«Пути сохранения водных ресурсов своего региона и своей местности»

4
0
Материал опубликован 19 December 2024



МОУ – СОШ с. Писаревка Унечского района Брянской области





Методическая разработка на конкурс

«Водосбережение - дело каждого»



Внеклассное мероприятие по теме:

«Пути сохранения водных ресурсов своего региона и своей местности»

Целевая аудитория: 8-9 классы













Работу подготовила:

учитель географии

Монакова Наталья Петровна





Писаревка 2024

 В данной работе представлена тема охраны водных объектов своего региона и своей местности.

Методические рекомендации служат как дополнительный материал к урокам географии в 8 классе по теме: «Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние водные ресурсы своего региона и своей местности», в 9 классе при изучении темы «Центральная Россия». Подготовительный этап включает следующие моменты:

Подбор информационных материалов.

Составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия.

Подготовка и оформление класса в день проведения мероприятия.



Конспект внеклассного мероприятия

Тема: Пути сохранения водных ресурсов своего региона и своей местности.

Тип занятия: урок открытий новых знаний, закрепление пройденного материала.

Цели занятия:

Образовательная: расширить представление обучающихся об использовании и охране воды; формировать комплекс практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни.

Развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, с состоянием окружающей среды.

Воспитательная: воспитывать чувства любви к своей малой родине.

Формирование УДД.

Личностные результаты: проявлять интерес к познанию природы, готовность бережно относиться к природе и окружающей среде.

Коммуникативные: формулировать суждения, умение выражать свою точку зрения по географическим аспектам.

Познавательные: уметь составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения).

Регулятивные: владеть способами самоконтроля и рефлексии; оценивать соответствие результата цели и условиям;

Предметные: распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды; приводить примеры рационального и нерационального природопользования.

Оборудование: мультимедийный проектор, карта Брянской области, рабочие листы

Ход занятия.

1.Организациооный момент.

Учитель читает слова:

-Добрый день, дорогие друзья!

Я надеюсь, что встречу, мы проводим не зря.

Благотворно работать - теперь наша цель.

Ваши умные речи прозвучат, как свирель.

Мы сегодня с вами изучим новый материал и повторим ранее изученный .

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач мероприятия.

Занятие начинается с эпиграфа: Естьвозможноуголок красивейЕсть богачешире есть края, Только из всей моей России Ближе к сердцу Брянщина моя.

Учитель задаёт вопросы обучающимся.

- Как вы думаете, ребята, почему я обратилась к этим словам? У вас какие чувства вызывают эти слова?

(Ответы обучающихся)

- Это стихотворение написал наш земляк И.Швец. А вот ещё одно его стихотворение.

Учитель читает следующее стихотворение.

  Наша Брянская область-

            удивительный край.

            Здесь грибов да черники-

            поезда нагружай.

            А озер и озерец ,

            а речушек и рек

            сосчитать не сумеет  

            ни один человек…

           Наша Брянская область -

           край легенд,

           красоты.

           Мы хотим, чтоб в России,

           стала первою ты.

О чем говорится в тексте?

(Примерные ответы обучающихся :

-О Брянской области. О природных ресурсах Брянской области.)

Далее дети вместе с учителем вспоминают определение «Ресурсы, водные ресурсы». Формулируют с помощью учителя цели занятия.

Слова учителя.

Цель нашего занятия сегодня – изучить водные ресурсы Брянской области, выявить антропогенное влияние на них, наметить пути решения экологических проблем.

3. Основная часть.

Далее слова учителя сопровождает презентация.

t1734634065aa.gifВодные ресурсы Брянской области принадлежат к бассейну Днепра, а на северо-востоке – к Волге. На территории региона протекает 2867 рек, протяженностью 12889 км, и находятся свыше 3300 озёр и искусственных водоёмов. Централизованное водоснабжение Брянска осуществляется из артезианских скважин и водозаборов реки Десны после технологической очистки.

t1734634065ab.gifИспользование водных ресурсов начинается с забора природной воды из подземных и поверхностных водных источников с последующим ее перераспределением между отраслями экономики и, наконец, отведением отработанных вод (стоков) на очистные сооружения и сбросом их в водотоки и водоемы.

t1734634065ac.gif

Дети выполняют задание:

Используя таблицу, выясни, какие предприятия Брянской области загрязняют воду и сделайте выводы.

Таблица. Крупные водопользователи Брянской области

Район

Предприятие

Объем сточных вод имеющих загрязняющие вещества, млн. м3

2021 г

2022 г.

г. Брянск

МУП «Брянский городской водоканал»

31,57

31,43

г. Клинцы

МУП ВКХ г. Клинцы

3,45

3,31

Выгоничский

район

ООО «Брянский бройлер»

1,62

1,69

г.Новозыбков

МУП «Новозыбковский городской водоканал»

1,47

2,45

Карачевский

район

МУП «Карачевский городской водоканал»

0,87

0,86

г. Сельцо

ООО «Жилкомхоз» г. Сельцо

0,72

075

Дятьковский

МУП МО г. Фокино

0,62

0,64

Унечский

АО «Унечский водоканал»

0,73

0,66

Слова учителя:

Изучение качества поверхностных вод рек бассейна р. Днепр в Брянской области проводилось на 8 водных объектах: Ипуть, Унеча, Десна, Болва, Снежеть, Навля, Судость, Ирпа в 13 пунктах и 22 створах. Случаев высокого и экстремально высокого загрязнения на водных объектах бассейна не отмечалось.

