПДК. Среднегодовые концентрации соединений железа составляли 4ПДК, а максимальны 8 ПДК.
р. Судость – в целом по реке среднегодовые концентрации загрязняющих веществ по ХПК и БПК5, железом общим, азотом аммонийным составили 1-2ПДК. Максимально до 3 ПДК загрязненность соединениями железа общего. Единичные случаи фосфатов до 4ПДК.
р. Ирпа – в черте р.п. Климово среднегодовые концентрации органических веществ по ХПК и БПК5, железа общего, азота аммонийного и нитритного, фосфатов составили 1-3ПДК. Максимальные концентрации в точке отбора 2,0км ниже р.п. Климово составили азотом нитритным и аммонийным 2-4ПДК соответственно, фосфатов и железа общего 3ПДК.
Слова учителя:
- Ребята, какие мы сделаем выводы, просмотрев презентацию?
(Дети делают выводы)
-А это стихотворение другого брянского поэта В. Динабургского
Учитель читает стихотворение В. Динабургского
Однажды может так случиться ,
что ни в колодце, ни в кринице
ни капли звонко крупицы,
никто воды вдруг не найдёт
И верный наш водопровод
Откажет раз и навсегда!
Тут все поймут – пришла беда!
И мигом кинуться к речушке,
Поспешно вёдрами гремя.
Сольюсь с толпой людской и я ,
забыв, что там даже ракушки
разъела тёмная струя.
И тут всем станет не до шуток!
Какие шутки, чёрт возьми!
Вода благоволила литься,
но той водою не умыться,
но той водою не напиться ,
Мертва вода. Почти мазут…
Над кем вершить тогда нам суд?
Над кем вершить тогда нам суд?
Учитель обращает внимание на последние слова стихотворения « Над кем вершить тогда нам суд?». Что мы с вами можем сделать для защиты водных ресурсов от загрязнения?
(Дети отвечают на поставленные вопросы)
Далее учитель обращает внимание на фотографию озера в с. Белогорщь Унечского района, читает статью из « Унечской газеты»
«5 июля в Унече, в рамках празднования дня образования Брянской области, прошла экологическая акция «Чистый берег». Её с целью наведения и поддержания санитарного порядка на берегах городского озера, развитие общественной активности и бережного отношения жителей и гостей города к природе. Активное участие в проведении акции приняли участники профильной смены «Знамя Пересвета». Вместе с депутатом Брянской областной Думы С.Н.Кудиновой и руководителем местного отделения «Молодой Гвардии» В.С.Шинкоренко приветствовали и поздравили с праздником участников акции. Невзирая на превратности погоды работы выполнены в полном объёме. Выполненные работы позволили очистить берег озера от оставленного мусора несознательными отдыхающими, такого как пустые стеклянные и пластиковые бутылки, жестяные банки, полиэтиленовые пакеты и салфетки. Основной идеей акции является показать жителям и гостям города пример того, что человек и природа тесно взаимосвязаны, что не стоит оставлять мусор после себя, а следует вывозить его в специально предназначенные для этого места, ведь от того, как мы относимся к окружающей нас природе, зависит наше с вами будущее.
4.Подведение итогов занятия.
Далее слова учителя:
- Ребята, как вы понимаете слова поговорок «Не плюй в колодезь – пригодится воды напиться». « Под лежачий камень вода не течёт?» Как эти слова связать с темой сегодняшнего нашего занятия?
(Дети отвечают : Не следует делать что-нибудь, что может навредить или нанести ущерб, так как это может повлиять на нашу жизнь в будущем. Ничего не делается само собой. Нужно приложить усилия, чтобы что-то изменить
5.Рефлексия.
Учитель задаёт вопросы:
- Ребята, что вы нового сегодня узнали?
Каких целей удалось достигнуть?
Как он сможет использовать знания в будущем ?
Продолжите фразы: Урок навёл меня на размышления... (заставил задуматься)
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Технологическая карта мероприятия
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Оргмомент | Приветствует учеников | Приветствуют учителя | Регулятивные: настрой на деятельность |
2. | Мотивация учебной деятельности Постановка целей и задач мероприятия | Читает стихотворения . Задаёт детям вопросы. Формулирует вместе с детьми цели занятия. | Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели с помощью учителя | Личностные: самоопределение к познавательной деятельности.. |
3. | Основная часть. | Знакомит с водными ресурсами своего региона. Даёт задание –проанализировать таблицу и сделать выводы. ( работа в парах) Знакомит с реками Брянской области. Читает стихотворение В. Динабургского. Читает статью из «Унечской «газеты. | Знакомятся с водными ресурсами своего региона. Анализируют таблицу и делают выводы. Изучают реки Брянской области. Анализируют стихотворение и делают выводы. Слушают учителя. | Коммуникативные: умение слушать и слышать. Коммуникативные: планирование сотрудничества, управление поведением партнера. Познавательные: работа с информацией. Предметные: формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, Личностные: формирование бережного отношения к природе и окружающей среде |
4. | Подведение итогов занятия. | Задаёт вопросы. | Отвечают на вопросы | Личностные: готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. |
5. | Рефлексия | Учитель задаёт вопросы: | Отвечают на вопросы | Регулятивные: оценка своей деятельности |
Литература
1.Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник .В 2-х т.Т.2. –М.: Худож. Лит., 1984.
2.Динабургский. В.Д. После полудня : Стихи. - Приокское книжное издательство, 1985.
3.Природа и природные ресурсы Брянской области. Учебное пособие для учителей и студентов / Под ред. Л.М. Ахромеева.- Брянск: Издательство Брянского госпедуниверситета , 2021.
4.«Природные ресурсы и окружающая среда Брянской области» годовой доклад об экологической ситуации в Брянской области в 2022 Г. Составители: Г.В. Левкина, А.А. Луцевич Ответственный за выпуск: Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, 2023.
Приложение 1.
Таблица. Крупные водопользователи Брянской области
Район | Предприятие | Объем сточных вод имеющих загрязняющие вещества, млн. м3 | |
2021 г | 2022 г. | ||
г. Брянск | МУП «Брянский городской водоканал» | 31,57 | 31,43 |
г. Клинцы | МУП ВКХ г. Клинцы | 3,45 | 3,31 |
Выгоничский район | ООО «Брянский бройлер» | 1,62 | 1,69 |
г.Новозыбков | МУП «Новозыбковский городской водоканал» | 1,47 | 2,45 |
Карачевский район | МУП «Карачевский городской водоканал» | 0,87 | 0,86 |
г. Сельцо | ООО «Жилкомхоз» г. Сельцо | 0,72 | 075 |
Дятьковский | МУП МО г. Фокино | 0,62 | 0,64 |
Унечский | АО «Унечский водоканал» | 0,73 | 0,66 |
Приложение 2.