р. Ипуть - в целом вода реки загрязнена органическими веществами по ХПК и БПК5, азотом аммонийным, железом общим. Среднегодовые концентрации составили 1-4 ПДК. В створе р. Ипуть, 2км ниже г. Сураж максимальные концентрации по ХПК и БПК5 составили 1-2ПДК, железа общего 7ПДК, а р. Ипуть с. Добродеевка 2,0км ниже села максимальные концентрации по БПК5 и ХПК составили 1-2ПДК, по железу общему 4ПДК.

t1734634065ad.gif

р. Унеча – вода реки загрязнена органическими веществами по ХПК и БПК5, азотом аммонийным, соединениями железа. Среднегодовые и максимальные концентрации составили 1-2 ПДК. В створе 4,0км выше города Унеча максимальные концентрации по ХПК и БПК5 составили 3ПДК, а в створе 3,0км ниже г. Унеча максимальные концентрации соединений железа общего 3ПДК, БПК5 и ХПК составили 1-2ПДК соответственно.

t1734634065ae.gif

р. Десна – к характерным загрязняющим веществам воды реки относятся органические вещества по ХПК и БПК5, железо общее, азот аммонийный и марганец. В районе г. Жуковки в воде реки максимальные концентрации органических веществ по ХПК 1ПДК, азота аммонийного 1ПДК железа общего составили 6ПДК. В створе 2,5км выше г. Брянска в воде реки среднегодовые концентрации органических веществ по ХПК и БПК5, соединений железа общего, азота аммонийного, марганца составили 1-4 ПДК. В створе 1,0км ниже г. Брянска максимальные концентрации по ХПК и БПК5 составили 2ПДК, соединений железа общего 6ПДК, азота аммонийного 2ПДК, нитритного 3ПДК и марганца 5ПДК. За пределы Брянской области река выходит в среднем с повышенным содержанием органических веществ по ХПК и БПК5, азота аммонийного, железа общего1-5ПДК. Максимальные концентрации по железу общему достигали до 5ПДК.

t1734634065af.gif

р. Болва – створ 1,5км выше г. Фокино среднегодовые концентрации органических веществ по ХПК и БПК5 2ПДК, соединения железа общего до 4ПДК. В створе 1,5км ниже г. Фокино максимальные концентрации по БПК5 и ХПК 1-2ПДК соответственно, азота аммонийного 1ПДК. Максимальные концентрации железа общего 6ПДК. В г. Брянске среднегодовые концентрации органических веществ по ХПК и БПК5, азота аммонийного, железу общему, составили 1-4 ПДК. Максимальные концентрации железа общего в створе достигали 5 ПДК.

t1734634065ag.gif

р. Снежеть – загрязнена органическими веществами по ХПК и БПК5, азотом аммонийным и нитритным до 1-3ПДК. Среднегодоваяконцентрация железа общего составила 3ПДК (максимальная 9 ПДК), соединениями меди 2ПДК (максимальная 2ПДК). р. Навля – загрязнена органическими веществами по ХПК и БПК5, азотом аммонийным 1ПДК. Среднегодовые концентрации соединений железа составляли 4ПДК, а максимальны 8 ПДК.

р. Судость – в целом по реке среднегодовые концентрации загрязняющих веществ по ХПК и БПК5, железом общим, азотом аммонийным составили 1-2ПДК. Максимально до 3 ПДК загрязненность соединениями железа общего. Единичные случаи фосфатов до 4ПДК.

t1734634065ah.gif

р. Ирпа – в черте р.п. Климово среднегодовые концентрации органических веществ по ХПК и БПК5, железа общего, азота аммонийного и нитритного, фосфатов составили 1-3ПДК. Максимальные концентрации в точке отбора 2,0км ниже р.п. Климово составили азотом нитритным и аммонийным 2-4ПДК соответственно, фосфатов и железа общего 3ПДК.

t1734634065ai.gif

Слова учителя:

- Ребята, какие мы сделаем выводы, просмотрев презентацию?

(Дети делают выводы)

-А это стихотворение другого брянского поэта В. Динабургского

Учитель читает стихотворение В. Динабургского

Однажды может так случиться ,

что ни в колодце, ни в кринице

ни капли звонко крупицы,

никто воды вдруг не найдёт

И верный наш водопровод

Откажет раз и навсегда!

Тут все поймут – пришла беда!

И мигом кинуться к речушке,

Поспешно вёдрами гремя.

Сольюсь с толпой людской и я ,

забыв, что там даже ракушки

разъела тёмная струя.

И тут всем станет не до шуток!

Какие шутки, чёрт возьми!

Вода благоволила литься,

но той водою не умыться,

но той водою не напиться ,

Мертва вода. Почти мазут…

Над кем вершить тогда нам суд?

Над кем вершить тогда нам суд?

Учитель обращает внимание на последние слова стихотворения « Над кем вершить тогда нам суд?». Что мы с вами можем сделать для защиты водных ресурсов от загрязнения?

(Дети отвечают на поставленные вопросы)

Далее учитель обращает внимание на фотографию озера в с. Белогорщь Унечского района, читает статью из « Унечской газеты»

«5 июля в Унече, в рамках празднования дня образования Брянской области, прошла экологическая акция «Чистый берег». Её с целью наведения и поддержания санитарного порядка на берегах городского озера, развитие общественной активности и бережного отношения жителей и гостей города к природе. Активное участие в проведении акции приняли участники профильной смены «Знамя Пересвета». Вместе с депутатом Брянской областной Думы С.Н.Кудиновой и руководителем местного отделения «Молодой Гвардии» В.С.Шинкоренко приветствовали и поздравили с праздником участников акции. Невзирая на превратности погоды работы выполнены в полном объёме. Выполненные работы позволили очистить берег озера от оставленного мусора несознательными отдыхающими, такого как пустые стеклянные и пластиковые бутылки, жестяные банки, полиэтиленовые пакеты и салфетки. Основной идеей акции является показать жителям и гостям города пример того, что человек и природа тесно взаимосвязаны, что не стоит оставлять мусор после себя, а следует вывозить его в специально предназначенные для этого места, ведь от того, как мы относимся к окружающей нас природе, зависит наше с вами будущее.

t1734634065aj.gift1734634065ak.gif

4.Подведение итогов занятия.

Далее слова учителя:

- Ребята, как вы понимаете слова поговорок «Не плюй в колодезь – пригодится воды напиться». « Под лежачий камень вода не течёт?» Как эти слова связать с темой сегодняшнего нашего занятия?

(Дети отвечают : Не следует делать что-нибудь, что может навредить или нанести ущерб, так как это может повлиять на нашу жизнь в будущем. Ничего не делается само собой. Нужно приложить усилия, чтобы что-то изменить

5.Рефлексия.

Учитель задаёт вопросы:

- Ребята, что вы нового сегодня узнали?

Каких целей удалось достигнуть?

Как он сможет использовать знания в будущем ?

Продолжите фразы: Урок навёл меня на размышления... (заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что



Технологическая карта мероприятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Оргмомент

Приветствует учеников

Приветствуют учителя

Регулятивные: настрой на деятельность

2.

Мотивация учебной деятельности Постановка целей и задач мероприятия

Читает стихотворения . Задаёт детям вопросы.

Формулирует вместе с детьми цели занятия.

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят цели с помощью учителя

Личностные: самоопределение к познавательной деятельности..

3.

Основная часть.


Знакомит с водными ресурсами своего региона.


Даёт задание –проанализировать таблицу и сделать выводы. ( работа в парах)


Знакомит с

реками Брянской области.


Читает стихотворение

В. Динабургского.

Читает статью из «Унечской «газеты.


Знакомятся с водными ресурсами своего региона.


Анализируют таблицу и делают выводы.



Изучают реки Брянской области.


Анализируют стихотворение и делают выводы.

Слушают учителя.

Коммуникативные: умение слушать и

слышать.



Коммуникативные:

планирование сотрудничества, управление поведением

партнера.

Познавательные:

работа с информацией.


Предметные:

формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности,

Личностные: формирование бережного отношения к природе и окружающей среде


4.

Подведение итогов занятия.


Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы

Личностные:

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

5.

Рефлексия


Учитель задаёт вопросы:


Отвечают на вопросы

Регулятивные: оценка своей деятельности



Литература

1.Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник .В 2-х т.Т.2. –М.: Худож. Лит., 1984.

2.Динабургский. В.Д. После полудня : Стихи. - Приокское книжное издательство, 1985.

3.Природа и природные ресурсы Брянской области. Учебное пособие для учителей и студентов / Под ред. Л.М. Ахромеева.- Брянск: Издательство Брянского госпедуниверситета , 2021.

4.«Природные ресурсы и окружающая среда Брянской области» годовой доклад об экологической ситуации в Брянской области в 2022 Г. Составители: Г.В. Левкина, А.А. Луцевич Ответственный за выпуск: Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, 2023.















Приложение 1.

Таблица. Крупные водопользователи Брянской области

Район

Предприятие

Объем сточных вод имеющих загрязняющие вещества, млн. м3

2021 г

2022 г.

г. Брянск

МУП «Брянский городской водоканал»

31,57

31,43

г. Клинцы

МУП ВКХ г. Клинцы

3,45

3,31

Выгоничский район

ООО «Брянский бройлер»

1,62

1,69

г.Новозыбков

МУП «Новозыбковский городской водоканал»

1,47

2,45

Карачевский



район

МУП «Карачевский городской водоканал»

0,87

0,86

г. Сельцо

ООО «Жилкомхоз» г. Сельцо

0,72

075

Дятьковский

МУП МО г. Фокино

0,62

0,64

Унечский

АО «Унечский водоканал»

0,73

0,66





Приложение 2.

t1734634065al.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.